МКДОУ ДС «Эдельвейс»
Проект «Консультационный центр
в ДОУ - основа партнерства»
Аменова Г.К.
Раздел 1.
Наименование проекта: Проект «Консультационный центр В ДОУ- основа партнерства »
Направленность проекта: образовательная
Разработчик: учитель-логопед ВКК, Аменова Г.К.
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада «Эдельвейс»
Телефон:+7 913-991-21-00
Адрес электронной почты:amenova73@mail.ru
Оглавление
I. Целевой раздел. Концепция. Пояснительная записка. 3
1.1. Актуальность и обоснование проекта. 3
1.2. Цель и задачи деятельности консультационного центра. 4
II. Содержательный раздел. Основные этапы. 14
2.1. Содержание деятельности специалистов Консультационного центра. 14
2.2. Основные этапы и сроки реализации проекта. 16
2.3. Прогнозируемые результаты по каждому этапу. 17
2.4. Критерии и показатели эффективности деятельности консультационного центра, направленные на оценку качества услуг. 23
2.5. Ожидаемые результаты реализации проекта: 25
III. Организационный раздел. 27
3.1. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач проекта. 27
Описание требования к специалистам, задействованных в реализации проекта и материально - техническое оснащение. 27
3.2. Условия организации и порядок работы консультационного центра. 30
Список литературы. 32
I. Целевой раздел. Концепция. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и обоснование проекта
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают различные трудности в воспитании детей, которые объясняются не только экономическими факторами, но и личностными проблемами родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, тревогой, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, они не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно, а это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на развитии и воспитании детей.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, конечно же не могут заменить друг друга. Поэтому для успешного воспитания детей важно установить партнерские отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
1.2. Цель и задачи деятельности консультационного центра
Проект определяет цели, задачи, содержание, основные условия организации консультативной помощи родителям (законным представителям) и предлагает конкретный психолого-педагогический инструментарий их успешной реализации с позиций обеспечения равных стартовых возможностей для всех категорий детей, в том числе с особыми образовательными потребностями и оказания семейно-центрированной помощи их семьям.
Цель: обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям от 0до 18 лет, поддержка всестороннего развития личности, посещающих и не посещающих образовательное учреждение
Основные задачи проекта:
1. Изучить жизненные ценности и потребности семей
2. Центр развития ребёнка детского сада и семей, дети которых не охвачены дошкольным образованием.
3. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
5. Формировать и развивать педагогическую компетентность родителей, активизировать и обогащать воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
6. Оказывать содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения, проводить комплексную профилактику различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих образовательное учреждение.
Достижение обозначенных в проекте целей и задач возможно при систематической и целенаправленной работе команды педагогов Консультационного центра по включению родителей в совместную деятельность со специалистами, направленную на повышение их компетентности в вопросах воспитания, обучения и взаимодействия со своими детьми.
Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях консультационного центра.
Гипотеза проекта строится на предположении о том, процесс педагогического сопровождения семьи в условиях консультационного центра будет эффективным, если:
· установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;
· активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, формировать активную педагогическую позицию родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
· формировать и развивать педагогическую компетентность родителей;
· привлечь родителей к активному участию в социализации.
Целевая аудитория: основными потребителями услуг специалистов консультационного центра являются:
· родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
· родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 18 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;
· родители (законные представители), дети которых посещают дошкольное учреждение.
· педагоги образовательных учреждений города и района.
Научно-методическим обеспечением проекта являются знания, накопленные в отечественной психологии в области исследований детской игры в школе культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова). Более подробный перечень исследований представлен в списке литературы.
1. Гамезо М. В. Герасимова. В.С. Орлова Л. М.Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. -М.: Издательство «Институт практической психологии» ;Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
2. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе:-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Грудненко Е. А.Психологическая готовность ребенка к школе:-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.
О необходимости взаимодействия и сотрудничества детского сада с семьёй указывается и в нормативных законах и документах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от «17» октября 2013 года №1155 (далее - ФГОС ДО) уделяет большое внимание вопросу взаимодействия ДОУ с семьей, где говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитываться социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также образовательным учреждениям необходимо способствовать повышению культуры педагогической грамотности семьи. ФГОС ДО открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» на период до 2024 года, одной из главных задач является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация проекта психолого- педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Таким образом, приоритетным направлением государственной образовательной политики является обеспечение качества и доступности образования для всех категорий детей вне зависимости от расы, пола, вероисповедания и состояния здоровья, и создание службы методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Необходимость создания консультационных центров на базе дошкольных учреждений указывается и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
А в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее - ФЗ-273) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Согласно пункту 3 статьи 64 Ф3-273 "родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее - помощь в семейном образовании) без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры".
