Проект "Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса"
Оценка 4.6

Проект "Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса"

Оценка 4.6
Документация
docx
математика
6 кл
31.07.2023
Проект "Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса"
Актуальность проекта заключается в обеспечении конкурентоспособности школьника, повышение компетентности учителя в вопросах развития математической грамотности школьника, повышению эффективности управления развитием математической грамотности школьника
Мой проект.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОЕКТ

Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса

 

 

(тема проекта)

 

                                                                                 

 

Автор(ы) проекта

Чупаева Марина Сергеевна, учитель математики 1 категории.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» Ново-Савиновского района города Казани

 

Научный руководитель

 

Кадырова Фарида Задитовна, старший преподаватель ПМЦПКиППРО КФУ, к.п.н

 

 

 

Казань - 2023

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

      Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

     В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы.

  Необходимо изменить приоритеты в школьном образовании,

переориентироваться на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.

    Актуальность проекта заключается в обеспечении конкурентоспособности школьника, повышение компетентности учителя в вопросах развития математической грамотности школьника, повышению эффективности управления развитием математической грамотности школьника

 

 

 

 

Цель проекта

Формирование и развитие  математической грамотности школьников на уроках математики, в целях повышения конкурентоспособности в российских мониторингах по модели PISA

 

 

Основные задачи проекта

  Модернизация  учебно-материальной базы развития математической грамотности школьников (МГ) в соответствии с требованиями международной системы оценки.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Концепция проекта (инновационные идеи проекта, актуальность, организационные решения,  принципы)

Комплекс мер по выполнению проекта:

   Изучение материалов международных исследований в контексте МГ

-         содержательная область (количество, изменения и зависимости, пространство и форма, неопределенность и данные)

-         когнитивная область  (применение, формулирование, интерпретация, рассуждение).

-         уровни сложности заданий

-         варианты ответов учащихся

-         критерии оценивания

 

 

Участники проекта

Учащиеся 6 «А» класса МБОУ «Средняя школа № 31» Ново-Савиновского района г.Казани

 

Партнеры проекта

ПМЦПКиППРО КФУ

 

Жизненный цикл проекта

Срок реализации проекта

С 3 по 14 апреля

 

 

 

 

Пример задания

 

Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.

Для приготовления шарлотки необходимо купить следующий набор продуктов: мука – 300 грамм, сахар  – 200 грамм, яблоки – 1 килограмм, масло сливочное – 50 грамм, яйца – 4 штуки, корица – 20 грамм и соль. Продукты можно приобрести в ближайших магазинах «Лента», «Метро», «Бахетле». В приложении «Сбермегамаркет» цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Продукты

«Лента»

«Метро»

«Бахетле»

Мука (300 гр)

25,5 руб

24,99 руб

28,7 руб

Яблоки (1 килограмм)

99,99 руб

123 руб

94,5 руб

Масло сливочное (50 грамм)

44,75 руб

49,99 руб

43,75   руб

Сахар (200 грамм)

14,2 руб

12,4 руб

17,8 руб

Корица (25 грамм)

52 руб

50,99 руб

67,2 руб

Яйца (4 шт)

36  руб

32 руб

40  руб

 

 

1.Определите стоимость необходимого набора продуктов, если покупать отдельные товары в тех магазинах, где наиболее выгодно.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

 

2. Во сколько рублей обойдётся покупка, если покупать все продукты в ближайшем к дому магазине «Бахетле» и на кассе предъявить дисконтную карту, предоставляющую  скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

 

3. В каком  из трёх магазинов дешевле выйдет покупка? На сколько процентов  дешевле выйдет покупка, чем в других магазинах (учитывать, что  купить все  продукты  надо в одном магазине, и в магазине «Бахетле» есть 5% скидка).

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

 

 

Вопрос 1:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Предмет: математика.

Тема: «Действия с десятичными дробями». «Проценты». «Округление чисел»

Класс: 6 класс.

Вопрос 1. Определите стоимость необходимого набора продуктов, если покупать отдельные товары в тех магазинах, где наиболее выгодно.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Уровень сложности

низкий

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки

Максимальный балл

1 балл

Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: читательская, математическая, финансовая.

