Проект «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум»
Оценка 4.8

Проект «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
экология
1 кл—4 кл
24.05.2021
Проект  «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум»
Проблема, на решение которой направлен проект. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Актуальной проблемой на сегодняшний день становится незнание учащимися природы своего края. Изучение видового состава своего города научит любить природу, наблюдать, сопереживать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Необходимо самому увидеть красоту природы, а красота окружающего мира рождает чувство привязанности и любви к малой родине и Отечеству.
Проект_Флора ГМЗ.doc

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования  Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга

«ПЕТЕРГОФ»

 

 

 

 

 «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум»

Номинация: «Игра»

 

                                              Авторы:

Бугаева Софья Алексеевна, Журавлев Евгений Сергеевич

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», ГБОУ школа № 430, 5 класс

 

Руководитель:

Птюшкина Галина Николаевна,

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2020

 

 

Краткое описание проекта.

            Название проекта: «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум».

Введение.   Мы пятый год занимаемся в кружке экологии. Наш педагог Галина Николаевна рассказывает на занятиях о городе Ломоносове (Ораниенбауме), в котором мы живем.  Мы, жители нашего города, научились видеть красоту культурно-исторического пространства, созданную и сохраняемую поколениями ломоносовцев.

Мы живем в регионе Финского залива. Его неповторимый образ составляют Ценности среды обитания. Это конкретные природные, исторические, культурные объекты, которые воспринимаются его жителями как значимые и их жизни, и которые важно сохранить для нас и для будущих поколений. Часть этих Ценностей не имеют охранного статуса государства, а связаны либо с особым периодом в жизни природы, либо с культурно-историческими событиями в жизни региона, или даже конкретного жителя этой территории. Кроме того, это среда обитания многих других видов животных и растений. Это наша общая с ними среда обитания!

Очевидно, что для природного баланса важен любой «кирпичик» экосистемы – и лес, и река, и трава, и птицы – все это Ценности среды обитания. Но также очевидно, что люди научились не замечать этого в повседневной жизни. Планируя очередной промышленный объект, его авторы, как правило, видят перед собой лишь «контурную карту», не принимая в расчет тысячи живых организмов, населяющих эту территорию.

Проблема, на решение которой направлен проект.  Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.  Актуальной проблемой на сегодняшний день становится незнание учащимися природы своего края. Изучение видового состава своего города научит любить природу, наблюдать, сопереживать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира. Необходимо самому увидеть красоту природы, а красота окружающего мира рождает чувство привязанности и любви к малой родине и Отечеству.

            Цель: привлечение внимания жителей и гостей города к красоте культурно-исторического пространства, созданной и сохраняемой поколениями ломоносовцев.

Задачи: проанализировать научную литературу по теме; определить путем опроса Ценности на местном уровне, которые должны быть сохранены для будущих поколений; исследовать территорию заповедника по видовому составу флоры; создать игру «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум».

Ожидаемые результаты: Все вместе задумаемся о создании на местном уровне системы ценностей, которые обязательно должны быть сохранены с помощью Карты Ценностей.              Карта Ценностей – это условность, методический прием для привлечения внимания детей, жителей, властей к проблемам территории и совместного поиска путей ее развития  не в ущерб всем ее обитателям, соседним территориям, а также будущим поколениям.

Участники проекта: учащиеся 5 класса, педагоги дополнительного образования, учителя школы. Родители.

Сроки реализации: ноябрь 2019 – февраль 2020.

Продукт проекта: игра «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум».

 

Поставленные выше цели достигались в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Определили тему и название проекта, сформулировали задачи, проблемы. Наметили план работы, источники информации нашли в школьной библиотеке; выбрали способы работы, сообща обсудили продукт проекта: игра. Продумали правила игры, оформление.

На данном этапе обсудили личные Ценности, рассказали о том, что для каждого конкретного человека – участника группы – является ценным. Составляя «Список Ценностей», – участники дискуссии (учащиеся 5-х классов: 70 человек) сначала составляли в порядке предпочтения список того, что для них важно в их среде обитания, а затем список того, без чего они не могут обойтись. Второй список, как правило, дает истинный ответ.

2 этап – практический.

Следующий этап – выбор группой той территории, которой они будут заниматься. Для того чтобы сделать этот выбор, мы ответили на два вопроса: «Какую территорию мы можем считать жизненно важной для себя средой обитания?» и «О какой территории мы сможем собрать достаточную и достоверную информацию?». Это должна быть территория знакомая и любимая с детства авторами Карты Ценностей –  где они живут, отдыхают, куда ходят в походы.

