Проект мастер-класса по теме
«Технология ИСУД как средство индивидуализации образовательного процесса»
Е. А. Шалагина, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Цель проведения мастер-класса: Создать условия для формирования у участников мастер-класса представления о технологии ИСУД.
Задачи:
· освоение участниками мастер-класса теоретических основ технологии ИСУД;
· знакомство с опытом работы мастера по применению технологии ИСУД;
· приобретение начального опыта диагностирования уровня параметров учебного успеха ученика и умения сворачивать эту информацию в матрицу;
· знакомство с методикой работы с картотекой для выбора форм организации УПД на разных этапах урока.
Ожидаемый результат: участники мастер-класса узнают теоретические основы технологии ИСУД, познакомятся с опытом работы по применению технологии ИСУД, приобретут начальный опыт диагностирования уровня параметров учебного успеха ученика и умения сворачивать эту информацию в матрицу, а также работать с картотекой для выбора формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
Оборудование мастер-класса: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал
Этапы |
Содержание деятельности мастера |
Предполагаемая деятельность участников мастер-класса |
Формы деятельности |
Вступление Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3 |
- Добрый день, уважаемые участники, рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Давайте, познакомимся! Я, … учитель начальных классов МБОУ «Среднняя общеобразовательная школа №1». Имею высшую квалификационную категорию. Мой педагогический стаж … года, в данной школе – …. С 2004 года работаю по УМК «Начальная школа 21 века под редакцией Н. Ф. Виноградовой» в личностно ориентированной парадигме. Поэтому в основе моей деятельности дидактические принципы деятельности, субъектности, научности, выбора, рефлексивности, диалогичности, воспитывающего обучения и др. Для их реализации использую следующие технологии: * ИКТ * ТРКМПЧиП * УЧЕБНОГО ДИАЛОГА * проблемного обучения Ученики моего класса были настолько разные и по уровню подготовки к школе, и по развитию интеллекта, и по мотивации к обучению, что мне всегда было трудно организовать их УПД. - Что делать? Как обучать разных учеников? |
Приветствуют, слушают |
Фронтальная |
Индуктор
Слайд № 4 Утка + Обезьяна
Слайд № 5 Цыплята + Кролики
Слайд № 6 Черепахи
Слайд № 7
Слайд № 8 Поташник М. М. |
Подобная ситуация описана в притче. Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены «неспособными развиваться» и их послали в специальный класс, в отдельную нору суслика. - Кто в этой ситуации неудачник: преподаватели или ученики? - Как учить разных учеников? - Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нём могли хорошо чувствовать себя все дети? -Мы с Вами сейчас находимся в одной аудитории, это значит, что эти вопросы и соответственно тема мастер-класса для нас актуальна. -Почему Вы остановили свой выбор именно на изучении этой темы? - Действительно перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь и ищет ответ на непростой вопрос: «КАК РАБОТАТЬ НА УРОКЕ СО ВСЕМ КЛАССОМ И ОДНОВРЕМЕННО С КАЖДЫМ УЧАЩИМСЯ?», тем более, что в современных документах Министерства образования и различных методических рекомендациях ведущих ученых-педагогов подчёркивается значимость выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика. Вот выдержка из книги М.М.Поташника «Требования к современному уроку». В ней он нам, учителям, доходчиво и ярко объясняет, что мы не задумываемся как осуществлять это ведущее требование к уроку – индивидуальный подход (Зачитывает). Слова М.М.Поташника заставляют задуматься: «Что я об этом знаю? А как же я это делаю?» |
Ответы участников мастер-класса
Ответы участников мастер-класса
|
Фронтальная |
Теоретическая часть Слайд № 9 ИСУД – Галеева Н. Л.
