Проект "Классическая музыка - детям"

Проект "Классическая музыка - детям"

Руководства для учителя
docx
музыка
7 кл—10 кл
13.02.2020
Проект «Классическая музыка-детям» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов перед учащимися других отделений школы искусств, младших классов общеобразовательных школ в сфере развития межведомственных взаимодействий для приобщения младших школьников к миру искусства и проведения совместных мероприятий посредством концертно-просветительской деятельности учащихся и преподавателей ДШИ.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Классическая музыка детям.docx

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области

 

 

 

 

 

Внеклассная работа

 

Проект:

«Классическая музыка - детям»

2017 -2022

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

   

                                            

   

 

 

 

 

2017

Содержание

Введение. 3

Паспорт проекта. 3

План мероприятий по реализации проекта. 3

Основная часть. 3

Заключение. 3

Список литературы. 3

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 


Введение

 

Самая сложная область музыкального искусства «классическая музыка». Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» то  в    памяти всплывают фамилии композиторов-классиков, таких как: И.С. Бах и В.А. Моцарт, Й. Гайдн и Л. Бетховен, М. Глинка и П. Чайковский, С. Прокофьев и Д. Шостакович, Г. Свиридов и В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях, считается хорошим тоном слушать  именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики.  Педагоги-музыканты ДШИ считают, что именно классическая музыка, как ни какая другая, оказывает самое благотворное воздействие на ребенка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.

Проект «Классическая музыка-детям» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов перед  учащимися  других отделений школы искусств, младших классов общеобразовательных школ в сфере развития межведомственных взаимодействий для приобщения  младших школьников к миру искусства и проведения совместных мероприятий посредством концертно-просветительской деятельности  учащихся и преподавателей ДШИ.

    


 Цель проекта:

Формирование начальной музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

Задачи проекта:

     Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох:

Ø Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;

Ø Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;

Ø Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных инструментах, в том числе народных разными исполнителями: вокалистами и музыкантами;

Ø Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.

В настоящее время, когда подъем общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы, обретает   особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов и поселков. Силами преподавателей и учащихся возможна организация среди детского населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.

Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые разные слои населения.  Детство - период, наиболее благоприятный в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от  дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться  уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Ввести дошкольников и младших школьников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом, высоком художественном исполнении - программная установка новой системы музыкальных учреждений.

       Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка - детям», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике.

                                           

                                    


  Паспорт проекта

 

 

 

Наименование проекта

«Классическая музыка - детям»

МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской области

 

 

Разработчики проекта

 

Преподаватели фортепианного отделения

 

 

Исполнители проекта

 

Администрация  образовательного учреждения

Педагогический коллектив

Ученический коллектив

 

Цель  проекта

 

Формирование начальной музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

 

Задачи проекта

Ø Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;

Ø Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;

Ø Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;

Ø Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных инструментах, в том числе народных разными исполнителями: вокалистами и музыкантами;

Ø Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.

 

Какую проблему решает проект

 

 

Необходимость воспитания подготовленного слушателя классической музыки, необходимость помогать юным музыкантам

 

Целевая аудитория проекта

 

 

Для учащихся младших классов музыкальных отделений ДШИ

 

Причина значимости проекта

 

 

Формирование музыкальной культуры, и музыкально-эстетического вкуса

 

Основные мероприятия

 

Серия лекций-концертов, направленных на повышение уровня культуры учащихся

 

 

Этапы реализации

Программы

 

2017-2018 г. - декабрь «Хоровод  Муз»

                      - апрель «Всюду музыка слышна»

2018-2019 г. - декабрь «Музыкальное королевство-семь на семь»

                       - апрель «Песня, танец, марш»

2019-2020 г. - декабрь «Сказка в музыке»

                      - апрель «Детский альбом Чайковского»

2020-2021 г. – декабрь «Природа в музыке, осень-зима»

                      - апрель «Природа в музыке, Весна-лето»

2021-2022 г. - декабрь «Музыкальные инструменты»

                       - апрель «Поэт, художник, композитор»

 

Период реализации

 

2017- 2022 года

 

 

Итог (ожидаемый итог)

 

Повышение интереса к классической музыке среди детей, возможность юным музыкантам реализоваться на сцене, создание единой культурно-образовательной среды.

 

 

Оценка результатов программы

 

Программа способствует более активному развитию речи у детей, улучшает запоминание и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное  напряжение, вызванное музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру, формируют музыкальный вкус и музыкальную культуру.

 

 

 

 Основная часть.

 

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями детей. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном  и младшем школьном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок‑музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. Это годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему.  Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Берлиоза и другие.

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу». В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать. Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников и младших школьников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип — принцип художественности. Как он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.

Исполнитель, т. е. музыкант-педагог, занимает в этом процессе ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников  и младших школьников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой — народной, классической, современной. Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей. Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.

Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:

- художественность;

- доступность;

- воспитательная направленность.                                      

Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов - классиков - М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников и детей младшего школьного возраста являются произведения современных композиторов - классиков - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов - М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно - образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.

Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью. Большинство задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, ложится на плечи педагога – музыканта, который является основным связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В связи с этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.

В первую очередь это связано с выразительным исполнением музыкальных произведений. Чтобы дети почувствовали образный характер музыкальных сочинений, исполнение музыки должно быть ярким и выразительным. Педагог-музыкант — носитель художественной культуры, которая должна проявляться в развитом музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи. Необходимо воспитывать у детей интерес и к другим произведениям искусства: например – к картинам. Рассматривая их, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.

Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего на картине. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом педагога, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

Лекции – концерты, проводимые в рамках проекта «Классическая музыка - детям», проводятся непосредственно в концертном зале ДШИ. Дети с удовольствием слушают музыку в аудиозаписи и в живом исполнении учащихся и преподавателей. Лекции построены в форме живой беседы, дети активно участвуют в ней. Задают вопросы, выссказывают свое мнение, ко всему проявляют живой интерес и любознательность.  

Все виды искусства тесно взаимосвязаны между собой, главное, чтобы это были шедевры, а не суррогат. И что самое главное, рассказ о них должен быть доступным, интересным, живым и познавательным.

Заключение

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогатит детей, не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию началу музыкальной и художественной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Список литературы

1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение,1961, - с. 231.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.

4. К.Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)