Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ПЕТЕРГОФ»
«Фауна государственного музея-заповедника Ораниенбаум»
Номинация: «Игра»
Авторы:
Азизов Магомеднаби Арсенович, Козак Анна Игоревна,
Солошенко Маргарита Валерьевна
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», ГБОУ школа № 430, 3 класс
Руководитель:
Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,
Санкт-Петербург
2020
Краткое описание проекта.
Название проекта: «Фауна государственного музея-заповедника Ораниенбаум».
Введение. Мы второй год занимаемся в кружке краеведения. Наш педагог Галина Николаевна рассказывает на занятиях о растительном и животном мире города Ломоносова. В начале первого года обучения мы отправились на экскурсию к Красному пруду с определённой целью: выявить животных пруда, пользуясь атласом родной природы «Животные водоёмов и побережий». Для выполнения данной цели нам потребовалось специальное оборудование: сачки, чашки Петри, увеличительные стёкла. Сачками мы вылавливали обитателей пруда, пересаживали их в чашки Петри, рассматривали под увеличительными стёклами и определяли их названия, пользуясь атласом родной природы. Затем животных отпускали обратно в пруд.
В сачки попались: ручейник, прудовик, гладыш, тритон, пиявка, лягушка прудовая, водомерка, плавунец и паук-серебрянка. Мы сфотографировали животных, но на фотографиях их было практически не видно, и мы сделали цветные ксерокопии животных из атласа родной природы с описанием особенностей их внешнего вида, распространения, питания.
Готовясь к следующей экскурсии в музей-заповедник «Ораниенбаум», Галина Николаевна предложила нам решение следующих задач: понаблюдать за птицами и животными луга и леса, определить их названия. Все вместе мы наблюдали за пятнистым оленем, удалось в этот раз увидеть белку. Затем мы заметили необычную птицу, название которой не знали. Педагог предложила описать эту птицу: «спина голубая, сбоку от клюва – чёрная полоса, на красноватом хвосте – белые пятна». На следующем занятии мы пролистали атлас родной природы «Птицы леса» и узнали название нашей птицы – обыкновенный поползень.
Так мы приобрели опыт по наблюдению, описанию и выявлению животных нашего заповедника. Нам захотелось увидеть и узнать как модно больше животных. Так началась работа по проекту.
Проблема, на решение которой направлен проект. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Актуальной проблемой на сегодняшний день становится незнание учащимися природы своего края. Изучение видового состава своего города научит любить природу, наблюдать, сопереживать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Необходимо самому увидеть красоту природы, а красота окружающего мира рождает чувство привязанности и любви к малой родине и Отечеству.
Цель: формировать умение вести наблюдение за природными объектами организованно и самостоятельно.
Задачи: проанализировать научную литературу по теме; исследовать территорию заповедника по видовому составу фауны; создать игру «Фауна государственного музея-заповедника Ораниенбаум».
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно отыскивать животных, обитающих в заповеднике, описать особенности их внешнего вида, распространения, питания и поведения; будут знать животных водоемов, птиц и животных леса и луга заповедника; узнавать по описанию.
Участники проекта: учащиеся 3 класса, педагог дополнительного образования, учитель начальной школы. Родители.
Сроки реализации: май 2019 – февраль 2020.
Продукт проекта: игра «Фауна государственного музея-заповедника Ораниенбаум».
Поставленные выше цели достигались в три этапа.
1 этап – подготовительный.
- выбор темы;
- определение цели и формулирование задач, проблемы;
-определение названия проекта; обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов;
- выбор способов работы (используемые методы исследования).
- обсуждение продукта проекта: игра.
2 этап – практический.
- наблюдение за животными в парках музея-заповедника, выявление птиц, животных леса и луга;
- работа с атласами-определителями;
- сбор информации о каждом животном;
- составление описания животных по заданному алгоритму: название животного, место обитания, описание внешнего вида, характер передвижения, питание;
- разработка игры.
3 этап – завершающий.
Формулирование выводов.
Оформление проекта, подготовка презентации проекта.
Организация игры «Фауна государственного музея-заповедника Ораниенбаум» в классе.
Ход проекта.
1 этап – подготовительный. Определили тему и название проекта, сформулировали задачи, проблемы. Наметили план работы, источники информации нашли в школьной библиотеке; выбрали способы работы, сообща обсудили продукт проекта: игра. Продумали правила игры, оформление.
2 этап – практический. В течение летних каникул мы самостоятельно с помощью родителей вели наблюдения в лесопарковой зоне заповедника, вели описания всех увиденных животных, распознавали с помощью атласов-определителей. Описания трёх животных – лесной мыши, рыжей полёвки и полевой мыши – во многом совпадало, но, листая атлас родной природы, каждый по картинке узнал животное, за которым наблюдал.
Животные водоемов: прудовая лягушка, ручейник большой, обыкновенный прудовик, обыкновенный тритон, пиявка ложноконская, водомерка прудовая, плавуней окаймленный, паусеребрянка, гладыш обыкновенный.
Животные луга и леса: лось, европейский крот, полевая мышь, обыкновенный еж, обыкновенная белка, прыткая ящерица, лесная мышь, пятнистый олень, рыжая полевка.
Птицы: большая синица, обыкновенный соловей, дрозд рябинник, зяблик, большой пестрый дятел, обыкновенный свиристель, московка синица, обыкновенный скворец, обыкновенный попролзень.
Сделав описания всех увиденных животных, мы приступили к изготовлению игры. Продумали игровые задания, правила игры. В начале февраля игра была полностью оформлена, и мы с удовольствием играем в неё на занятиях. Проводили игру на занятиях в первом классе с детьми, обучающимися по программе «От Ораниенбаума к Ломоносову» при изучении темы «Животные, обитающие в нашей местности», раздел «Природный комплекс».
