МКОУ-Верх-Алеусская СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасова Карманова Т.А., учитель.
Проект по дисциплине «Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Проект №2. «Создание инструментария для маркетингового исследования по изучению запросов потребителей».
Составить анкеты для изучения запросов потребителей в отношении качества образования в конкретной образовательной организации.
Под маркетинговыми исследованиями в ОУ понимается системный сбор, упорядочение, анализ данных о различных маркетинговых проблемах, его возможные реакции на те или иные маркетинговые поступки, а также проблемы развития организации и управления маркетингом. Конечной целью маркетингового исследования в ОУ является формирование оптимальной стратегии и тактики действий с учетом реально сложившихся и вероятных в перспективе комплекса условий и факторов окружающей среды с одной стороны, а с другой - возможностей потенциала и претензий образовательных учреждений.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – это анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и, соответственно, открытые.
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает респондентам возможность отвечать своими словами. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие респондентов на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.
Анкета составляется таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
- Облегчить ответ опрашиваемого лица;
- Сформулировать вопрос с учетом еговлияния на ответ опрашиваемого;
- Позволить легко провести анализ.
Прежде чем начинать опрос, анкета проверяется на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.Затем полученные ответы на вопросы обобщаются.Каждый ответ тщательно анализируется и в случае надобности отбрасывается, если ясно, что он заведомо неверный.
Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.
Темы маркетинговых исследований изучения потенциальных и фактических потребителей образовательных услуг ОУ:
1. Изучение потребительских мотиваций, побудительных мотивов, факторов, формирующих предпочтения потенциальных потребителей образовательных услуг.
2. Предоставление потребителям образовательных услуг возможности выбора образовательного учреждения. Выявление имиджа образовательного учреждения.
3. Выявление имиджа педагогов образовательного учреждения.
4. Изучение социокультурного портрета потребителей образовательных услуг, предоставляемых ОУ.
5. Изучение фактических потребителей образовательных услуг:
- изучение степени удовлетворенности потребителей (родителейобучающихся) качеством предоставляемых образовательных услуг;
- изучение социальных мотивов посещения образовательных учреждений;
- изучение мотивов перевода обучающихся в другое школьное учреждение;
- изучение потребительских мотиваций, формирующих предпочтения потенциальных потребителей образовательных услуг.
Информации о потребностях на услугишкольного образования.
Цель нашего исследования – получение конкретной информации о потребностях на услуги школьного образования в условиях взаимодействия с ОУ по их удовлетворению.
Задачи исследования:
1. Выявление наличия потребности в школьных образовательных услугах у родителейобучающихся.
2. Определение направлений, форм и уровня потребности в школьном образовании.
Объект исследования: обучающиесяОУ и их родители.
Методика исследования: данное исследование можно определить как качественно-количественное описание потребностей обучающихсяОУ и их родителей в образовательных услугах. Выборка респондентов тщательно рассчитывается, чтобы охватить все социальные слои, разный возраст детей, уровень их подготовки.
Метод исследования: анкетирование (Анкеты № 1).
Виды оценки: количественная (% соответствия) и качественная (ранжирование).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет процентного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов опрошенных групп.
2. Распределение полученных данных по следующим возрастным категориям:
- родители обучающихсяОУ;
Далее производится анализ данных по каждой исследуемой группе. По результатам исследования составить аналитический отчет.
Имидж образовательного учреждения.
Имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванными оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Вопросы, касающиеся качества предоставляемого образовательного продукта, являются постоянными. Это связано с тем, что потребители услуг могут быть недовольны качеством образования, и могут предпочесть другие образовательный учреждения, которые, в свою очередь, быстро перенимают передовой опыт.
Цель исследования: выявление представлений о конкретном образовательном учреждении для дальнейшего распространения в социуме знаний о целях его деятельности.
Создаваемый имидж представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, что предопределило задачи данного исследования:
- выявление мнений об образе руководителя;
- уточнение представлений о качестве воспитания и образования в данном учреждении;
- определение представлений об уровне комфортности образовательной среды;
- оформление стиля ОУ;
- персонификация образовательной деятельности учреждения;
- дополнительного образования детей.
Объект исследования: родители обучающихсяОУ.
Методика исследования: данное исследование можно определить как качественно-количественное описание составляющих имиджа образовательного учреждения.
Метод исследования: анкетирование (Анкета № 2).
Виды оценки: количественная (% соответствия).
Алгоритм обработки результатов:
1. Рассчитывается процентное соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Полученные данные распределяются.
3. Данные по каждому параметру исследования анализируются .
4. По результатам исследования составляетсяаналитический отчет, разрабатываются рекомендации.
Социально-профессиональный портрет учителя.
Эффективность или результативность работы педагогов школьного образования зависит от множества внешних и внутренних факторов. С учетом этих факторов выделен ряд приоритетных задач, решение которых значительно способствует повышению эффективности работы учреждения:
1.Формирование коллектива педагогов-профессионалов и единомышленников, способных в полной мере удовлетворять запросы населения на образовательные услуги;
2. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
Цель исследования – составить социальный «портрет» педагога ОУ, выявить основные характеристики педагогов как особой социальной группы. В ходе исследования изучаются интересы в профессиональной сфере, взгляд педагогов на необходимые им в работе личностные качества, проблемы взаимоотношений.
