Проект мастер-класса по теме «Технология ИСУД как средство индивидуализации образовательного процесса»

  • docx
  • 12.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект мастер-класса_Шалагина_1.docx

 Проект мастер-класса по теме

«Технология ИСУД как средство индивидуализации образовательного процесса»



                                             Е. А. Шалагина, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1 города  Новоалтайска Алтайского края»

 

Цель проведения мастер-класса:  Создать условия для формирования у участников мастер-класса представления о технологии ИСУД.

Задачи:

·         освоение участниками мастер-класса теоретических основ технологии ИСУД;

·          знакомство с опытом работы мастера по применению технологии ИСУД;

·         приобретение начального опыта диагностирования уровня параметров учебного успеха ученика и умения сворачивать эту информацию в матрицу;

·         знакомство с методикой работы с картотекой для выбора форм организации УПД  на разных этапах  урока.

 

Ожидаемый результат: участники мастер-класса узнают теоретические основы технологии ИСУД, познакомятся с опытом работы по применению технологии ИСУД, приобретут начальный опыт диагностирования уровня параметров учебного успеха ученика и умения сворачивать эту информацию в матрицу, а также работать с картотекой для выбора формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

 

Оборудование мастер-класса: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал

 

Этапы

Содержание деятельности мастера

Предполагаемая деятельность   участников мастер-класса

Формы деятельности

 Вступление

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 - Добрый день, уважаемые участники, рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Давайте, познакомимся! Я, … учитель начальных классов МБОУ «Среднняя общеобразовательная школа №1».  Имею высшую квалификационную категорию. Мой педагогический стаж … года, в данной школе – …. С 2004 года работаю по УМК «Начальная школа 21 века под редакцией Н. Ф. Виноградовой» в личностно ориентированной парадигме. Поэтому в основе моей деятельности  дидактические принципы деятельности, субъектности, научности, выбора, рефлексивности, диалогичности, воспитывающего обучения и др.  Для их реализации использую следующие технологии:

* ИКТ

* ТРКМПЧиП

* УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

* проблемного обучения                                             

 Ученики моего класса   были настолько разные и по уровню подготовки к школе, и по развитию интеллекта, и по мотивации к обучению, что мне всегда было трудно организовать их УПД.

- Что делать? Как обучать разных учеников?

 Приветствуют, слушают

Фронтальная

Индуктор

 

 

 

 

 

Слайд № 4 Утка + Обезьяна

 

 

Слайд № 5 Цыплята + Кролики

 

 

 

 

 

Слайд № 6 Черепахи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8 Поташник М. М.

 Подобная ситуация описана в притче.  Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены «неспособными развиваться» и их послали в специальный класс, в отдельную нору суслика.

- Кто в этой ситуации неудачник: преподаватели или ученики?

- Как учить разных учеников?

- Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нём могли хорошо чувствовать себя все дети?

-Мы с Вами сейчас находимся в одной аудитории, это значит, что эти вопросы и соответственно тема мастер-класса для нас актуальна.

-Почему Вы остановили свой выбор именно на изучении этой темы?

- Действительно перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь  и ищет ответ на  непростой вопрос: «КАК РАБОТАТЬ НА УРОКЕ СО ВСЕМ КЛАССОМ И ОДНОВРЕМЕННО С КАЖДЫМ УЧАЩИМСЯ?», тем более, что в современных документах Министерства образования и различных методических рекомендациях  ведущих ученых-педагогов подчёркивается значимость выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика.

Вот выдержка из книги М.М.Поташника «Требования к современному уроку». В ней он нам, учителям, доходчиво и ярко объясняет, что мы не задумываемся как осуществлять это ведущее требование к уроку – индивидуальный подход (Зачитывает). Слова М.М.Поташника заставляют задуматься: «Что я об этом знаю? А как же я это делаю?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы участников мастер-класса

 

 

 

 

Ответы участников мастер-класса

 

Фронтальная

Теоретическая часть

Слайд № 9 ИСУД – Галеева Н. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10 Индивидуали

зация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11 Портфель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 12  Траектория

 

 

 

 

 

 

Слайд № 13

В 2011 году ко мне в руки попала книга "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе" Натальи Львовны Галеевой. Книга для меня стала открытием  и пришлась как нельзя вовремя. Новая технология для меня была актуальна. Технология Индивидуального Стиля Учебной Деятельности – сокращённо ИСУД даёт ответы на многие вопросы. Необходимо сказать, что местом «рождения» технологии ИСУД  считают московскую школу № 196, в которой проводилась   опытно-экспериментальная работа под руководством Натальи Львовны Галеевой   Технология с одной стороны, простая, практичная и доступная в использовании, а с другой стороны – уникальная, хрупкая, требующая вдумчивого, аккуратного отношения, некоторой сноровки и педагогического мастерства.                                                                        

Предлагаю сначала  разобраться в понятиях. Первое из них «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ». Как это  ключевое понятие объясняет автор Галеева? Это не когда учитель один на один с ребёнком и не когда один учитель видит одновременно всех детей класса как каждого в отдельности. В индивидуализированном учебном процессе учитель всегда знает, КОМУ, КОГДА И ЗАЧЕМ он НУЖЕН, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха КАЖДОМУ ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать. Индивидуализация обеспечивается учителем на этапе подготовки к уроку. А на самом уроке только реализуется.

