ПРОЕКТ
Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса
(тема проекта)
Автор(ы) проекта
Чупаева Марина Сергеевна, учитель математики 1 категории. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» Ново-Савиновского района города Казани |
|
Научный руководитель |
|
Кадырова Фарида Задитовна, старший преподаватель ПМЦПКиППРО КФУ, к.п.н
|
|
Казань - 2023
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность. «Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы. Необходимо изменить приоритеты в школьном образовании, переориентироваться на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др. Актуальность проекта заключается в обеспечении конкурентоспособности школьника, повышение компетентности учителя в вопросах развития математической грамотности школьника, повышению эффективности управления развитием математической грамотности школьника |
Цель проекта
Формирование и развитие математической грамотности школьников на уроках математики, в целях повышения конкурентоспособности в российских мониторингах по модели PISA
|
Основные задачи проекта
❏ Модернизация учебно-материальной базы развития математической грамотности школьников (МГ) в соответствии с требованиями международной системы оценки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Концепция проекта (инновационные идеи проекта, актуальность, организационные решения, принципы)
Комплекс мер по выполнению проекта: Изучение материалов международных исследований в контексте МГ - содержательная область (количество, изменения и зависимости, пространство и форма, неопределенность и данные) - когнитивная область (применение, формулирование, интерпретация, рассуждение). - уровни сложности заданий - варианты ответов учащихся - критерии оценивания |
|
Участники проекта
Учащиеся 6 «А» класса МБОУ «Средняя школа № 31» Ново-Савиновского района г.Казани |
Партнеры проекта
ПМЦПКиППРО КФУ |
Жизненный цикл проекта
Срок реализации проекта
С 3 по 14 апреля |
Пример задания
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.
Для приготовления шарлотки необходимо купить следующий набор продуктов: мука – 300 грамм, сахар – 200 грамм, яблоки – 1 килограмм, масло сливочное – 50 грамм, яйца – 4 штуки, корица – 20 грамм и соль. Продукты можно приобрести в ближайших магазинах «Лента», «Метро», «Бахетле». В приложении «Сбермегамаркет» цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Продукты |
«Лента» |
«Метро» |
«Бахетле» |
Мука (300 гр) |
25,5 руб |
24,99 руб |
28,7 руб |
Яблоки (1 килограмм) |
99,99 руб |
123 руб |
94,5 руб |
Масло сливочное (50 грамм) |
44,75 руб |
49,99 руб |
43,75 руб |
Сахар (200 грамм) |
14,2 руб |
12,4 руб |
17,8 руб |
Корица (25 грамм) |
52 руб |
50,99 руб |
67,2 руб |
Яйца (4 шт) |
36 руб |
32 руб |
40 руб |
1.Определите стоимость необходимого набора продуктов, если покупать отдельные товары в тех магазинах, где наиболее выгодно.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
2. Во сколько рублей обойдётся покупка, если покупать все продукты в ближайшем к дому магазине «Бахетле» и на кассе предъявить дисконтную карту, предоставляющую скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
3. В каком из трёх магазинов дешевле выйдет покупка? На сколько процентов дешевле выйдет покупка, чем в других магазинах (учитывать, что купить все продукты надо в одном магазине, и в магазине «Бахетле» есть 5% скидка).
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 1:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Предмет: математика.
Тема: «Действия с десятичными дробями». «Проценты». «Округление чисел»
Класс: 6 класс.
Вопрос 1. Определите стоимость необходимого набора продуктов, если покупать отдельные товары в тех магазинах, где наиболее выгодно.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Уровень сложности |
низкий |
Формат ответа |
развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки |
сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки |
Максимальный балл |
1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: читательская, математическая, финансовая.
КОД |
СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 |
Дан верный ответ 258,63 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 24,99 + 94,5 + 43,75 +12,4 + 50,99 + 32 = 258,63 рублей |
0 |
Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 2. Во сколько рублей обойдётся покупка, если покупать все продукты в ближайшем к дому магазине «Бахетле» и на кассе предъявить дисконтную карту, предоставляющую скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Уровень сложности |
средний |
Формат ответа |
развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки |
определить стоимость покупки с учетом скидки |
Максимальный балл |
2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: математическая, читательская, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД |
СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 |
Дан верный ответ 277 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) за все продукты (без учета скидки) необходимо заплатить: 28,7 + 94,5 + 43,75 + 17,8 + 67,2 + 40 = 291,95 (руб.) 2) при предъявлении дисконтной карты магазина «Бахетле» на кассе заплатили 100% – 5% = 95% = 0,95 необходимой суммы покупки: 291,95 · 0,95 = 415,0835 ≈ 277 (руб.) |
1 |
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 |
Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 3. В каком из трёх магазинов дешевле выйдет покупка? На сколько процентов дешевле выйдет покупка, чем в других магазинах (учитывать, что купить все продукты надо в одном магазине, и в магазине «Магнит» есть 5% скидка).
