Проект «Консультационный центр В ДОУ – как основа партнерства »
Оценка 4.9

Проект «Консультационный центр В ДОУ – как основа партнерства »

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
Междисциплинарный 4
01.02.2023
Проект «Консультационный центр В ДОУ – как основа партнерства »
• «Консультационный центр в ДОУ - как основа социального партнерства», направленная на социальную поддержку и оказание квалифицированной педагогической помощи родителям». Выбор темы проекта также был обусловлен социальным заказом, как со стороны государства, учредителей ДОУ, школы, так и со стороны родителей воспитанников.
Проект «Консультационный центр В ДОУ- основа партнерства.docx

МКДОУ ДС «Эдельвейс»

 

 

 

Проект «Консультационный центр

в ДОУ - основа партнерства»

https://xn----19-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/10/snimok-1.jpg

 

 

 

 

                                                                           Аменова Г.К.

 

Раздел 1.

Наименование проекта: Проект «Консультационный центр В ДОУ- основа партнерства »

Направленность проекта: образовательная

Разработчик: учитель-логопед ВКК, Аменова Г.К.

Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада «Эдельвейс»

Телефон:+7 913-991-21-00

Адрес электронной почты:amenova73@mail.ru


 

Оглавление

I. Целевой раздел. Концепция. Пояснительная записка. 3

1.1. Актуальность и обоснование проекта. 3

1.2. Цель и задачи деятельности консультационного центра. 4

II.          Содержательный раздел. Основные этапы. 14

2.1. Содержание деятельности специалистов Консультационного центра. 14

2.2. Основные этапы и сроки реализации проекта. 16

2.3. Прогнозируемые результаты по каждому этапу. 17

2.4. Критерии и показатели эффективности деятельности консультационного центра, направленные на оценку качества услуг. 23

2.5. Ожидаемые результаты реализации проекта: 25

III.         Организационный раздел. 27

3.1.       Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач проекта. 27

Описание требования к специалистам, задействованных в реализации проекта  и материально - техническое оснащение. 27

3.2. Условия организации и порядок работы консультационного центра. 30

Список литературы. 32

 

 

 

 


 

I. Целевой раздел. Концепция. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и обоснование проекта

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают различные трудности в воспитании детей, которые объясняются не только экономическими факторами, но и личностными проблемами родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, тревогой, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, они не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно, а это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на развитии и воспитании детей.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, конечно же не могут заменить друг друга. Поэтому для успешного воспитания детей важно установить партнерские отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

1.2. Цель и задачи деятельности консультационного центра

Проект определяет цели, задачи, содержание, основные условия организации консультативной помощи родителям (законным представителям) и предлагает конкретный психолого-педагогический инструментарий их успешной реализации с позиций обеспечения равных стартовых возможностей для всех категорий детей, в том числе с особыми образовательными потребностями и оказания семейно-центрированной помощи их семьям.

Цель: обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям от 0до 18 лет, поддержка всестороннего развития личности, посещающих и не посещающих образовательное учреждение

Основные задачи проекта:

1.     Изучить жизненные ценности и потребности семей

2.     Центр развития ребёнка детского сада и семей, дети которых не охвачены дошкольным образованием.

3.     Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;

4.     Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

5.     Формировать и развивать педагогическую компетентность родителей, активизировать и обогащать воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

6.     Оказывать содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения, проводить комплексную профилактику различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих образовательное учреждение.

Достижение обозначенных в проекте целей и задач возможно при систематической и целенаправленной работе команды педагогов Консультационного центра по включению родителей в совместную деятельность со специалистами, направленную на повышение их компетентности в вопросах воспитания, обучения и взаимодействия со своими детьми.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях консультационного центра.

Гипотеза проекта строится на предположении о том, процесс педагогического сопровождения семьи в условиях консультационного центра будет эффективным, если:

·        установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;

·        активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, формировать активную педагогическую позицию родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

·        формировать и развивать педагогическую компетентность родителей;

·        привлечь родителей к активному участию в социализации.

Целевая аудитория: основными потребителями услуг специалистов консультационного центра являются:

·        родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

·        родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 18 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;

·        родители (законные представители), дети которых посещают дошкольное учреждение.

