Концепция оформления пришкольной территории
Легендарный премьер-министр крошечного государства в юго-восточной Азии Ли Кван Ю за время своего правления (30 лет) вывел свою страну из третьего мира в первый. Страна, не имеющая никаких природных ресурсов, даже песка для строительства и пресной воды для питья, стала одной из самых богатых стран мира. В самом начале своей государственной деятельности он организовал оформление дороги от аэропорта до своего офиса. Это производило соответствующее впечатление на партнеров.
Всегда в истории человечества почитались сады великих
правителей, которые до сих пор сохраняют свой эстетический вид. Мы – дети
природы и должны ими остаться. Психологи утверждают, что дети, оторванные от
природы, страдают недоразвитостью определенных участков мозга, что в
последствии влияет негативно на их иммунную систему.
Оформление пришкольной территории - насущное требование времени,
эстетических потребностей человека и, вообще, здравого смысла. Внешний вид
территории перед зданием - визитная карточка данного учреждения, тем более это
актуально для школы, которая является главным воспитательным центром в жизни
любого человека. Школа – это храм науки, дворец знаний, а территории дворцов
и храмов на Руси (да и во всем мире) всегда было принято максимально украшать.
Такой подход способствует улучшению имиджа школы, повышению её авторитета,
способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию молодого
поколения. Садово-парковым дизайном активно занимались Русские цари: Петр
Первый, Екатерина Первая, Елизавета, Екатерина Вторая, император Павел,
стараясь создать у иностранцев впечатление величия и высокой культуры Русской
державы. Ландшафтным дизайном на профессиональном уровне занимается нынешний
наследник Британской короны принц Чарльз, до сих пор существует и процветает
сад, созданный Джорджем Вашингтоном.
За основу оформления пришкольной территории 2 года назад, когда закладывали основы дизайна, мы взяли идеи регулярных садов Франции, поскольку этого требует дворцовый стиль архитектуры здания. Основные принципы:
1. Декоративность и эстетичность.
2. Экономичность.
3. Принцип малого ухода.
4. Принципы органического земледелия.
Поскольку настоящие условия и расположение школы не позволяют выращивать большое количество рассады летников, мы сделали ставку на композиции с многолетними растениями. Подражая гениальному садовнику прошлого века (умер в 1958 году) Лоуренсу Джонсону, прекрасно совмещавшему ландшафтный и регулярный стили, мы также отдаем предпочтение неприхотливым многолетникам, которые декоративны с ранней весны до заморозков. С каждым годом количество летников уменьшается, уступая свое место многолетним растениям: баданам, гейхерам, хостам, астильбам, флоксам, пионам, хризантемам и др. Регулярный стиль диктуется также расположением и формой клумб, спланированных ландшафтным архитектором. Принцип экономичности заключается в том, что основная часть цветника заполнена многолетниками. Семена для летников и луковичные растения используем свои, собранные осенью.
В качестве удобрения мы применяем настои из травы.
Создание цветника стало результатом разработки и внедрения социального проекта по оформлению поселка. Проект занял первое место в районном конкурсе социальных проектов, а идея создания проекта была оценена на Всероссийском уровне, за что руководитель проекта, учитель Н.Б.Кошелева завоевала 1 место в конкурсе активных методов обучения в номинации «Самый эффективный АМО», проводимый порталом «Мой университет» www.moi-universitet.ru в 2012 году. После введения в строй нового здания школы, начиная с 2020 года, три года подряд мы занимали первое место в районном и областном конкурсах ландшафтных территорий.
Работа на пришкольном участке осуществляется трудовыми отрядами, состоящими из старшеклассников, а также за счет летней практики, что прописано в Уставе школы и является главным компонентом трудового воспитания и возможностью внести свой посильный вклад в оформление пришкольной территории, за что классы награждаются грамотами на стартовой линейке 1 сентября. Практику проходят все учащиеся школы, начиная с 6 класса (за исключением выпускных классов). Дети учатся не только правильно работать на земле, но также видеть прекрасное и бережно относиться к результатам своего труда, участвуют в оформлении клумб, высказывают свои идеи, проявляют творчество, фантазию и инициативу, ведут научную деятельность. Работа ведется в течение всего года, в зимний период проходит изучение теории ландшафтного дизайна и планирование ландшафта на следующий сезон, работа в оранжерее. Ежегодно проводятся различные опыты, результаты которых неоднократно были представлены учащимися на школьных научно-практических конференциях.
Наш настоящий цветник - цветник это результат многолетней работы у старых зданий школы, где было выращено сотни многолетников, которые просто переместились на новое место. За один сезон в мае 2020 года усилием двух педагогических коллективов вместе с техническими работниками школы и поварами школьной столовой был создан «Савинский Версаль». На праздновании дня поселка в 2021 году коллектив школы был награжден грамотой за самую ухоженную территорию поселка. Большую помощь школе оказали цветоводы поселка, особенно члены клуба цветоводов.
