Проект: « Есенинская Русь»
Тип проекта: коллективный, локальный.
Актуальность: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству С. Есенина.
Цель проекта: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта С. А. Есенина, показать народность его творчества. Раскрыть образ Родины в произведениях С. Есенина.
Задачи проекта:
1. Расширить представления учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина.
2. Создать коллективную газету по мотивам стихотворений Есенина, используя технику квиллинг.
3. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к художественному творчеству
Этапы:
1 этап.
Погружение в проект.
2 этап
Постановка целей и задач проекта.
Определение источников информации
3 этап
Организация деятельности. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта.
4 этап
Планирование работы: определение основных этапов работы с детьми в зависимости от дидактических, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий.
5 этап
Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
6 этап
Предварительная презентация. Учащиеся участвуют в разнообразных видах деятельности.
Гипотеза: если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.
Рабочее планирование проекта
1. Вступительная беседа, знакомство с биографией и некоторыми произведениями поэта
2. Выбор материала: ватман, акварель гуашь, клей, цветная бумага.
3. Перечень необходимых инструментов: кисти, салфетки, ножницы, ватные палочки.
4. Работа с информированными источниками: книги, журналы, интернет-ресурсы, наглядный материал.
Презентация: итоговое мероприятие.
Ход мероприятия
1 ученик: Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
В самом центре села перед спуском к Оке стоит деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито «Здесь родился и жил известный русский поэт С. Есенин.
2 ученик:
А родился С. Есенин в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, в селе Константиново.
С двух лет был отдан на воспитание к довольно зажиточному по тем временам деду по матери. У которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти все его детство. Дяди были озорные и отчаянные.Однажды, когда Сереже было три года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку. А как его учили плавать? Дядя Саша брал его в лодку, отплывал от берега, снимал с мальчика одежду и бросал в реку. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
Среди мальчишек всегда Сергей был заводилой и большим драчуном, ходил всегда в царапинах.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатные,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Так и протекало детство Есенина.
3 ученик:
С. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, и как только позволяло время, спешил посетить родное село. Есенин так и писал о своих родных местах.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Учитель:
Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан С. Есенин с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного края написал первые свои стихи.
Здесь в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин не добирался до отчего дома, пешком или на лошадях, он с необъяснимым волнением преодолевал знакомый путь.
Мелькают часовни, колодцы,
Околицы и плетни,
И сердце по-старому бьется,
Как билось в далекие дни.
4 ученик:
Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут года и он станет поэтическим сердцем России.
Судьба Родины, народа всегда волновали Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм.
Еще в 1914 году юный поэт писал
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»
Я скажу: «Не надо рая. Дайте родину мою»
Любят его стихи за теплоту, лиричность, свежесть чувств и удивительную образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей необъятной Родине.
Если грусть легкой поступью в сердце вошла
И печалит тревога осенняя
Провожая последние искры тепла,
Открываю я томик Есенина.
За страничкой страничка
На дыханье одном,
Светлой радостью сердце согреется,
Сразу чахнет февраль, ивесна за окном
И во что-то хорошее верится!
Ты- волшебник, Есенин!
Голос твой не затих,
Он как гимн стихотворной стихии!
А в глазах твоих нежных, таких голубых
Отражается небо России!
Родина, Россия была началом всех начал. Даже имя С. Есенин произносил с восхищением. «Россия … Какое хорошее слово … и «роса», и «сила», и «синее что-то». Словно Русь для него было любимым словом.
Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины, в него всегда «вкраплен человек». Этот человек сам поэт, влюбленный в родной край. Его край Вселенная – совсем близкая земля, обжитая, воспетая в народных песнях, согретая солнцем и домашним теплом. Это сказ старика и «дремная песня», звуки и картины сливаются в одно целое. От фольклора в поэзии Есенина часто очеловечивание природы – жизни растений, птиц, животных.
Есенин обладал исключительной способностью улавливать таинственные разговоры птиц, зверей и растений, понимать разноязычье природы, красоту скромных, ничем не потревоженных крестьянских изб, затерявшихся среди лесов и полей.
Поэзия Есенина скреплена с окружающим миром, насыщена земным содержанием, пронизана крестьянским бытом. Человек и природа настолько связаны друг с другом, что и сама природа становится некоторым подобием человеческого существа. Природа служит человеку, человек по – хозяйски к ней относится. Все цельно, просто и точно.