Ещё один момент: попробуем открыть «замочек» виртуального портфеля, то есть поговорим о внешних и внутренних ресурсах учебного успеха ученика. У каждого ученика в запасе целый портфель (правда, виртуальный), в котором он приносит на урок свои собственные ресурсы. Можно представить себе этот виртуальный портфель внутренних ресурсов в таком виде:

Учитель не может управлять внутренними ресурсами ученика напрямую, но он может использовать внешние ресурсы учебного успеха ученика (методики, оснащение, общение, содержание и так далее), чтобы открылся «замочек» виртуального портфеля внутренних ресурсов ученика (чтобы ученик захотел учиться). И оказывается, что если ученик захочет, то и память работает, и знания сохраняются и выявляются, и умения формируются и не подводят… Значит задачей педагогов становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу  мне помогает технология ИСУД, которая предусматривает дифференцированный подход на индивидуальном уровне.

-Итак, готовы осваивать новую для Вас технологию ИСУД? Тогда приступаем к работе: Возьмите в руки приложение1 «Для эффективного использования технологии ИСУД учителю необходимо» и  причитайте, что необходимо и достаточно знать преподавателю.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники мастер-класса находят приложение 1 и зачитывают, что необходимо и достаточно знать преподавателю для эффективного использования ИСУД:

1)

2)

3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация опыта реализации технологии ИСУД

Слайд № 14 Определила

 

 

 

 

 

 

Слайд № 15

Параметры ИСУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 16

 Матрица

Слайд № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 18

Результат

Слайд № 19

№ 20 Динамика

-Как я вам уже говорила, опираясь, на предложенные Галеевой Н. Л. параметры и диагностики их измерения, я начала работу. Определила:

* что необходимо измерять;

* каким образом можно измерять;

* как оформить результаты измерений.

-Параметры результативности учебного процесса были определены следующие: обученность, обучаемость, внимание, память, модальность, доминирующее полушарие, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ОУУН, уровень мотивации (11 ПАРАМЕТРОВ)

 

-Измеряя параметры ИСУД, я  руководствовалась памяткой для учителя из книги «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» (стр.73.).  Методики, диагностики, тесты также очень подробно описаны в данной книге. Результаты измерения всех вышеперечисленных параметров были занесены в единую таблицу «Матрицу ИСУД учеников» (Приложение 2).

Сведенные в матрицу данные диагностики помогли мне увидеть ясную картину:  в классе …. визуалов, …, … правополушарных, … левополушарных, …

 

-На учеников, которым необходима моя помощь была составлена «Индивидуальная программа развития». При планировании уроков опиралась на эти программы для организации деятельности учащихся, как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания.

-Далее всё просто. Из книги Н. Л. Галеевой мной использовалась картотека учебных приёмов и заданий для учёта и развития ИСУД ученика по предметам. Картотека включает в себя аннотации к приёмам, матрицу дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности учащихся. Такая картотека позволяет учителю быстро и точно выбрать необходимый приём и форму работы, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика.

- Применение технологии ИСУД позволило добиться определённых положительных результатов:

* возросло качество знаний с 54 до 57% в 4-м классе;

* возросла обучаемость;

* выявлена положительная динамика  показателей сформированности общеучебных умений и навыков в среднем по всем предметам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники мастер-класса заполняют кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

парная

Практическая часть

 

 

 

Слайд № 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 23

- Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам практическую часть мастер-класса. Чтобы понять процедуру работы по технологии ИСУД вам придётся побывать несколько раз в роли ученика и в роли его учителя.

-Внимательно рассмотрите матрицу. Как вы думаете, какие параметры можно определить методом педагогического наблюдения?

 

- Верно. Обучаемость, модальность,  доминирующее полушарие, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивации – эти параметры требуют серьёзных диагностик (в том числе и от специалистов).

- Поработаем с выявлением одного из параметров. Представьте, что вы, ученики начальных классов, я ваша учительница. Моя задача определить наличие выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий (т.е. «правополушарник», «левополушарник» или «равнополушарник»)

- Перед вами 9 карточек со словами, разложите их в три группы по три карточки «по смыслу»

- А теперь, вы в роли учителя, вам необходимо определить доминирующее полушарие у своего подопечного (у себя «любимого»)

- * Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь+овца+орёл, в другую – глаголы: бегать+летать+плавать, в третью – названия внешних покровов этих животных: шерсть+перья+чешуя), то  этот ребёнок реализует левополушарный тип мышления.

