Проект на тему:
«Формирование элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Горшкова И.В.
Чебоксары 2021
Актуальность: Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.
Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна не разработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Процесс освоения экономической грамотности должен осуществляться на фоне трудового воспитания дошкольников. Главное – помнить, что «изолировать» экономическую грамотность от проблемы нравственно-трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство и т.д., но им необходимо усвоить, откуда они берутся.
Продолжительность: долгосрочный.
Возраст детей: старшая группа.
Участники проекта: воспитаники старшей группы, воспитатели и родители воспитанников старшей группы.
Цель проекта: Формирование элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о возникновении денег, продолжать знакомить с монетами разного достоинства
2. Формировать представления о людях, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
3. Воспитывать взвешенное, осознанное отношение детей к рекламе
4. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных экономических представлений
Механизм реализации проекта:
Этап |
Целевая аудитория |
Содержание |
Подготовительный
|
Работа педагога |
- изучение методической литературы; - анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта; - создание картотеки игр по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы; - разработка конспектов НОД |
С детьми |
- диагностика сформированности первоначальных экономических представлений у детей подготовительной к школе группы; - беседа с детьми; |
|
С родителями
|
- проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом; - проведение анкетирования среди родителей |
|
Основной
|
С детьми |
- беседы; -чтение художественной литературы; - непосредственная образовательная деятельность с детьми с использованием презентаций; - просмотр мультфильма; - проведение игр; - виртуальная экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах; -продуктивная деятельность; - сюжетно-ролевая игра. |
С родителями |
- проведение родительских собраний; - консультация для родителей; - деловая игра с родителями; - оформление буклета; - изготовление рекламы. |
|
Заключительный
|
Работа педагога |
- обобщение результатов работы над проектом; -освещение итогов работы на сайте ДОУ. |
С детьми |
- проведение повторнойдиагностики сформированности первоначальных экономических представлений у детей подготовительной к школе группы; - проведение открытой НОД для родителей; - продуктовая деятельность; - выставка рисунков. |
|
С родителями |
- составление памятки; - общее родительское собрание (подведение итогов) - квест игра совместная с детьми |
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
2. У дошкольников наблюдается уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчетливость, экономичность, трудолюбие, но одновременно и щедрость (меценатство, материальная взаимопомощь). Сформированы представления о том, что безделье, праздность, леность - предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, которым следует дорожить.
3. Конкретизированы представления о том, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах).
4. Родители заинтересованы в формировании элементарных экономических представлений (проводят игры экономического содержания с ребенком в домашних условиях, обсуждают, с детьми из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства, что такое и как использовать кредитную карту).
Перспективы дальнейшего развития:
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как при ещё более подробном изучении вопроса социализации дошкольников можно повысить эффективность результатов. Данный проект могут использовать в своей работе образовательные учреждения как один из способов эффективной организации процесса по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений.
С целью обмена опытом можно принять участие в конкурсе педагогических проектов и во многих других мероприятиях.
Список литературы:
1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
3. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07.-Челябинск, 2008.- 236 с.
4. Глазырина Л.Д. «Экономическое воспитание дошкольника» Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
5. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г.Иванова // Дошкольное воспитание. - № 2. 2001. – С. 12 – 14.
6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры [Текст]: методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с. 28.
7. Курак Е.А «Экономическое воспитание дошкольников» М.:СФЕРА, 2002.– 80 с.
8. Лысенко В. «Встречи у гнома Эконома», Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15. – с.2.
9. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности (электронный ресурс https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf)
10. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. М.: Детство-пресс, 2008. – 120 с.
11. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.