Фанфик как один из видов современной литературной интерпретации
Министерство образования и науки Республики КазахстанВосточно-Казахстанская областьКоммунальное государственное учреждение «Экономический лицей»
г. Семей
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» г.Семей
Подольская Ирина Александровна
ГЛОССАРИЙ
любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, а также произведений киноискусства, комиксов и компьютерных игр
исходный материал, по которому пишут fan fiction; это может быть книга, фильм, рассказ…
авторы фанфиков, чаще всего фанаты оригинальных произведений
вид субкультуры, берущей начало с тридцатых годов ХХ века; литературное творчество читателей произведений
совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных моделей
Fan fiction
Фэндом
Фикрайтеры
Фанфикшен
Массовая литература
графа, в котором создатель фанфика, сообщает правообладателю, что фанфик был создан не в коммерческих целях
Дисклеймер
EVALUATED - оцениваемые
REVIEWED -гибкие
SMART-цели
R
SPECIFIC
MEASURABLE
ACHIEVABLE
RELEVANT
TIMED
рассмотреть fanfiction не только как жанр «массовой» литературы, но и как один из видов современной литературной интерпретации
по исследуемой теме изучить фонды библиотек города, лицея, ГУ имени Шакарима
найти сходства и различия между fan fiction и другими жанрами литературы, отметить, как влияют исследуемые произведения на творческие, интеллектуальные, орфографические и речевые способности учащихся
путём анкетирования провести мониторинг мнения учащихся и учителей КГУ «ЭЛ» и определить, насколько осведомлены в этом направлении учителя, учащиеся и родители школы
для своевременной подготовки всех материалов проекта каждую вторую неделю сдавать материал на проверку научному консультанту; сдать проект на рецензию 20.08.19г.
E
R
Введение
fanfiction помогает глубже раскрыть смысл произведения, развивает творческие способности, воображение читающих и пишущих
АКТУАЛЬНОСТЬ
ЗАДАЧИ
МЕТОДЫ
ОБЪЕКТ
ГИПОТЕЗА
fanfiction как явление сетевой литературы; жанровые особенности, структура и содержание фанфиков
изучение и анализ научно-популярной литературы;
приём систематики и классификации;
социологический опрос и анкетирование;
описательный метод с приёмами наблюдения
выяснить, когда появились первые фанфики;
определить развитие как литературного жанра; рассмотреть особенности построения исследуемого жанра;
отметить, как влияют исследуемые произведения на творческие, интеллектуальные, орфографические и речевые способности учащихся
обусловлена тем, что fanfiction стал использоваться в литературоведе
нии как один из методов анализа текста; знакомство с фанфиками может нести не только плюсы, но и минусы на развитие ребенка
ПРОБЛЕМА
Выводы и основные положения исследования
ЦЕЛЬ
НОВИЗНА
ТРУДНОСТЬ
ЗНАЧИМОСТЬ
Глава I Фанфикшен в теории
Фанфик (от англ. fanfiction) - любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, а также произведений киноискусства, комиксов и компьютерных игрВстречаются жаргонизмы: фэн фи́кш(э)н фэн-и́кш(э)н фанфикшн фэнфик ФФ фик
Фанфикшен – вид субкультуры, берущий начало в 30-х годах XX века
Выражение «Fan fiction» можно отнести к 1965 году
1.1. Определение жанра и история появления f.
по характеру отношений
Ф
А
Н
Ф
И
К
по способу создания
по соответствию оригиналу
по сюжету
по размеру
внешний вид
1.2. Классификация фанфиков
каждый автор может изменить, интерпретировать все по-своему, отойти от привычных канонов, поэтому создать полную классификацию не представляется возможным
30
видов
1.3 Жанры, используемые в фанфиках
action
angst
darkfik
deathfik
drama
parody
humour
fluff
song fic
challenge
crossover
comfort - hurt
incest
mpreg
POV - Point of view
romance
сиквел
приквел
1.3. Рейтинг фанфика
R (Resstricted)
фанфики, которые можно читать любой аудитории
для среднего школьного возраста, допускаются жаргонные слова,
могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев
промежуточный рейтинг, не содержит подробных сцен насилия или интимных сцен
присутствуют интимные сцены или сцены насилия без детального графического описания
детальное описание интимных сцен, сцен насилия или других тяжелых моментов
подробное описание жестоких пыток, которые могут завершиться убийством
1.3 Выводы и рекомендации
01
02
04
03
важно с раннего возраста прививать ребенку ответственность за свой выбор чтения
авторы фанфиков
не претендуют на извлечение из своего произведения прибыли, считая, что произведение
не имеет коммерческой ценности
фанфик создается
для забавы,
высказать свою точку зрения
по данному вопросу,
это показатель
дефицита общения у подростков,
своеобразная реализация личности ребенка,
желание продолжить диалог
учащиеся должен знать и понимать, что фанфики с рейтингом NC-17, PG-13 могут навредить его мировосприятию
1.4. Фанфик как один из видов современной литературной интерпретации
Существуют разные виды интерпретации произведения. В статье Филипповой Е.О. «Способы интерпретации литературного произведения» в журнале «Вестник МГУП» говорится о том, что fan fiction стоит в одном ряду таких интерпретаций, как:
театральная; визуальная; музыкальная; кинематографическая
Жанр фанфикшена оказался эффективным способом повысить интерес к чтению классической литературы
В ходе изучения произведения происходит полное погружение в текстпервоисточ-ника
начать работу по созданию собственной энциклопедии
1.4. Приёмы работы с fan fiction на уроках
познакомить с f. как жанром «массовой» литературы
объяснить структуру f.