Задачи исследования:
1. Выявление представлений педагогов о своей работе.
2. Определение приоритетов педагогов в профессиональной сфере.
3. Выявление социальной позиции педагогов.
4. Определение проблематики отношений педагогов с обучающимися и их родителями и администрацией образовательного учреждения.
Объект исследования: педагоги данного школьного образовательного учреждения.
Методика исследования: данное исследование можно определить как качественно-количественное описание заданных параметров. Тщательно рассчитывается выборка респондентов, чтобы охватить весь педагогический коллектив.
Метод исследования: анкетирование (Анкеты № 3,4).
Виды оценки: количественная (% соответствия) и качественная (ранжирование по 10-ти балльной шкале).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет процентного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных по критериям исследования (см. задачи исследования).
3. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
4. По результатам исследования составляетсяаналитический отчет, разрабатываются рекомендации.
Социокультурный портрет потребителей образовательных услуг
Деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на решение социально-педагогических проблем и реализацию социального заказа.
Потребитель выдвигает свои требования к предоставляемым образовательным услугам (качеству, количеству, срокам исполнения, формам и методам). Все это заставляет создателей образовательных услуг глубоко и всесторонне изучать потребителей ОУ. Чем полнее информация о потребителе, тем больше вероятность принятия верной маркетинговой стратегии. Сведения об образовании, социальном статусе, возрасте родителей позволяют определить этап жизненного цикла семьи и, в соответствии с этим, формировать предложения ОУ. Сведения о здоровье помогут осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, а также увидеть необходимость в программах валеологического направления.
Анализ уровня
Удовлетворенность качеством образовательных услуг
Удовлетворенность потребителей образовательными услугами образовательного учреждения является одним из показателей качества образовательной деятельности этого учреждения. Современное изучение показателя удовлетворенности качеством образовательных услуг позволяет мобильно реагировать на те или иные отрицательные и развивать положительные моменты деятельности образовательного учреждения. Анализ этого показателя позволит более обдуманно подойти к планированию и проектированию деятельности объединения, разработать и осуществить систему мер, позволяющих более эффективно предоставлять образовательные услуги, обладающие такими качествами, которые наиболее полно отвечают требованиям потребителей (своевременно обновить ассортимент, внедрять новые образовательные технологии).
Цель исследования: оценка качества предоставляемых образовательных услуг их потребителями.
При проведении исследования необходимо строго и неукоснительного соблюдать ряд педагогических условий:
1. Сохранить в тайне педагогическую цель.
2. Полностью исключить педагогическое давление.
3. Обеспечить максимум условий для снижения взаимного влияния.
4. Сохранить анонимность полученных результатов, тайну индивидуальных ответов.
Предмет исследования: основные показатели качества образовательных услуг.
Объект исследования: воспитанники и их родители.
Метод исследования: анкетирование (Анкеты №5, 6,7).
Виды оценки: качественная (5-ти бальная шкала).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет балльного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
3. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
№1
Анкета для родителей
Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания.
Отметьте, пожалуйста, свой ответ знаком «+».
I. Имеется ли у вас сегодня потребность в получении школьного образования?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
II. Считаете ли Вы, что общеобразовательное учреждение предлагает вам хорошие образовательные услуги для школьников?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
III. Какие направления школьного образования вы считаете необходимыми для решения ваших потребностей:
- получение необходимых знаний, умений, навыков для подготовки к итоговой аттестации;
- получение правовых знаний, умений и навыков;
- получение знаний, умений и навыков по проблеме «Безопасность в социуме»;
- получение знаний, умений и навыков в сфере «Психология общения»;
- получение образовательных услуг в сфере спортивного совершенствования по различным видам;
IV. Считаете ли Вы, что образовательные услуги в системе школьного образования должно оплачивать государство (местный бюджет)?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
№2
АНКЕТА для родителей
Определение имиджа образовательного учреждения
Отметьте знаком «+» выбранный вами ответ.
1. Что способствовало выбору вами данного ОУ?
- близкое расположение к дому;
- хорошие отзывы о нем ваших знакомых;
- что-то еще_________________
2. Что привлекает вас в образе руководителя ОУ?
- профессионализм;
- интеллигентность;
- высокий рейтинг среди других руководителей;
- что-то еще_________________
3. Как вы оцениваете качество образовательных услуг ОУ?
- высоко;
- средне;
- удовлетворительно;
- низко.
4. Удовлетворяет ли вас уровень комфортности среды в ОУ?
- полностью;
- частично;
- не удовлетворяет.
5. Удовлетворяет ли вас стиль взаимоотношений участников образовательного процесса (оцените по пятибалльной системе)?
- обучающийся - педагог_______
- педагог - педагог_______
- педагог - родитель_______
6. Реализуются ли ваши целевые установки от посещения ОУ?
