Проект на тему: "Казачий быт"
Оценка 5

Проект на тему: "Казачий быт"

Оценка 5
Документация
docx
воспитание
5 кл—6 кл
08.11.2022
Проект на тему: "Казачий быт"
Проект про быт казаков
ПРОЕКТ КАЗАКИ.docx

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 151»

 

 

 

 

 

Проект на тему: «Казачий быт»

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет № 12 «Тополёк»

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

Вид проекта: познавательный – исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 дня.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель : познакомить детей с жизнью, бытом и культурой казаков.

Задачи:

1.       Образовательные:

На основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.

2.       Развивающие:

Развивать познавательный интерес к особенностям казачьего быта, продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3.       Воспитательные:

 Прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

Работа над понятиями: казак, городок, курень, балясы, горница, посиделки.

Оснащение :

·         карта Оренбургской области;

·         презентации

·         компьютер, телевизор;

    

План проекта:

1.       Актуализация знаний.

2.       Изучение нового материала.
2.1. Казачий курень.
2.2. Одежда казаков.
2.3. Обычаи и традиции казачества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация проектной деятельности

Дата проведения

Беседы, презентации

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

I день

1.«Моя малая родина – Оренбургская область. Оренбургское казачество»

2.Вертуальное посещение музея «Истории Оренбургского казачества»

3.Лепка «Посуда казаков - чугунок»

II день

4.Беседа «Происхождение казачьего костюма»

5.Слушание казачьих песен.

6.Д/и «В хате или в доме»

III день

7.Презентация

«Внутреннее убранство куреня и предметы быта казаков» «Воинская доблесть казаков»

8.Просмотр видео роликов «Быт  казаков», «Казачья одежда»

9. Декоративное рисование «Роспись платочка для казачки»

IV день

10. Презентация «Обычаи и традиции казачества»

11.

Пословицы и поговорки

12.Казатские народные подвижные игры: «Ястребы и ласточки», «Платок с узелком».

 

Приложения

Актуализация знаний.

Вводное слово воспитателя:

Каждый из нас, живущий в Оренбурском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о казачестве, о его быте, обычаях, традициях.

Сначала обучающиеся отвечают на вопрос «Кто такой казак?»

«Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар».

Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.

В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип казака.

Историк В.Д. Сухоруков отмечал: «Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, дородны, дебелы; росту достигают довольно большого и почти все – среднего; лицом большею части смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки». Таков был физический облик казаков.

А теперь давайте послушаем, где жили казаки.

Казачий курень.

 Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки.

  Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел.

   Но это было раньше, в XVI веке, а затем произошли изменения в жизни казаков. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со с стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.

На слайде мы видим изображение казачьего куреня XVIII-XIX веков. Он больше похож на избу русских крестьян или на хату украинцев. Теперь казаки селятся на берегах Дона, других рек, им не надо ставить сваи, теперь на подворье казака находился баз для скота, амбары, хозпостройки, потому что теперь казаки занимались земледелием и скотоводством.

У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

В XIX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой.

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.

В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

 

 

Одежда донских казаков.

Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками.

Теперь мы с вами поразмышляем о том, почему долгое время у донских казаков не было традиционной единой одежды.

 

Беседа с детьми старшей группы на тему: «Происхождение казачьей одежды»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЬЕГО КОСТЮМА - МУЖЧИНЫ
Обширная тема не для одного историка, но тем не менее отметим основные тенденции, которые послужили рождению такого уникального понятия как казачий костюм.
Конечно, начнем с мужского.
Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов вольницы и предшествующих степных народов и вся одежда делится на культурные группы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральские, сибирские и т. п. По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:
- широкие шаровары на учкуре;
- бешмет (аналог рубахи-гимнастерки)
- суконный верхний кафтан, «чекмень» — на Дону
- на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком

Форменная одежда:
- Китель
- Бекеши (пальто)
- Черкеска
- Башлык — капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе»
- Бурка
- Брюки, шаровары
- Рубашка: Косоворотка, Гимнастерка, Бешмет
- Папаха
- Кубанка
- Фуражка
- Казачий ремень с набором

Казачья мудрость рождалась в знаках отличия:
- Лампас — цветная нашивка на боковом шве брючины (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.
- Офицерские погоны, галуны и шевроны носились пожизненно
- Серьга — означала место в роду. Единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей и старались беречь такого казака на поле боя.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЬЕГО КОСТЮМА – ЖЕНЩИНЫ.
Костюм казачки – это целый мир. Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей — все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция по известным причинам во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.
Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.
Посмотрим на составляющие элементы костюма казачки:
- Длинная рубаха – главная составляющая гардероба
- Кубелек – праздничное платье с V-образным вырезом и красивой вышивкой
- Сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами для замужней казачки
- Кохта - верхний праздничный наряд
- Сарафан - повседневная одежда женщины поверх рубашки
чтобы не запачкаться, использовали белый передник, который традиционно назывался «запон»
- Жупейка - зимняя защита от холодов
- Спидница - нижняя юбка, которую украшали символическими узорами
Юбка-плахта - юбка для холодов
- Капюшон (башлык) - головной убор зимний, в котором женщины могли даже детей носить.
Украшения
Женские украшения составляли чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни. Для серёжек примяли жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки. Праздничный наряд дополнялся ожерельем или монисто, а состоятельные казачки могли позволить себе жемчужные бусы.