познакомить с f., написанных по
известным произведениям
1
2
3
4
5
6
объяснить использование творческого приёма при написании fan fiction
работать над пополнением словарного запаса
Жанр fan fiction оказался эффективным способом повысить интерес к чтению классической литературы. В ходе изучения произведения происходит полное погружение в текст первоисточника.
1.4. Задания с целю написания fan fiction
01
02
03
04
05
07
08
09
06
пародия
10
11
12
кроссовер
инсталляция
буктрейлер
предыстория
продолжение
комикс
письмо герою, автору
письмо на/с фронта
беседа с персонажем
рассказ о том, что случилось после/до
чем закончилась история
именно литература является первоосновой многих произведений театра, кино, живописи и музыки
ЗРЕНИЕ
В процессе написания фанфика задействованы сразу три канала:
Когда читатель, зритель, слушатель читает интерпретированный текст, ему необходимо испытать/пережить те же эстетические ощущения, которые он уже испытывал в первоисточнике.
Сегодня театр, кино, живопись и другие виды искусства способны еще раз «оживить» художественное произведение, благодаря чему зритель/читатель может увидеть живые, бесконечно волнующие образы героев и отозваться на авторский голос, звучащий «между строк» в произведении
«по мотивам»
1.4. Задания с целю написания fan fiction
фон-арт
каждый человек уникален и поэтому понимает и интерпретирует первоисточник по-своему
любое художественное произведение – это огромный источник новых идей, возможностей, поэтому каждый может переработать и рассказать историю по-своему
1.5. Положительные стороны fan fiction
с психологической т.з.
- сублимация подростковых гормонов в творческое русло;
- психологическая разгрузка,
- повышение самооценки,
- один из методов самопознания;
- стремление работать над собой;
- проживание эмоций вместе с героями произведения;
- чувство вовлеченности
мотивация для изучения литературы, потому что для написания f. необходимы теоретические понятия, знания построения текста/сюжета, стилей и жанров
мотивация к изучению языков
- необходимо присутствие переводчика, так как фикрайтеры переводят свои ф. на английский язык или переводят с английского на русский;
- написание рейтингового f. требует от автора умения ясно выражать свои мысли, поэтому его написание требует постоянного совершенствования авторских навыков письменной речи
развиваются творческих способности
коммуникабельные качества
с литературоведческой т.з.
1.5. Отрицательные стороны fan fiction
с психологической т.з.
в фанфике герои иногда становятся антиподами своих прототипов, что разрушает систему нравственных ценностей
часто в работах мало оригинального, хорошо продуманного сюжета;
иногда так сильно изменен канон, что трудно разобраться в сюжете
мотивация к изучению языков
есть фанфики, в которых встречается много сленгов, нецензурных слов;
речь героев неразвита,
отсутствует эмоциональный фон;
в фанфиках допускаются орфографические и пунктуационные ошибки
подростки не защищены от негативной информации
рейтинг R, NC-17, NC-21
с литературоведческой т.з.
