«Инновационные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.»
Перфильева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Кораблик»
Инновационные технологии стремительно входят в процесс образования.
Необходимость освоения педагогами инновационных технологий обусловлено, во – первых: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Во – вторых: сложностью различных речевых нарушений в коррекционно-развивающей работе, с которой сталкивается учитель-логопед (нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его, страдающий нарушением речи ребенок может быть повышено агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен).
Учитывая индивидуальные особенности детей при планировании коррекционной работы в своей практике применяю различные инновационные технологии:
-информационно-коммуникационные;
-здоровьесберегающие;
-проектной деятельности;
-игровая.
ИКТ - технологии
Владение ИКТ - компетентностями необходимо для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми, повышения качества образования.
Сейчас такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. И игра дидактическая переходит в интерактивную.
Можно использовать готовые игры, скачав их из сети интернет, но интереснее создавать авторские интерактивные образовательные ресурсы в программе Power Point. Ресурс становится более интересен детям, когда в презентацию добавлена анимация, триггеры, аудио и видео вставки.
Игры – презентации использую как во время непосредственно образовательной деятельности, так и на индивидуальных занятиях, когда ребенок может сам действовать мышкой.
Здоровьесберегающие технологии.
Ежегодно происходит увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, заиканием, моторной и сенсорной алалией, дизартрией. В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению.
Во время совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста использую самомассаж с помощью природного материала и мячиков Су-Джок, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. На индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками к самомассажу и гимнастике добавляю логопедический массаж.
В работе использую песочную терапию. Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.
Рисование песком хорошо подходит для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.
Проектная технология.
Новые требования, которые вкладываются законодательством в понимание работы логопеда на современном этапе — это перестроить свою деятельность с знанием новых технологий, новых правил, новых подходов к организации собственной работы.
Проектная деятельность помогает не только дошкольникам проявить себя, свои возможности, реализовать познавательные потребности, развить речевые навыки, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ.
Применяю в работе проектную деятельность как внутри ДОУ («Открытка для мамы», «Школа для родителей» и др.), так и на межмуниципальном уровне (проект – «Я узнаю как хорош, край, в котором ты живешь») и международном (реализации международного проекта УДО "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"), привлекая не только педагогов ДОУ, а также родителей.
Игровая технология.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же — это игра. Обучение, которое проходит в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Учитывая возрастные особенности детей, создаю методические разработки бинарных мероприятий («Юный пожарный», Муха-Цокотуха», «Путешествие Даши» и др.), которые направлены на развитие фонемитичеких процессов, слоговой структуры и лексико-грамматического строя речи и дидактические пособия и др. Мероприятия проводятся совместно с воспитателями и другими специалистами ДОУ.
И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.