Проект "Олимпийцы, мы с Вами в строю!" (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • doc
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Олимпийцы мы с вами в строю 2014.doc

Надпись:  Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 I, II вида»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

школы-интерната № 15 I, II вида

________________ А.В. Маланина

 

ПроЕКТ

«Олимпийцы, мы с вами в строю!»

Пути расширения языковой и речевой направленности слабослышащих младших школьников в рамках XXII Олимпийских зимних игр 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

База реализации проекта: педагогический коллектив слабослышащего отделения школы-интерната №15 (20 человек), ученический коллектив (50 человек), родители (70 человек).

 

Авторы:

Р.И. Моисеева

Т.А. Плисовских

 

Томск 2013-2014

«Приятная для слуха речь, своего рода музыка»

Аристотель

 

Реализация положения реформы общеобразовательной школы требует дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов всестороннего развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проблемно-ориентированный анализ языковой и речевой деятельности в школе-интернате слабослышащего отделения занимает одно из ведущих направлений в работе с особенными детьми.

Всестороннее развитие связной речи слабослышащих обучающихся становится фундаментом, необходимым условием достижения высоких результатов в учебе и дальнейшей деятельности. Проблема развития связной речи детей, имеющих дефицитарное развитие, до сих пор находится в общественном нерве, до сих пор актуальна для нейропсихологов, педагогов-психологов, дефектологов, сурдопедагогов, социальных педагогов. В данном направлении работали и работают видные деятели науки Л.С. Выготский, Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.

Сложившиеся концептуальные взгляды на речевое развитие детей в условиях специальной (коррекционной) школы и недостаточная разработанность педагогических технологий мотивирует педагогов к рассмотрению данной проблемы с точки зрения современных инновационных подходов. Сама сущность инновационных процессов, на наш взгляд, имеет две многозначные проблемы:

1-ая проблема – это изучение, обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта в сфере инноваций по речевому развитию детей с ОВЗ; 

2-ая проблема – обобщение и распространение собственного  педагогического опыта, и внедрение его в практику.

Следовательно, организация нашей педагогической практики направлена на разработку новых технологий обучения и воспитания в плане вербального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста, основанных на Федеральных образовательных стандартах нового поколения.

Коррекционная школа-интернат, до сих пор остаётся верной старым, ещё советским, традициям, хотя инновационные технологии по речевому развитию внедрены в жизнедеятельность детей, применяются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Наша задача – гибко реагировать на нововведения – то есть применять на практике полученные современные модели образования, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, учитывая психофизиологические особенности и способности обучающихся к восприятию речи.

Развитие языковой и речевой деятельности, активизация связной речи детей с нарушениями слуха  младшего школьного возраста – одна из наиболее актуальных и интересных для изучения проблем современной методики преподавания русского языка, сурдопедагогики, сурдопсихологии. В школе-интернате №15 работа по развитию речевой и языковой деятельности проводится в соответствии с программой, разработанной и реализуемой в образовательной организации. Актуальность проблемы тесным образом переплетается с постоянно возрастающей ролью вербального, коммуникативного и творческого потенциала Личности в современном мире. Только развитая связная речь помогает любому человеку безбарьерно достигать высоких результатов в современной жизни с её социальными аспектами, разнообразными и сложными вербальными, языковыми, коммуникативно-творческими особенностями. Адекватно-реальный путь, по которому следует слабослышащий школьник к дальнейшим целям – это продуманные от начала и до конца систематические мероприятия, основанные на передовых данных нейропсихологической, нейролингвистической, психолого-педагогической науки. Данная тема выбрана не случайно, обосновывается тем, что развитие речи детей с нарушениями слуха не отвечает требованиям современного общества.

Актуальность обусловлена необходимостью создания эффективной комплексной речевой среды, которая позволит укрепить речевую направленность, расширит языковой аспект, сформирует осознанный интерес к родному языку, привычку к вербальному общению. Ведь речь – канал развития интеллекта. Речь – это мышление, чувства, навыки общения.