·        педагоги образовательных учреждений города и района.

Научно-методическим обеспечением проекта являются знания, накопленные в отечественной психологии  в области исследований детской игры в школе культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова). Более подробный перечень исследований представлен в списке литературы.

1.     Гамезо М. В. Герасимова. В.С. Орлова Л. М.Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. -М.: Издательство «Институт практической психологии» ;Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

2.     Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе:-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3.     Грудненко Е. А.Психологическая готовность ребенка к школе:-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.

4.     Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.

О необходимости взаимодействия и сотрудничества детского сада с семьёй указывается и в нормативных законах и документах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от «17» октября 2013 года №1155 (далее - ФГОС ДО) уделяет большое внимание вопросу взаимодействия ДОУ с семьей, где говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитываться социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также образовательным учреждениям необходимо способствовать повышению культуры педагогической грамотности семьи. ФГОС ДО открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» на период до 2024 года, одной из главных задач является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация проекта психолого- педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Таким образом, приоритетным направлением государственной образовательной политики является обеспечение качества и доступности образования для всех категорий детей вне зависимости от расы, пола, вероисповедания и состояния здоровья, и создание службы методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Необходимость создания консультационных центров на базе дошкольных учреждений указывается и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

А в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее - ФЗ-273) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Согласно пункту 3 статьи 64 Ф3-273 "родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее - помощь в семейном образовании) без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры".

Таким образом, созданный в нашем дошкольном учреждении консультационный центр строго регламентируется нормативно-правовой базой:

1) Федеральный уровень:

·        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

·        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ (от 29.12.2012 года);

·        Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

·        Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 02.07.2013);

·        Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

·        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155);

·        постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";

·        письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

2) Региональный уровень:

·        Распоряжение № Р-26 от 1 марта 2019г. Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

·        О создании Регионального консультативно-методического центра по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей

3) Муниципальный уровень:

·        Приказ Управление образованием от 17.04.2019г. №259-П «О создании консультационного центра на базе Муниципального образовательного учреждения МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек»

4) Уровень образовательной организации:

·        Приказ - распоряжение директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой». № 02-02/2594 от 17.04.2019 г. «О создании консультационного центра»

·        положение о консультационном центре утвержденный приказом МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» от 23.04.2019 г. №33-П.

Исходя из опыта работы МКОУ «Кош-Агачская СОШ им.Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» и наличия материально-технический базы, педагоги вступили в разработку инновационного, регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование».

·        В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из главных задач является реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей от 0 до 18 лет

·        «Консультационный центр В ДОУ - как основа социального партнерства», направленная на социальную поддержку и оказание квалифицированной педагогической помощи родителям». Выбор темы проекта также был обусловлен социальным заказом, как со стороны государства, учредителей ДОУ, школы, так и со стороны родителей воспитанников.

·        «Консультационный центр в ДОУ- как модель социального партнерства воспитанников». Мы считаем, что, взаимодействуя с родителями как с партнёрами, сможем добиться эффективных результатов воспитания и развития детей.

Принципы работы консультативного центра:

·        конфиденциальности: неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье. Эти сведения используются только сотрудниками консультационного центра в процессе планирования и реализации индивидуального плана или индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.

·    принцип комплексного подхода: работа с воспитанниками и семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;

·    научности: информация, предоставляемая учреждением, должна быть достоверной и иметь научную основу;

·    доступности: вся информация для родителей предоставляется в доступной форме без излишней терминологии.

·    открытости и прозрачности услуг для потребителей и общества в целом;

·    непрерывности и длительности консультативной помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребенка и семьи до их завершения;

·    принцип партнерства - установление партнерских отношений с семьей, ребенком и его ближайшим окружением;

·    обеспечение преемственности в сопровождении ребенка и семьи.

·    добровольности - выстраивание отношений с организациями- партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании.

Все обозначенные принципы и подходы обеспечивают эффективность

решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях консультационного центра.

