Проект «Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»

  • docx
  • 09.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект «Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ».docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №102»

 

 

 

 

 

 

 

Проект:
«Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 г.г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………. ….6

Материальная база МБДОУ «Детский сад №102» …………………………9

Поэтапный план реализации проекта………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ожидаемые результаты проекта……………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной нам с вами современности, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и электронные дидактические игры, и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.

На сегодняшний день в образовательном процессе, выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть, материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

В связи с этим перед нами встаёт проблема – недостаточное владение педагогами информационными – коммуникационными технологиями и умение применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. Данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется проектом ФГОС 2013 года.

Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение обусловлена Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

Учитывая это, основной целью работы коллектива в настоящее время становится создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС в ДОУ.

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:

-       Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

-       Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

-       Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Таким образом, для достижения цели проекта, необходимо решить следующие задачи:

1.     Модернизация методической службы;

2.     Совершенствование материально – технической базы;

3.     Создание определенной информационной среды;

4.     Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

5.     Внедрение ИКТ в образовательное пространство.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

На данный момент отсутствует единая система, определяющая правильность использования ИКТ в ДОУ:

Методика использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

Единые программно-методические требования к компьютерным занятиям;

Систематизация компьютерных развивающих программ.

При этом на сегодня это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность, однако использование ИКТ является одним из перспективных средств обучения дошкольников.

Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу педагогов:

1.     Ведение педагогической документации в едином информационном пространстве ДОУ;

2.     Применение тематических презентаций в образовательном процессе;

3.     Возможность использования в педагогической деятельности видео-уроков и видео-демонстраций

 

Одним из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной. Главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу ДОУ с родителями воспитанников:

1.     Просмотр тематических презентаций по разным направлениям;

2.     «Он-лайн» консультации на сайте ДОУ

3.     Знакомство с документацией и доской объявлений ДОУ

4.     Знакомство с Портфолио воспитателей, групп.

5.     Предложение идей по улучшению работы ДОУ.

Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо соблюдать:

1.     санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

2.     режим и организацию проведения занятий с ИКТ;

3.     правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе.

Прежде всего, хочется отметить, что в нашем ДОУ не используется непосредственная работа детей за ПК, так как использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, это, прежде всего:

-       преобразование предметно-развивающей среды;

-       использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тех тем в образовании, с которыми дошкольники имеют определённые трудности;

-       создание новых средств передачи информации для развития детей;

Компьютер естественно вписался в жизнь современного общества и является еще одним эффективным техническим средством. Информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью.

Использование разных форм информационно-компьютерных технологий, зависят, в первую очередь, от того на кого эти формы направлены. Это – дети, родители, педагоги, сообщества.

Материально-техническая база МБДОУ «Детский сад №102»
на данный момент.

Администрация нашего детского сада своими силами старается компьютеризировать рабочие процессы в ДОУ. На сегодняшний день компьютеризированы рабочие места следующих сотрудников:

-       Заведующий МБДОУ;

-       Заместитель заведующего по Вор;

-       Заместитель заведующего по АХЧ;

-       Главный бухгалтер:

-       Медицинский работник.

Педагоги ДОУ также хотели бы широко использовать в своей работе ИКТ, тем более что в коллективе есть воспитатели, обладающие необходимыми навыками и творческим потенциалом. На 12 групп ДОУ имеется несколько ноутбуков, 2 проектора, 2 экрана, 1 интерактивная доска, которая установлена стационарно в кабинете педагога-психолога, 1 интерактивный кубик.

Эта возможность широко используется педагогами, накоплен богатый материал, содержащий образовательные презентации, демонстрационные тематические видеоролики, созданные педагогами ДОУ.

Данный проект направлен на то, чтобы каждый педагог мог использовать широкие возможности ИКТ в образовательном и воспитательном процессе, а также в работе с родителями, создавая тем самым единое информационное пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожная карта реализации проекта

«Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе

в условиях введения ФГОС ДОУ»:

Этапы

Направление деятельности

Сроки

Ответственные

1 этап – Организационный: Разработка проекта.

Создание творческой группы в ДОУ

1.      Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;

2.      Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ;

3.      Формирование банка методический идей по теме проекта;

4.      Проведение анкетирования педагогов с целью анализа уровня знаний работы с ИКТ

Сентябрь 2020 - май 2021

Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по Вор

2 этап – материальное обеспечение ДОУ средствами ИКТ

1.    Приобретение компьютерной и мультимедийной техники;

2.    Установка оборудования на рабочих местах

3.    Проведение и установка локальной сети ДОУ

 

 

 Течение учебного года

Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по АХЧ

Главный бухгалтер

Воспитатель

3 этап – апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно- образовательный процесс

1.       Познакомить педагогов с устройством и основным правилам работы на  ПК

2.       Познакомить с мультимедийным обеспечением;

3.        Организовать консультации по проблемным вопросам;

4.       Повысить компьютерную грамотность – прохождение курсов повышения квалификации по теме «Информационно-коммуникативные технологии в деятельности современного педагога»;

5.       Познакомить с программным обеспечением ПК;

6.        Обучить использовать мультимедийные пособия и учебники;

7.        Организовать исследовательскую и проектную деятельность;

8.       Создать личное портфолио воспитателя, портфолио группы, портфолио каждого ребёнка.

Сентябрь 2020 – декабрь 2021

Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по Вор

Воспитатели

4 этап  - результативный: анализ результатов, реализации ИКТ в ДОУ, корректировка содержания, обобщение опыта работы перспективы на будущее 

1.         Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ;

2.          Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, радиопередач, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями;

3.          Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей и заведующих других детских садов;

4.          Трансляция педагогического опыта на городских и краевых мероприятиях;

 

Январь 2020–

декабрь 2021

Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по Вор

Педагоги ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически на каждом этапе проекта предусмотрена работа с родителями:

1 этап.

-       Провести собрание на тему: «Использование ИКТ в обучении дошкольников»

-       Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок»

-       Организовать консультации по проблемным вопросам

-       Повысить компьютерную грамотность

3 этап.

-       Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски)

-       Познакомить с программным обеспечением ПК (печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации).

4 этап:

-         Создать фото-презентацию «Моя семья»

-         Подготовить отчётный фильм «Выпускной», «Мой любимый детский сад» и др.

-         Создавать фото презентации на разные праздники, концерты, учувствовать в различных конкурсах, применяя ИКТ.

И работа с воспитанниками:

3 и 4 этап:

-       Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.

-       Начать развивать компьютерную грамотность

-       Научить решать пространственные и логические задачи.

-       Собрать мультимедийную картотеку детских рисунков и поделок;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ожидаемые результаты проекта:

1.                Повышение эффективности процесса обучения.

2.                Активизация познавательной деятельности детей.

3.                Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

4.                Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

5.                Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.

6.                Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

7.                Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.

8.                Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

9.                Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

10.            Выпуск учебно-методических пособий для родителей и педагогов.

11.            Создание банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями.

12.            Создание мультимедийной картотеки детских творческих работ

13.            Создание видеофильмов-отчетов о жизни детского сада в будни и праздники.