Объектом проектной деятельности является процесс формирования речи, как фактора общения.

Предметом проектной деятельности является: новые образовательные технологии, как средство речевого развития слабослышащих детей.

Гипотеза проектной деятельности: XXII Олимпийские зимние игрымеждународное спортивное мероприятие, проходившее в российском городе Сочи расширят языковую и речевую направленность слабослышащих младших школьников, их речь будет насыщеннее, красочнее, эффективнее:

если новые образовательные технологии будут использоваться в комплексе с коррекционно-оздоровительной работой;

если в работе с детьми будут присутствовать психолого-педагогические формы, направленные на привлечение родителей, специалистов медицинского профиля – Карауш И.С. к.мед.н., медицинских работников школы-интерната, инструктора физической культуре, учителей-дефектологов, сурдопедагогов, педагогов-психологов, родителей.

Цель проекта:

Формирование осознанного отношения к освоению родного языка, привычки к переходу на вербальное общение.

Задачи:

Изучить и сформировать банк отечественной и зарубежной литературы, современных технологий, форм и методов, воздействующих на речевое развитие;

Оптимизировать условия для нейропсихологического, психологического, речевого, интеллектуального и физического развития детей;

Использовать  модель нейропсихологического воздействия для развития языковой и речевой направленности;

Подобрать приемлемые методы исследования и формирования выборки;

Апробировать подобные методы на выборке;

Осуществить проверку результативности проекта на расширение языковой и речевой направленности и сделать выводы;

Воспитывать интерес и уважительное отношение к слову, родной речи.

Методы: анализ литературы, экспертные оценки связной речи младших школьников, анализ документации, статистические технологии.

Научная новизна связана с необходимостью поиска путей решения одной из актуальных проблем сурдопедагогики – развития связной речи, расширение языковой и речевой направленности  в  младшем школьном возрасте. 

Теоретическая значимость заключается в обобщении данных по проблеме речевого развития в процессе жизнедеятельности слабослышащих детей младшего школьного возраста на момент  написания работы.

Основные принципы:

1. Принцип объективности, научности – содержание обучения детей с ОВЗ основывается на положениях, зафиксированных в стандартах, программах, учебниках.

2. Принцип связи теории с практикой – все уроки, все занятия имеют жизненный смысл, который ясен и понятен для обучающихся.

3. Принцип последовательности, систематичности – вся деятельность построена в строгой логической последовательности. Изучаемый материал планируется, структурируется, расширяется, сочетается с эмоциями и чувствами слабослышащих младших школьников.

4. Принцип доступности при необходимой степени трудности – в обязательном порядке учитываются индивидуальные особенности обучающихся, простраивается оптимальный уровень трудности с учётом жизненного опыта обучающихся, их интересов.

5. Принцип наглядности, разнообразия методов, по Коменскому «Золотое правило обучения» – в работе широко используются средства наглядности с опорой на органы зрения, осязания, органов чувств к восприятию учебного материала.

6. Принцип активности обучающихся по суворовскому афоризму: «Трудно в учении – легко в бою» – обучение ориентировано на высокую, сознательную активность, требует мобилизации физических и духовных сил в соответствии с психофизиологическими особенностями каждого ученика.

7. Принцип прочности усвоения языковой и речевой направленности организуется систематическим повторением материала, обеспечивает  речевой самоконтроль, повышает вербальную активность.

Стратегические направления проекта

1. Создание условий для расширения, укоренения, закрепления Олимпийской символики, исторических фактах зимней Олимпиады 2014.

2. Организация деятельности по внедрению физической и речевой активности в жизнедеятельность детей младшего школьного возраста.

3. Отбор наиболее значимо-эффективных форм и методов работы по внедрению в педагогическую практику школы-интерната №15.

Методологическая основа проекта

Метод диагностического анкетирования: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ речевой деятельности, экспертная оценка.

Метод наблюдения используется в качестве оценки, что получается хорошо, где нужны дополнительные ресурсы, консультации специалистов.

Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, корректировки.

Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности деятельности обучающихся в процессе формирования учебных универсальных действий, формирования языковых и речевых компетенций.

Методы математической статистики, для обработки данных полученных при исследовании.

Продукт проекта.

1. Образовательная программа по расширению языковой, речевой, физической направленности у младших школьников с нарушениями слуха.

2.Организация клуба для воспитателей, классных руководителей, родителей, старших товарищей.

Ожидаемые результаты.

Комплексное воздействие на речевое и языковое развитие, на укрепление физического здоровья обучающихся, на формирование положительной привычки к вербальному общению, к здоровому образу жизни будет базироваться на основе следующих критериев:

1. Создания эффективной комплексной оздоровительной программы;

2. Оптимизации оздоровительной среды в школе-интернате;

3. Формирования у слабослышащих детей положительной мотивации к вербальным коммуникациям;

4. Закрепления у младших школьников знаний по вопросам здоровьесбережения;

5. Умения использовать полученные знания, умения, навыки в быту;

6. Повышения уровня осведомлённости классных руководителей, родителей по вопросам здоровьесбережения, речевого развития детей;

7. Формирование, построение и накопление в школе-интернате №15 традиций и обычаев не только по речевому и языковому развитию, а также по здоровому образу жизни.

Практическая направленность проекта заключается в том, что использование полученной информации, положительные результаты деятельности облегчат работу педагогов общеобразовательных и коррекционных образовательных организаций и сделают её более продуктивной, более целенаправленной.

Материалы данного проекта помогут организовать урочную и внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.

Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель сурдопедагог, учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог.

Целенаправленная, систематическая и комплексная организация деятельности данного проекта поможет детям с ОВЗ, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:

Ø  обогатить язык специальной спортивной терминологией, наполняя речь определённым содержанием;

Ø  знать зимние виды спорта, историю Олимпийских игр, пословицы, загадки о зимних видах спорта;

Ø  приобрести навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;

Ø  укрепить физическое и физиологическое здоровье.

Участники проекта: педагогический коллектив слабослышащего отделения школы-интерната №15 (20 человек), ученический коллектив (50 человек), родители (70 человек).

Мероприятия

1 «А» класс

1 «Б» класс

3 «А» класс

3 «Б» класс

4 класс

5 класс

Создание условий для речевой и языковой активности

Гибкий режим

Звукоусиливающая аппаратура

Индивидуальные аппараты

Фонетический экран

Наглядно-демонстрационный  материал

Речевой материал

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

+

Система речевой и языковой деятельности

Индивидуальные занятия по развития слухового восприятия

Индивидуальные занятия по формированию произношения

Коррекционный час

Сурдопедагогические, сурдопсихологические приёмы и методы

Нейропсихологические методы, активизирующие речевое развитие

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

+

Диагностика уровня речевой и языковой деятельности

Обследование слуха и речи

Аудирование

Контрольные срезы по  развитию слухового восприятия

Контрольные срезы по формированию произношения

 

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

+

Создание условий для двигательной интенсивности

Гибкий режим

Спортивный зал

Тренажёрная комната

Спортинвентарь

Занятия по подгруппам

Лечебная физкультура

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Система двигательной интенсивности

Утренние, дневные и вечерние прогулки

Уроки физической культуры

Двигательная активность на переменах

Динамические паузы, игровые и  танцевальные элементы, физические минутки на уроках

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

Диагностика уровня  психоэмоционального состояния, двигательной активности, состояния здоровья

Адаптация

Диагностика межличностных отношений

Диагностика физического развития

Диагностика физической подготовленности

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

 

Система деятельностного подхода в рамках речевой, языковой, физической, психологической направленности

Диаграмма №1

Оценка эффективности проекта заключается в комплексном воздействии всех заинтересованных лиц, направленном, прежде всего, на укрепление здоровья особенных детей, формирование языковой и речевой направленности, привычки к вербальным коммуникациям; осуществляется на основе таких критериев контроля и оценки, как:

1.       Полноты нормативно-правовой базы, локальных актов;

2.       Оценки создания условий в школе-интернате №15;

3.       Уровня сформированности у слабослышащих школьников знаний, умений, навыков речевого характера;

4.       Уровня компетентности педагогов, классных руководителей по вопросам развития и обучения детей с дефицитарным развитием;

5.       Уровня привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе (совместная деятельность детей и родителей, дни Знаний, дни открытых дверей, система дополнительного образования родителей  по речевому развитию детей).