Слайд № 10 Индивидуали зация
Слайд № 11 Портфель
Слайд № 12 Траектория
Слайд № 13 |
В 2011 году ко мне в руки попала книга "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе" Натальи Львовны Галеевой. Книга для меня стала открытием и пришлась как нельзя вовремя. Новая технология для меня была актуальна. Технология Индивидуального Стиля Учебной Деятельности – сокращённо ИСУД даёт ответы на многие вопросы. Необходимо сказать, что местом «рождения» технологии ИСУД считают московскую школу № 196, в которой проводилась опытно-экспериментальная работа под руководством Натальи Львовны Галеевой Технология с одной стороны, простая, практичная и доступная в использовании, а с другой стороны – уникальная, хрупкая, требующая вдумчивого, аккуратного отношения, некоторой сноровки и педагогического мастерства. Предлагаю сначала разобраться в понятиях. Первое из них «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ». Как это ключевое понятие объясняет автор Галеева? Это не когда учитель один на один с ребёнком и не когда один учитель видит одновременно всех детей класса как каждого в отдельности. В индивидуализированном учебном процессе учитель всегда знает, КОМУ, КОГДА И ЗАЧЕМ он НУЖЕН, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха КАЖДОМУ ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать. Индивидуализация обеспечивается учителем на этапе подготовки к уроку. А на самом уроке только реализуется. Ещё один момент: попробуем открыть «замочек» виртуального портфеля, то есть поговорим о внешних и внутренних ресурсах учебного успеха ученика. У каждого ученика в запасе целый портфель (правда, виртуальный), в котором он приносит на урок свои собственные ресурсы. Можно представить себе этот виртуальный портфель внутренних ресурсов в таком виде: Учитель не может управлять внутренними ресурсами ученика напрямую, но он может использовать внешние ресурсы учебного успеха ученика (методики, оснащение, общение, содержание и так далее), чтобы открылся «замочек» виртуального портфеля внутренних ресурсов ученика (чтобы ученик захотел учиться). И оказывается, что если ученик захочет, то и память работает, и знания сохраняются и выявляются, и умения формируются и не подводят… Значит задачей педагогов становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу мне помогает технология ИСУД, которая предусматривает дифференцированный подход на индивидуальном уровне. -Итак, готовы осваивать новую для Вас технологию ИСУД? Тогда приступаем к работе: Возьмите в руки приложение1 «Для эффективного использования технологии ИСУД учителю необходимо» и причитайте, что необходимо и достаточно знать преподавателю. |
Участники мастер-класса находят приложение 1 и зачитывают, что необходимо и достаточно знать преподавателю для эффективного использования ИСУД: 1) 2) 3) |
Парная
|
Презентация опыта реализации технологии ИСУД Слайд № 14 Определила
Слайд № 15 Параметры ИСУД
Слайд № 16 Матрица Слайд № 17
Слайд № 18 Результат Слайд № 19 № 20 Динамика |
-Как я вам уже говорила, опираясь, на предложенные Галеевой Н. Л. параметры и диагностики их измерения, я начала работу. Определила: * что необходимо измерять; * каким образом можно измерять; * как оформить результаты измерений. -Параметры результативности учебного процесса были определены следующие: обученность, обучаемость, внимание, память, модальность, доминирующее полушарие, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ОУУН, уровень мотивации (11 ПАРАМЕТРОВ)
-Измеряя параметры ИСУД, я руководствовалась памяткой для учителя из книги «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» (стр.73.). Методики, диагностики, тесты также очень подробно описаны в данной книге. Результаты измерения всех вышеперечисленных параметров были занесены в единую таблицу «Матрицу ИСУД учеников» (Приложение 2). Сведенные в матрицу данные диагностики помогли мне увидеть ясную картину: в классе …. визуалов, …, … правополушарных, … левополушарных, …
-На учеников, которым необходима моя помощь была составлена «Индивидуальная программа развития». При планировании уроков опиралась на эти программы для организации деятельности учащихся, как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. -Далее всё просто. Из книги Н. Л. Галеевой мной использовалась картотека учебных приёмов и заданий для учёта и развития ИСУД ученика по предметам. Картотека включает в себя аннотации к приёмам, матрицу дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности учащихся. Такая картотека позволяет учителю быстро и точно выбрать необходимый приём и форму работы, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. - Применение технологии ИСУД позволило добиться определённых положительных результатов: * возросло качество знаний с 54 до 57% в 4-м классе; * возросла обучаемость; * выявлена положительная динамика показателей сформированности общеучебных умений и навыков в среднем по всем предметам. |
Участники мастер-класса заполняют кластер
|
Фронтальная
парная |
Практическая часть
Слайд № 21
Слайд № 22
Слайд № 23 |
- Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам практическую часть мастер-класса. Чтобы понять процедуру работы по технологии ИСУД вам придётся побывать несколько раз в роли ученика и в роли его учителя. -Внимательно рассмотрите матрицу. Как вы думаете, какие параметры можно определить методом педагогического наблюдения?
