Курдина Ольга Николаевна,
Учитель-логопед, МБДОУ №25
г. Мончегорск
Проект «Лесные жители нашего края» для слабовидящих детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
В нашем дошкольном образовательном учреждении проектная деятельность нашла большой отклик среди педагогов. Я предлагаю вашему вниманию экологический проект «Лесные жители нашего края», организованный мной в старшей группе. Кроме учителя-логопеда и детей участниками проекта являлись ещё и родители.
В настоящее время наиболее актуальна проблема развития связного высказывания детей с различными речевыми патологиями. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что у большинства из них речевая недостаточность приобрела недифференцированный вид. Она, как правило, сопряжена с обилием дополнительных дефектов со стороны двигательной, сенсорной и других сфер психической деятельности ребенка. Типичная проблема речи всех старших дошкольников – это бедность связной речи и недостаточный словарный запас.
В дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть таким словарем, который позволил ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Усвоение новых слов и понятий позволят ребенку повысить уровень познавательного развития и мышления.
Имея опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что дети, живущие в условиях Крайнего Севера недостаточно знакомы с животным миром своего края, их знания по этой теме достаточно ограничены. Как правило, дети оперируют знаниями, полученными из детских литературных произведений, просмотров мультфильмов и легко узнают (по картинкам) только медведя, белку, лису и зайца, а таких как куницу, росомаху, лемминга не знают, или имеют о них очень поверхностные представления. В словарном запасе детей недостаточно слов описания их внешнего вида, повадок.
Мною был проведен анализ условий, созданных в МБДОУ для работы в рамках данного направления. Выделены способствующие и препятствующие условия и определены возможные пути решения проблемы.
В рамках работы проекта «Лесные жители нашего края» мною была определена цель, которую я реализовала во всех направлениях своей коррекционной деятельности.
Цель проекта: знакомство с многообразием животного мира Кольского полуострова через дидактические игры по обогащению словарного запаса детей.
Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи проекта.
Задачи проекта:
Образовательные
- расширить представления детей о животном мире Кольского полуострова;
- обогащать словарь новыми, ранее неизвестными словами;
- формировать у детей представления о различных способах словоизменения и словообразования.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Кольского полуострова;
- развивать монологическую речь через дидактические игры;
- развивать коммуникативные навыки и связную речь через сюжетно-ролевые игры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать любознательность, любовь к родной природе.
Эти задачи сформулированы на основе задач ФГОС ДО, таких, как:
-охрана и укрепление физического, психического и эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизических и других особенностей;
-формирование общей культуры личности детей, инициативности, ответственности, самостоятельности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.
Механизм реализации проекта (приёмы):
-беседы
-занятия (интегрированные)
-дидактические игры
-чтение художественной литературы
-развлечения
-конкурсы
В начале учебного года мною была разработана диагностическая карта. Результаты обследования показали, что дети действительно путают оленя и лося, не знают лемминга, росомаху, как выглядит кукушка, соответственно они не знают, чем питаются эти животные и какую пользу приносят человеку, так же в их словаре мало относительных прилагательных
Подготовительный этап.
Проект «Лесные жители нашего края» я разработала с учетом ближайших и доступных объектов, которые окружают ребенка. Основой проекта является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, чтение художественной литературы, подвижных и дидактических игр, а также организации самостоятельной деятельности.
В начале проекта мною была проведена разъяснительно-просветительская работа среди родителей, подобран речевой материал по теме, аудио и видеозаписи, составлен перспективный план работы с детьми.
При составлении перспективного планирования я постаралась охватить все образовательные области.
1. Социально-коммуникативное развитие:
-проведение сюжетно-ролевых игр;
-взаимодействие детей между собой во время показа мини-спектакля.
2. Познавательное развитие:
-использование видеозаписей повадок зверей и птиц.
-дидактические игры «Чей голос?», «Произнеси слова героя» и другие
3. Речевое развитие:
-беседы по содержанию каждого текста, словарная работа
-инсценировки.
-составление рассказа-описания животного
4. Физическое развитие:
-проведение подвижных игр, пластических этюдов, направленных на развитие координации и гибкости.
5. Художественно-эстетическое развитие:
-рисование животного, как средство реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей.
-аппликация
В течение всего проекта мы с детьми рассматривали иллюстрации животных, беседовали об их повадках и местах обитания. Составляли описательные рассказы по мнемо-таблицам, читали сказки народов Севера, такие как «Почему олень быстро бегает?», «Олень и сохатый», «Кукушка», «Бобер и журавль», сказку про росомаху «Дыхание Севера», про лося «Отчего у зайца уши длинные?», «Лось и корюшка» и др.
Так же проводились дидактические игры на развитие речи обогащение словаря детей: «Слова – неприятели», «Назови какой, какая?», «Чьи следы?», «Подбери словечко», «Посмотри и опиши», «Один – много», «Выбери и расскажи». Родители тоже принимали участие в работе проекта: например совместно с детьми они составляли рассказ об одном и животных, а затем ребенок в группе пересказывал его.
В заключительном этапе проекта был повторно проведен мониторинг. Результаты вы можете увидеть на слайде.
Мною были разработаны презентации о животных, совместно с детьми изготовлена рукописная книга.
В рамках работы по проекту дети пополнили знания о животном мире Кольского полуострова, о таких животных как лемминг, росомаха, бобр, олень, лось и о кукушке. Совершенствовали представления о влиянии сезонных изменений на жизнь и поведение животных. У детей пополнился и активизировался словарь по теме «Животные Кольского полуострова», сформировались представления о пищевых цепочках, о внешнем виде животных, повадках и их характерных особенностях. Сформировалось доброе, бережное отношение к животным и птицам севера, развился познавательный интерес и любознательность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.