1.3. Основные этапы реализации программы. Основные направления, формы и методы работы консультационного центра

Деятельность специалистов Консультационного центра определяется исходя из потребностей и запросов родителей (законных представителей). Для этого создан журнал регистрации звонков и обращений в консультационный центр. Для выявления потребностей и запросов родителей разработаны опросники, позволяющие оказывать психолого-педагогическую, диагностическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям). Педагоги Консультационного центра планируют свою работу на основании сведений, полученных из опросников, бесед для родителей и (диагностика) когда приводят детей, подбирают наиболее эффективные методы оказания помощи, рекомендуют необходимую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка. Помощь родителям и психолого-педагогическая их поддержка осуществляется с учётом индивидуальных особенностей развития детей и возможностей их здоровья, что позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех дошкольников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Включение родителей (законных представителей) в совместную деятельность со специалистами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, направленным на осуществление их взаимодействия со своими детьми. Консультативная помощь родителям осуществляется в процессе индивидуальных и групповых мероприятий, которые проводят специалисты центра как очно, так и в дистанционном режиме. Консультации могут носить разовый и регулярный характер, проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

Для оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) в консультационном центре реализуются разнообразные формы и методы, такие как:

·        консультации (индивидуальные);

·        беседы (подгрупповые, индивидуальные);

·        тренинги;

·        дискуссионные круглые столы;

·        педагогическая гостиная;

·        клубы;

·        теоретические и практические семинары;

·        моделирование игровых и проблемных ситуаций;

·        коррекционные развивающие занятия,

·        обучающие семинары для специалистов и педагогов

·        использование информационно-справочных стендов

·        разработка рекомендаций, памяток, буклетов и другой печатной наглядно-методической продукции.

Сотрудники консультационного центра используют современные информационно-коммуникационные технологии при консультировании родителей:

·        посредством современных мессенджеров: WhatsApp, Viber,Instagramи ВКонтакте,;

·        дистанционное общение (интернет, телефон, электронная почта);

·        интерактивное общение (фото и видеоматериалы);

·        ответы на запросы родителей фиксируются в Журнале проведенных мероприятий и в протоколах.

Значимым аспектом организации занятий с родителями в рамках консультационного центра является обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами, в состав которых могут входить следующие: комплекты лекций по теме занятия; информационные брошюры, буклеты; дидактические материалы для занятий на дому (по направлениям образования и развития ребенка); интерактивные материалы (аудио и видеозаписи); методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов, тестовых заданий. Данные материалы готовятся как в бумажном, так и в электронном формате. Электронный формат позволяет упростить задачу распространения материалов среди родителей посредством записи файлов с материалами на цифровые носители родителей, на сайте учреждения имеются странички специалистов, где размещены памятки и консультации для родителей. Это удобно во время пандемии.


 

II.     Содержательный раздел. Основные этапы.

2.1. Содержание деятельности специалистов Консультационного центра.

Содержание деятельности специалистов Консультационного центра представлено в проекте в виде перечня основных функций, осуществляемых специалистами Консультационного центра, что позволяет вовлечь в единое образовательное пространство семьи воспитанников дошкольного учреждения, и семьи, чьи дети не посещают ДОУ, в том числе имеющие детей от 0 до 18 лет.

Работа деятельности консультационного центра проводится по следующим направлениям:

1.     Аналитическая деятельность:

·        выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, осуществляемом родителями (законными представителями);

·        изучение и анализ состояния и результатов оказания методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), определение направлений её совершенствования;

·        обеспечение статистической и аналитической отчётности по осуществляемым видам деятельности.

2.     Информационная деятельность:

·        ознакомление родителей (законных представителей) с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

·        ознакомление родителей (законных представителей) с опытом работы педагогов образовательной организации, передовым семейным опытом;

·        информирование родителей (законных представителей) о новых направлениях образования детей дошкольного возраста, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплексах, видеоматериалах, рекомендациях специалистов разных направлений в соответствии с запросами родителей (законных представителей).