Таким образом, созданный в нашем дошкольном учреждении консультационный центр строго регламентируется нормативно-правовой базой:
1) Федеральный уровень:
· Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
· Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ (от 29.12.2012 года);
· Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
· Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 02.07.2013);
· Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155);
· постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
· письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
2) Региональный уровень:
· Распоряжение № Р-26 от 1 марта 2019г. Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
· О создании Регионального консультативно-методического центра по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей
3) Муниципальный уровень:
· Приказ Управление образованием от 17.04.2019г. №259-П «О создании консультационного центра на базе Муниципального образовательного учреждения МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек»
4) Уровень образовательной организации:
· Приказ - распоряжение директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой». № 02-02/2594 от 17.04.2019 г. «О создании консультационного центра»
· положение о консультационном центре утвержденный приказом МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» от 23.04.2019 г. №33-П.
Исходя из опыта работы МКОУ «Кош-Агачская СОШ им.Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» и наличия материально-технический базы, педагоги вступили в разработку инновационного, регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».
· В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из главных задач является реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей от 0 до 18 лет
· «Консультационный центр В ДОУ - как основа социального партнерства», направленная на социальную поддержку и оказание квалифицированной педагогической помощи родителям». Выбор темы проекта также был обусловлен социальным заказом, как со стороны государства, учредителей ДОУ, школы, так и со стороны родителей воспитанников.
· «Консультационный центр в ДОУ- как модель социального партнерства воспитанников». Мы считаем, что, взаимодействуя с родителями как с партнёрами, сможем добиться эффективных результатов воспитания и развития детей.
Принципы работы консультативного центра:
· конфиденциальности: неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье. Эти сведения используются только сотрудниками консультационного центра в процессе планирования и реализации индивидуального плана или индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
· принцип комплексного подхода: работа с воспитанниками и семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
· научности: информация, предоставляемая учреждением, должна быть достоверной и иметь научную основу;
· доступности: вся информация для родителей предоставляется в доступной форме без излишней терминологии.
· открытости и прозрачности услуг для потребителей и общества в целом;
· непрерывности и длительности консультативной помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребенка и семьи до их завершения;
· принцип партнерства - установление партнерских отношений с семьей, ребенком и его ближайшим окружением;
· обеспечение преемственности в сопровождении ребенка и семьи.
· добровольности - выстраивание отношений с организациями- партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании.
Все обозначенные принципы и подходы обеспечивают эффективность
решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях консультационного центра.
1.3. Основные этапы реализации программы. Основные направления, формы и методы работы консультационного центра
Деятельность специалистов Консультационного центра определяется исходя из потребностей и запросов родителей (законных представителей). Для этого создан журнал регистрации звонков и обращений в консультационный центр. Для выявления потребностей и запросов родителей разработаны опросники, позволяющие оказывать психолого-педагогическую, диагностическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям). Педагоги Консультационного центра планируют свою работу на основании сведений, полученных из опросников, бесед для родителей и (диагностика) когда приводят детей, подбирают наиболее эффективные методы оказания помощи, рекомендуют необходимую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка. Помощь родителям и психолого-педагогическая их поддержка осуществляется с учётом индивидуальных особенностей развития детей и возможностей их здоровья, что позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех дошкольников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Включение родителей (законных представителей) в совместную деятельность со специалистами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, направленным на осуществление их взаимодействия со своими детьми. Консультативная помощь родителям осуществляется в процессе индивидуальных и групповых мероприятий, которые проводят специалисты центра как очно, так и в дистанционном режиме. Консультации могут носить разовый и регулярный характер, проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).
Для оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) в консультационном центре реализуются разнообразные формы и методы, такие как:
· консультации (индивидуальные);
· беседы (подгрупповые, индивидуальные);
· тренинги;
· дискуссионные круглые столы;
· педагогическая гостиная;
· клубы;
· теоретические и практические семинары;
· моделирование игровых и проблемных ситуаций;
· коррекционные развивающие занятия,
· обучающие семинары для специалистов и педагогов
· использование информационно-справочных стендов
· разработка рекомендаций, памяток, буклетов и другой печатной наглядно-методической продукции.