- выбор будущего ОУ;
- укрепление здоровья;
- возможность самоутверждения ребенка среди сверстников.
7. Удовлетворяют ли вас условия, в которых занимается ваш ребенок (оцените по пятибалльной системе)?
- материально-техническое обеспечение__________
- санитарно-гигиенические условия______________
- учебное обеспечение__________________________
№ 3
Анкета для педагогов
Отметьте, пожалуйста, свой вариант ответа знаком «+».
1. Какое из утверждений в большей степени соответствует вашему представлению о своей работе? (выберите не более 2-х ответов)
- возможность реализовать себя;
- экономическая защищенность;
- атмосфера творчества;
- добрые отношения с коллегами.
2. В чем вы видите перспективы своей профессиональной деятельности? (оцените по пятибалльной системе)
- повышение заработной платы;
- участие в аттестации с целью получения категории;
- повышение в должности;
- улучшение профессионального уровня;
- увидеть успехи своихобучающихся.
3. Какие из качеств вы считаете необходимыми для педагога профессионального образования? (проранжируйте свой ответы – 1,2,3 и т. д)
- профессионализм;
- отзывчивость, совместимость с другими;
- честолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности;
- честность, сознательность;
- инициативность, творческий подход, изобретательность;
- организаторские способности;
- тактичность, дружелюбие, уважительное отношение к коллегам и ребятам;
- какие-то еще.______________________________________________
4. Начиная новое дело, вы чувствуете поддержку в лице (не более 2-х ответов):
- администрации?
- среди коллег?
- у своих обучающихся?
- у родителей своих обучающихся?
- свой вариант _______________________________________________
5. Каким Вы видите завтрашний день ОУ? __________________________________________________________________
Спасибо!
№ 4
АНКЕТА
Самооценка профессиональной деятельности преподавателя.
Оцените каждый вид деятельности по 10-балльной шкале:
Знание методики
Умение ставить и достигать планируемые результаты
Отношения с обучающихся
Отношения с коллегами
Умение создавать творческую атмосферу на занятиях
Умение достигать целевые ориентиры через разумные требования
Умение обеспечивать творческую, разумную дисциплину на занятиях
Знание проблем обучающихся
Умение индивидуально подходить к каждому обучающемуся и способствовать его личному успеху
Умение применять различные приемы и формы для активизации деятельности обучающихсяна занятиях
Авторитет среди родителей
Насколько интересны объяснения педагога
Умеет ли учитель находить оригинальные решения в сложных ситуациях
Способность развивать инициативу детей
Развитие предметно – пространственной развивающей среды в классе
Режимные моменты в классе
Проектная деятельность
Участие в очных и интернет - конкурсах
Спасибо!
№ 5
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания!
В какой степени Вы удовлетворены качеством образовательных услуг данного ОУ? (Чтобы ответить на этот вопрос, отметьте, пожалуйста, каждый пункт таблицы соответствующей оценкой - по 5-балльной шкале слева.) Справа запишите Ваши предложения. Поставьте
5 баллов - если Вы полностью удовлетворены; 4 балла - скорее удовлетворены, чем нет; 3 балла - трудно сказать (и да, и нет); 2 балла - скорее не удовлетворены; 1 балл - совсем не удовлетворены.
Содержание изучаемых занятий, насыщенность их новым, интересным материалом
Формы и методы обучения
Культура общения между педагогами и детьми
Уровень квалификации и качество работы педагогов
Условия, в которых занимается ребенок
Культура общения между педагогами и родителями
Организация разнообразной деятельности детей
Результаты занятий Вашего ребенка (изменения в его личности, творческие достижения и пр.)
Режим работы коллектива
Спасибо!
№ 6
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы приглашаем вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для Вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания.
Что послужило основанием выбора коллектива для Вашего ребенка?
Ознакомьтесь с предложенным перечнем возможных мотивов, отметьте их цифрами 1, 2, 3 и т. д., начиная, с наиболее значимых для Вас:
Желание ребенка
Желание развить способности ребенка
Желание дать ребенку разностороннее образование
Желание найти ребенку интересных друзей среди детей, посещающих данное ОУ
Надежда на то, что занятия в коллективе помогут ребенку преодолеть его недостатки: научат общаться со сверстниками, сформируют трудовые и учебные навыки, разовьют интересы
Желание дополнить образование ребенка областями знаний вне программы ОУ
Что еще, напишите:_____________________________
Спасибо!
№ 7
Анкета для педагогов
Уважаемый коллега!
Какие образовательные потребности детей являются для Вас наиболее значимыми? Ознакомьтесь с предложенным перечнем возможных образовательных потребностей, отметьте их цифрами 1, 2, 3 и т. д., начиная с наиболее значимых для Вас:
Удовлетворение познавательных интересов
Развитие индивидуальных способностей
Развитие инициативы
Организация свободного времени
Обучение навыкам общения и сотрудничества с другими людьми
Оказание помощи в обучении
Подготовка к поступлению в ВУЗ
Коррекция недостатков развития
Знакомство с областями знаний
Спасибо!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.