3.     Организационно - методическая деятельность:

·        изучение запросов родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;

·        формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам родителей (законных представителей), создание видеотеки и библиотеки современных учебно- методических материалов;

·        помощь в разработке индивидуальных программ развития детей (по запросам педагогов);

·        составление перспективного плана индивидуальной работы с семьёй на основе выявленных потребностей;

·        информирование родителей (законных представителей) о времени, месте и тематике работы консультационного центра (реклама через мессенджеры, выступление на родительских советах В ДОУ, ОУ на муниципальных празднованиях –раздать листовки, памятки и буклеты»

4.     Консультационная деятельность:

·        популяризация новейших педагогических и психологических достижений;

·        консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:

o   возрастные, психофизиологические особенности детей раннего и дошкольного и школьного возраста;

o   профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего и дошкольного возраста;

o   воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

o   социализация детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;

o   успешная адаптация детей при поступлении в детский сад или школу;

o   выбор образовательной программы;

o   организация игровой деятельности;

o   организация питания детей;

o   создание условий для закаливания и оздоровления детей;

o   социальная защита детей из различных категорий семей;

o   нарушения звукопроизношения

o   заикание

o   как развивать словарный запас

·        информирование об учреждениях системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями

5.     Организационно-досуговая деятельность:

проведение совместных досугов и развлечений.

2.2. Основные этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации проекта –5 лет (2019 - 2024г.г)

Следует выделить три основных этапа реализации проекта «Консультационный центр в ДОУ как модель социального партнерства»

1         этап - подготовительный, аналитико-прогностический: анализ имеющихся ресурсов, разработка комплекса новшеств, связанных с реализацией целей проекта (май-июль 2019 г.);

2  этап - основной, деятельностный (август 2019- декабрь 2024г)

3  этап - заключительный, итоговый, рефлексивный, оценка результатов, полученных в ходе реализации проекта, определение «дальнейшего движения» (январь 2020 г. - декабрь 2024 г.).

2.3. Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Первый этап. Проведение маркетинговых исследований по изучению потребностей семей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, изучение потребностей семей с детьми от 0 до 3 лет, не охваченных дошкольным образованием. Разработка пакета локально-нормативных документов по регулированию деятельности консультационного центра.

Второй этап. На данном этапе теоретически обосновывались направления деятельности консультационного центра в ДОУ, уточнялась степень взаимодействия в системе «ребенок - педагог - родитель», социальное партнерство с микро и макросоциумом.

Третий этап. Определение результативности внедрения модели социального партнерства ДОУ на базе консультационного центра. Направлен на анализ, обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги - родители - дети».

Срок

выполнения

Этапы

реализации

плана

Направления деятельности

Результат

Июнь-июль

 2019 г.

I этап Подготовительный

1.Создание творческой группы по разработке проекта консультационного центра

2.Изучение передового опыта регионов по теме партнерства семьи и ДОУ.

3.Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных актов по вопросу взаимодействия ДОУ и родителей.

-  Сформирована рабочая группа

-  Проанализирован опыт работы субъектов РФ по организации консультационных центров

-  Разработка членами творческой группы инновационного проекта.

4.субъектов образовательного процесса. (Анкетирование, беседы).

Аналитическая справка-отчет

1.             Составление годового планирования взаимодействия администрации, педагогов, специалистов и родителей ДОУ.

2.              

План работы

 

 

6. Разработка плана работы КЦ

План работы

7. Информирование населения об функционировании консультационного центра через сайт школы, информационные буклеты, размещённые в объектах социальной сферы (поликлинике, магазинах, почте, СМИ и т.д.)

Информационные буклеты, объявления

(август

2019 г.- декабрь

2024г.)

 

II этап Основной

 

 

I.  Консультационный центр «Доверие»

1.   «Давайте познакомимся».

2.     День открытых дверей «Сделай первый шаг»

3.    Психологический тренинг-практикум для родителей «Всё начинается с семьи»

Анкетирование

Буклет

Буклет

 

II.Выездные мероприятия в дошкольные образовательные учреждения: структурные подразделения детский сад «Улыбка-1. «Улыбка-2», «Куничек», «Балдырган».

 

 

 

 

 

2.Семинар практикум для родителей с элементами тренинга «Психологическое здоровье дошкольников»

 

 

1.  Тренинг для педагогов «День психологической разгрузки» Токсанова Г.А.

