Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр Петродворцового района
Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
«Хлеб – всему голова»
Номинация: «Экспозиция»
Авторы:
Шветко Алена Николаевна, Ханнинен Илона Валтеровна,
Артюхина Дарья Викторовна 16 лет, 8 класс;
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», ГБОУ школа № 439
Руководитель: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»;
Санкт-Петербург
2020
Краткое описание проекта
Название проекта: «Хлеб – всему голова»
Тема конкурса в этом году «Широка страна моя родная». Очень часто Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле – много полезных ископаемых. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово «хлеб» в русском языке всегда обозначало достаток. Много сил прикладывают люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Отношение к хлебу должно быть бережное.
А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая больно отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорной корзине. Это свидетельствует о безнравственности поступка.
Мы решили организовать работу по проекту «Хлеб – всему голова», чтобы научить взрослых и детей уважать хлеб.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Цель: воспитание бережного отношения к хлебу.
Задачи:
• проанализировать источники информации об истории появления хлеба;
• привлечь внимание учащихся школы и их родителей к бережному отношению к хлебу через выступления детей перед школьниками других классов;
• создать экспозицию «Хлеб – всему голова» из вторичных материалов;
• совершенствовать свои умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, используя творческий подход к работе.
Методы исследования:
• знакомство с литературой по теме проекта;
• обращение к сети Интернет;
• анализ полученной информации;
• проектный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: коллективный.
Продукт проекта – Экспозиция «Хлеб – всему голова»: чемодан – выставка с муляжами хлебобулочных изделий, выполненных из ваты и марли.
Ожидаемые результаты: осмысленное бережное отношение к хлебу.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный. Проанализировав различные источники информации, выяснили интересные факты:
свыше 15 тысяч лет назад наши предки начали употреблять в пищу пшеницу;
в древнем немецком языке и сегодня присутствует слово «хлайб», созвучное с нашим словом хлеб: «хлеб» – лекарство;
в давние времена люди лечились хлебом: если подышать над горячим свежим хлебом, можно вылечить насморк, а чёрствый хлеб помогает при болях в желудке;
в России желанных гостей встречают «хлебом – солью»;
хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий;
на Руси поначалу пекли только белый хлеб, ржаной появился 800 лет назад;
если каждый человек за 1 день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год;
в России существует первый музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге: в музее есть всё, что связано с выпечкой хлеба;
во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба.
Выяснили, как выращивают хлеб:
1.Сначала землю нужно подкормить удобрениями и вспахать, перемешивая удобрения с землей.
2. Затем землю нужно пробороновать, чтобы не было комков
(Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.)
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
3. Теперь можно начинать сеять!
4. После посева надо постоянно обрабатывать почву, защищать посев от вредителей
5. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях.
Поле в это время очень красивое.
6. Но вот зерна созрели. Начинается жатва.
И на поле выходят большие машины – комбайны.
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
7. Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
8. Потом зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
9. Муку отправляют на хлебозавод, где и выпекают хлеб.
Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.
2 этап – практический.
Мы выбрали тему экспозиции: «Хлеб – всему голова»: это будут муляжи хлебобулочной продукции, выполненные из вторичных материалов: ваты, марли.
Подготовили материал: обрезки марли, синтепон, поролон, нитки; выбрали основу экспозиции – старый чемодан, в котором будут сложены муляжи.
Экономическое обоснование проекта: материальные затраты не нужны, у нас есть все необходимое для создания экспозиции.
Экологическое обоснование проекта. Наша работа не требовала большого количества ресурсов, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоемкого оборудования. Использовали вещи, которые уже непригодны в быту: старый чемодан, обрезки ткани для декорирования, следовательно, не был нанесен ущерб окружающей среде, а вещи получили вторую жизнь.
Наметили, какие хлебобулочные изделия сможем выполнить.
Для изготовления всех изделий были использованы: бумага, вата, бинт, марля, мука, вода, клей ПВА.
Формируем изделие из бумаги, ваты, оборачиваем вату марлей, стараясь завернуть поплотней.
Тесто готовим из муки, клея ПВА и воды (консистенция густой сметаны). Обмазываем заготовки тестом и выкладываем на противень. Можно посыпать маком, корицей, кунжутом. Выпекаем в духовке при температуре от 100 до 160 градусов.
3 этап – оценка результатов. Представление экспозиции «Хлеб – всему голова» в школе, на районном экологическом мероприятии, на межрегиональной Биос-олимпиаде.
Самооценка экспозиции. Чтобы украсить интерьер, не нужно покупать слишком дорогие вещи, можно просто создать их своими руками. Ведь это развивает художественный вкус; совершенствует умение; воспитывает терпение; приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие при выполнении работы. Недаром ручная работа ценится, как источник эмоциональной духовности.
Заключение. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Производство хлеба начинается с проращивания пшеницы и задействованы в этом процессе множество людей-профессионалов, машин и механизмов.
На основе собранной информации, мы создали экспозицию и представили ее в школе, на районных и городских конкурсах.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. В результате нашей работы мы выяснили, как много затрачено труда для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, поэтому его надо беречь.
На экспозиции представлены экспонаты:
№ 1: каравай хлеба;
№ 2: бублики;
№ 3: баранки;
№ 4: пирожок;
№ 5: тульский пряник;
№6: ватрушка;
№7: булочка.
Список литературы:
1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? – М.: ЭКСМО, 2004.
2. Ковтуненко Л.Я. Хлеб на обеденном столе. – М.: Сфера, 2008.
3. Обухова Л. А. Если хлеб зачерствел. – Воронеж, 1999.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ЭКСМО, 2002.
5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. – М.: Худож. лит. 1988.
6. Энциклопедия растений. – М.: РОСМЭН, 2001.
7. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации. – М.: Аванта+, 2002. – Т. 13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.