Проект "Образовательный квартал, как среда развития личностного потенциала обучающихся ДОУ
Оценка 5

Проект "Образовательный квартал, как среда развития личностного потенциала обучающихся ДОУ

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
6 кл—8 кл
05.11.2023
Проект  "Образовательный  квартал,  как   среда  развития  личностного потенциала  обучающихся  ДОУ
Качество дошкольного образования – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, руководители). Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования. Развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО (п.3.3) должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Для успешного овладения программой дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС (п.4), в ДОУ необходимо создать эффективную развивающую образовательную среду, отвечающую определенным принципам. Существенным условием для начала успешной работы по созданию развивающей образовательной среды является готовность коллектива к этой деятельности. Основной идеей проекта является продуманное проектирование целостной модели построения развивающей образовательной среды.
проект ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВАРТАЛ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Образовательный  квартал,  как   среда  развития  личностного потенциала  обучающихся  Заводского района».

 

 

Участники  проекта :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2022г.

Информационная карта проекта

Название проекта

«Образовательный  квартал,  как   среда  развития  личностного потенциала  обучающихся  Заводского района».

Автор проекта

,старший воспитатель

Название образовательного учреждения

МБДОУ

Адрес образовательного учреждения

г.Саратов, 410049,  ул.  Кавказская  2 А

г. Саратов, 410048, ул. Химическая ул., 7/2,

Вид проекта

Долгосрочный

Формы реализации проекта

- Целевые  экскурсии по маршруту «Образовательного квартала»;

-Организованная  образовательная  деятельность  в  МБДОУ (Ситуативные  беседы; просмотр  познавательных  презентаций и  видеосюжетов,  мультипликационных  фильмов; создание  продуктивной   деятельности);

-Модернизация  РПРС в  группах и территории  МБДОУ;

- Участие  в  акциях и мероприятиях  социальных  партнеров  «Образовательного квартала»;

- публикация   в  социальных  сетях;

- участие  в   конкурсах  разного уровня.

Цель проекта

           Создание условий для повышения качества образования обучающихся Заводского района  в соответствии с требованиями ФГОС через организацию системы  взаимного   сотрудничества  ДОУ   с  социальными партнерами 

Задачи проекта

1. Отработать механизм взаимодействия с социальными партнерами  образовательного маршрута.

2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.

5. Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностноармоничного развития.

4. Внесение изменений в пространство современного дошкольника (приобретение новых игрушек и пособий, игровой мебели и оборудования, технических приспособлений и компьютерных приложений).

 

Определить новые пути решения вопросов, связанных с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

Гипотеза проекта

Если в ходе эксперимента будет разработано и сформировано предметно-развивающее пространство ДОУ на основе требований ФГОС, то это позволит повысить качество образования на 1 ступени общего образования

Ожидаемые результаты

Повышение уровня профессиональной

компетентности педагогов.

2.Заинтересованность родительской

общественности.

3. Повышение имиджа учреждения.

4. Модернизация дошкольного образования за счет внедрения и эффективного использования новых форм, организация развивающего пространства, расширения образовательных возможностей.

5. Пополнится и систематизируется методическое обеспечение учреждения по созданию развивающей среды в ДОУ, пополнится развивающая среда учреждения.

6.Приобщение воспитанников к активной самостоятельной деятельности.

Сроки реализации проекта

2022-2024г.г.

 

Пояснительная записка

 

   Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. К созданию проекта наш коллектив побудил поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом. Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно-развивающей среды. Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги –дети-родители). Этот проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию развивающего пространства ДОУ.

   

     Актуальность выбранной темы

 Качество дошкольного образования – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, руководители). Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

  Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования. Развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО (п.3.3) должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Для успешного овладения программой дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС (п.4), в ДОУ необходимо создать эффективную развивающую образовательную среду, отвечающую определенным принципам.

Существенным условием для начала успешной работы по созданию развивающей образовательной среды является готовность коллектива к этой деятельности. Основной идеей проекта является продуманное проектирование целостной модели построения развивающей образовательной среды. С 2015 года наш детский сад  приступил к реализации проекта «Развивающая среда в ДОУ»,  в ходе которого разработана спортивная площадка, создан новый кабинет логопеда, закуплено спортивное оборудование.

Инновационностью проекта является использование возрастного принципа развития дошкольника через игровую деятельность, принципа  интеграции содержания деятельности всех участников образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель).

 

Оригинальностью проекта является эффект реализации модели интегрированного развивающего пространства, который состоит в организации полифункционального участия педагогов, родителей и детей в достижении общей цели – «успешный дошкольник».

 

Цель проекта: создание современной развивающей образовательной среды в ДОУ, которая обеспечивает максимальное развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Задачи:

1. Рациональная организация развивающей образовательной среды как целостного пространства.

