МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИе
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом часе
"Составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ"
Выполнила:
учитель-логопед, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 15»
Кутергина Н.В
15.11.2021 г.
Индивидуальный маршрут – это структурированная программа реализации потенциала ребёнка в его развитии, образовании, социализации. Понятие индивидуального маршрута в теории педагогики пока не имеет устоявшегося определения. Его появление связано с внедрением в образовательную систему ФГОС. (слайд 1)
Согласно Стандартам, воспитательный процесс выполняется с точки зрения индивидуального подхода к развитию способностей каждого ребёнка. Учёт особых потребностей дошкольника – одно из условий его эффективного обучения и его последующей интеграции в образовательную школьную среду. Только при индивидуальном дифференцированном подходе к воспитанию можно добиться наилучшего развития дошкольника. (слайд 2)
Старые педагогические методики ориентировались на возможности среднего ребёнка. Поэтому дети с ОВЗ, у которых были определённые трудности в обучении и общении, не могли освоить общую образовательную и воспитательную программу. Низкие результаты накапливались, отражались на психологическом состоянии воспитанников, переходили на следующий образовательный уровень. (слайд 3)
ФГОС ставит перед педагогами задачу формирования оптимальных условий для реализации возможностей каждого из воспитанников. Способом решения этой задачи и является готовый ИОМ для детей с ОВЗ в ДОУ. (слайд 4)
Индивидуализация воспитания и коррекции помогает преодолеть несоответствие между уровнем, который задаёт образовательно-воспитательная программа для определённого возраста, и возможностями ребёнка. ФГОС дошкольного образования подчёркивает важность индивидуального подхода к ребёнку, а развитие индивидуальности признаёт основополагающим способом дошкольного воспитания. Только при персональном подходе возможно полноценное развитие личности и раскрытие уникальных способностей воспитанника. Индивидуальные маршруты сопровождения отражают характеристику единиц образования, которые осваиваются каждым ребёнком в соответствии с его способностями к обучению.
Маршруты проектируются для (слайд 5):
- воспитанников, которые испытывают трудности в усвоении общеобразовательной программы ДОУ;
- детей с ограниченными возможностями, задержкой в развитии, инвалидов по зрению, слуху.
Индивидуальный маршрут составляется на каждый учебный год.
Перед его разработкой проводится диагностика особенностей развития ребёнка. Её выполняют воспитатели и узкие специалисты детского сада, которые участвуют в реализации данного маршрута. Для получения наиболее полных результатов, проводится опрос родителей и педагогов. Все данные заносятся в психолого-педагогическую характеристику ребёнка. Учитываются направления (слайд 6):
- здоровье;
- речевое развитие;
- личностное развитие;
- эмоциональное развитие;
- игровая активность;
- навыки самообслуживания;
- социально-личностные реакции;
- социальные навыки;
- образовательная активность.
При работе над индивидуальным маршрутом сопровождения разработчики руководствуются следующими принципами (слайд 7):
- доступность предлагаемых материалов; систематичность материалов;
- непрерывность педагогического воздействия и обучения;
- вариативность методов обучения;
- соблюдение интересов ребёнка;
- создание ситуаций для успешного освоения каждого этапа;
- гуманность педагогического воздействия;
- реалистичность поставленных образовательных и воспитательных задач;
- содействие окружающих.
Главная цель маршрута – формирование условий для позитивной социализации ребёнка дошкольного возраста, создание равных условий перехода из ДОУ в образовательное учреждение (слайд 8). Эта цель достигается комплексным решением множественных задач:
- Создание благоприятной среды для социального и интеллектуального развития ребёнка.
- Организация совместной работы администрации, педагогов, специалистов детского сада и родителей ребёнка.
- Выработка психологического стиля общения педагога с воспитанником, корректных способов взаимодействия, способности добиваться доверия ребёнка.
- Создание условий для развития доброжелательного отношения ребёнка к себе, сверстникам, взрослым, окружающей среде.
- Воспитание и развитие коммуникативной способности. Формирование осознания личности, чувства собственного достоинства, своих прав.
Направления ИОМ (слайд 9):
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие культурно-гигиенических навыков.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие речевых функций, сенсорно-моторного механизма.
- Формирование манипуляторной, игровой, сенсорной, предметной, практической, продуктивной деятельности ребёнка.
- Формирование общих представлений об окружающем мире предметов и людей.
- Формирование общих представлений о пространстве и времени.