Сотрудники консультационного центра используют современные информационно-коммуникационные технологии при консультировании родителей:
· посредством современных мессенджеров: WhatsApp, Viber,Instagramи ВКонтакте,;
· дистанционное общение (интернет, телефон, электронная почта);
· интерактивное общение (фото и видеоматериалы);
· ответы на запросы родителей фиксируются в Журнале проведенных мероприятий и в протоколах.
Значимым аспектом организации занятий с родителями в рамках консультационного центра является обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами, в состав которых могут входить следующие: комплекты лекций по теме занятия; информационные брошюры, буклеты; дидактические материалы для занятий на дому (по направлениям образования и развития ребенка); интерактивные материалы (аудио и видеозаписи); методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов, тестовых заданий. Данные материалы готовятся как в бумажном, так и в электронном формате. Электронный формат позволяет упростить задачу распространения материалов среди родителей посредством записи файлов с материалами на цифровые носители родителей, на сайте учреждения имеются странички специалистов, где размещены памятки и консультации для родителей. Это удобно во время пандемии.
II. Содержательный раздел. Основные этапы.
2.1. Содержание деятельности специалистов Консультационного центра.
Содержание деятельности специалистов Консультационного центра представлено в проекте в виде перечня основных функций, осуществляемых специалистами Консультационного центра, что позволяет вовлечь в единое образовательное пространство семьи воспитанников дошкольного учреждения, и семьи, чьи дети не посещают ДОУ, в том числе имеющие детей от 0 до 18 лет.
Работа деятельности консультационного центра проводится по следующим направлениям:
1. Аналитическая деятельность:
· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, осуществляемом родителями (законными представителями);
· изучение и анализ состояния и результатов оказания методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), определение направлений её совершенствования;
· обеспечение статистической и аналитической отчётности по осуществляемым видам деятельности.
2. Информационная деятельность:
· ознакомление родителей (законных представителей) с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
· ознакомление родителей (законных представителей) с опытом работы педагогов образовательной организации, передовым семейным опытом;
· информирование родителей (законных представителей) о новых направлениях образования детей дошкольного возраста, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплексах, видеоматериалах, рекомендациях специалистов разных направлений в соответствии с запросами родителей (законных представителей).
3. Организационно - методическая деятельность:
· изучение запросов родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
· формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам родителей (законных представителей), создание видеотеки и библиотеки современных учебно- методических материалов;
· помощь в разработке индивидуальных программ развития детей (по запросам педагогов);
· составление перспективного плана индивидуальной работы с семьёй на основе выявленных потребностей;
· информирование родителей (законных представителей) о времени, месте и тематике работы консультационного центра (реклама через мессенджеры, выступление на родительских советах В ДОУ, ОУ на муниципальных празднованиях –раздать листовки, памятки и буклеты»
4. Консультационная деятельность:
· популяризация новейших педагогических и психологических достижений;
· консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:
o возрастные, психофизиологические особенности детей раннего и дошкольного и школьного возраста;
o профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего и дошкольного возраста;
o воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
o социализация детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;
o успешная адаптация детей при поступлении в детский сад или школу;
o выбор образовательной программы;
o организация игровой деятельности;
o организация питания детей;
o создание условий для закаливания и оздоровления детей;
o социальная защита детей из различных категорий семей;
o нарушения звукопроизношения
o заикание
o как развивать словарный запас
· информирование об учреждениях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями
5. Организационно-досуговая деятельность:
проведение совместных досугов и развлечений.
2.2. Основные этапы и сроки реализации проекта
Срок реализации проекта –5 лет (2019 - 2024г.г)
Следует выделить три основных этапа реализации проекта «Консультационный центр в ДОУ как модель социального партнерства»
1 этап - подготовительный, аналитико-прогностический: анализ имеющихся ресурсов, разработка комплекса новшеств, связанных с реализацией целей проекта (май-июль 2019 г.);
2 этап - основной, деятельностный (август 2019- декабрь 2024г)
3 этап - заключительный, итоговый, рефлексивный, оценка результатов, полученных в ходе реализации проекта, определение «дальнейшего движения» (январь 2020 г. - декабрь 2024 г.).
2.3. Прогнозируемые результаты по каждому этапу
Первый этап. Проведение маркетинговых исследований по изучению потребностей семей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, изучение потребностей семей с детьми от 0 до 3 лет, не охваченных дошкольным образованием. Разработка пакета локально-нормативных документов по регулированию деятельности консультационного центра.
Второй этап. На данном этапе теоретически обосновывались направления деятельности консультационного центра в ДОУ, уточнялась степень взаимодействия в системе «ребенок - педагог - родитель», социальное партнерство с микро и макросоциумом.