2. Создание развивающей образовательной среды в ДОУ, которая обеспечивает разные виды деятельности воспитанников, способствует эмоциональному благополучию детей, содействует сотрудничеству детей и взрослых, приобщает дошкольников к активной предметно-развивающей деятельности в интерьере.

3. Создание эстетической гармонии в оформлении, использование сочетающихся эстетических предметов, что способствует формированию целостной эстетической картины мира.

4. Внесение изменений в пространство современного дошкольника (приобретение новых игрушек и пособий, игровой мебели и оборудования, технических приспособлений и компьютерных приложений).

Ресурсное обеспечение проекта

 

1.Нормативное правовое обеспечение проекта:

 

Наименование документа

Основные положения

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155

пп.3.3.3. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ; - в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей. пп.3.3.4 Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

п.п.6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами. Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. п.п.6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно- эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

 

 

2. Информационные:

- создание банка данных по реализации проекта;

-мониторинговые мероприятия;

- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта

3.Материально-технические: успешная реализация проекта и достижение поставленной цели предполагают развитие предметной развивающей среды, удовлетворяющей современным требованиям дошкольного образования:

– соответствие предметно-развивающей среды содержанию образования;

–соответствие предметно-развивающей среды особенностям организации образовательного процесса: целенаправленное использование развивающих технологий.

 

При реализации проекта предусматривается создание:

– интегрированного игрового пространства;

– специально организованных развивающих зон для воспитанников в возрастных группах;

– информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников;

– оснащение развивающего пространства групп, кабинетов и всего ДОУ информационно- техническим оборудованием;

- приобретение технических и дидактических средств обучения.

Финансовое обеспечение проекта

Направление развития

Вид

помещения

Основное предназначение

Оснащение

Стоимость

Работа с педагогами

Методический кабинет

-осуществление методической помощи педагогам;

 -организация консультаций, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства

Библиотека педагогической, методической и детской литературы. Библиотека периодических изданий. Демонстрационный, раздаточный

материал для занятий.

Цветной принтер, беспроводной маршрутизатор WiFi.

Материал для мультимедийного сопровождения совместной деятельности педагога с детьми.

50000-00

Художественно - эстетическое и физическое

Музыкальный и физкультурный зал

Совместная деятельность педагогов с детьми.

Утренняя гимнастика Развлечения, тематические, физкультурные досуги.

 Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей

Детские музыкальные инструменты (шумовые).

Приобретение спортивного мини-комплекса

5000-00

 

 

 

 

30000-00

Познавательное

Проект по экспериментальной, опытнической и исследовательской деятельности

«Лаборатория удивительных наук»

Организованная образовательная деятельность. Проведение опытов и экспериментирование, проектная деятельность («Огород на окне», «Лаборатория огородных наук» в летний период, «Экологическая тропа»)

Оборудование  для проведения опытов

(резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки,

деревянные палочки, лопаточки, шпатели,

пластиковые контейнеры, рулетка, линейка, фартуки клеенчатые, щетки, совки, лопатки, грабли, лейки,  прозрачные и непрозрачные емкости, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл), лупы, зеркала, магниты, весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр,

цветные прозрачные стеклышки и т.д.)

50000-00

 

Коридоры ДОУ

Информационно- просветительская работа с сотрудниками ДОУ,  родителями и детьми

Стенды для родителей, визитка ДОУ. Стенды для сотрудников (административные, охрана труда, пожарная безопасность и др.).

25000-00

Перечень оборудования

Группы ДОУ

 

Игровая мебель:

- магазин;

- мебель для кукол;

- театральный уголок;

 центр воды и песка

50000-00

 

 

 

 

Игрушки: куклы, транспорт,  посуда, наборы для сюжетно-ролевых игр,  кубики, музыкальные игрушки, коляски

50000-00

Итого:

 

 

 

260.000

 

Основные риски проекта и пути их устранения

 Риски

Пути  их устранения

Отсутствие финансирования на реализацию ключевых идей проекта. Недостаточное материально-техническое обеспечение

Поиск дополнительного финансирования через внебюджетные источники

Недостаточный уровень личностной мотивации педагогов.

Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

Формальный подход к реализации проекта со стороны участников (членов рабочей группы и педагогов)

Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта и уровнем ответственности участников.

 

Поэтапный план реализации проекта

 

  Реализация проекта «Создание развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС» рассчитана на 5 лет и разделена на три этапа:

1 этап – организационный

 На протяжении первого этапа проекта планируется осуществлять целенаправленный процесс подготовки и включения педагогов учреждения в инновационную проектную деятельность, повышение их компетентности в области данной темы, с целью достижения качественных результатов. Необходимо организовать большую многоплановую и творческую деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта.

