МБДОУ №56
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
по формированию предпосылок инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста
« Конструкторское бюро»
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
![]() |
Автор проекта: Саркисян Э.М.
2023 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от
других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания.
Актуальность проекта
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.
Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Инновационность (новизна) проекта
Предложенный проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.
Новизна также заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», настенный конструктор, логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзнера для плоскостного моделирования, в образовательный процесс ДОУ для детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Методы и приемы для организации работы в рамках реализации проекта
- наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых, др.;
- словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуаций, др.;
- практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки, др.
Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.
Условия реализации проекта
• создание в группе центра «Конструкторское бюро»;
• наборы дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, картотеки технических карт, схем, планов, картинок, фотографий построек и моделей;
• виды конструктивного материала: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона; настенный конструктор.
• подборка материалов по знакомству со строительными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой
«Мой город», «Строительные профессии», « Техника и производство»;
• материал для украшения построек: фломастеры, гуашь, клей-карандаш, кисти для рисования и т.д.
Ожидаемый результат:
• Ребёнок может проявлять интерес к конструированию;
• Самостоятельно продумать план создания объекта (постройка, игрушка, плоскостная модель);
• Осуществлять поиск информации;
• Совместно с родителями, педагогом или самостоятельно создавать различные продукты деятельности; Формулировать собственную точку зрения;
• Родители поняли значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения;
• Коллеги приняли опыт разработки проекта.
По содержанию: Познавательно-исследовательский, творческий
По длительности: Краткосрочный (март 2023 - май 2023)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов нового поколения и интеграции образовательного процесса
Задачи проекта:
• Обеспечить создание материально технической базы по познавательно
– конструктивной деятельности для реализации задач проекта;
- подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме;
- организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов нового поколения.
• дать первоначальные знания по плоскостному моделированию с использованием дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, схем, таблиц;
• познакомить с конструкторами нового поколения: картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона, Lego- конструктор DUPLO; магнитный конструктор «Клик», настенный конструктор;
• обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом;
• развивать интерес к моделированию и конструированию;
• развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность;
• развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое, инженерное мышление;
• развивать мелкую моторику кистей рук;
• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
• развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;
• формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
• развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Этапы реализации проекта
Наименование мероприятия |
Цель/задачи |
Срок реализаци |
Ожидаемый результат |
|
|
и |
|
I этап - подготовительный |
|||
Анализ психолого- педагогической, методической работы |
подобрать и изучить научно- методическую литературу и диагностический материал по теме |
Март |
Уровень разработки проекта |
Создание в холле уголка «Конструкторское бюро» |
организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов нового поколения |
март |
Частично приобрести конструкторы нового поколения |
Разработка инновационного проекта «Конструкторское бюро» |
Разработать и защитить на педсовете инновационный проект |
март |
Инновационный проект «Конструкторско е бюро» |
II этап – практический |
|||
Разработка комплексно- тематического планирования в соответствии с ФГОС с детьми и родителями |
Разработать показатели развития конструкторских способностей детей 4-5 лет |
апрель |
План работы и ожидаемые результаты |
Апробация инновационного проекта «Конструкторское бюро» • диагностика детей
• анкетирование родителей «Значение конструировани я в развитии ребёнка дошкольного возраста» • групповая и индивидуальная работа с детьми по комплексо- тематическому плану |
Определить уровень сформированност и конструкторских способностей посредством наблюдения (методика В.П. Дубровой) - выявить родительский потенциал и спланировать дальнейшие действия по работе с родителями - развивать интерес к моделированию и конструированию; - развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельност ь |
апрель
май 2023 |
Результаты первичной диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет
- результаты анкетирования, план работы
НОД, д/и, с/р игры, выставки
- анкетирование, консультации, |
• работа с родителями по плану |
- повысить компетентность родителей |
|
собрания, выставки и т.д. |
III – этап итоговый |
|||
• диагностика детей
• анкетирование родителей «Значение конструировани я в развитии ребёнка дошкольного возраста» |
- определить уровень сформированност и конструкторских способностей посредством наблюдения (методика В.П. Дубровой) -выявить родительский потенциал |
Май 2023
Май 2023 |
- результаты итоговой диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет
-результаты анкетирование, подведение итогов |
Компьютерная презентация проекта |
|
Май 2023 |
Выставка «Мы будущие |
|
|
|
инженеры», фотоальбом «Любим, строить, мастерить, нам ведь некогда грустить!» |
Содержание проекта
Образовательная деятельность с детьми планируется проводить 1 раз в две недели, длительность 15-20 минут. В начале и в конце работы над проектом проводиться диагностика. Для успешной работы составили примерное перспективное планирование (Приложение 3).
Свою работу мы планируем начать с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера. Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Очень важны для дошкольников игры и упражнения с таким материалом на начальном этапе развития инженерного мышления. Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.
Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор, настенный конструктор. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.
Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того,
какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.
Например: постройки из Lego-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из магнитного и картонного конструктора быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.
С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке планируем проводить наблюдения, обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности поконструированию упражнять детей в их строительстве. Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, детям будут предлагаться образцы построек, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?» И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяетсамостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов,
родителей и детей. Для успешной реализации проекта мы составили план работы с родителями воспитанников (Приложение 4).
Таким образом, конструирование из конструкторов нового поколения, подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться.
Детская инженерия - это инновационное мышление, оно определено как мышление, направленное на обеспечение инновационной
деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально- позитивное, конструктивное, прагматичное и преобразующее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.