Проект для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«Юный финансист»
Пояснительная записка
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Мероприятия проекта направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Актуальность проекта: сформировать представления об экономических понятиях, таких как экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Вид проекта по продолжительности: краткосрочный, 3 недели
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), воспитатели групп, родители.
Продукты проекта: Лэпбук «Азбука финансов», оформление выставки детского художественного творчества, С/р игра «Сбербанк», Д\Игра «Путешествие».
Цель проекта: создание основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи проекта:
Социально-коммуникативное: Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности в игровой деятельности. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Познавательное развитие: формирование первичных экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления дошкольников.
Речевое развитие: пополнение и активизация словаря детей экономическими терминами
Художественно-эстетическое развитие: Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений.
Физическое развитие: развитие крупной моторики в ходе проведения подвижной игры «Товарный поезд».
Принципы реализации проекта:
· принцип наглядности;
· принцип доступности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип целенаправленности;
· принцип новизны;
· принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.
Формы реализации проекта: учебная (наблюдение, беседа, чтение художественной литературы), игровая (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры), продуктивная (рисование, создание продукта своего труда).
Методы и приёмы реализации проекта:
· организационные;
· мотивирующие;
· словесные;
· игровые;
· наглядные;
Предполагаемые результаты:
-Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
-Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
-Педагоги получают систему работы по формированию финансового опыта детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап мотивационный
Постановка проблемы
Вопрос для активизации деятельности |
«Ребята, скажите, вам часто покупают сладости и игрушки? А как вы думаете, почему? |
|
Обсуждение с детьми вариантов как деньги приходят в дом. |
2 этап основной проблемно-деятельный
Период |
Организованная образовательная деятельность |
Организованная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с родителями и специалистами |
1 неделя |
Образовательная ситуация Презентация «Как появились деньги?» Просмотр мультфильма из цикла «Уроки тетушки совы» Что такое деньги? НОД «Знакомство с деньгами»
Рисование «Деньги будущего глазами детей» |
Беседа «Какие деньги были раньше. Рассматривание денег разных стран и времен Д/Игры: «Банк», «Обмен» «Дороже-дешевле» (5-6 лет), «Размен денег» (6-7 лет) ЧХЛ:р.н.с. «Иван-Царевич и серый волк», «Лисичка со скалочкой» - (потребности, обмен, бартер) К. Чуковский «Муха – Цокотуха» |
Н\п Игра «Список покупок», Настольно-печатная игра «Дороже-дешевле» |
Анкетирование родителей Задание для родителей. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке, и пр.)
Логопед: Пополнение и активизация словаря детей по теме «Деньги» |
2 неделя |
Образовательная ситуация НОД «Труд-продукт»
Просмотр мультфильма из цикла «Уроки тетушки совы» «Работа и зарплата»
Интерактивная игра «Четвертый лишний»
Художественное творчество "Разные профессии"
Создание модели «Весы» с детьми 5-6 лет на кружке «Основы робототехники»
|
Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны» Знакомство с профессией экскурсовода
ЧХЛ К. Чуковский «Федорино горе»; Р.н.с. «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко» -расширять представление о домашнем труде, формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности
Чтение пословиц и поговорок о труде, профессиях. Д/И «Подбери витрину для магазина» |
Настольно-печатные игры: «Профессии?» «Кому что нужно для работы», «Что перепутал художник» Лото «История Петербурга» -экскурсовод С/Р игры: «Парикмахерская», «Больница», «Стройка», «Кафе» |
Задание для родителей: рассказать о своей профессии, по возможности сходить на работу.
Физ. руководитель: П/и Товарный поезд
Логопед: Пополнение и активизация словаря детей по теме «Профессии»
Муз рук Театрализация «Мешок яблок» |
3 неделя |
НОД «Семейный бюджет и расходы семьи» Просмотр мультфильма из цикла «Уроки тетушки совы» Семейный бюджет
Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Конструирование: Создание модели «движущаяся реклама» с детьми 6-7 лет на кружке «Основы робототехники»
|
ЧХЛ: С. Михалков «Как мужик корову продавал» -раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи; Братья Гримм «Выгодное дело» -познакомить с разными способами получения дохода, развивать смекалку, умение предвидеть результат.
Д/И «Когда что выгодно продавать» Игровая ситуация «Рекламная компания» -дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
|
С/Р игры: «Кондитерская», Д/и «Путешествие»
|
Задание для родителей «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)
Открытое мероприятие для родителей: Викторина «По дороге финансовой грамотности»; |
3 этап творческий
Оформление лэпбука Создание картотеки дидактических игр Создание картотеки «денежных сказок» |
Помощь родителей в изготовлении игры-пазлы «Для чего нужны деньги» |
Оформление выставки детского творчества «Разные профессии» |
|
Создание атрибутов для Д/игры «Путешествие» Создание атрибутов для С/р игры «Сбербанк» |
Работа с родителями
Консультации и рекомендации для родителей.
Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Изготовление дидактических игр и атрибутов.
Список литературы
1.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3.Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
5.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
6.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
7.Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы:
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
Заключение
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта– это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, а родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.