2 этап – внедренческий

  Задачей реализационного этапа будет повышение эффективности использования кадровых и материальных ресурсов ДОУ. В процессе этого этапа будет решено материально-финансовое обеспечение ДОУ для создания развивающей образовательной среды, вследствие чего оснастится образовательное пространство детского сада с учетом требований ФГОС к развивающей среде, осуществится приобретение игр, дидактических материалов, оборудования, с учетом возраста детей и их потребностей. Приобретенное оборудование будет размещено по игровым зонам так, чтобы каждый ребенок сможет найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния (достаточно удаленное от детей и взрослых - уголок «уединения» или, наоборот - пространство, позволяющее ощутить свободу). С этой целью планируется приобрести полифункциональную и трансформируемую  мебель (пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются). Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести неповторимость в интерьер каждой группы. Средствами контроля на данном этапе будет являться тематическая проверка с целью анализа проделанной работы и с последующей выработкой плана конкретных действий по устранению неэффективного использования образовательного пространства.

3 этап – результативный

· анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

· обобщение опыта работы педагогов;

· трансляция педагогического опыта на районных мероприятиях;

· разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

   На последнем этапе для подтверждения объективной оценки проведенной работы осуществляется итоговый контроль. В рамках итогово-аналитического этапа планируется проведение «круглого стола» с педагогами детского сада с целью анализа результатов по совершенствованию развивающей образовательной среды с представлением опыта работы лучших педагогов (в форме презентации). Обобщение опыта работы детского сада по реализации проекта с последующим представлением на муниципальном уровне (МО, августовская конференция, конкурсы профессионального мастерства…). Представление проекта на сайте ДОУ

 

План реализации проекта

 

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Создание творческих групп из педагогов ДОУ для работы по реализации проекта

Создание и планирование работы творческой группы.

Декабрь

Старший воспитатель

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ:

-Подбор и приобретение необходимой игровой мебели и игровых уголков, игрушек и дидактических пособий. -Зонирование групповых помещений согласно выработанным рекомендациям.

-Создание развивающей среды, отвечающей всем нормам безопасности и СанПиН.

 -Создание развивающей среды в группах, обеспечивающее полноценное развитие дошкольника.

-Оформление холла и коридоров ДОУ.

Разработка проектов:

-«Огород на окне»

-«Лаборатория огородных наук» в летний период

 -«Экологическая тропа»

 

Администрация ДОУ

Педагогический коллектив

Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов

Заседание ТГ по реализации проекта

2.

Старший воспитатель

Обобщение опыта работы педагогов

Создать методическую копилку конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми

В течение периода реализации проекта

Педагогический коллектив

Трансляция педагогического опыта на районных мероприятиях

Выступления на семинарах, МО.

Размещение проекта на сайте ДОУ.

В течение периода реализации проекта

Педагогический коллектив

 

 

Ожидаемые результаты предполагают, что за 5 лет коллектив педагогов в ходе реализации проекта, создаст развивающую среду в ДОУ, группах и на территории, принадлежащей ДОУ, которая будет соответствовать всем требованиям нормативных документов и ФГОС. В ходе реализации проекта заметно повысится уровень профессиональной компетентности педагогов по данной теме. Пополнится и систематизируется методическое обеспечение учреждения по созданию развивающей среды в ДОУ, пополнится развивающая среда учреждения. У педагогов появится возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок сможет выбрать занятие по интересам в любом центре, что обеспечится разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов, возрастет продуктивность самостоятельной деятельности. Реализация проекта обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Усовершенствованная эстетическая среда поможет вызвать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, что способствует интеллектуальному развитию, побудит к активной творческой деятельности и желанию участвовать в украшении интерьера ДОУ и группы.

 

 

Заключение

 

   Предлагаемый проект является результатом деятельности творческой группы педагогов детского сада, которые заинтересованы в его развитии и желают видеть и поэтапно реализовать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования, позволили нам выдвинуть идеи и планы, которые мы заложили в данный проект. Реализация данного проекта будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного воспитания и образования, а именно в вопросах управления и финансирования. Мы уверены, что данный проект будет для нас руководством к действию на ближайшие годы.


Проект «Образовательный квартал, как среда развития личностного потенциала обучающихся

Проект «Образовательный квартал, как среда развития личностного потенциала обучающихся

Информационная карта проекта

Информационная карта проекта

Гипотеза проекта Если в ходе эксперимента будет разработано и сформировано предметно-развивающее пространство

Гипотеза проекта Если в ходе эксперимента будет разработано и сформировано предметно-развивающее пространство

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции

Ресурсное обеспечение проекта 1

Ресурсное обеспечение проекта 1

ДОУ информационно- техническим оборудованием; - приобретение технических и дидактических средств обучения

ДОУ информационно- техническим оборудованием; - приобретение технических и дидактических средств обучения

Познавательное Проект по экспериментальной, опытнической и исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук»

Познавательное Проект по экспериментальной, опытнической и исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук»

ФГОС к развивающей среде, осуществится приобретение игр, дидактических материалов, оборудования, с учетом возраста детей и их потребностей

ФГОС к развивающей среде, осуществится приобретение игр, дидактических материалов, оборудования, с учетом возраста детей и их потребностей

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023