муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад № 47
Проект «Игры и забавы народов России» для детей старшего дошкольного возраста.
Автор проекта:
Воспитатель: Борькина С.В.
Саров 2020г
1
Проект «Игры и забавы народов России» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. Мировоззрение педагогов и родителей, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Национальные народные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой. Окунаясь в историческое прошлое народов России, можно выделить ряд игр и забав, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности, приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду разных национальностей, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Тип проекта:
Познавательно – исследовательский, коллективный.
Вид проекта:
Групповой.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный (2 недели).
Участники проекта:
Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители, дети.
Цель проекта:
Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях Россиян посредством изучения культуры, традиций, различных игр и забав народов России, для развития интереса к физической культуре и спорту.
2
Задачи:
- Формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм народов России.
- Формировать представления о разнообразии народных игр, желание использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
- Развивать творческие способности детей к различным видам деятельности, стремление больше узнать о родном крае.
- Способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
- Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости за Родину, приобщать к истокам народной культуры.
Методы и приемы:
- НОД с участием родителей (родители-представители народов России) с целью расширения кругозора детей о различных народах России.
- Беседы с детьми о культуре и традициях народов России.
- Подвижные игры и забавы на тему проекта.
- Ознакомление с художественной литературой (стихи, загадки, потешки, песни, рассказы, сказки).
- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, познавательно-информационных фильмов для старших дошкольников.
- Релаксация «Колыбельные народов России» во время сна (успокаивает детей после активной первой половины дня).
- Совместная продуктивная деятельность детей с воспитателем и родителями (изготовление атрибутов и элементов костюмов для подвижных игр и забав народов России).
Направление деятельности:
- Просветительское (предоставление информации детям в виде бесед, ознакомления с художественной литературой, просмотра познавательно-информационных фильмов, НОД).
- Практико-действенное (повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявление совместных творческих способностей, народные игры подвижного характера).
- Здоровье сберегающее (дневной сон под тихое звучание колыбельных народов России – релаксация, подвижные игры народов России).
3
Педагогические принципы:
- Принцип системности (работа проводится систематически; последовательное и систематическое знакомство с разнообразием народных игр развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка).
- Принцип возрастной адресности (планирование работы происходит с учетом возрастных особенностей детей).
- Принцип интеграции (для более успешного усвоения материала используются интегрированная НОД, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, слайдов и т.д.).
- Принцип преемственности взаимодействия дошкольных учреждений с семьей (родители тесно связаны со своими детьми, активно поддерживают формы работы воспитателей и учителя-логопеда с детьми).
Ожидаемый результат:
- У детей формируются знания о культуре и традициях народов России, уважительное отношение к культуре разных народов, желание использовать национальные игры в свободной деятельности.
- Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр, устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми и творчество (изготовление атрибутов и элементов костюмов народов России). Развивается интерес к физической культуре и спорту.
- Творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности, овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Продукт проекта:
- Цикл НОД, бесед по ознакомлению детей с культурой, традициями, играми и забавами народов России.
- Картотека подвижных игр народов России.
- Диск с информационно-познавательными видеороликами по теме проекта для старших дошкольников, с колыбельными народов России для релаксации.
- Атрибуты для подвижных игр народов России (совместное творчество детей с родителями и педагогами группы).
- Создание уголка в предметно-развивающей среде группы «Мы – Россияне», где разместили материал по ознакомлению и закреплению материала о культуре и традициях народов России.