Третий этап. Определение результативности внедрения модели социального
партнерства ДОУ на базе консультационного центра. Направлен на анализ,
обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного
взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги - родители -
дети».
Срок выполнения |
Этапы реализации плана |
Направления деятельности |
Результат |
Июнь-июль 2019 г. |
I этап Подготовительный |
1.Создание творческой группы по разработке проекта консультационного центра 2.Изучение передового опыта регионов по теме партнерства семьи и ДОУ. 3.Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных актов по вопросу взаимодействия ДОУ и родителей. |
- Сформирована рабочая группа - Проанализирован опыт работы субъектов РФ по организации консультационных центров - Разработка членами творческой группы инновационного проекта. |
4.субъектов образовательного процесса. (Анкетирование, беседы). |
Аналитическая справка-отчет |
||
1. Составление годового планирования взаимодействия администрации, педагогов, специалистов и родителей ДОУ. 2. |
План работы |
||
|
|
6. Разработка плана работы КЦ |
План работы |
7. Информирование населения об функционировании консультационного центра через сайт школы, информационные буклеты, размещённые в объектах социальной сферы (поликлинике, магазинах, почте, СМИ и т.д.) |
Информационные буклеты, объявления |
||
(август 2019 г.- декабрь 2024г.)
|
II этап Основной
|
I. Консультационный центр «Доверие» 1. «Давайте познакомимся». 2. День открытых дверей «Сделай первый шаг» 3. Психологический тренинг-практикум для родителей «Всё начинается с семьи» |
Анкетирование Буклет Буклет
|
II.Выездные мероприятия в дошкольные образовательные учреждения: структурные подразделения детский сад «Улыбка-1. «Улыбка-2», «Куничек», «Балдырган».
|
|
||
|
|
|
2.Семинар практикум для родителей с элементами тренинга «Психологическое здоровье дошкольников» |
|
|
1. Тренинг для педагогов «День психологической разгрузки» Токсанова Г.А. |
|
|
|
Мастер-класс для педагогов «Формирование речи ребёнка через разноцветные крышки |
|
|
|
2. Мастер-класс для педагогов «Формирование речи ребёнка через разноцветные крышки. |
|
|
|
консультативной, методической поддержки родителям, проживающим в сельской деятельности |
результатам обследования |
|
|
|
Фотоотчёт, письменный отчет |
|
|
V. Сетевое взаимодействие с родителями |
|
|
|
VI. Представление и распространение опыта работы базовой площадки. |
Диссеминация опыта работы (сборник материалов, фото и видеоматериалы, круглый стол) |
|
|
1.Полный мониторинг состояния взаимодействий субъектов образовательного процесса. |
Аналитическая записка - отчет |
|
|
2.Формирование учебно-методического банка. Публикация опыта работы базовой площадки. |
Сборник публикаций по проблеме, фотоматериалы, методические разработки, проектная папка. Видеофильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями. |
Август 2024г декабрь 2024 г |
III этап Заключительный |
|
|
В рамках консультационного центра в МБДОУ д/с «Эдельвейс» в перспективе создать Психолого - медико- педагогический консилиум - объединение специалистов дошкольного образовательного учреждения, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
Основные направления деятельности ПМПК
· проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
· подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
· оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам учреждения по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) (общественно опасным) поведением.
Для более тесного сотрудничества, содружества и взаимопонимания, на базе детского сада организован комитет.
2.4. Критерии и показатели эффективности деятельности консультационного центра, направленные на оценку качества услуг
Контроль - одна из функций управления реализацией проекта КЦ, направленная на констатацию, измерение уровня отдельных параметров в соответствие с нормативными требованиями. Контроль качества реализации проекта представляет систему наблюдений и проверок соответствия процесса оказания помощи родителям целям и задачам Центра.
Консультационная служба осуществляет контроль качества услуг, предоставляемых Центром. Понятие качества реализации проекта многоаспектно, включает не только показатели развития детей, степень информированности родителей и повышения их компетентности, вместе с тем, определяется качеством предоставляемых услуг специалистами Центра. Контроль качества реализации проекта осуществляется по следующим показателям:
· оформление отчётной документации;
· проверка журналов регистрации и оказания помощи родителям с детьми;
· анализ анкетирования родителей об удовлетворённости качеством предоставляемых услуг;
· анализ опросников для педагогов консультационного центра;
· осуществление обратной связи с родителями (отзывы на сайте ДОУ, электронной почте).