не все родители интересуются детским творчеством (гэнслэш, слэш, фемслэш)
71%
фанатов являются авторами фанфиков
Глава II Взаимодействие автора и текста
Фанфикшен – является одним из видов сетевой литературы
2.1. Автор и читатель: отсутствие четкой границы
КОЛЛЕКТИВ ФЭНДОМА
СОАВТОР
ВЫЗОВ
95% фанатов пишут прозу
40% фанатов пишут стихи
Читатель может не писать фанфиков, но выполнять одну из ролей
фэндом как литературная субкультура постепенно вовлекает в творчество тех,
кто раньше не занимался литературным творчеством
в настоящее время фанфик является не только жанром «массовой» литературы, но и одним из видов современной литературной интерпретации;
способствует развитию творческого мышления, воображения, а также способствует совершенствованию грамотности;
повышает интерес к осмысленному и внимательному чтению художественных произведений;
фанфик имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому взрослые должны помогать детям в работе над фанфиками; необходимо осуществлять родительский и учительский контроль за чтением литературы в Интернете
Данная работа – это попытка помочь обучающимся и учителям литературы и русского языка сориентироваться в большом информационном поле сети Интернет по данной теме.
ВЫВОДЫ
Вопросы:
1. Знаете ли Вы, что такое «фанфик»?
2. Если «да», то пишите ли Вы фанфики?
Данные анкетирования показали,
что учащиеся знают о фанфиках больше, чем взрослые.
Многие учителя используют некоторые приёмы фанфиков в своей работе, но при этом не связывают это понятие с понятием fanfiction
Выводы
Приложение 1
ДА
НЕТ
1 вопрос
2 вопрос
?
92респондента
АНКЕТА
для учащихся, учителей, родителей лицея
Фанфик – это…
ДА
Выводы
Приложение 2
ДА
НЕТ
1 вопрос
2 вопрос
17
АНКЕТА
для учителей
Фанфик – это…
1. Знаете ли Вы, что такое «фанфик»?
2. Если «да», то применяете ли вы его в своей работе?
НЕТ
ДА
7 учителей
41%
Второй вопрос был задан повторно после краткого объяснения некоторых приёмов работы с фанфиками
учителей
?
Название | количество | Произведение | |
фанфиков | подписчиков | ||
Роулинг Джоан «Гарри Поттер» | 18 236 | 25 702 | По серии книг Джоан Роулинг "Harry Potter", их продолжениям и экранизациям http://fanfics.me/fandom2?action=rating&soaction=stat&top=stat_all&het=het |
Приключения Шерлока Холмса | 73 | 814 | По книгам Артура Конана Дойля и их экранизациям http://fanfics.me/fandom10?action=recommends |
Шерлок | 820 | 4 472 | По британскому сериалу "Sherlock” http://fanfics.me/fandom9?action=recommends |
Доктор Кто | 206 | 1 351 | Общий фандом по вселенной "Doctor Who", включая "Торчвуд" и "Приключения Сары Джейн"http://fanfics.me/fandom47&action=fics |
Статистика
Интерпретация [Электронный ресурс] // Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/455/ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Интерпретация [Электронный ресурс] // Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/455/ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Третьякова И.В. Интерпретация как способ понимания художественного текста [Электронный ресурс] // Study-english.info.
Васильева Сардана Николаевна https://vassard.jimdo.com/методический-семинар/
Филиппова Е.О. Способы интерпретации литературного произведения // Вестник МГУП. 2015. №2 с.153-158.
Шагалова Е.Н. «Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века» М.:АСТ, 2011.
https://www.google.com/?hl=ru
https://ficbook.net/
http://fanfics.me/
http://fanfics.info/load/
https://www.wattpad.com/
ЛИТЕРАТУРА
Сrossover
По способу создания
Filk
POV
Profic
RPS
Self-insert
Song-fic
TWT
Round Robin
RPF
фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно
фанфик в виде песни
рассказ от лица одного из героев
авторами истории становятся несколько фанатов, каждый из которых пишет свой кусочек произведения
Alternative Univercal
По соответствию оригиналу
Original Fanfiction
NO-AU
Uber Fanfiction
Original Character
Original Female Character
Original Male Character
Мэри Сью
Out Of Character
Марти Стью
«AU» (от англ. Alternative Universal) -
есть значимые расхождения с каноном оригинала
Domestic Discipline
По характеру отношений
Слэш
Curtain Story
Femslash
Fluff
Smarm
Gen
UST
Lemon
Lime
PWP
Grapefruit
фанфик, в котором много уделяется телесным наказаниям
рассказ о любви между женскими персонажами
история, где нет любовной линии
история любви между героями одного пола
рассказ, где герои ведут себя тихо, обычная жизнь без приключений
По размеру
Ficlet
Drabble
Vignette
короткий одночастный фанфик
отрывок, часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под этим подразумевают короткую (в сто слов) историю
фанфик
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.