Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области
Внеклассная работа
Проект:
«Классическая музыка - детям»
2017 -2022
2017
Содержание
Введение. 3
Паспорт проекта. 3
План мероприятий по реализации проекта. 3
Основная часть. 3
Заключение. 3
Список литературы. 3
Самая сложная область музыкального искусства «классическая музыка». Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» то в памяти всплывают фамилии композиторов-классиков, таких как: И.С. Бах и В.А. Моцарт, Й. Гайдн и Л. Бетховен, М. Глинка и П. Чайковский, С. Прокофьев и Д. Шостакович, Г. Свиридов и В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях, считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты ДШИ считают, что именно классическая музыка, как ни какая другая, оказывает самое благотворное воздействие на ребенка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.
Проект «Классическая музыка-детям» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов перед учащимися других отделений школы искусств, младших классов общеобразовательных школ в сфере развития межведомственных взаимодействий для приобщения младших школьников к миру искусства и проведения совместных мероприятий посредством концертно-просветительской деятельности учащихся и преподавателей ДШИ.
Цель проекта:
Формирование начальной музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.
Задачи проекта:
Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох:
Ø Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;
Ø Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;
Ø Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных инструментах, в том числе народных разными исполнителями: вокалистами и музыкантами;
Ø Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.
В настоящее время, когда подъем общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы, обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов и поселков. Силами преподавателей и учащихся возможна организация среди детского населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.
Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые разные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятный в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Ввести дошкольников и младших школьников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом, высоком художественном исполнении - программная установка новой системы музыкальных учреждений.
Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка - детям», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике.
Наименование проекта |
«Классическая музыка - детям» МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской области
|
Разработчики проекта |
Преподаватели фортепианного отделения
|
Исполнители проекта |
Администрация образовательного учреждения Педагогический коллектив Ученический коллектив |
Цель проекта |
Формирование начальной музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла. |
Задачи проекта |
Ø Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох; Ø Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта; Ø Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности; Ø Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных инструментах, в том числе народных разными исполнителями: вокалистами и музыкантами; Ø Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки. |
Какую проблему решает проект
|
Необходимость воспитания подготовленного слушателя классической музыки, необходимость помогать юным музыкантам |
Целевая аудитория проекта
|
Для учащихся младших классов музыкальных отделений ДШИ |
Причина значимости проекта
|
Формирование музыкальной культуры, и музыкально-эстетического вкуса |
Основные мероприятия |
Серия лекций-концертов, направленных на повышение уровня культуры учащихся
|
Этапы реализации Программы |
2017-2018 г. - декабрь «Хоровод Муз» - апрель «Всюду музыка слышна» 2018-2019 г. - декабрь «Музыкальное королевство-семь на семь» - апрель «Песня, танец, марш» 2019-2020 г. - декабрь «Сказка в музыке» - апрель «Детский альбом Чайковского» 2020-2021 г. – декабрь «Природа в музыке, осень-зима» - апрель «Природа в музыке, Весна-лето» 2021-2022 г. - декабрь «Музыкальные инструменты» - апрель «Поэт, художник, композитор» |
Период реализации |
2017- 2022 года
|
Итог (ожидаемый итог) |
Повышение интереса к классической музыке среди детей, возможность юным музыкантам реализоваться на сцене, создание единой культурно-образовательной среды.
|
Оценка результатов программы |
Программа способствует более активному развитию речи у детей, улучшает запоминание и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, вызванное музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру, формируют музыкальный вкус и музыкальную культуру. |
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями детей. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок‑музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. Это годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему. Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Берлиоза и другие.
Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу». В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать. Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников и младших школьников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип — принцип художественности. Как он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.
Исполнитель, т. е. музыкант-педагог, занимает в этом процессе ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников и младших школьников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой — народной, классической, современной. Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей. Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:
- художественность;
- доступность;
- воспитательная направленность.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов - классиков - М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников и детей младшего школьного возраста являются произведения современных композиторов - классиков - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов - М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно - образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью. Большинство задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, ложится на плечи педагога – музыканта, который является основным связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В связи с этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.
В первую очередь это связано с выразительным исполнением музыкальных произведений. Чтобы дети почувствовали образный характер музыкальных сочинений, исполнение музыки должно быть ярким и выразительным. Педагог-музыкант — носитель художественной культуры, которая должна проявляться в развитом музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи. Необходимо воспитывать у детей интерес и к другим произведениям искусства: например – к картинам. Рассматривая их, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.
Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего на картине. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом педагога, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
Лекции – концерты, проводимые в рамках проекта «Классическая музыка - детям», проводятся непосредственно в концертном зале ДШИ. Дети с удовольствием слушают музыку в аудиозаписи и в живом исполнении учащихся и преподавателей. Лекции построены в форме живой беседы, дети активно участвуют в ней. Задают вопросы, выссказывают свое мнение, ко всему проявляют живой интерес и любознательность.
Все виды искусства тесно взаимосвязаны между собой, главное, чтобы это были шедевры, а не суррогат. И что самое главное, рассказ о них должен быть доступным, интересным, живым и познавательным.
Заключение
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогатит детей, не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию началу музыкальной и художественной культуры.
Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.
Список литературы
1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.
2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение,1961, - с. 231.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
4. К.Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.