Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Проект:
«Образовательная кинезиология в ДОУ»
Ёлгина Татьяна Александровна
2021г
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Цель проекта: Активизировать различные отделы коры головного мозга, развитие межполушарных взаимодействий, для интеллектуального развития детей при помощи комплекса кинезиологических упражнений.
Вид проекта – инновационный, практико-ориентированный.
Тип проекта – долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Образовательная область – «Физическое развитие», «Речевое развитие », «Познавательное развитие».
Участники проекта – дети, воспитатели групп, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, родители.
Новизна проекта заключается:
- в наличии психофизиологической основы, опирающейся на собственные компенсаторные возможности высших психических функций ребенка;
- в универсальности самой технологии, ее способности на любом этапе, независимо от психолого-педагогических характеристик обучаемых, быть органично включенной в любую комплексную образовательную программу;
- в практически полном отсутствии «барьера» при внедрении данной технологии (в основе своей коррекционной) в повседневную практику на любом этапе педагогического сопровождения;
- в легкости (и даже крайней желательности) включения родителей в педагогический процесс.
Задачи проекта:
Для детей: Оптимизация деятельности мозга. Гармоничное развитие двухполушарного мышления. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развитие способностей к обучению и усвоению информации. Восстановление работоспособности и продуктивности. Снятие стресса, нервного напряжения, усталости. Профилактика дислексии и дисграфии.
Для педагогов: Сформировать базу кинезиологических приёмов и методов работы с воспитанниками. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей. Повысить профессиональную компетентность педагогов. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Для родителей: Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Задания проводятся ежедневно в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя.
Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей: Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов: создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов; повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для родителей: создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
Продукты проекта для детей:
1. Фотогалерея
2. Картотека кинезиологических упражнений
3. Организация спортивного досуга
Продукты проекта для педагогов:
1. Семинар - практикум «От движения к мышлению» (кинезиология)
2. Презентация проекта
3. Планирование по данной теме
4. Мастер-класс для педагогов «Стимулирование здоровья с помощью нетрадиционных пальчиковых игр, суджок-терапия, массаж точек лица и тела
5. Консультации по кинезиологии
Продукты проекта для родителей:
1. Родительское собрание «Кинезиология для детей»
2. Беседа-практикум «Беседуем играя»
Этапы работы над проектом
Организация работы при соблюдении комплекса ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения новой коронавирусной инфекции с массовым пребыванием детей, задействованных при проведении новогодних мероприятий
I этап - Организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического обеспечения. За основу принять: адаптированный вариант развивающей кинезиологической программы Пола Деннисона «Гимнастика Мозга»; учебно-методическое пособие Сазонова В. Ф., Кирилловой Л.П., Мосунова О.П. «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»; практическое пособие Сиротюк А. Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников ».
3. Разработка комплексов кинезиологических упражнений.
4. Работа с родителями. На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и игровой тренинг, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок размещать информацию о новом комплексе, и приглашать на встречу для овладения им. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
5. Разработка диагностического материала по выявлению уровня сформированности межполушарного взаимодействия.
II этап – Практический
1.Использование кинезиологических упражнений на во всех образовательных областях.
2. Использование элементов из кинезиологических комплексов в других режимных моментах (прогулки, подъём после сна), в свободной деятельности.
3. Оформление брошюр, альбома по кинезиологии.
4. Консультации для педагогов
Тема консультации
|
Месяц |
Ответственный |
Проект «Развитие через движение» |
12 октября |
Ёлгина Т.А. |
«Кинезиологические пальчиковые упражнения для малышей" Кинезиологические сказки» |
|
Семёнова Т.А. Котенёва Т. Н. |
«Кинезиологическое рисование» «Кинезиологические упражнения для детей среднего дошкольного возраста» |
02 ноября
|
Тихомирова Н.Н. Иванова Г.А. |
«Кинезиологические упражнения для детей старшего дошкольного возраста» «Использование кинезиологических упражнений на занятиях физической культурой с дошкольниками» |
02 декабря
|
Винокурова Т.С.
Ерохина Р.А. |
Кинезиология, как метод формирования правильной речи дошкольников в работе логопеда |
|
Кутенкова Ю.Ю. |
III этап – Рефлексивно-диагностический
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов. Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
IV этап – Заключительный
1. Подведение результатов.
2. Презентация работы над проектом.
3. Открытая ОД
Этапы реализации проекта:
1. Подбор программно-методического обеспечения.
2. Обучение педагогов «Использование кинезиологических методик в обучении и оздоровлении дошкольников и школьников в условиях образовательной среды»
3. Семинар – практикум для педагогов «От движения к мышлению» (кинезиология) Руководитель по физической культуре. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярное включение в занятия комплекс кинезиологических упражнений позволяет активизировать межполушарное взаимодействие.
4. Родительское собрание «Кинезиология для детей»
5. Беседа-практикум «Беседуем, играя » учитель-логопед проведёт беседу-практикум с родителями воспитанников нашего детского сада. Условия для развивающего игрового взаимодействия родителей и педагогов, знакомство с кинезиологическими упражнениями.
Практическая реализация проекта с детьми
В ходе систематических занятий по кинезиологическим комплексам, у детей: у ребёнка исчезли явления дислексии развились межполушарные связи улучшилась память и концентрация внимания Отмечен значительный прогресс в способностях к обучению отмечен прогресс в способности к управлению своими эмоциями.
Виды кинезиологических упражнений:
• Растяжки гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)
• Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
• Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнения для развития мелкой моторики
Выполнение кинезеологических упражнений в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности.
Литература: - Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ.- Рязань, 2012. – 48 с. - Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с. - Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.