- * Ребёнок с доминированием правого полушария «соберёт из слов три образа (овца+бегать+шерсть; орёл+летать+перья; окунь+плавать+чешуя)

- * Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребёнок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовём такого ребёнка «равнополушарным»

- В своих исследованиях я использовала модифицированный метод И. П. Павлова,

 дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Есть возможность выбрать из них наиболее соответствующие возрасту учащихся.

- Итак, что определяли?

- Какие результаты вы получили?

- Как работать с полученными данными далее?

-Таким образом, поэтапно, диагностируется уровень внутренних ресурсов учебного успеха каждого ученика и вся информация «сворачивается» в матрицу ИСУД. (1 этап работы, самый кропотливый, требующий внимания, наблюдательности, изучения различных диагностик, методик…)

- 2 этап работы. Перед вами Матрица дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках чтения. (Приложение 3)  Как видите, она систематизирована по тем же основаниям, что и матрица ИСУД учеников, как всего класса, так и индивидуально каждого. Такие же матрицы составлены для уроков математики, русского языка и природоведения (окружающего мира) соответственно имеется и картотека.

- Готовясь к уроку, вы проектируете учебно-познавательную деятельность на уроке, сопоставляя матрицу учебного успеха ученика с картотекой и выбирая необходимые формы работы на разных этапах.  «Если у тебя ТАКИЕ ученики, ТАКИЕ цели и ТАКИЕ ресурсы, то имеет смысл делать ТАК…»

- Вы вновь мои ученики. Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если неверные, ставьте 0. Пример 6 из картотеки.

- Проанализируйте по матрице дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках чтения, какие параметры ИСУД развивает этот приём?

- Вы снова мои ученики. Это задание выполните в группе: Отгадайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.

Пример 8 В из картотеки.

- Проанализируйте по матрице, какие параметры ИСУД развивает этот приём?

- А индивидуальное задание разгадайте

кроссворд…

Пример 38 из картотеки.

- Я предложила только некоторые приёмы работы учащихся на уроках чтения.

 

 

 

 

 

Участники мастер-класса рассматривают «Матрицу ИСУД учеников», дают ответы (внимание, память, общеучебные навыки (кроме мыслительных))

 

 

 

 

 

 

Участники выполняют задание в роли ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники выполняют задание в роли учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы участников мастер класса:

- доминирующее полушарие головного мозга.

 

- «Л», «П», «Р»

- занести в матрицу.

 

 

 

 

Участники мастер-класса рассматривают «Матрицу дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности ученика на уроках чтения»

 

 

 

Участники работают с матрицей и картотекой из книги Н.Л.Галеева, Е.С.Гостимская, Г.Ю.Евдокимова, Н. В. Замулина, Н. Н. Кононова «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» - Москва: 5 за знания, 2008г.

(Приложение 3)

 

 

 

 

 

Парная

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная и фронтальная

Рефлексия

Слайд № 24

- Подошёл к концу наш мастер-класс, в ходе которого я старалась создать условия для формирования у вас представления о технологии ИСУД.

-Хотелось бы услышать ваше мнение о мастер-классе. Заинтересовала ли Вас технология? Считаете ли Вы, что технология ИСУД – одно из современных средств обеспечения индивидуализации  обучения, развития и воспитания школьников.

Будете ли Вы стремиться к её детальному изучению и применению?

Считаете ли Вы её трудоёмкой и времязатратной?

А теперь отразим на мишени свое мнение о содержании мастер-класса, оценим деятельность мастера и участников, а также наше взаимодействие.

- Каждый из вас маркером 4 раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая маркером точку – метку. Если вы низко оцениваете результаты, то метку ставите в «молоко», если высоко, то метка ставиться в «яблочко» или оцениваете работу от 1 до 10.

 

4. Деятельность участников                     1.   Содержание

3. Деятельность мастера                            2.    Взаимодействие

Итак, приём «Рефлексивная мишень»   помог  подвести итог мастер-класса.

 

- Я желаю вам дальнейшего более подробного изучения технологии ИСУД, если, конечно, вы ей заинтересовались. Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

Рефлексируют содержание мастер-класса.

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

Литература:

  1. Н.Л.Галеева, Е.С.Гостимская, Г.Ю.Евдокимова, Н. В. Замулина, Н. Н. Кононова «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» - Москва: 5 за знания, 2008г.
  2. М.М.Поташник «Требования к современному уроку» - Москва; Педагогическое общество России, 2012г.