Воспитатель делает вывод: Вы прослушали, как складывался костюм донских казаков. Таким образом, своеобразные условия жизни отразились на костюмах, заимствованных у других народов.

Обычаи и традиции донского казачества.

Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.

Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу. Проводы на службу происходили так. В определенное время в курене новобранца собирались родственники и друзья служивого. А у тех ворот, откуда должны были выходить казаки, собирался народ.

Приложение

Воспитатель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Дети отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

Далее мы с вами рассмотрим, как воспитывали девушек-казачек.

До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках.

Воспитатель: о песнях казаки говорили так в своих пословицах: «Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев». Вашим домашним заданием было найти казачьи пословицы и поговорки. Сейчас мы с вами устроим состязание, кто больше знает пословиц. (Учащиеся называют пословицы и поговорки о песне, о воинской доблести казаков, о коне, о труде.) Таким образом, «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец».

Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «Посуда казаков», «Пища донских казаков».

 

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы на тему: «Посуда казаков»

Программные задачи: учить лепить макитры, кувшины, миски и др. посуду казаков. Развивать умение лепить из целого куска, используя знакомые приемы лепки. Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

Материалы: глиняная посуда, пластилин, доски для лепки, стеки.

Ход.

Дети по телевизору рассматривают предметы народных промыслов. После рассматривания воспитатель предлагает детям сесть.

Воспитатель: Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.

Одним из старейших промыслов казаков было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки.

Из глины изготавливали кирпич.

Из глины делали черепицу для крыш.

Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары.

Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик.

Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?

Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.

В кувшин набирали и пили из него воду.

В глэчике держали сметану, варенье, молоко.

В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?

Дети: Да, если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит кувшин дышал.

Воспитатель: Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо встретите глиняную посуду, то сможете её назвать и рассказать о том, как она использовалась.

И сегодня мы с вами попробуем слепить такую посуду, некоторое время побудем мастерами – гончарами. Для этого нам понадобится пластилин, доски, посуда перед вамиВнимательно смотрите на нее и не перепутайте: кувшин более вытянутый, а чугунок – не сильно, он более «пузатенький», макитра - низкая и пузатенькая и т. д. (во время лепки воспитатель помогает детям). В конце занятия организуется выставка готовых изделий. Ребята рассказывают, кто какое изделие казачьей посуды слепил.

 

Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы на тему:  «Роспись платочка для казачки»

 

 Задачи:

Продолжать формировать умение составлять узоры по мотивам росписи, развивать умение ритмично выполнять элементы и рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти);

Формировать желание создавать узоры в форме (платочек).

Воспитывать интерес к народному искусству, любовь и уважение к народным традициям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов одежды, беседы о народном творчестве, разучивание потешек, стихов, поговорок;

Просмотр видео – «Одежда казаков».

Оборудование: кисточки, гуашь, клеёнки, салфетки, банки с водой, палитра, белый картон размером 20 х 20 см., казачьи мелодии, презентация «Петриковская роспись»

Ход ОД:

Воспитатель, обращаясь к детям приветствует их

Здравствуй, солнце золотое! (пальцами правой руки)

Здравствуй, небо голубое! (по очереди «здороваются»)

Здравствуй, вольный ветерок! (с пальцами левой руки),

Здравствуй, маленький дубок! (похлопывая друг друга)

Мы живем в одном краю – (кончиками, начиная с больших пальцев).

Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы замочком и поднимают руки над голо- вой).

(В группе разложены разные предметы с росписью (Дымковской, городецкой, хохломской, гжель)

 

Воспитатель: Ребята вам не кажется, что чего -то не хватает?

Ответы детей

-              Правильно и у нас есть местная роспись и как она называется?

-              Что расписывали казаки?

-              Какие основные цвета использовали?

Воспитатель: Давайте с вами вспомним как мы с вами бывали на экскурсии в мини-музее.

«Мастерская казачат» и что мы там видели.

Ответы детей

Воспитатель: древняя традиция  казаков - украшать свое жилье, одежду.

Мастера петриковской росписи издавна славились.

Просмотр презентации «Петриковская роспись».

Как вы думаете мы с вами можем стать мастерами росписи. А что мы сможем расписать?

Ответы детей

Воспитатель: А я вам предлагаю отгадать загадку и узнать, что мы можем расписать.

Головной убор казачки Выбирали себе сами:

И работать, и гулять - Что же нужно повязать? Собирали в узелок

Из материи...