Предварительную информацию о природе, истории, культуре, о том, какие Ценности были важны для людей раньше и значимы сегодня, учащиеся получили на занятиях в эколого-краеведческом кружке, из краеведческой литературы, старых газет, бесед с местными жителями (родителями, бабушками, дедушками...).

Важнейшие этапы работы над Картой Ценностей – это собственные наблюдения, анализ впечатлений, обмен мнениями о наиболее важных «Ценностях», увиденных во время тематических прогулок, экскурсий, экспедиций. На этом этапе повторно составили два приоритетных списка: «Что для нас важно» и «Без чего мы не можем обойтись» каждым участником. Совместное обсуждение этих списков позволило выбрать культурные и природные Ценности родного города.

Украшением нашего города является дворцово-парковый ансамбль 18 века — Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум». В список Ценностей большинство детей внесли:

ü  растительный и животный мир музея-заповедника;

ü  Большой (Меншиковский дворец) и Нижний парк;

ü  обширный Верхний пейзажный парк с прудом, водопадом;

ü  павильон Катальной горки;

ü  Китайский дворец;

ü  дворец Петра Ш и Петровский парк;

ü  река Караста и Нижний пруд, образованный с помощью плотин еще в 18 веке.

Развитие и наполнение Карты Ценностей новой информацией, новым видением, распространение концепции Ценностей среды обитания – это непрерывный процесс, который может быть основой для программы устойчивого развития территории.

Работа над Картой помогла нам создать  положительный образ территории, наполненный конкретными ценностями и как следствие – мотив к социально активным действиям по сохранению и защите наиболее важных для нас Ценностей:   проведению публичных природоохранных акций, выступлению с исследовательскими работами на экологических конференциях, разработке игр эколого-просветительских игр для младших школьников.

Одновременно с работой над Картой Ценностей мы вели сбор информации о растениях парков музея-заповедника; составляли описания растений по заданному алгоритму: название растения, место обитания, описание внешнего вида.

Город Ломоносов – единственный из пригородов Санкт-Петербурга, где в годы минувшей войны удалось сохранить целостность растительных сообществ старинных парков, созданных еще в XVIII веке. В настоящее время в городе имеется 16 парков. Три самых больших по площади и разнообразию растительности – Нижний сад, Петровский и Нижний парки – вошли в состав Государственного заповедника «ОРАНИЕНБАУМ».

Парки заповедника, несмотря на то, что они вплотную примыкают друг к другу, отличаются по размерам, площади, времени создания, особенностям планировки, степени сохранности растительных сообществ и их состава.

Нижний сад – один из первых регулярных парков России был создан в первой четверти XVIII века под руководством садовника мастера Ягана Эйка. Расположен сад перед северным фасадом Большого дворца А. Д. Меншикова.   Нижний сад создавался как парадный, и его зеленое убранство дополнялось фонтанами, каскадами, статуями, регулярной стрижкой растений и придания им различных форм, порой фантастических.  На балюстрадах дворца летом в кадках выставлялись пышные экзотические растения.  Кроме цветников, небольшие свободные пространства украшали орнаменты из разноцветного песка, битого стекла и кирпича. Реставрированный сад не восстановил своего первоначального вида, но примерно возродил его изначальную планировку и размещение деревьев и кустарников: елей, яблонь, лип, туи, барбариса. Все это переплетается многочисленными аллеями и связано с замысловатой конфигурацией фундаментальной ограды.

Петровский парк был заложен в 1756 году, одновременно со строительством небольшой крепости Петра III Петерштадта. В его создании принимал участие архитектор Антонио Ринальди. Особенности планировки парка связаны с его расположением – в долине реки Карасты между Верхним (Красным) и Нижним прудами. Когда-то определенное место в его планировке занимали ели и березы, клены и липы, дубы и серебристые ивы, разнообразные кустарники. Но парк длительное время оставался заброшенным: многие растения погибли, а некоторые, наоборот, разрослись, самосевом появились и новые. В результате за многие десятки лет этот участок, созданный руками, превратился в оригинальное сочетание культурной и естественной растительности, что делает его одним из самых красочных и привлекательных в Заповеднике.

Верхний парк – ценный памятник садово-паркового искусства, был заложен в 1756 году, но планировка отдельных его участков продолжалась многие десятилетия. Его первоначальная планировка осуществлялась архитектором Антонио Ринальди. Планировка парка производилась на заболоченной низине, поэтому потребовалось ее осушение, что привело к созданию обширной мелиоративной сети (всего 28 км) и множеству водосборников-прудов.