- Верно. Обучаемость, модальность, доминирующее полушарие, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивации – эти параметры требуют серьёзных диагностик (в том числе и от специалистов). - Поработаем с выявлением одного из параметров. Представьте, что вы, ученики начальных классов, я ваша учительница. Моя задача определить наличие выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий (т.е. «правополушарник», «левополушарник» или «равнополушарник») - Перед вами 9 карточек со словами, разложите их в три группы по три карточки «по смыслу» - А теперь, вы в роли учителя, вам необходимо определить доминирующее полушарие у своего подопечного (у себя «любимого») - * Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь+овца+орёл, в другую – глаголы: бегать+летать+плавать, в третью – названия внешних покровов этих животных: шерсть+перья+чешуя), то этот ребёнок реализует левополушарный тип мышления. - * Ребёнок с доминированием правого полушария «соберёт из слов три образа (овца+бегать+шерсть; орёл+летать+перья; окунь+плавать+чешуя) - * Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребёнок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовём такого ребёнка «равнополушарным» - В своих исследованиях я использовала модифицированный метод И. П. Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Есть возможность выбрать из них наиболее соответствующие возрасту учащихся. - Итак, что определяли? - Какие результаты вы получили? - Как работать с полученными данными далее? -Таким образом, поэтапно, диагностируется уровень внутренних ресурсов учебного успеха каждого ученика и вся информация «сворачивается» в матрицу ИСУД. (1 этап работы, самый кропотливый, требующий внимания, наблюдательности, изучения различных диагностик, методик…) - 2 этап работы. Перед вами Матрица дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках чтения. (Приложение 3) Как видите, она систематизирована по тем же основаниям, что и матрица ИСУД учеников, как всего класса, так и индивидуально каждого. Такие же матрицы составлены для уроков математики, русского языка и природоведения (окружающего мира) соответственно имеется и картотека. - Готовясь к уроку, вы проектируете учебно-познавательную деятельность на уроке, сопоставляя матрицу учебного успеха ученика с картотекой и выбирая необходимые формы работы на разных этапах. «Если у тебя ТАКИЕ ученики, ТАКИЕ цели и ТАКИЕ ресурсы, то имеет смысл делать ТАК…» - Вы вновь мои ученики. Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если неверные, ставьте 0. Пример 6 из картотеки. - Проанализируйте по матрице дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках чтения, какие параметры ИСУД развивает этот приём? - Вы снова мои ученики. Это задание выполните в группе: Отгадайте название рассказа, который мы будем сегодня читать. Пример 8 В из картотеки. - Проанализируйте по матрице, какие параметры ИСУД развивает этот приём? - А индивидуальное задание разгадайте кроссворд… Пример 38 из картотеки. - Я предложила только некоторые приёмы работы учащихся на уроках чтения. |
Участники мастер-класса рассматривают «Матрицу ИСУД учеников», дают ответы (внимание, память, общеучебные навыки (кроме мыслительных))
Участники выполняют задание в роли ученика.
Участники выполняют задание в роли учителя.
Ответы участников мастер класса: - доминирующее полушарие головного мозга.
- «Л», «П», «Р» - занести в матрицу.
Участники мастер-класса рассматривают «Матрицу дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках чтения»
Участники работают с матрицей и картотекой из книги Н.Л.Галеева, Е.С.Гостимская, Г.Ю.Евдокимова, Н. В. Замулина, Н. Н. Кононова «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» - Москва: 5 за знания, 2008г. (Приложение 3) |
Парная Фронтальная
Парная работа
Парная и фронтальная |
Рефлексия Слайд № 24 |
- Подошёл к концу наш мастер-класс, в ходе которого я старалась создать условия для формирования у вас представления о технологии ИСУД. -Хотелось бы услышать ваше мнение о мастер-классе. Заинтересовала ли Вас технология? Считаете ли Вы, что технология ИСУД – одно из современных средств обеспечения индивидуализации обучения, развития и воспитания школьников. Будете ли Вы стремиться к её детальному изучению и применению? Считаете ли Вы её трудоёмкой и времязатратной? А теперь отразим на мишени свое мнение о содержании мастер-класса, оценим деятельность мастера и участников, а также наше взаимодействие. - Каждый из вас маркером 4 раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая маркером точку – метку. Если вы низко оцениваете результаты, то метку ставите в «молоко», если высоко, то метка ставиться в «яблочко» или оцениваете работу от 1 до 10.
4. Деятельность участников 1. Содержание 3. Деятельность мастера 2. Взаимодействие Итак, приём «Рефлексивная мишень» помог подвести итог мастер-класса.
- Я желаю вам дальнейшего более подробного изучения технологии ИСУД, если, конечно, вы ей заинтересовались. Спасибо за работу!
|
Рефлексируют содержание мастер-класса. |
Фронтальная
Индивидуальная |
Литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.