 

 

 

Мастер-класс для педагогов «Формирование речи ребёнка через разноцветные крышки

 

 

 

2.  Мастер-класс для педагогов «Формирование речи ребёнка через разноцветные крышки.

 

 

 

консультативной, методической поддержки родителям, проживающим в сельской деятельности

результатам обследования

 

 

 

Фотоотчёт, письменный отчет

 

 

V. Сетевое взаимодействие с родителями

 

 

 

VI. Представление и распространение опыта работы базовой площадки.

Диссеминация опыта работы (сборник материалов, фото и видеоматериалы, круглый стол)

 

 

1.Полный мониторинг состояния взаимодействий субъектов образовательного процесса.

Аналитическая записка - отчет

 

 

2.Формирование учебно-методического банка. Публикация опыта работы базовой площадки.

Сборник публикаций по проблеме, фотоматериалы, методические разработки, проектная папка. Видеофильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями.

Август

2024г

декабрь

2024 г

III этап Заключительный

 

 

В рамках консультационного центра в МБДОУ д/с «Эдельвейс» в перспективе создать Психолого - медико- педагогический консилиум - объединение специалистов дошкольного образовательного учреждения, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

Основные направления деятельности ПМПК

·        проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

·        подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;

·        оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам учреждения по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) (общественно опасным) поведением.

Для более тесного сотрудничества, содружества и взаимопонимания, на базе детского сада организован комитет.

2.4. Критерии и показатели эффективности деятельности консультационного центра, направленные на оценку качества услуг

Контроль - одна из функций управления реализацией проекта КЦ, направленная на констатацию, измерение уровня отдельных параметров в соответствие с нормативными требованиями. Контроль качества реализации проекта представляет систему наблюдений и проверок соответствия процесса оказания помощи родителям целям и задачам Центра.

Консультационная служба  осуществляет контроль качества услуг, предоставляемых Центром. Понятие качества реализации проекта многоаспектно, включает не только показатели развития детей, степень информированности родителей и повышения их компетентности, вместе с тем, определяется качеством предоставляемых услуг специалистами Центра. Контроль качества реализации проекта осуществляется по следующим показателям:

·        оформление отчётной документации;

·        проверка журналов регистрации и оказания помощи родителям с детьми;

·        анализ анкетирования родителей об удовлетворённости качеством предоставляемых услуг;

·        анализ опросников для педагогов консультационного центра;

·        осуществление обратной связи с родителями (отзывы на сайте ДОУ, электронной почте).

Критерий

Показатель

Диагностическая

методика

1.Удовлетворенность родителей полученными консультационными, диагностическими, психолого-педагогическими услугами

Отзывы родителей о полученных услугах

Опросы (анкеты) родителей.

Востребованность услуг консультационного центра

Динамика посещений (журнал учёта посещений)

Эффективное функционирование консультационного центра и учреждения в

целом

2.1. Психолого- педагогические условия

Заинтересованность педагогов в повышении качества оказываемых ДОУ услуг

Опросы (анкеты) педагогов, практический анализ работ

 

Разработано положение о деятельности консультационного центра. Сформирована методическая копилка технологий, методик для психолого­-педагогической и консультационной помощи родителям

Анализ документации

2.2.Материально- технические условия

Имеется определённое место консультационного цента, которое соответствует требованиям пожарной, антитеррористической безопасности

Метод экспертной оценки

Привлечь специалистов психологов, логопедов, Определён штат

2.3. Кадровые условия

 Привлечь специалистов психологов, логопедов, Определён штат специалистов консультационного центра

Метод экспертной оценки

2.4. Условия для информирования населения о деятельности консультационного центра

Создание рубрики на официальном сайте ДОУ. Организовано информирование население через СМИ,

информационные буклеты и проч.

Наличие специальной странички на сайте ДОУ. Выпуск буклетов, информационных листов и проч.

2.5. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Ключевым результатом реализации проекта будет увеличение к 2024 году числа детей и родителей, пользующихся услугами консультативного центра, позитивная динамика удовлетворенности родителей услугами центра.