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Уровень сложности |
высокий |
Формат ответа |
развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки |
определить стоимость покупки в каждом магазине, найти самый выгодный вариант и вычислить на сколько процентов дешевле этот вариант, учитывая скидку 5 % в магазине «Бахетле» |
Максимальный балл |
3 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: математическая, читательская, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД |
СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
3 |
Дан верный ответ: в магазине «Бахетле» на 2% дороже, чем в магазине «Лента» и на 5% дешевле, чем в магазине «Метро». Приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) за все продукты в магазине «Лента» надо заплатить: 25,5 + 99,99 + 44,75 + 14,2 + 52 + 36 = 272,44 руб. ≈ 272 руб. 2) за все продукты в магазине «Метро» надо заплатить: 24,99 + 123 + 49,99 + 12,4 + 50,99 + 32 = 293,37 руб. ≈ 293 руб. 3) за все продукты в магазине «Бахетле» с учетом скидки надо заплатить: 277 руб.(решено ранее)
4) 277/272*100≈102% 102-100=2% 5) 277/293*100≈95% 100-95=5% |
2 |
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
1 |
Приведено решение, но допущена вычислительная ошибка (при этом ход решения верный) |
0 |
Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 2:
Обведите слово «Верное» или «Неверное» около каждого из следующих утверждений.
Утверждение |
Верное или Неверное |
В магазине «Бахетле» с учетом 5% скидки выгоднее всего купить продукты для «Шарлотки» |
Верное / Неверное |
Самое дешевое сливочное масло продается в магазине «Метро» |
Верное / Неверное |
Яблоки выгоднее всего купить в «Бахетле» |
Верное / Неверное |
Самая дешевая покупка среди названных продуктов – яйца |
Верное / Неверное |
ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 2
Ответ принимается полностью
Код 1: Неверное, Неверное, Верное, Неверное.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Содержательная область «Неопределенность и данные».
Контекст-научный характер.
Когнитивная область «Интерпретировать»
Вопрос 3:
Оказалось, что в день покупки магазин «Бахетле» праздновал свой день рождения, и покупателям вместо 5% скидки подарили скидку 7%. Какова стала стоимость продуктов?
A 271 руб.
B 270 руб.
C 276 руб.
D 273 руб.
E 272 руб.
ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3
Ответ принимается полностью
Код 1: Е. 272 руб.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы. Д
Код 9: Ответ отсутствует.
Для ответа на вопрос можно воспользоваться решением задания №2, где вычислили сумму покупки с учетом скидки 5%. Полную стоимость (без учета скидки) 291,95 руб. умножаем на 0,93. 291,95 0,93 = 271,5135 272 руб.
Содержательная область «Неопределенность и данные».
Когнитивная область - «Формулировать».
Контекст -общественный .
Диагностический инструментарий.
Тема урока: Десятичные дроби, округление, проценты.
Цель урока: Формирование и развитие математической грамотности школьников на уроках математики
Задачи урока: использовать для решения задач информацию из нескольких источников, которая может включать разные виды чисел; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задания, формирующие и развивающие математическую грамотность по заданной теме.
Практико-ориентированные задачи.
Задание 2. Проведите апробацию диагностического материала . Заполните таблицу.
Результаты апробаций в 6 Аклассе
№ |
ФИО |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Итого |
1 |
Аглиева Фанзиля Руслановна |
1 |
2 |
1 |
4 |
2 |
Азимов Иброхимджон Рахимжонович |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Вахитова Мария Константиновна |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
Галиев Артур Рафилевич |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Данилова Анастасия Евгеньевна |
1 |
2 |
3 |
6 |
6 |
Кассихина Евгения Ярославовна |
Отсутств. |
|
|
|
7 |
Максимов Павел Ильич |
1 |
1 |
1 |
3 |
8 |
Мушкарева Дарина Вячеславовна |
1 |
1 |
1 |
3 |
9 |
Нуриддинова Эра Темурлановна |
1 |
2 |
3 |
6 |
10 |
Панов Богдан Андреевич |
1 |
1 |
0 |
2 |
11 |
Парамонов Владислав Максимович |
1 |
2 |
2 |
5 |
12 |
Петров Адель Александрович |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
Пучкова Милана Витальевна |
Отсутств. |
|
|
|
14 |
Рахманкулова Рената Руслановна |
1 |
2 |
3 |
6 |
15 |
Резяпкин Максим Александрович |
1 |
2 |
3 |
6 |
16 |
Рыбников Александр Александрович |
0 |
1 |
0 |
1 |
17 |
Сагеев Раиль Раисович |
1 |
2 |
2 |
5 |
18 |
Сватунова Ксения Александровна |
Отсутств. |
|
|
|
19 |
Тихонова Эвелина Руслановна |
1 |
2 |
3 |
6 |
20 |
Тургунов Умар Бекзодович |
1 |
2 |
0 |
3 |
21 |
Хайруллина Лия Артуровна |
1 |
2 |
3 |
6 |
22 |
Храмцов Эмиль Евгеньевич |
1 |
1 |
2 |
4 |
23 |
Ширшов Даниил Дмитриевич |
1 |
1 |
0 |
2 |
|
Итого |
17 |
28 |
28 |
73 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках математики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Именно практико-ориентированные задачи помогают развивать математическую грамотность.
Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя». Элберт Хаббарт
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.