4
Схема осуществления проекта:
Вид деятельности |
Пути реализации |
Образовательная деятельность |
Участники |
Двигательная |
- Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, физминутки и подвижные игры «День народов севера», «День народов Кавказа», «Чуваши, башкиры, татары, мордвинцы», «День русского народа». - Спортивное развлечение «Мы – Россияне» - Релаксация «Колыбельные народов России». |
Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Дети Воспитатели Учитель –логопед Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель |
Познавательно-исследовательская |
- Просмотр слайдов, познавательно-информационных фильмов. - Цикл НОД. - Беседы по теме проекта. - Уголок «Мы – Россияне» в предметно – развивающей среде. |
Социально – коммуникативное развитие |
Дети Родители Воспитатели Учитель –логопед |
Коммуникативно-речевая |
- Заучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья». - Чтение сказок народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка, «Перя-богатырь» - Коми, «Как я пчел караулил» - марийская сказка, «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка, «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка, «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи, «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка, «Айога» - нанайская сказка. - Отгадывание загадок. - Беседы по теме проекта. - Составление рассказов по картинам: «Ярмарка. Русские», «Охота с ловчими птицами. Башкиры», «Пчеловодство. Марийцы». |
Речевое развитие Познавательное развитие |
Дети Родители Воспитатели Учитель –логопед
|
Художественно-творческая |
- Рисование «Орнаменты узоров на костюмах народов России». - Лепка «Любимые животные народов России (олень, баран, корова и др)». - Аппликация «Украсим головные уборы народов России». |
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие |
Дети Воспитатели Учитель –логопед
|
Самостоятельная деятельность |
- Рассматривание иллюстраций, фото, картинок. – Использование атрибутов для игр в самостоятельной деятельности. |
Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие |
Дети Воспитатели Учитель –логопед |
5
Работа с родителями |
- Консультации и беседы с родителями. - Изготовление атрибутов к играм и забавам, элементов костюмов со своими детьми. – Участие родителей в НОД. |
Социально – коммуникативное развитие |
Дети Родители Воспитатели Учитель –логопед |
Музыкальная |
- НОД «Мелодии народов России» - Ритмика под мелодии народов России |
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие |
Музыкальный руководитель Дети Воспитатели Учитель –логопед |
Перспективное тематическое планирование.
1-й этап – подготовительный:
- Подготовка материала для продуктивной деятельности, чтения, НОД, самостоятельной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов (методическое, информационное, наглядное обеспечение в течение недели).
- Определение знаний родителей и детей по теме проекта (анкетирование родителей, опрос детей).
- Планирование предстоящей работы с детьми и родителями.
2-й этап – реализация проекта:
Работа с детьми.
- Заучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья».
- Чтение сказок народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка, «Перя-богатырь» - Коми, «Как я пчел караулил» - марийская сказка, «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка, «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка, «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи, «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка, «Айога» - нанайская сказка.
- Отгадывание загадок.
- Беседы по теме проекта.
- Составление рассказов по картинам: «Ярмарка. Русские», «Охота с ловчими птицами. Башкиры», «Пчеловодство. Марийцы».
НОД:
- «Народы Севера», «Народы Кавказа», «Чуваши, башкиры, татары, мордвинцы» (познавательное и физическое развитие).
6
- «Орнаменты узоров на костюмах народов России» (художественно – продуктивная деятельность рисование).
- «Любимые животные народов России» (художественно – продуктивная деятельность лепка коллективная).
- «Украсим головные уборы народов России» (художественно – продуктивная деятельность аппликация коллективная).
Работа с родителями.
- Приобретение книг и пособий.
- Изготовление элементов костюмов и атрибутов к играм и забавам народов России.
- Участие в НОД представителей народов России из числа родителей детей.
3-й этап – заключительный:
- Презентация проекта.
- Оформление уголка «Мы – Россияне» в предметно – развивающей среде совместно с родителями.
- Спортивное развлечение «Мы – Россияне».
Результаты проекта:
Дети стали более отзывчивыми, внимательными к друг к другу, сформировались элементарные знания о традициях, играх и забавах народов России, уважительное отношение к культуре разных народов. Совместная деятельность родителей и детей еще более сплотила их.
Используемая литература:
- Кенеман А. В. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
- Литвинова М. Ф. Русские народные игры. М., 1986.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
- Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
7
- Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
- Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.