Критерий |
Показатель |
Диагностическая методика |
|||
1.Удовлетворенность родителей полученными консультационными, диагностическими, психолого-педагогическими услугами |
|||||
Отзывы родителей о полученных услугах |
Опросы (анкеты) родителей. |
||||
Востребованность услуг консультационного центра |
Динамика посещений (журнал учёта посещений) |
||||
Эффективное функционирование консультационного центра и учреждения в целом |
|||||
2.1. Психолого- педагогические условия |
Заинтересованность педагогов в повышении качества оказываемых ДОУ услуг |
Опросы (анкеты) педагогов, практический анализ работ |
|||
|
Разработано положение о деятельности консультационного центра. Сформирована методическая копилка технологий, методик для психолого-педагогической и консультационной помощи родителям |
Анализ документации |
|||
2.2.Материально- технические условия |
Имеется определённое место консультационного цента, которое соответствует требованиям пожарной, антитеррористической безопасности |
Метод экспертной оценки |
|||
Привлечь специалистов психологов, логопедов, Определён штат |
|||||
2.3. Кадровые условия |
Привлечь специалистов психологов, логопедов, Определён штат специалистов консультационного центра |
Метод экспертной оценки |
|||
2.4. Условия для информирования населения о деятельности консультационного центра |
Создание рубрики на официальном сайте ДОУ. Организовано информирование население через СМИ, информационные буклеты и проч. |
Наличие специальной странички на сайте ДОУ. Выпуск буклетов, информационных листов и проч. |
|||
2.5. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ключевым результатом реализации проекта будет увеличение к 2024 году числа детей и родителей, пользующихся услугами консультативного центра, позитивная динамика удовлетворенности родителей услугами центра.
В результате реализации проекта будут получены следующие показатели:
· будет расширен доступ к услугам дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей, детей-сирот, детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
· повысится удовлетворенность населения качеством услуг Консультационного центр от 68% до 100%;
· обеспечится максимальная мобильность деятельности консультационного центра, через использование дистанционных форм онлайн консультирования.
В результате реализации данного проекта планируется получить следующие продукты:
· сборник материалов «Интерактивный подход в психолого-педагогическом сопровождении семей»
· буклет «Как развивать речь ребенка»,
· буклет «Всё начинается с семьи»
· буклет «Компьютер, за и против»
· памятка «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
· видеофильм по результатам работы 2019-2024 гг.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности Консультационного центра по данному проекту может быть рекомендован для работы в других дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
III. Организационный раздел
3.1. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач проекта.
Описание требования к специалистам, задействованных в реализации проекта и материально - техническое оснащение
Развивающая предметно-пространственная среда является важным механизмом для реализации проекта функционирования консультационного центра. Она соответствует требованиям стандарта дошкольного образования, а именно: содержательно - насыщенна, трансформируема (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации), полифункциональная (возможность разнообразного использования различных составляющих доступной среды: Сухой бассейн в комплекте с шариками, сенсорный уголок, световой стол для рисования песком, фиброоптический душ, световая каскадирущая трубка ввиде фонтана, набор логопеда для детей 3-4 лет, набор логопеда для детей 5-6 лет, набор логопеда для детей 6-7 лет, набор логопеда «Все для неговорящих детей, диагностический комплекс Семаго, сенсорная дорожка, тактильная дорожка, развивающий набор Монтессори. Обучая детей с ОВЗ, мы недолжны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности.
А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.
Этим средством логопедом были выбраны многофункциональные пособия из фетра и разноцветных крышек от бутылок и пюре.
Уникальность данных пособий заключается в том, что игрушки из фетра не только воплощают принцип наглядности, но и несут в себе большой развивающий потенциал, направленный на развитие лексико-грамматических категорий детей в возрасте от 4-7лет.
Современные логопеды и нейропсихологи единогласны в том, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев.
Доступна (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности) и безопасна (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования). Также самими педагогами.
Организация образовательного пространства в кабинете обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную и моторную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная среда Консультационного центра позволяет естественным образом в процессе основных видов детской деятельности (игровой, познавательной, художественно-эстетической, двигательной, исследовательской) помочь ребёнку открыть основные законы окружающего мира, общества детей и взрослых, а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями.
Дошкольное учреждение обеспечено достаточным количеством программно-методических и дидактических материалов: специальной литературой, дидактическими и развивающими играми и игрушками, развивающими программами для педагогов и специалистов. Вся предметно пространственная среда кабинетов и рабочие места специалистов оборудованы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Создана комфортная для консультаций обстановка, располагающая к эффективному взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и развития, имеются стенды с регулярно обновляемой информацией.