КОД

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

1

Дан верный ответ 258,63  руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение:

24,99 + 94,5 + 43,75 +12,4 + 50,99 + 32 = 258,63 рублей

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

 

Вопрос 2. Во сколько рублей обойдётся покупка, если покупать все продукты в ближайшем к дому магазине «Бахетле» и на кассе предъявить дисконтную карту, предоставляющую  скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Уровень сложности

средний

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

определить стоимость покупки с учетом скидки

Максимальный балл

2 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: математическая, читательская, финансовая.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

КОД

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

2

Дан верный ответ 277 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

1) за все продукты (без учета скидки) необходимо заплатить:

28,7 + 94,5 + 43,75 + 17,8 + 67,2 + 40 = 291,95  (руб.)

2) при предъявлении дисконтной карты магазина «Бахетле» на кассе заплатили 100% – 5% = 95% = 0,95 необходимой суммы покупки:

291,95 · 0,95 = 415,0835 ≈ 277 (руб.)

1

Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный)

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

 

Вопрос 3. В каком  из трёх магазинов дешевле выйдет покупка? На сколько процентов  дешевле выйдет покупка, чем в других магазинах (учитывать, что  купить все  продукты  надо в одном магазине, и в магазине «Магнит» есть 5% скидка).

Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Уровень сложности

высокий

Формат ответа

развернутый ответ (запись решения)

Объект оценки

определить стоимость покупки в каждом магазине, найти самый выгодный вариант и вычислить на сколько процентов дешевле этот вариант, учитывая скидку 5 % в магазине «Бахетле»

Максимальный балл

3 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: математическая, читательская, финансовая.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

КОД

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ

3

Дан верный ответ: в магазине «Бахетле»  на  2% дороже, чем в магазине «Лента» и на 5% дешевле, чем в магазине «Метро». Приведено решение, подтверждающее полученный ответ.

Возможное решение:

1)      за все продукты в магазине «Лента» надо заплатить:

25,5 + 99,99 + 44,75 + 14,2 + 52 + 36 = 272,44 руб. ≈ 272 руб.

2)      за все продукты в магазине «Метро» надо заплатить:

24,99 + 123 + 49,99 + 12,4 + 50,99 + 32 = 293,37 руб. ≈ 293 руб.

3)      за все продукты в магазине «Бахетле» с учетом скидки надо заплатить:

277 руб.(решено ранее)

 

4)      277/272*100≈102%    102-100=2%

5)      277/293*100≈95%    100-95=5%

2

Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный)

1

Приведено решение, но допущена вычислительная ошибка (при этом ход решения верный)

0

Дан неверный ответ или не приведено решение

 

Вопрос 2:

Обведите слово «Верное» или «Неверное» около каждого из следующих утверждений.

Утверждение

Верное или Неверное

В магазине «Бахетле» с учетом 5% скидки выгоднее всего купить продукты для «Шарлотки»

Верное / Неверное

Самое дешевое сливочное масло продается в магазине «Метро»

Верное / Неверное

Яблоки выгоднее всего купить в «Бахетле»

Верное / Неверное

Самая дешевая покупка среди названных продуктов – яйца

Верное / Неверное

 

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 2

Ответ принимается полностью

Код 1:      Неверное, Неверное, Верное, Неверное.

Ответ не принимается

Код 0:      Другие ответы.

Код 9:      Ответ отсутствует.

 

             

Содержательная область  «Неопределенность и данные».

Контекст-научный характер.

Когнитивная область «Интерпретировать»

 

 

 

Вопрос 3:

Оказалось, что в день покупки магазин «Бахетле» праздновал свой день рождения, и покупателям вместо 5% скидки подарили скидку 7%. Какова стала стоимость продуктов?

A      271 руб.

B       270 руб.

C       276 руб.

D      273 руб.

E       272 руб.

 

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3

Ответ принимается полностью

Код 1:      Е. 272 руб.

Ответ не принимается

Код 0:      Другие ответы. Д

Код 9:      Ответ отсутствует.

 

            Для ответа на вопрос можно воспользоваться решением задания №2, где вычислили сумму покупки с учетом скидки 5%. Полную стоимость (без учета скидки) 291,95 руб. умножаем на 0,93. 291,95  0,93 = 271,5135 272 руб.

