Проект Конструкторское бюро

  • docx
  • 24.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Конструкторское бюро.docx

МБДОУ №56

 

 

 

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

по формированию предпосылок инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста

 

« Конструкторское бюро»

 


 


 

 


 

Автор проекта: Саркисян Э.М.

 

 

2023 г.


Пояснительная записка

Дошкольный возраст это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от


других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого понять смысл действий сложения и вычитания.

Актуальность проекта

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность,                                                  самостоятельность,                ответственность, креативность, обеспечивающих                 социальную                 успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.


В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии   с   ним   планировать   свою   деятельность. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.

Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.

Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Инновационность (новизна) проекта

Предложенный проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.

Новизна также заключается в адаптации конструкторов   нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», настенный конструктор, логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзнера для плоскостного моделирования, в образовательный процесс ДОУ для детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Методы и приемы для организации работы в рамках реализации проекта

-         наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок,                    личный     пример              взрослых,            др.;

-        словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование  ситуаций,    др.;

-     практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки, др.

Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.

 

Условия реализации проекта

         создание в группе центра «Конструкторское бюро»;

         наборы дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, картотеки технических карт, схем, планов, картинок, фотографий построек и моделей;


         виды конструктивного материала: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона; настенный конструктор.

         подборка материалов по знакомству со строительными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой

«Мой город», «Строительные профессии», « Техника и производство»;

         материал для украшения построек: фломастеры, гуашь, клей-карандаш, кисти для рисования и т.д.

Ожидаемый результат:

         Ребёнок может проявлять интерес к конструированию;

         Самостоятельно      продумать   план   создания   объекта   (постройка, игрушка, плоскостная модель);

         Осуществлять поиск информации;

         Совместно с родителями, педагогом или самостоятельно создавать различные продукты деятельности; Формулировать собственную точку зрения;

         Родители поняли значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения;

           Коллеги приняли опыт разработки проекта.

По содержанию: Познавательно-исследовательский, творческий

По длительности: Краткосрочный (март 2023 - май 2023)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов нового поколения и интеграции образовательного процесса

Задачи проекта:

         Обеспечить создание материально технической базы по познавательно

–   конструктивной   деятельности   для   реализации   задач   проекта;


-            подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический      материал                           по                               теме;

-   организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов нового поколения.

         дать первоначальные знания по плоскостному моделированию с использованием дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, схем, таблиц;

         познакомить с конструкторами нового поколения: картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона, Lego- конструктор DUPLO; магнитный конструктор «Клик», настенный конструктор;

         обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом;

         развивать интерес к моделированию и конструированию;

         развивать   конструкторские   навыки,   творческую,   познавательную инициативу и самостоятельность;

         развивать   психофизические    качества    детей:    память,    внимание, логическое и аналитическое, инженерное мышление;

           развивать мелкую моторику кистей рук;

           воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

         развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;

         формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

         развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение                                                доводить начатое дело до конца.

Этапы реализации проекта

 

Наименование

мероприятия

Цель/задачи

Срок

реализаци

Ожидаемый

результат


 

 

и

 

I этап - подготовительный

Анализ       психолого- педагогической,

методической работы

подобрать           и изучить    научно- методическую литературу         и диагностический

материал по теме

Март

Уровень разработки проекта

Создание    в     холле уголка

«Конструкторское бюро»

организовать работу                 с

родителями воспитанников по созданию     новой развивающей

среды и освоение

конструкторов нового поколения

март

Частично приобрести

конструкторы нового поколения

Разработка инновационного проекта

«Конструкторское

бюро»

Разработать        и

защитить           на педсовете инновационный

проект

март

Инновационный проект

«Конструкторско е бюро»

II этап практический

Разработка комплексно-

тематического

планирования            в соответствии с ФГОС с детьми и родителями

Разработать показатели развития

конструкторских способностей

детей 4-5 лет

апрель

План   работы   и ожидаемые

результаты


Апробация инновационного проекта

«Конструкторское бюро»

         диагностика детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         анкетирование родителей

«Значение

конструировани я     в     развитии ребёнка

дошкольного возраста»

         групповая         и индивидуальная работа с детьми по     комплексо- тематическому

плану

Определить уровень

сформированност и

конструкторских способностей посредством

наблюдения (методика      В.П. Дубровой)

-                                       выявить

родительский потенциал           и спланировать

дальнейшие

действия            по

работе                 с

родителями

-                                 развивать интерес  к

моделированию и конструированию;

-                                 развивать конструкторские навыки,

творческую, познавательную

инициативу         и

самостоятельност ь

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

2023

Результаты первичной диагностики развития

конструкторских способностей

детей 4-5 лет

 

 

 

-          результаты анкетирования, план работы

 

 

 

 

 

 

 

НОД,    д/и,     с/р игры, выставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   анкетирование, консультации,


 

 

 

 

 

 

 

         работа               с родителями по плану

-             повысить компетентность родителей

 

собрания, выставки и т.д.

III этап итоговый

         диагностика детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         анкетирование родителей

«Значение

конструировани я     в     развитии ребёнка

дошкольного

возраста»

-          определить уровень

сформированност и

конструкторских способностей посредством

наблюдения (методика      В.П. Дубровой)

-выявить родительский потенциал

Май 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2023

-          результаты итоговой

диагностики развития

конструкторских способностей

детей 4-5 лет

 

 

 

-результаты

анкетирование, подведение итогов

Компьютерная

презентация проекта

 

Май 2023

Выставка     «Мы

будущие


 

 

 

инженеры», фотоальбом

«Любим, строить, мастерить, нам ведь некогда

грустить!»

 

Содержание проекта

Образовательная деятельность с детьми планируется проводить 1 раз в две недели, длительность 15-20 минут. В начале и в конце работы над проектом проводиться диагностика. Для успешной работы составили примерное перспективное планирование (Приложение 3).

Свою работу мы планируем начать с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера. Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Очень важны для дошкольников игры и упражнения с таким материалом на начальном этапе развития инженерного мышления. Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.

Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор, настенный конструктор. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.

Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того,


какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.

Например: постройки из Lego-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из магнитного и картонного конструктора быстро разрушаются,  и                            их    установка               требует     определенных     усилий.

С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке планируем проводить наблюдения, обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности поконструированию     упражнять детей в их строительстве. Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, детям будут предлагаться образцы построек, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие       переход  детей к               самостоятельной   поисковой деятельности                        творческого                                                  характера.

Далее  переходим  к   более   сложному  этапу   -   конструированию  по наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?» И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяетсамостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. Роль  родителей            в        развитии                   конструктивных     способностей  и          основ инженерного           мышления           детей     дошкольного            возраста           является немаловажной.   Включение    семей    воспитанников   в    образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов,


родителей и детей. Для успешной реализации проекта мы составили план работы с родителями воспитанников (Приложение 4).

Таким образом, конструирование из конструкторов нового поколения, подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться.

Детская инженерия - это инновационное мышление, оно определено как мышление, направленное на обеспечение инновационной

деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально- позитивное, конструктивное, прагматичное и преобразующее.