Для реализации проекта функционирования Консультационного центра в ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам: кабинет для индивидуальных занятий с педагогом-психологом (комната релаксации), учителем-логопедом, обеспеченный литературой, пособиями, играми.
Для организации более продуктивного взаимодействия с семьями имеются ноутбуки, мультимедийное и интерактивное оборудование, также есть нестандартное оборудование сделанное специалистами КЦ. Родители и дети имеют возможность использовать все ресурсы развивающей среды учреждения в соответствии со своими образовательными потребностями.
Для оказания помощи родителям сформирован штат квалифицированных сотрудников консультационного центра (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог).
Все сотрудники, работающие в консультационном центре, владеют современными образовательными технологиями и постоянно повышают свою профессиональную квалификацию.
В круг деятельности специалистов консультационного центра дошкольного образовательного учреждения входит:
· учитель-логопед: выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике. Даёт рекомендации по проведению развивающих речевых игр в домашних условиях;
· педагог-психолог: организует консультативно-просветительскую работу по вопросам адаптации к условиям детского сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, уровня готовности к школьному обучению, составляет индивидуальные проекта развития ребенка с подбором игровых упражнений для использования их в условиях семьи.
·
учитель-дефектолог: планирует
(совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию
детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ
- консультирует родителей, педагогов.
Основные функции социальных партнеров:
· оказание методической, психолого-педагогической помощи родителям в условиях консультационного центра;
· содействие родителям в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;
· поддержка родителей и педагогов в решении вопросов, выходящих за рамки компетенции дошкольного учреждения.
3.2. Условия организации и порядок работы консультационного центра
Деятельность консультационного центра осуществляется соответствии с графиком работы специалистов, утверждённым приказом руководителя учреждения.
Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный центр или договориться о встрече с конкретным сотрудником дошкольной организации по телефону.
Основные направления деятельности консультационного центра и сведения о его работе размещены на сайте учреждения.
Помощь родителям оказывается бесплатно.
Смотрите в приложении.
Факторы, влияющие на достижение результатов проекта:
· Мотивационная и эмоциональная вовлеченность родителей;
· Способ трансляции психологических знаний;
· Активность родителей в обмене игровыми практиками (онлайн)
· Подключение интернета в ДОУ
· кадровый дефицит (наличие в образовательной организации специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, необходимой для реализации проекта);
· актуальность проекта для его участников
· наличие отдельного кабинета для специалистов
· поддержка со стороны администрации;
Сведения об апробации проекта:
Проект был реализован на базе МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» в 2019-2020 учебном году. В проекте приняли участие 2019г-302 человек,2020г-2340-100%. При переходе на дистанционное образование с апреля 2020г. в проект были внесены корректировки в части организации консультации работы над продуктом проекта и индивидуального консультирования, которые были реализованы в дистанционном формате с использованием программ Zoom, Skype,дома, социальной сети «В Контакте»,и «Ватсап».
Из вышесказанного можно сделать вывод о актуальности высокой эффективности реализованного проекта, его практической направленности и возможности использования другими специалистами в рамках реализации.
Список литературы
1. Т.А. Майорова Н.В. Шмелькова. Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования.
2. Г. А. Антипова. Новые формы работы с родителями в современном
3. ДОУ.
4. К.В. Бардин. Подготовка ребенка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей.
5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. Изд. Мир книги, 2010.
6. Краузе Е.Н. Логопедия.Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Корона-принт, 2012.
7. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Корона-принт, 2009.
8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.
10. Надежда Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Эксмо, 2016.
11. Волосовец Т. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Academia, 2000.
12. Макеева Т. Г. Диагностика развития дошкольников. - .- Ростов н.Д:Феникс,2008.
13. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. -СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
14. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.-Волгоград: Учитель,2013.
15. Гамезо М. В. Герасимова. В,С. Орлова Л. М.Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. -М.: Издательство «Институт практической психологии» ;Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
16. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе:-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
17. Грудненко Е. А.Психологическая готовность ребенка к школе:-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
Нормативные документы
18. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
19. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
21. Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
22. Приказ Управление образованием от 17..04.2019г. №259-П «О создании консультационного центра на базе Муниципального образовательного учреждения МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек»
23. Уровень образовательной организации:
24. Приказ - распоряжение директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И, Тюковой». № 02-02/2594 от 17.04.2019 г. «О создании консультационного центра»
25. Положение о консультационном центре утвержденный приказом МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И,Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» от 23.04.2019 г. №3-П.
26. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.