В рамках проекта школа уже много лет осуществляет также постоянное шефство над территорией Свято-Никольского храма села Милюково, основанного в 1812 году в честь победы над Наполеоном и являющимся также исторической ценностью. Вот уже четыре года мы также шефствуем над огромной территорией нового собора в нашем поселке, который также является культурным центром. Здесь открыта воскресная школа и оформлена детская площадка. На территории у собора уже проходили мастер классы по декупажу и росписи по камню, на которых присутствовали дети и взрослые. Здесь с помощью учащихся создана центральная композиция ландшафтного дизайна. Летом 2023 года коллектив добровольцев учителей и учащихся школы принял активное участие в уходе за территорией храма в селе Антилохово Савинского района в честь 400-летия Святителя Митрофана Воронежского – уроженца данного села, сыгравшего огромную роль в строительстве военно-морского флота во времена Петра Первого.
Когда мы начали оформлять пришкольную территорию в 2010 году, в поселке это было единственное эстетически оформленное место. Наша идея нашла поддержку среди общественности поселка, в результате чего началось оформление улиц и территорий у магазинов и общественных зданий, находящихся до этого в неудовлетворительном состоянии. Цветник получил высокую оценку общественности поселка. По вечерам еще к старому зданию школы приходили отдыхать и любоваться цветами молодые мамы и бабушки с маленькими детьми. Сейчас многие многоквартирные и частные дома имеют клумбы у фасадов зданий.
В заключение следует сказать, что наш цветник – это результат коллективного творческого труда. Перефразируя слова самого популярного английского садово-паркового дизайнера современности Алана Титчмарша, следует сказать, что «Это хорошо для планеты, прекрасно для души, и нет более красивого места в нашем поселке». (It’s good for the planet, it’s great for the soul, and there is no lovelier place to be”).
В 2021 учебном году на основании решения инициативной группы и совещания при директоре, началось оформление территории сказочного городка на северной территории школы около сада Победы. Эта работа должна иметь огромное патриотическое, эстетическое, трудовое и творческое значение и объединить коллектив вокруг нового коллективного творческого дела. В новом законе ФГОС уделяется очень большое значение патриотическому воспитанию. В основе сказочной символики нашего нового проекта лежит история нашего славяно-русского государства. В центре – могучий дуб ( сделанный из арт бетона) – это символ могущества нашего государства. У дуба – три главных корня, что соответствует тому, что наш народ состоит из трех основных ветвей, пришедших на нашу территорию с трех сторон (согласно новой науке ДНК генеалогии, основателем которой является Анатолий Алексеевич Клёсов, русско-американский ученый). Пушкинская белочка, которая грызет орешки - символ наших природных богатств. «Орешки непростые, в них скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд» Наш народ, составляющий всего 4% населения мира, владеет самой большой территорией, 60% всех полезных ископаемых в мире, 30% всех лесов, 40% пресной воды, 20% мировых пашен. На юго-западе территории из моря выплывает золотая рыбка, исполняющая все разумные желания. Рыба всегда была символом христианства, о чем великий поэт прекрасно знал. Именно христианство сделало русских настоящими людьми. Есть у нас и камень судьбы, где указан правильный путь. Начали мы также создавать уголок российских символов - сувениров, где будут представлены также народные промыслы. Планируется также создать перечень самых значимых событий России. На территории началась посадка основных деревьев страны, имеющих также лечебное значение. А чисто внешне, здесь со временем будет замечательная тенистая зона, куда дети из пришкольного лагеря будут приходить, чтобы не просто посидеть в беседке, а заниматься творчеством.
Выводы
Целью нашей работы было создание эстетически оформленной территории в максимально короткие сроки. Данная задача осуществима при наличии хорошо развитой рассады многолетников, совместной работе всего коллектива и шефской помощи со стороны организаций, обеспечивающих плодородной почвой. Наша задача выполняется успешно, однако, желательно иметь также помощь администрации и организаций поселка, взамен которой мы могли бы делиться рассадой и саженцами, а также активной помощью в организации посадок. Ведь наша цель, как было заявлено еще в первом десятилетии – «Савино в цвету»! Однако, оформление территории не является самоцелью. Это важнейший компонент воспитательной работы российского гражданина, настоящего трудолюбивого творческого человека, патриота своей Родины, обладающего эмоциональным интеллектом, знающего и уважающего свою историю. (Что и прописано красной нитью в новых ФГОС). Это и есть тот самый «деятельностный подход» в обучении и воспитании.
Территория сказочного городка
Вид сверху
|
||||||
|
|
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.