3 этап – завершающий. Формулирование выводов. Оценка результатов. Мы постарались заинтересовать нашей деятельностью учителей и детей начальной школы. Планируем по окончании проекта повышать экологическую культуру учащихся и учителей с помощью игры на районных, городских массовых мероприятиях и конкурсах.
От авторов. Перед вами игра «Фауна государственного музея-заповедника Ораниенбаум» – результат работы по проекту.
В ходе работы по проекту мы выявили, описали животных водоемов, птиц, животных луга и леса нашей местности и создали игру.
В процессе наблюдения за животными нашего заповедника каждая прогулка стала для нас намного увлекательней. Мы поняли, что даже знакомый, исхоженный парк таит в себе массу загадок. Несмотря на царящую в нём обычно тишину, его населяет великое множество животных, птиц, насекомых. Мы надеемся, что наша работа заинтересует других учащихся, а также всех тех, кто интересуется жизнью животных.
Игра поможет запомнить названия живых существ, окружающих нас, познакомиться с их внешним видом, особенностями питания, распространения, образа жизни.
В комплекте:
ü 3 игровые карточки, представляющие собой клетчатое поле с изображением и названиями животных (животные леса и луга, животные водоемов, птицы);
ü 3 игровые карточки, представляющие собой клетчатое поле с картинками животных (животные леса и луга, животные водоемов, птицы);
ü 27 карточек с описанием животных;
ü 36 карточек с названием животных;
ü 3 карточки-иллюстрации среды обитания;
ü мешок для хранения карточек с названием животных;
ü карточка с описанием правил игры;
ü коробка.
Возраст: от 7 лет и старше.
Правило № 1: «Лото»
В игре участвует 3 игрока (3 команды). Правила лото предельно просты: побеждает тот игрок (команда), который первым закроет все названия на своих карточках.
Для начала игры выбирается ведущий, который будет «тянуть» карточки с названием животных из мешка и зачитывать их. Ведущий может быть не только сторонним наблюдателем и объявлять результаты, но и принимать непосредственное участие в игре. Ведущий, не глядя, вытягивает из мешка карточку, зачитывает название, а участники игры проверяют свои карточки на предмет обнаружения такого животного. Ребёнок (команда), у которого на карточке есть изображение этого животного, поднимает руку; ведущий отдаёт ему карточку, которой закрывают изображение животного. Если руку никто не поднимает, карточку откладывают в сторону. Победителем становится тот игрок, который первым закроет все картинки на своей карточке.
Правило № 2: «Лото без названия»
Данный вариант игры проводится для активизации знаний о названии животных. На игровых карточках только изображения животных. Далее правила повторяются, как и в первом варианте. Только игроки должны определить по названию изображение животного, поднять руку за карточкой, которую зачитывает ведущий; затем положить карточку с названием под определенное изображение животного.
Правило № 3: «Узнай среду обитания животного»
В игре могут участвовать от 2-х до 15-ти игроков. Дети по очереди берут из конверта карточки с названиями животных и кладут карточки на карточки-иллюстрации среды обитания: с изображением неба (птицы), водоёма, леса. Все вместе проверяют правильность выполнения задания.
Правило № 4: «Узнай животное нашего заповедника»
Могут играть от 2-х до 15-ти человек. Дети по очереди достают из мешка карточки с названием животных, девять из которых не встречаются в нашем заповеднике. Нужно определить «лишних» животных и отложить карточки с их названием в сторону. Ведущий проверяет правильность выполнения задания. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.
Правило № 5: «Узнай животное по описанию»
В игре участвует от 3-х до 12 игроков. У троих игроков (или команд) на столе карточки с изображением животных. Ведущий достаёт из конверта карточку с описанием животного, читает. Ребёнок, у которого есть на карточке данное изображение животного, называет его, в результате правильного ответа получает карточку с описанием. Выигрывает ребёнок, отгадавший большее количество «своих» животных.
Правило № 6: «Крокодил»
В игре участвует от 3-х до 15 игроков. По очереди каждый игрок выходит к столу, на котором разложены карточки, выбирает карточку с названием любого животного, садится на место, карточку не показывает никому. Затем ведущий вызывает по очереди каждого игрока, игрок должен с помощью пантомимы показать «Свое» животное, чтобы остальные догадались. Если показать не удается, то другие игроки могут задавать вопросы, на которые можно кивать головой «да» или «нет».
Правило № 7: «Фанты»
В игре участвует от 3-х до 15 игроков. По очереди каждый игрок берет из мешка карточку с названием животного. Ведущий отворачивается, игроки кладут карточки на стол. Ведущий по очереди берет карточку и говорит, какое задание должен выполнить игрок…
Правило № 8: «Лотерея»
В игре участвует 3 игрока (3 команды). Каждый игрок (команда) вытягивает из мешка по очереди по 12 карточек с названиями животных. Затем проверяют, сколько названий животных совпало с карточкой игрового поля (животные луга, птицы или животные водоемов). Побеждает игрок, у которого больше совпадений.
Нам очень нравится играть, поэтому правила игры можем придумывать в процессе занятий. Например, если играем всем классом, можно провести игру в такой форме: ведущий раздаёт карточки с названием животных, а затем даёт различные задания: «Подойдите ко мне животные, умеющие плавать (летать, лазать по деревьям); животные, ведущие ночной образ жизни, закройте глаза ладонями; животные, питающиеся растительной пищей, поднимите руки вверх…».
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.