В работах по созданию растительного наряда парка принимали участие опытные садоводы мастера: Д. Буш, А. Андреев, И. Зейфертин, В. Петров, Я. Скородумов, К. Слепни и многие другие.

Планировка отдельных участков парка различна. К западу от Петровского парка он спланирован в свободном пейзажном стиле, у Китайского дворца значительную роль играет включение элементов регулярного стиля. Вся западная часть, где планировка не была завершена, является примером умелого сочетания на значительной площади естественной и культурной растительности. Растительные сообщества в парке образуют: клены и липы, сосны и ели, березы и дубы, карказон и сирень, серебристые тополя и пихты, спирея и рябинолистник и жимолость, туя и лещина. Одиночными экземплярами представлены: лимонник, барбарис, грецкий орех, кориус, другие деревья и кустарники.

Особенностью растительного покрова Верхнего парка являются многочисленные участки, занятые луговой травянистой растительностью. Их состав довольно разнообразен, и в различные периоды весны, лета и осени они создают неповторимый красочный узор цветущего разнотравья, наполняя воздух чудесным ароматом. Растения, сменяя друг друга, цветут непрерывно с ранней весны до поздней осени. Не успел стаять снег, как распустились ветреницы и первоцветы, калужницы и печеночницы. Следом за ними зацвели, маргаритки и ландыши и одуванчики незабудки, поляна перед павильоном Катальной горки покрывается сплошным белым ковром цветущего поповника, вдоль аллей своими разноцветными головками кивают клеверы. А сколько еще мелких, малозаметных растений цветет и развивается под покровом деревьев и кустарников! Особенно украшают парк осенью золотистые и багряные листья кленов, а между ними сохраняются зелёными до выпадения снега листья сирени и других кустарников. На зиму остается и темная хвоя елей, сосен и пихт.

В завершение второго этапа приступили к разработке игры. Младшие учащиеся экологического кружка параллельно  работали по проекту «Фауна музея-заповедника», поэтому мы выбрали тему «Флора», чтобы создать методическую разработку игры для начальной школы, обучающихся по программе «От Ораниенбаума к Ломоносову» к разделу программы «Растительный мир музея-заповедника».

3 этап – завершающий. Формулирование выводов. Оценка результатов. Оформление проекта, подготовка презентации проекта.

Организация игры «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум» в 5 классе и в классах начальной школы.

Мы постарались заинтересовать нашей деятельностью учителей, родителей и детей начальной школы. Планируем по окончании проекта повышать экологическую культуру жителей города с помощью игры на районных, городских массовых мероприятиях и конкурсах.

Описание игры.

От авторов. Перед вами игра «Флора государственного музея-заповедника Ораниенбаум» результат работы по проекту.

В ходе работы по проекту мы выявили растения парков музея-заповедника Ораниенбаума и создали игру.

Город Ломоносов (Ораниенбаум) – единственный из пригородов Санкт-Петербурга, где в годы минувшей войны удалось сохранить целостность растительных сообществ старинных парков, созданных еще в XVIII веке. В настоящее время в городе имеется 16 парков. Три самых больших по площади и разнообразию растительности – Нижний сад, Петровский и Нижний парки – вошли в состав Государственного заповедника «ОРАНИЕНБАУМ».

Парки заповедника, несмотря на то, что они вплотную примыкают друг к другу, отличаются по размерам, площади, времени создания, особенностям планировки, степени сохранности растительных сообществ и их состава.

Игра  поможет запомнить названия растений: деревьев, кустарников, травянистых растений, окружающих нас, познакомиться с их внешним видом, особенностями распространения.

            В комплекте:

ü  3 игровые карточки, представляющие собой клетчатое поле с изображением и названиями растений (деревья, кустарники, травянистые растения);

ü  3 игровые карточки, представляющие собой клетчатое поле с картинками растений (деревья, кустарники, травянистые растения);

ü  27 карточек с описанием растений;

ü  27 карточек с названием растений;

ü  мешок для хранения карточек с названием растений;

ü  карточка с описанием правил игры;

ü  коробка.

Возраст: от 7 лет и старше.

 

    Правило № 1: «Лото»

    В игре участвует 3 игрока (3 команды). Правила лото предельно просты: побеждает тот игрок (команда), который первым закроет все названия на своих карточках.