Уже в наше время поэзия Есенина продолжает жить в сердцах и умах современных поэтов. «…Творчество русских поэтов будет всегда сохранять наши жизненные силы. Пример тому – развитие есенинской поэзии, народного музыкального творчества с использованием гармони и баяна. Я знаю это не понаслышке !!!» Так пишет наш современник С. И Григорьев, д.с.н. проф., член-корреспондент РАО, академик Петровской академии наук и искусств, вице – президент Российской социологической ассоциации, председатель оргкомитета и жюри Всероссийского конкурса русской патриотической поэзии МФСПиК «Гой, ты Русь моя, родная…»
Вот одно из стихотворений С.И. Григорьева посвящение-подражание С. Есенину.
«И сегодня тонет деревня в ухабинах».
Ой, ты, Русь моя, родина кроткая!
Лишь к тебе я любовь берегу!..
Весела твоя радость короткая
С поэтической песней Есенина на лугу!
И сегодня тонет наша деревня в ухабинах,
Заслонились избенки лесами…
Я иду по кочкам и впадинам
Но рад: окрашено все небесами!
Слышу: воют в сумерки долгие, зимние
Ветры ли, волки ли с тощих полей…
Во дворах, покрытых грустящим инеем
Уснул, как будто храп лошадей…
В заросших бурьяном полях чьи-то глазки за ветками
Кутают шалью пурги дальних звезд огоньки
И стоят с моей памяти длинными сетками
Пелены непогодные ночи и дни…
Продолжает пугать нас сила нечистая:
Что ни прорубь – опять колдуны!..
В вихрях метели, в сумерках мглистые
О берёзовых рощах снятся нам сны…
Ой, ты, Русь моя, родная кроткая!
Лишь к тебе я любовь берегу!..
Веселая твоя радость коротка
С поэтической песней Есенина на лугу!
В 2013 – 2014 году был проведен Всероссийский конкурс русской патриотической поэзии «Гой, ты Русь, моя родная…» под эгидой Международного фонда славянской письменности и культуры. Был издан сборник стихов победителей и призеров конкурса, представленные жюри.
Представленные в данной книге стихи российских авторов убедительно говорят об их огромном гуманистическом и социальном, природно-географическом и культурном потенциале.
Все это, это несмотря на массовую десоциализацию - дегуманизацию общество в России рубежа 20-21 вв., разрушение социальной инфраструктуры образование и культуры, системы СМИ! В российском обществе не только сохраняется, но и развивается сфера культуры, духовной жизни, поэзии, художественной литературы в целом, в то числе песенного, музыкально – поэтического творчества.
Об этом свидетельствуют не только представленные в сборнике стихи, но и данные исследование по массовости сохраняющегося интереса к народному музыкальному творчеству, гармони и баяну, гитаре, и балалайке
В современной русской патриотической поэзии продолжаются и традиционные, и новые устремления к образному видению как прошлого, так и настоящего, будущего русского народа, отдельного человека, его культуры, судьбы пространства бытия, смыслов жизни, счастливых и несчастливых дней. При этом отражается не только культурная, но и природная среда обитания человека, ее знаковые явления и процессы: лиса и поля, степи и горы, травы и дерева, хлеба и кустарники, реки и озера, сосна и береза, что являются во снах и наяву, в прошлом и настоящим, в войнах и мирное время, в счастье и горе…
Все это вновь и вновь показывает и доказывает нам, что мы живы, живем и будем жить, сохранять свою культуру, народ, общество и государство, пространство их бытия, духовность, смыслы жизни…
Подтверждение гипотезы.
Проведя огромную работу, можно сделать вывод. В ходе данного исследования, мы рассмотрели творчество С. Есенина, выпустили газету и смогли доказать, что именно красота родного края вдохновляла поэта на создание гениальных строк . Что тема Родины и родной природы повлияло на его творчество. Поэтическая сила поэта, вызывает любовь к есенинским произведениям огромное количество людей. Таким образом, доказана актуальность стихов в наше время и популярность писателя. Вот почему творчество С.А. Есенина современно и в наши дни.
Для каждого человека Родина самое святое. Это то, что никогда не предаст. Это то, что дает силы в тяжелые моменты нашей жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.