Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 121
Краткосрочный проект
«Эти удивительные животные»
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста
с
дикими животными Хабаровского края
(«Люби и знай свой край родной»)
Во второй младшей группе № 10.
«Светлячки»
Автор проекта:
Дементьева Елена Сергеевна,
Комсомольск-на-Амуре
2024 г.
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 1 неделя.
Актуальность проекта:
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Умение видеть и понимать состояние живого существа - зависит от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое.
Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.
Знакомя детей с природой, необходимо уделять внимание ознакомлению с природой родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной.
С. Дрожжина.
Гипотеза:
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за свою страну.
Цель проекта:
- познакомить детей с дикими животными Хабаровского края;
- формировать бережное и заботливое отношение к диким животным.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о внешнем виде, особенности жизни и поведении диких животных родного края.
2. Развивать познавательный интерес к родной природе.
3. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к животным.
Ожидаемые результаты проекта:
· Расширение знаний о животном мире нашего края.
· Повышение интереса у дошкольников к животным родного края.
· Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
· Воспитание бережного отношения к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
· изучение методической литературы;
· составление перспективного плана;
· создание развивающей среды;
· подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки, фотографии, изготовить игры);
· подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть;
· создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
· привлечение родителей для оказания помощи в подборе материала для изготовления альбома и книг о диких животных нашего края.
Второй этап – основной (реализация проекта).
Беседы на темы:
· «Что такое лес?»
· «Дикие животные нашего края».
Рассматривание картин и иллюстраций:
· П. С. Меньшикова «Дикие животные».
· С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
· В. Степанов «Животные наших лесов».
· Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
· Чтение стихотворений о животных нашего края.
· «Почему обиделись косуля и изюбр» (Тофаларская сказка).
· «Лукошко», Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста.
Загадывание загадок о диких животных Хабаровского края.
Дидактические игры:
· «Найди по описанию»
· «Найди, кого назову»
· «Кто что ест?»
· «Кто где живёт?»
Пальчиковые игры:
· «Есть у каждого свой дом»
· «Кто спит зимой?»
· «Дикие животные»
Творческая деятельность:
Рисование: «Полосатый тигр», «Рябина для лося».
Лепка: «Орешки для белочки», «Угощения для соболя», «Зайчик».
Аппликация: «Грибочки для белочки», «Лес».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы»
«У медведя во бору»
«Волки во рву»
«Рыжая лисица»
Взаимодействие с семьей:
· Совместное изготовление творческих работ родителей и детей на тему «Дикие животные Хабаровского края».
· Оформление фото выставки «Природа нашего края».
Третий этап – заключительный.
Подведение итогов.
- Презентация проекта «Эти удивительные животные» (для педагогов).
- Оформление фотоальбома «Эти удивительные животные».
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга», составленная авторским коллективом: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова.
2. Рыжова Н.В. «Наш дом – природа».
3. Гончарова Е.В. «Экология для малышей».
4. Николаева С.Н. «Юный эколог»: Программа экологического воспитания дошкольников.
5. «Лукошко», Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста.
6. Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика».
7. «Амурские сказки» Дмитрий Нагишкин.
8. Бондаренко А. К. «Дидактические игры».
Приложение
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Осенние листочки»
Цель: воспитывать интерес к рисованию.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей набирать краску на кисть, обмакивая ее ворсом в краску, снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки, промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к салфетке;
- формировать активный и пассивный словарь детей;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- закреплять цвета (желтый, оранжевый, красный).
Развивающие:
- развивать умение работать кистью.
- развивать эстетическое восприятие;
-развивать внимание, фантазию и память;
- развивать творческие способности;
- способствовать развитию самостоятельности;
- вызвать интерес к художественной деятельности;
Воспитательные:
- формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие;
Материалы и оборудование:
Осенние иллюстрации. Листочки красного, желтого, оранжевого цветов. Раздаточный материал (шаблоны листьев, гуашь трех цветов, кисти, баночки с водой, подставки для кистей, влажные салфетки).
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая погода сегодня за окном?
Пасмурная
Воспитатель: А почему, вы думаете, что пасмурная?
Солнышко спряталось за тучки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется, мы забыли закрыть окошко, подул сильный ветер и принёс в нашу группу листочки. Посмотрите, как красиво, стало у нас в группе.
Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем? (раздать по два листочка).
Физкультминутка «Осенние листочки».
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)
Мы — осенние листочки.
Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз) Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону воспитателя)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за воспитателем на носочках)
Полетели, полетели, И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял, Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас лежит на столе? Это тоже -листочки. Правильно, садитесь за стол.
А каким они цветом? (белые). Подумайте, что мы с вами можем сделать с этими листочками? (разукрасить)
Пальчиковая игра ««Осень».
Прежде, чем рисовать,
Нужно пальчики размять.
Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
Практическая часть.
Воспитатель: А теперь мы с вами будем волшебниками, возьмем с вами наши волшебные кисточки и будем творить чудеса. Ребятки, смотрите внимательно, я покажу вам, как правильно нужно рисовать. Для рисования нам потребуется волшебная кисточка, которую мы должны сначала смочить в стакане с водой, и краски трех цветов. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять лишнюю капельку о край баночки. Вот теперь я могу дорисовать первый листочек, затем ещё листочек. Чтобы нарисовать листочек другого цвета, нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой, и только потом набрать краску нужного цвета. Придерживайте левой рукой листочек, чтобы он не убегал.