Рекомендации для родителей.

Речевое развитие особенных детей имеет свои направления.

Во-первых – это практическая языковая деятельность, в процессе которой младшие школьники не только пользуются уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяют свои речевые возможности.

Во-вторых – развитие речи происходит в процессе целенаправленного, систематического обучения и воспитания.

В-третьих – на основе первого и второго аспектов обучающийся вступает в отношения с внешней средой, функционирует в ней, демонстрируя звуковую культуру речи (чёткая артикуляция звуков, отчётливое произношение, умение использовать голос); технику речи (дыхание, голос, дикция, артикуляция) и достаточно скоро адаптируется в ней.

Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в речевую деятельность

Ø Покажите пример детям в своём стремлении к изучению нового речевого материала, к стремлению знакомиться с новыми словами, испытывая при этом радость.

Ø Привлекайте детей к совместному диалогу по возникшей собственной проблеме, к  решению проблем детей.

Ø Мотивируйте детей к постановке вопросов. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Ø Приглядывайтесь, прислушивайтесь, присматривайтесь к речевым возможностям, потребностям детей.

Ø Помогайте детям осваивать новые слова, не ленитесь потратить время на работу с ребёнком в библиотеке, дома с книгой.

Ø Не раздражайтесь.

Ø Если что-то у ребёнка не получается, не показывайте своего раздражения.

Ø Любое дело доводите вместе с ребёнком до конца.

Ресурсное обеспечение проекта

Научно-методические:

Ø  Функционирование творческой группы по реализации проекта в школе-интернате №15;

Ø  Оснащение воспитателей, классных руководителей рекомендациями, методическими пособиями по использованию новых образовательных технологий в рамках проведения проекта;

Ø  Оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей.

Кадровые:

Ø  Л.Д. Дузькряченко – методист;

Ø  Т.П. Мурина – председатель МО;

Ø  Р.И. Моисеева – учитель начальных классов, педагог-психолог;

Ø  Т.А. Плисовских – учитель начальных классов, социальный педагог:

Ø  О.В. Григорьева – учитель начальных классов;

Ø  И.О. Шахмайкина –  учитель информатики, консультант;

Ø  И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;

Ø  Т.Ф. Запорожан – школьный врач высшей категории;

Ø  А.И. Черемных – библиотекарь.

Нормативно-правовые:

Ø  Конституция Российской Федерации;

Ø  Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

Ø  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

Ø  Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.

Ø   «Проект закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих».

Информационные:

Ø  школьная библиотека, областная детско-юношеская библиотека;

Ø  ресурсы сети Интернет;

Ø  художественная, методическая, научно-популярная литература;

Ø  телевидение;

Ø  ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска;

Ø  формирование банка данных по реализации проекта;

Ø  информирование общественности о ходе проведения проектных организационных, мониторинговых мероприятий.

Материально-технические:

Ø  Проект реализуется на базе школы-интерната №15 I, II вида, оснащённого в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер, актовый, спортивный зал, пришкольный участок);

Ø  Изготовление наглядного и речевого материала: спортивной атрибутики, игр, пособий и т.п.;

Ø  Обновление информационных стендов, книжек-ширм для работы с родителями.

Финансовые:

Финансовое обеспечение работы проекта осуществлялось за счёт спонсорских средств со стороны томского отделения ВОГ, Армянской Диаспоры, ООО «Исток АУДИО», Томских Горэлектросетей, а также за счёт благотворительных средств со стороны родителей, администрации школы-интерната №15.

