Проект №1. Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации.
Цель |
Направления |
Содержание |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
Главной целью внутреннего маркетинга в образовательной организации является увеличение реальной отдачи и результативности деятельности без привлечения дополнительных ресурсов и создание предпосылок для внедрения стратегических факторов интенсификации выбора образовательных субъектов, принятие грамотных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности образовательной организации: преодоление сопротивления инновациям со стороны персонала; интегрирование интересов ОО с интересами партнёров в области образования; ориентация на персонал, учёт его интересов; развитие руководством благоприятного для работы климата, психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения.
|
1. Исследование рынка образовательных услуг: -формирование и определение потребностей в образовательных услугах; -продвижение на рынок образовательных продуктов; -информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг; -формирование маркетинговой стратегии образовательной организации; 2. Анализ возможностей ОО и окружающей образовательной среды: -изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты ОО; -определение потенциальных потребителей продуктов и услуг ОО; -формирование спроса и стимулирование сбыта продукта и образовательных услуг ОО; -планирование цены образовательных услуг; -разработка системы оценки качества предоставляемых предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей; -обоснование и расчёт необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке; -формирование банка данных по предлагаемым образовательным услугам и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг; 3. Заключение договоров и соглашений с партнёрами по реализации услуг; -заключение договоров с потребителями. 4. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров КГА ПОУ «СПК» в области маркетинга: -профессиональное обучение; -внутреннее просвещение; -формирование целевых групп. 5. Разработка маркетинговой коммуникации: -управление процессом продвижения образовательных услуг на всех этапах (перед продажей, в момент покупки, во время и по завершению процесса потребления); -разработка механизмов передачи информации для потребителей, а также путей обратной связи от потребителя к ОО. 6. Выбор каналов коммуникации: -личные (выставки, семинары-презентации, пресс-коференции). Использование личных каналов имеет своей целью получение благоприятных отзывов экспертов, а также появление хороших отзывов об образовательных услугах в профессиональных кругах; -неличные каналы- обращение передаётся без личного участия и включают в себя СМИ, интерьеры (элементы окружающей среды, подталкивающие потребителей воспользоваться образовательными услугами конкретной ОО.
|
В содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе проблемы: - качество, ассортимент, сервис в предоставлении образовательных услуг; -ценообразование и адаптация цен; (рекламная политика, организация взаимоотношений с общественностью и прямых контактов с клиентами, выставочная, и ярмарочная деятельность; -товародвижение ( сбыт и продажи); -проблемы персона ( отбор, обучение, организация труда и стимулирование. В образовании к содержанию маркетинга нужно отнести следующие вопросы: -кого учить? (на какого абитуриента ориентироваться, кого приглашать и отбирать, кто составит контингент обучающихся); -зачем и чему учить? Это поиск оптимального соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями; -сколько учить? Предстоит выбрать целесообразность уменьшения или увеличения сроков обучения; -где учить? Выбор типа образовательного учреждения; -как учить? Сюда входит определение формы обучения (очная, заочная, смешанная), технологии обучения (традиционная, игровая, деятельностная и др.), технологии контроля и оценки ( в том числе в текущем, поэтапном и результирующем режимах); -кто будет учить? Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов; -с помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, в т.ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др. |
К формам маркетинга в первую очередь следует отнести: -сбор и анализ информации о коньюктуре рынка; - прогноз и оценивание решений на мультифакторной основе; -ситуационное управление. В маркетинге реализуются общенаучные методы: -Систематизация и анализ рынка, потребителях, конкурентах и т. Д.; -синтез информации и моделирование ситуации; - прогнозирование изменений; -экспертиза перспектив; -статистические методы для оценки ёмкости рынка ОУ; -макро- и микроэкономический анализ для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей ОО и его партнёров; -социологические методы для выявления и анализа позиций конкретных потребителей ОУ; -психологические и психофизиологические для апробации и повышения действенности способов формирования спроса; -математические для обслуживания процессов достижения указанных целей. Для оценки и прогнозирования в маркетинге широко применяются методы STEP, SPACE и SWOT-анализа, а также рейтинговую оценку привлекательности рынка образовательных услуг ОО. STEP- анализ- это метод комплексного, социального, экономического и политического анализа. Методика STEP-анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей. Систематизированное изложение факторов среды представляют в виде матрицы STEP-анализа и определяют возможные сценарии развития образовательного учреждения: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Матрица текущего состояния отражает существующую ситуацию с фиксированием негативных, нейтральных и позитивных факторов макросреды. Матрица перспектив развития позволяет прогнозировать ситуацию во всех средах внешнего окружения образовательного учреждения, проигрывая при этом возможные сценарии развития. Метод SWOT-анализа позволяет изучить внутренние источники эффективности образовательного учреждения путём исследования его сильных и слабых сторон, возможностей для развития и потенциальных угроз. Сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней среде ОУ (система управления, техническое развитие, технологии обучения, персонал, экономическая деятельность, финансовое состояние, маркетинг), возможности и угрозы связаны с внешней средой (потребители, конкуренты, деловые партнёры и общественное мнение. При проведении SWOT-анализа целесообразно учитывать как можно больше различных факторов, влияющих или могущих оказать влияние на деятельность ОУ. SPACE-анализ- оценка стратегического положения и действий ОО. Это комплексный метод, позволяющий установить положение организации на базе двух факторов: внутреннем и внешнем. Данный метод предполагает выбор статистически достоверного подмножества характеристик, упорядочение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы. В данном методе выделяют четыре группы критериев оценки: -финансовая сила ОО; -конкурентноспособность ОО и её положение на рынке образовательных услуг; -привлекательность сектора, где действует данная ОО; -стабильность отрасли, где действует данная ОО. Определяется среднее значение для каждой из четырёх групп критериев и оно является основой выбора одной или нескольких альтернативных стратегий развития ОО. |
Значение внутреннего маркетинга в образовательном учреждении прежде всего в том: -что с помощью внутреннего маркетинга ОО удовлетворяет свои потребности в высококвалифицированных кадрах с высокой профессиональной компетентностью; -развитие персонала и обеспечение его вовлечённости в достижение целей организации; -создание системы мотивации преподавателей в проведении существующего процесса обучения студентов в соответствии с современными требованиями, с использованием инновационных образовательных технологий; -непрерывное обучение с целью повышения квалификации; -планирование карьерного роста; -формирование кадрового потенциала за счёт привлечения, развития и мотивирования собственных ресурсов; -стабильное развитие образовательного учреждения за счёт создания и развития высокопрофессионального преподавательского состава; - высокопрофессиональный персонал, его мастерство, культура, тактичность, лояльность сделают образовательное учреждение привлекательным для абитуриентов и социальных партнёров, что в итоге приведёт к конкурентноспособности ОУ; -расширение спектра образовательных услуг, введение и развитие новых специальностей; - увеличение числа обучающихся; -введение инновационных форм обучения (дистанционная, экстернат и др.); -качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся; -создание позитивного общественного мнения об образовательном учреждении; -привлечение дополнительных источников финансирования; - развитие материально-технической базы с учётом современных требований; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.