Воспитатель: Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на кисточку, чтобы листики были яркими, красивыми и помните, что в любом деле лучшие помощники - терпение и тишина.
Воспитатель:
(Воспитатель демонстрирует, как это сделать на мольберте, до начала выполнения работы детьми).
Показать детям, как надо держать кисть, набирать краски. Обратить внимание, чтобы дети брали нужные цвета, после рисования одним цветом обязательно промывали кисточку.
Самостоятельная работа детей.
По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. (Дети рисуют под запись П. И. Чайковского «Времена года»).
Воспитатель: Ребята, кто все разукрасил, возьмите свои листочки, и давайте их покажем Лунтику.
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы, как красиво разукрасили листочки. А теперь мы их наклеем на веточку.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!
1. Дидактические игры для ознакомления детей с животными
· Отгадайте, что за животное
· Собери картинку
· Животные и их малыши.
· Дикие и домашние животные
· Дикие и домашние животные
«Береги природу»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Оборудование: карточки с объектами живой и неживой природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
«Мама и детеныши»
Цель: продолжать знакомить с классификацией животных (домашние) и их детенышами.
Оборудование: картинки животных и их детёнышей
Ход игры: ой, слышите? Кто - то плачет? Идите сюда. Смотрите здесь детеныши разных животных. Это детёныши диких или домашних животных? Дети: — это детёныши домашних животных (проговорить названия детенышей). Поросёнок, козлёнок, телёнок. Возьмите одного себе. Они заблудились. Потеряли своих мам. Давайте им поможем? Пойдём маму искать? Игра «Мама и детеныши». Да вот же они. Правильно ли вы выбрали им маму? У лошади - жеребёнок, у коровы - телёнок, у свиньи - поросёнок, у козы - козлёнок, у овцы - ягнёнок, Дети: Правильно. Воспитатель: Молодцы!
Беседа
Задачи : Формировать у детей преставление о Хабаровском крае, как о малой родине, закрепить название «Хабаровский край». Показать край на физической карте РФ, кратко дать информацию о реках, лесах, рельефе территории.
Как много стран на нашей планете. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле.
- Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна? (Россия).
Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя – Россия. В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, города, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Вот как много места занимает территория России.
Но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
-Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Родина – это значит родная, как мама, как папа. Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина бывает разная, но у всех она одна.
- Как называют людей, которые живут в России? (россияне). Россияне - народ очень умный и талантливый.
Россия очень большая страна. Состоит она из частей у которой свое названии: край, округ, область или республика. Та часть России, которая расположена на востоке страны называется Дальним Востоком. В этой части страны мы с вами и проживаем. Дальний восток, в свою очередь то же делится на части:
в его состав входят наш Хабаровский край и его соседи – Приморский край, Амурская, Сахалинская, Магаданская, и Камчатская область, ЕАО, Корякский и Чукотский автономный округ. В состав входят и острова и полуострова.Соседом является так же КНР.
Наш край самый большой по территории на Дальнем востоке.
Территория нашего края (если посмотреть на карту) закрашена в коричневый цвет.
-Кто-нибудь значит, что это обозначает? (предположения детей)
А это обозначает, что на территории Хабаровского края очень много гор, но есть и равнины, обозначены зеленым цветом.
Зеленый цвет на карте обозначает еще , то что на этой территории растут леса.
У в Хабаровском крае произрастают хвойные и широколиственные леса. Давайте вспомним, что обозначает понятия «хвойные лес» и «лиственный лес» (Ответы детей)
-Природа Хабаровского края очень разнообразна и красива, подробнее мы поговорим о ней, когда будем рассматривать тему «Растения и животные нашего края»
Какой цвет еще присутствует на карте нашего края? (синий) Что обозначают голубые и сини извилистые «ниточки»? (предположения детей) Это реки нашего края.
- Как называется самая большая река нашего края? (Амур)
Амур не только самая большая река нашего края, но самая большая река всего Дальнего Востока. В древности реку Амур называли «черная река», «река Черного Дракона», «большая полноводная река». Вот сколько названий у нашей реки. К большой реке примыкают реки поменьше.
Может кто-нибудь знает названия рек, которые еще протекают в нашем крае? (Ответы детей) (Показ рек на карте Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь) Все эти реки вливаются в Амур и делают его еще полноводнее и сильнее. Собирая воду со всех этих рек, несет ее Амур в Охотское море. Которое омывает берега нашего края.
В крае есть и озера, их не много. (Показ на карте. Петропавловское, Болонь, Удыль, и многие другие)
Озера нашего края очень богаты рыбой. Кроме этого, озера – еще и крупные хранилища пресной воды, дающие воду всему живому. Берега озер имеют прекрасный вид и служат местом отдыха для людей.
В нашем крае очень продолжительная зима. Суровая, с сильными морозами. Длится до 6 месяцев. Лето не обычное, очень сухо и жарко или очень влажно от продолжительных дождей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.