Методологическая основа проекта

Метод диагностического анкетирования: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ продуктов творчества деятельности, экспертная оценка.

Метод наблюдения используется в качестве оценки, что получается хорошо, где нужны дополнительные ресурсы, консультации специалистов.

Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, корректировки.

Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности деятельности обучающихся в процессе формирования учебных универсальных действий, формирования жизненных компетенций.

Методы математической статистики, для обработки данных полученных при исследовании.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий

В ходе реализации проекта возможны:

№ п/п

Возможные негативные последствия

Пути преодоления негативных последствий

1.

Пассивность и созерцательность некоторых педагогов к новой системе деятельности

Организация лекций, консультаций, организация семинаров для педагогов

 

2.

Инертность и бездействие некоторых родителей по отношению к изменению образа жизни ребёнка и в целом семьи

Мотивация на активность, организация конкурсов творческих работ, чаепитий, проведение круглых столов для родителей

3.

 Слабое усвоение детьми речевого материала, имеющего спортивно-смысловое значение

Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала

4.

Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых территориях Томской области)

Привлечение к оказанию помощи со стороны педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, библиотекаря

 

Опыт использования  и степень распространения

Ø      Очное участие  (представление опыта) на областном практико-ориентированном семинаре «Внедрение специальных ФГОС: проблемы, опыт, перспективы» ТОИПКРО 16 апреля 2014 года. Совместная проектная деятельность  слабослышащих детей младшего школьного возраста, педагогов и  родителей создала ситуацию успеха, радости, удовлетворения, сплочённости, сформировала чуткие взаимоотношения между родителями, детьми и учителями.

Опыт участников проекта в социокультурной жизни (предшествующая работа)

Ø       Участие в III Международном фотоконкурсе «Мой красочный мир» (Дипломанты конкурса. Работы размещены на сайте vestaunion.ru/konkurs/) сентябрь 2013 г.;

Ø       Участие в школьной декаде русского языка и литературы с 10 по 20 октября 2013 г.;

Ø       Участие в Межрегиональном конкурсе-викторине «Это Я» ноябрь 2013 г. (Диплом 2-3 степени);

Ø       Участие …..????

Этапы проекта

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (сентябрь-октябрь 2013)

Цель: Создание условий для расширения языковой и речевой направленности, банка диагностических материалов совместно с психиатром И.С. Карауш, методистом Л.Д. Дузькряченко.

Задачи:

Сформировать у педагогов и родителей психологическую и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности;

Организовать беседы, анкетирование с целью выявления наиболее типичных причин, влияющих на уровень сформированности речевых процессов;

Обеспечить научно-методические условия для речевого развития;

Произвести отбор и апробацию методического материала для получения психолого-педагогической ориентировки в индивидуальных особенностях речевого развития слабослышащих обучающихся,  учётом интересов и психофизиологических возможностей школьников.

2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач  (ноябрь-декабрь 2013)

Цель: Организация деятельности школы-интерната №15 по внедрению языкового и речевого подхода с использованием основных принципов обучения.

Задачи:  

Организовать группы участников, формулировать задачи для каждой группы;

Погрузить в спортивную тематику,  народный фольклор;

Оптимизировать речедвигательную деятельность;

Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми;

Использовать инновационные технологии с целью формирования жизненных компетенций.

Проводить  урочные и внеурочные мероприятия для активизации динамики речевого развития.

Разработать систему регулирования и контроля за реализацией программы.

3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление деятельности (январь-февраль 2014)

Цель: Определение динамики успешности учебной деятельности в условиях применения инновационных технологий с целью расширения языковой и речевой направленности,  образа жизни, культуры общения.

Задачи:

Определить совокупность условий, способствующих усвоению учебного и внеучебного материала по языковой и речевой направленности;

 Посредством анкетирования выявить уровень формирования речевых и языковых компетенций;

Решить проблемы пониженной обучаемости, слабой познавательной активности, через расширение языковой и речевой направленности;

Расширить речевые возможности детей,  закрепить с помощью информационных технологий.