Для начала игры выбирается ведущий, который будет «тянуть» карточки с названием растений из мешка и зачитывать их. Ведущий может быть не только сторонним наблюдателем и объявлять результаты, но и принимать непосредственное участие в игре. Ведущий, не глядя, вытягивает из мешка карточку, зачитывает название, а участники игры проверяют свои карточки на предмет обнаружения данного растения.  Ребенок (команда), у которого на карточке есть изображение этого растения, поднимает руку; ведущий отдаёт ему карточку, которой закрывают изображение растения. Если руку никто не поднимает, карточку откладывают в сторону. Победителем становится тот игрок, который первым закроет все картинки на своей карточке.

Правило № 2: «Узнай растение по описанию»

В игре участвует от 3-х до 12 игроков. У троих игроков (или команд) на столе карточки с изображением животных. Ведущий достаёт из конверта карточку с описанием растения, читает. Ребёнок, у которого есть на карточке данное изображение растения, называет его, в результате правильного ответа получает карточку с описанием. Выигрывает ребёнок, отгадавший большее количество «своих» растений.

Правило № 3: «Крокодил»

В игре участвует от 3-х до 15 игроков. Один из игроков выходит к столу, на котором разложены карточки, выбирает карточку с названием любого растения. Остальные игроки задают ему  вопросы, на которые можно кивать головой «да» или «нет», пока не угадают выбранное игроком растение. Например, «Это дерево?», «У него резные листья», «Это хвойное дерево?»…

Правило № 4: «Фанты»

В игре участвует от 3-х до 15 игроков. По очереди каждый игрок берет из мешка карточку с названием растения. Ведущий отворачивается, игроки кладут карточки на стол. Ведущий по очереди берет карточку и говорит, какое задание должен выполнить игрок…

Правило № 5: «Лотерея»

В игре участвует 3 игрока (3 команды). Каждый игрок (команда) вытягивает из мешка по очереди по 12 карточек с названиями растений. Затем проверяют, сколько названий растений совпало с карточкой игрового поля (деревья, кустарники, травянистые растения). Побеждает игрок, у которого больше совпадений.

 Нам очень нравится играть, поэтому правила игры можем придумывать в процессе занятий. Например, если играем всем классом, можно провести игру в такой форме: ведущий раздаёт карточки с названием растений, а затем даёт различные задания: «Подойдите ко мне «кустарники», (деревья, травянистые растения; растения, со съедобными ягодами», колючие растения…).

 

Список литературы

 

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития»,1998.-240с.
  2. Алексеев С. В., Гущина Э. В. Город и Окружающая среда: Пособие для учителя. – СПб.: Крисмас+, 1997. – 123 с.
  3. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288 с.
  4. Наши ценности среды обитания. Регион Финского залива. Сб. информационных и методических материалов. – СПб., 2003. – 140 с.
  5. Плаксин,  А. А. Материал по краеведению: Ломоносов / А. А. Плаксин. –  1995.
  6. Плаксин, А. А. Наша Родина – город Ломоносов. Историко-географический очерк / А. А. Плаксин. – СПб.: Ломоносовская типография, 1995. – 108 с.
  7. Плаксин, А. А. Ораниенбаум-Ломоносов. Историко-географический очерк / А. А. Плаксин. –  СПб.: ВВМ, 2004. – 79 с.
  8. Прогулки по Ораниенбауму. Сборник работ участников конкурса «Мой родной город». Вып. 1. –  СПб.: ВВМ, 2004. – 87 с.
  9. Пригороды Санкт-Петербурга (вопросы и ответы). – СПб, 2001.
  10. Раскин, А. Город Ломоносов: Дворцово-парковые ансамбли ХУШ века / А. Раскин. –  Л., 1979.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Краткое описание проекта.

Краткое описание проекта.

Определили тему и название проекта, сформулировали задачи, проблемы

Определили тему и название проекта, сформулировали задачи, проблемы

Город Ломоносов – единственный из пригородов

Город Ломоносов – единственный из пригородов

Следом за ними зацвели, маргаритки и ландыши и одуванчики незабудки, поляна перед павильоном

Следом за ними зацвели, маргаритки и ландыши и одуванчики незабудки, поляна перед павильоном

Правило № 1: «Лото» В игре участвует 3 игрока (3 команды)

Правило № 1: «Лото» В игре участвует 3 игрока (3 команды)

Плаксин, А. А. Материал по краеведению:

Плаксин, А. А. Материал по краеведению:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021