Решение задач и достижение целей осуществляется с помощью отработанных методик:
- Диалоги, ознакомительные занятия, литературные чтения, развивающие игры, сюжетные игры, которые вызывают эмоции и внутренние чувства.
- Упражнения, тренинги, практические занятия, которые способствуют развитию поведенческой и эмоциональной сферы, снижают агрессию и страхи, повышают уверенность в себе, развивают позитивное отношение к миру.
- Упражнения, занятия, игры по развитию психических способностей: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.
- Занятия с использованием арт-терапии: изобразительное искусство, сказки, игрушки.
- Упражнения по психогимнастике, расслаблению мышц, релаксации.
При разработке обязательно следует опираться на:
- обучаемость ребёнка;
- соотнесение развития воспитанника на данный момент к зоне ближайшего развития;
- соблюдение интересов ребёнка, объективное отношение к воспитаннику и его проблемам, желаниям, увлечениям;
- согласованная работа команды воспитателей и специалистов;
- непрерывное сопровождение и оказание помощи на всех этапах обучения и воспитания ребёнка;
- исключение усреднённого нормирования оценки уровня развития и результатов диагностического обследования;
- принятие во внимание основ детской субкультуры, традиций, норм, способов, которые вырабатывают дети внутри своего сообщества.
Содержание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ
Документ содержит полную информацию о ребёнке (слайд 10):
ФИО.
Дата рождения.
Домашний адрес.
Имена родителей.
Дата поступления в ДОУ.
Группа, в которую был принят ребёнок.
Режим пребывания воспитанника в ДОУ.
Выписка из заключения ТПМПК или Ппк
Группа здоровья.
Рекомендации лечащего врача (если это ребенок инвалид).
Направления психолого-педагогической помощи и коррекционно-развивающей работы.
Список специалистов, которые проводят регулярную работу с воспитанником в течение текущего учебного года.
График психолого-педагогической диагностики на учебный год.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанника, составленная на основании результатов обследования, опроса родителей и педагогов.
После сбора информации и установления всех проблем ребёнка составляется внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника. В табличной форме расписывается образовательная работа с ребёнком (слайд 11).
Специалист
|
Раздел коррекционной программы
|
Направления психолого-педагогической помощи и коррекционно-развивающей работы |
Рекомендации для родителей
|
Воспитатель |
|
|
|
Учитель - логопед |
Речевое развитие |
- Развитие артикуляционной моторики - Темпо-ритмическое развитие речи - Формирование правильного звукопроизношения - Развитие фонематического анализа, синтеза - Работа над слоговой структурой слова - Грамматический строй речи - Лексика - Развитие связной речи
|
Объяснение домашнего задания Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Консультация «Воображение и мышление детей дошкольного возраста» Консультация «Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях» |
Музыкальный руководитель |
|
|
|
Инструктор по физической культуре |
|
|
|
Педагог - психолог |
|
- Формировать умение понимать эмоциональное состояние свое и окружающих; Ø - Совершенствовать средства общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Ø - Развивать эмоциональную отзывчивость; способность выражать эмоции и чувства посредствам мимики, жестов и движений; Ø - Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, координацию; Ø - Научить играть в игры, способствовавшие снижению статистического напряжения.
|
«Возрастные психологические особенности детей», «Психологическая готовность к школе», «Детский стресс», «Дружная семья - здоровый ребенок», Клуб для родителей «Вместе в первый класс», Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений «Родителям тревожного ребенка», «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», « Влияние телевизора и компьютера на развитие ребенка», «Как и чему учить ребенка до школы» |
Воспитатели и специалисты тесно сотрудничают с семьёй воспитанника. Они регулярно проводят беседы и консультации, дают рекомендации. По уровню развития ребёнка в детском саду и дома вносят корректировки в маршрут сопровождения.
В ИОМ составляется план работы с семьёй. В таблицу заносятся все запланированные и проведенные мероприятия, результаты их реализации при сотрудничестве специалистов и родителей.
В документ можно внести информацию о методах и средствах реализации маршрута, с помощью которых создаются условия для развития ребёнка:
- Материально-технические условия: организация пространства в кабинете.
- Архитектурная среда: компьютерная техника, наглядные пособия, реквизит, образовательные и дидактические игры, игрушки, спортивный инвентарь, компьютерные программы.
- Специальное оборудование: игры и снаряды для развития определённых навыков.
- Учебно-методический комплект.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.