Ответ: Платок

Воспитатель: правильно ребята.

 

Давайте с вами поиграем в игру «Назови элемент Петриковской росписи» за правильный ответ я буду давать фишку синего или желтого цвета.

(дети перечисляют знакомые элементы росписи).

Подвижная игра «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Дети ходят по кругу под кубанскую музыку, выполняют любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий игрок в руке шест, на конце которого — платок. По сигналу ведущего или после окончания музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

 Кому это удаётся, тот становится водящим. (2- 3 раза)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю пройти в мастерскую казачат и начать работу. Проводится Д/и «Петриковские узоры».

Детям предлагается сложить узор в теплых и холодных тонах из вырезанных элементов росписи (бутон, цветок «цибулька», изогнутое зернышко, ягодки, петушинки). У кого синие фишки собирают холодный узор, а у кого жёлтые собирают теплый узор.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю пройти на свои рабочие места и расписать платочек.

Предлагаю вам рисовать тёплыми и холодными тонами. У кого синие фишки рисуют узор холодными тонами на платочке, а у кого жёлтые рисуют теплыми тонами. А кто мне напомнит, какие краски относятся к теплым тонам, а какие к холодным.

 

Воспитатель: Что можно изобразить на платочке? (дети высказывают свои предложения). (Воспитатель наблюдает за рисованием, при затруднении детей предлагает использовать схемы петриковской росписи) Рефлексия.

Теперь, ребята, давайте рассмотрим ваши платочки.

Воспитатель: Посмотрите, у кого самые яркие получились? У кого потемнее?

Воспитатель: Получился ли Петриковский платочек? Что для вас было сложного в этой работе?

А где можно использовать ваши работы? (оформим выставку, подарим маме и т.д.) Как назовем выставку? (предложения детей).

Спасибо вам ребята за работу, мне было с вами очень интересно!

 

Дидактическая игра«В хате или в доме?»

(На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома). Вам нужно прикрепит изображение предметов в зависимости от того, где они должны находиться в современном доме или в хате.

( Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, чайник, самовар, кастрюля, чугунок, рубель, утюг, современная скатерть и настольник, кухонный комбайн, макитра).

Казахская детская игра - Ястребы и ласточки.

Это игра на скорость реакции и на быстроту бега. Участвовать в ней могут неограниченное число человек. Дети разделяются на две равные команды. Одна команда - ласточки, другая - ястребы. И определяется один ведущий. Обе команды стают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий проходя мимо шеренг громко выкрикивает либо "Лас" либо "Яс". Пока название команды не будет названо полностью двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим "Ласточки" или "Ястребы", то команда, чье название было произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и страются убежать за отмеченную территорию. Тех кого поймали становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.

Казахская детская игра - Платок с узелком.

Платок с узелком (Орамал) - это замечательная казахская деткая игра на выносливость и быстроту реакции. Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала "Стоп" выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается заново.

 

Список литературы:

1. Абрамовский А.П. Судьбы казацкие. Челябинск, 2002.

2. Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Оренбургское казачье войско в трёх веках.- Челябинск: Челябинск. гос. ун-т, 1999. - 450 с.

3. Авдеев П.И. Историческая записка об Оренбургском казачьем войске сост. в 1873 г. - Оренбург: Изд. Оренбургского казачьего войска, 1904.-- 182 с, Алекторов А.Е. История Оренбургской губернии. 2-е изд. -Оренбург, 1883. 128 с, Хорошихин М.П. Казачьи войска. - С-Пб.: Тип. Стасюлевича, 1884. - 141 с.

7. Алекторов А. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883.

13. Зеленин Д. У оренбургских казаков. - М., 1906. - 27 с.

34. Ширяев И. Оренбургская губерния. Исторический обзор Оренбургского казачьего войска. - Уральск, 1902. -96 с.

 

 

                 

     

  

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 151»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 151»

Вид проекта : познавательный – исследовательский

Вид проекта : познавательный – исследовательский

Организация проектной деятельности

Организация проектной деятельности

Таков был физический облик казаков

Таков был физический облик казаков

Одежда донских казаков. Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов

Одежда донских казаков. Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов

Казачья мудрость рождалась в знаках отличия: -

Казачья мудрость рождалась в знаках отличия: -

Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни

Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни

Дети отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение

Дети отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение

На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел

На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел

В конце занятия организуется выставка готовых изделий

В конце занятия организуется выставка готовых изделий

Просмотр презентации «Петриковская роспись»

Просмотр презентации «Петриковская роспись»

Дидактическая игра : «В хате или в доме?» (На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома)

Дидактическая игра : «В хате или в доме?» (На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома)

Алекторов А. История Оренбургской губернии

Алекторов А. История Оренбургской губернии

Проект на тему: "Казачий быт"

Проект на тему: "Казачий быт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022