В результате реализации проекта будут получены следующие показатели:

·        будет расширен доступ к услугам дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей, детей-сирот, детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

·        повысится удовлетворенность населения качеством услуг Консультационного центр от 68% до 100%;

·        обеспечится максимальная мобильность деятельности консультационного центра, через использование дистанционных форм онлайн консультирования.

В результате реализации данного проекта планируется получить следующие продукты:

·        сборник материалов «Интерактивный подход в психолого­-педагогическом сопровождении семей»

·        буклет «Как развивать речь ребенка»,

·        буклет «Всё начинается с семьи»

·        буклет «Компьютер, за и против»

·        памятка «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

·        видеофильм по результатам работы 2019-2024 гг.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности Консультационного центра по данному проекту может быть рекомендован для работы в других дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.


 

III.   Организационный раздел

3.1.  Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач проекта.

 Описание требования к специалистам, задействованных в реализации проекта  и материально - техническое оснащение

Развивающая предметно-пространственная среда является важным механизмом для реализации проекта функционирования консультационного центра. Она соответствует требованиям стандарта дошкольного образования, а именно: содержательно - насыщенна, трансформируема (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации), полифункциональная (возможность разнообразного использования различных составляющих доступной среды: Сухой бассейн в комплекте с шариками, сенсорный уголок, световой стол для рисования песком, фиброоптический душ, световая каскадирущая трубка ввиде фонтана, набор логопеда для детей 3-4 лет, набор логопеда для детей 5-6 лет, набор логопеда для детей 6-7 лет, набор логопеда «Все для неговорящих детей, диагностический комплекс Семаго, сенсорная дорожка, тактильная дорожка, развивающий набор Монтессори. Обучая детей с ОВЗ, мы недолжны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности.

А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Этим средством логопедом были выбраны многофункциональные пособия из фетра и разноцветных крышек от бутылок и пюре.

Уникальность данных пособий заключается в том, что игрушки из фетра не только воплощают принцип наглядности, но и несут в себе большой развивающий потенциал, направленный на развитие лексико-грамматических категорий детей в возрасте от 4-7лет.

Современные логопеды и нейропсихологи единогласны в том, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев.

Доступна (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности) и безопасна (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования). Также самими педагогами.

Организация образовательного пространства в кабинете обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную и моторную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда Консультационного центра позволяет естественным образом в процессе основных видов детской деятельности (игровой, познавательной, художественно-эстетической, двигательной, исследовательской) помочь ребёнку открыть основные законы окружающего мира, общества детей и взрослых, а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями.

Дошкольное учреждение обеспечено достаточным количеством программно-методических и дидактических материалов: специальной литературой, дидактическими и развивающими играми и игрушками, развивающими программами для педагогов и специалистов. Вся предметно пространственная среда кабинетов и рабочие места специалистов оборудованы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Создана комфортная для консультаций обстановка, располагающая к эффективному взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и развития, имеются стенды с регулярно обновляемой информацией.

Для реализации проекта функционирования Консультационного центра в ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам: кабинет для индивидуальных занятий с педагогом-психологом (комната релаксации), учителем-логопедом, обеспеченный литературой, пособиями, играми.

Для организации более продуктивного взаимодействия с семьями имеются ноутбуки, мультимедийное и интерактивное оборудование, также есть нестандартное оборудование сделанное специалистами КЦ.  Родители и дети имеют возможность использовать все ресурсы развивающей среды учреждения в соответствии со своими образовательными потребностями.

Для оказания помощи родителям сформирован штат квалифицированных сотрудников консультационного центра (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог).

Все сотрудники, работающие в консультационном центре, владеют современными образовательными технологиями и постоянно повышают свою профессиональную квалификацию.

В круг деятельности специалистов консультационного центра дошкольного образовательного учреждения входит:

·        учитель-логопед: выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике. Даёт рекомендации по проведению развивающих речевых игр в домашних условиях;

·        педагог-психолог: организует консультативно-просветительскую работу по вопросам адаптации к условиям детского сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, уровня готовности к школьному обучению, составляет индивидуальные проекта развития ребенка с подбором игровых упражнений для использования их в условиях семьи.