            Содержательная область «Неопределенность и данные».

Когнитивная область - «Формулировать».

 Контекст -общественный .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностический инструментарий.

 

Тема урока: Десятичные дроби, округление, проценты.

Цель урока: Формирование и развитие  математической грамотности школьников на уроках математики

Задачи урока: использовать для решения задач информацию из нескольких источников, которая может включать разные виды чисел; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

 

Задания, формирующие и развивающие математическую грамотность по заданной теме.   

Практико-ориентированные задачи.

 

 

Задание 2. Проведите апробацию диагностического материала . Заполните таблицу.

 

Результаты апробаций в 6 Аклассе

 

ФИО

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого

1

Аглиева Фанзиля Руслановна

1

2

1

4

2

Азимов Иброхимджон Рахимжонович

1

0

0

1

3

Вахитова Мария Константиновна

1

1

1

3

4

Галиев Артур Рафилевич

0

1

0

1

5

Данилова Анастасия Евгеньевна

1

2

3

6

6

Кассихина Евгения Ярославовна

Отсутств.

 

 

 

7

Максимов Павел Ильич

1

1

1

3

8

Мушкарева Дарина Вячеславовна

1

1

1

3

9

Нуриддинова Эра Темурлановна

1

2

3

6

10

Панов Богдан Андреевич

1

1

0

2

11

Парамонов Владислав Максимович

1

2

2

5

12

Петров Адель Александрович

0

0

0

0

13

Пучкова Милана Витальевна

Отсутств.

 

 

 

14

Рахманкулова Рената Руслановна

1

2

3

6

15

Резяпкин Максим Александрович

1

2

3

6

16

Рыбников Александр Александрович

0

1

0

1

17

Сагеев Раиль Раисович

1

2

2

5

18

Сватунова Ксения Александровна

Отсутств.

 

 

 

19

Тихонова Эвелина Руслановна

1

2

3

6

20

Тургунов Умар Бекзодович

1

2

0

3

21

Хайруллина Лия Артуровна

1

2

3

6

22

Храмцов Эмиль Евгеньевич

1

1

2

4

23

Ширшов Даниил Дмитриевич

1

1

0

2

 

Итого

17

28

28

73

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках математики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Именно практико-ориентированные задачи помогают развивать математическую грамотность.

Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя». Элберт Хаббарт

                                                                                                                                                                                                     


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОЕКТ Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса (тема проекта)

ПРОЕКТ Диагностический инструментарий для оценки математической грамотности учеников 6 класса (тема проекта)

ВВЕДЕНИЕ Актуальность

ВВЕДЕНИЕ Актуальность

Цель проекта Формирование и развитие математической грамотности школьников на уроках математики, в целях повышения конкурентоспособности в российских мониторингах по модели

Цель проекта Формирование и развитие математической грамотности школьников на уроках математики, в целях повышения конкурентоспособности в российских мониторингах по модели

Жизненный цикл проекта Срок реализации проекта

Жизненный цикл проекта Срок реализации проекта

Вопрос 1 : ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ

Вопрос 1 : ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ

Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: математическая, читательская, финансовая

Виды грамотности, которые развиваются у обучающихся: математическая, читательская, финансовая

Дан верный ответ: в магазине «Бахетле» на 2% дороже, чем в магазине «Лента» и на 5% дешевле, чем в магазине «Метро»

Дан верный ответ: в магазине «Бахетле» на 2% дороже, чем в магазине «Лента» и на 5% дешевле, чем в магазине «Метро»

Вопрос 3: Оказалось, что в день покупки магазин «Бахетле» праздновал свой день рождения, и покупателям вместо 5% скидки подарили скидку 7%

Вопрос 3: Оказалось, что в день покупки магазин «Бахетле» праздновал свой день рождения, и покупателям вместо 5% скидки подарили скидку 7%

Диагностический инструментарий

Диагностический инструментарий

Галиев Артур Рафилевич 0 1 0 1 5

Галиев Артур Рафилевич 0 1 0 1 5

Тихонова Эвелина Руслановна 1 2 3 6 20

Тихонова Эвелина Руслановна 1 2 3 6 20

Элберт Хаббарт

Элберт Хаббарт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2023