·        учитель-дефектолог: планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ
- консультирует родителей, педагогов.

Основные функции социальных партнеров:

·        оказание методической, психолого-педагогической помощи родителям в условиях консультационного центра;

·        содействие родителям в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

·        поддержка родителей и педагогов в решении вопросов, выходящих за рамки компетенции дошкольного учреждения.

3.2. Условия организации и порядок работы консультационного центра

Деятельность консультационного центра осуществляется соответствии с графиком работы специалистов, утверждённым приказом руководителя учреждения.

Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный центр или договориться о встрече с конкретным сотрудником дошкольной организации по телефону.

Основные направления деятельности консультационного центра и сведения о его работе размещены на сайте учреждения.

Помощь родителям оказывается бесплатно.

Смотрите в приложении.


Факторы, влияющие на достижение результатов проекта:

·        Мотивационная и эмоциональная вовлеченность родителей;

·        Способ трансляции психологических знаний;

·        Активность родителей в обмене игровыми практиками (онлайн)

·        Подключение интернета в ДОУ

·        кадровый дефицит (наличие в образовательной организации специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, необходимой для реализации проекта);

·        актуальность проекта для его участников

·        наличие  отдельного кабинета для специалистов

·        поддержка со стороны администрации;

Сведения об апробации проекта:

Проект был реализован на базе МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» в 2019-2020 учебном году. В проекте приняли участие 2019г-302 человек,2020г-2340-100%. При переходе на дистанционное образование с апреля 2020г. в проект были внесены корректировки в части организации консультации работы над продуктом проекта  и индивидуального консультирования, которые были реализованы в дистанционном формате с использованием программ Zoom, Skype,дома, социальной сети «В Контакте»,и «Ватсап».

Из вышесказанного можно сделать вывод о актуальности высокой эффективности реализованного проекта, его практической направленности и возможности использования другими специалистами в рамках реализации.


 

Список литературы

1.     Т.А. Майорова Н.В. Шмелькова. Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования.

2.     Г. А. Антипова. Новые формы работы с родителями в современном

3.     ДОУ.

4.     К.В. Бардин. Подготовка ребенка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей.

5.     Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. Изд. Мир книги, 2010.

6.     Краузе Е.Н. Логопедия.Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Корона-принт, 2012.

7.     Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Корона-принт, 2009.

8.     Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.

9.     Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.

10. Надежда Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Эксмо, 2016.

11. Волосовец Т. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Academia, 2000.

12. Макеева Т. Г. Диагностика развития дошкольников. - .- Ростов н.Д:Феникс,2008.

13.  Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. -СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

14. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.-Волгоград: Учитель,2013.

15. Гамезо М. В. Герасимова. В,С. Орлова Л. М.Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. -М.: Издательство «Институт практической психологии» ;Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

16. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе:-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

17. Грудненко Е. А.Психологическая готовность ребенка к школе:-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Нормативные документы

18. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

19. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

21. Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

22. Приказ Управление образованием от 17..04.2019г. №259-П «О создании консультационного центра на базе Муниципального образовательного учреждения МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек»

23. Уровень образовательной организации:

24. Приказ - распоряжение директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И, Тюковой». № 02-02/2594 от 17.04.2019 г. «О создании консультационного центра»

25. Положение о консультационном центре утвержденный приказом МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И,Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек»  от 23.04.2019 г. №3-П.


 

26. Скачано с www.znanio.ru

МКДОУ ДС «Эдельвейс» Проект «Консультационный центр в

МКДОУ ДС «Эдельвейс» Проект «Консультационный центр в

Раздел 1. Наименование проекта :

Раздел 1. Наименование проекта :

Проект «Консультационный центр В ДОУ – как основа партнерства »

Проект «Консультационный центр В ДОУ – как основа партнерства »

I. Целевой раздел. Концепция. Пояснительная записка 1

I. Целевой раздел. Концепция. Пояснительная записка 1

Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая…

Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая…

Формировать и развивать педагогическую компетентность родителей, активизировать и обогащать воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; 2

Формировать и развивать педагогическую компетентность родителей, активизировать и обогащать воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; 2

Научно-методическим обеспечением проекта являются знания, накопленные в отечественной психологии в области исследований детской игры в школе культурно-исторической психологии (Л

Научно-методическим обеспечением проекта являются знания, накопленные в отечественной психологии в области исследований детской игры в школе культурно-исторической психологии (Л

ФГОС ДО) уделяет большое внимание вопросу взаимодействия

ФГОС ДО) уделяет большое внимание вопросу взаимодействия

Согласно пункту 3 статьи 64 Ф3-273 "родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической,…

Согласно пункту 3 статьи 64 Ф3-273 "родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической,…

Российской Федерации "Развитие образования"; · письмо

Российской Федерации "Развитие образования"; · письмо

Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» и наличия материально-технический базы, педагоги вступили в разработку инновационного, регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование»

Л.И.Тюковой» структурное подразделение детский сад «Ручеек» и наличия материально-технический базы, педагоги вступили в разработку инновационного, регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование»

Все обозначенные принципы и подходы обеспечивают эффективность решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях консультационного центра

Все обозначенные принципы и подходы обеспечивают эффективность решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях консультационного центра

Включение родителей (законных представителей) в совместную деятельность со специалистами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, направленным на осуществление их взаимодействия со своими детьми

Включение родителей (законных представителей) в совместную деятельность со специалистами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, направленным на осуществление их взаимодействия со своими детьми

Сотрудники консультационного центра используют современные информационно-коммуникационные технологии при консультировании родителей: · посредством современных мессенджеров:

Сотрудники консультационного центра используют современные информационно-коммуникационные технологии при консультировании родителей: · посредством современных мессенджеров:

II. Содержательный раздел

II. Содержательный раздел

Организационно - методическая деятельность: · изучение запросов родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей; · формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам…

Организационно - методическая деятельность: · изучение запросов родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей; · формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам…

Организационно-досуговая деятельность: проведение совместных досугов и развлечений

Организационно-досуговая деятельность: проведение совместных досугов и развлечений

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Срок выполнения Этапы реализации плана

Срок выполнения Этапы реализации плана

ДОУ. План работы 6

ДОУ. План работы 6

Улыбка-1. «Улыбка-2», «Куничек», «Балдырган»

Улыбка-1. «Улыбка-2», «Куничек», «Балдырган»

Мастер-класс для педагогов «Формирование речи ребёнка через разноцветные крышки

Мастер-класс для педагогов «Формирование речи ребёнка через разноцветные крышки

Формирование учебно-методического банка

Формирование учебно-методического банка

Для более тесного сотрудничества, содружества и взаимопонимания, на базе детского сада организован комитет

Для более тесного сотрудничества, содружества и взаимопонимания, на базе детского сада организован комитет

ДОУ, электронной почте).

ДОУ, электронной почте).

Материально- технические условия

Материально- технические условия

Консультационного центр от 68% до 100%; · обеспечится максимальная мобильность деятельности консультационного центра, через использование дистанционных форм онлайн консультирования

Консультационного центр от 68% до 100%; · обеспечится максимальная мобильность деятельности консультационного центра, через использование дистанционных форм онлайн консультирования

II. Организационный раздел 3

II. Организационный раздел 3

Современные логопеды и нейропсихологи единогласны в том, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи

Современные логопеды и нейропсихологи единогласны в том, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи

ФГОС ДО. Создана комфортная для консультаций обстановка, располагающая к эффективному взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и развития, имеются стенды с регулярно обновляемой информацией

ФГОС ДО. Создана комфортная для консультаций обстановка, располагающая к эффективному взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и развития, имеются стенды с регулярно обновляемой информацией

ДОУ - консультирует родителей, педагогов

ДОУ - консультирует родителей, педагогов

Факторы, влияющие на достижение результатов проекта : ·

Факторы, влияющие на достижение результатов проекта : ·

Список литературы 1. Т

Список литературы 1. Т

НПО «МОДЭК», 1998. 2.

НПО «МОДЭК», 1998. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023