4 этап ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ – обработка и оформление результатов проекта (февраль 2014)

Цель: Выявление наиболее эффективных организационных, методических и оздоровительных форм, методов и средств работы  по внедрению аспектов языковой и речевой направленности;

Задачи:

Разработать и выбрать наиболее приемлемые формы работы по языковой и речевой направленности;

Провести анализ деятельности всех участников педагогического процесса;

 Осветить опыт проектной деятельности на базе школы-интерната №15 посредством презентационного материала для методического кабинета;

Представить результаты деятельности через демонстрацию детского творческого труда (выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.).

5 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – обсуждение полученных результатов (февраль-март 2014)

Цель: Обобщение, расширение и закрепление достижений, подведение итогов проектной деятельности.

Задачи:

Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных;

Оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы;

Обсудить и проанализировать полученную информацию;

Проверить выдвинутую гипотезу;

Провести самооценку проделанной работы.

 

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (сентябрь-октябрь 2013)

Цель: Создание условий для расширения языковой и речевой направленности, банка диагностических материалов совместно с психиатром И.С. Карауш, методистом Л.Д. Дузькряченко.

Задачи

Мероприятия

Дата

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Сформировать у педагогов и родителей психологическую и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности;

Организовать беседы, анкетирование с целью выявления наиболее типичных причин, влияющих на уровень сформированности речевых процессов;

Обеспечить научно-методические условия для речевого развития;

Произвести отбор и апробацию методического материала для получения психолого-педагогической ориентировки в индивидуальных особенностях речевого развития слабослышащих обучающихся,  учётом интересов и психофизиологических возможностей школьников.

 

Составление анкет, бесед

Разработка дидактического материала Изучение литературы

Разработка уроков, внеурочных мероприятий

Физкультурно-оздоровительная работа

Социализация и коммуникация

Творческая деятельность (фольклор, выставка детского творчества)

 

(сентябрь-октябрь 2013)

Приказ о создании творческой группы

Утверждение разработанных мероприятий

Планы-конспекты мероприятий, дали толчок к пониманию необходимости и важности проведения проекта

 

Консультации, рекомендации направили педагогов и родителей в нужное русло

 

Изучение информационных источников, с последующей выборкой необходимого наглядно-демонстрационного, речевого материала эффективно сказалось на деятельности всех участников проекта

Р.И. Моисеева, учитель начальных классов,

Т.А. Плисовских, учитель начальных классов

Л.Д. Дузькряченко, методист

И.О. Шахмайкина – учитель информатики

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт

Т.Ф. Запорожан – школьный врач

Т.П. Мурина председатель МО

2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач  (ноябрь-декабрь 2013) Цель: Организация деятельности школы-интерната №15 по внедрению языкового и речевого подхода с использованием основных принципов обучения.

Задачи

Мероприятия

Дата

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Организовать группы участников, формулировать задачи для каждой группы;

Погрузить в спортивную тематику,  народный фольклор;

Оптимизировать речедвигательную деятельность;

Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми;

Использовать инновационные технологии с целью формирования жизненных компетенций.

Проводить  урочные и внеурочные мероприятия для активизации динамики речевого развития.

Разработать систему регулирования и контроля за реализацией программы.

Активная работа с родителями (беседы, советы, консультации, круглый стол, «беседы по душам»)

Уроки с использованием  ИКТ

Внеурочная деятельность: рисунки, беседы, игры, анкетирование и т.д.

Знакомство с олимпийской тематикой, символикой, великими призёрами, медалистами Олимпийских и Паралимпийских игр

 

 

(ноябрь-декабрь 2013)

Разработанная система профилактических мероприятий

Качественная работа по снятию психоэмоционального напряжения

Создание развлекающей и обучающей среды, способствующей развитию языковой и речевой направленности в рамках XXII Олимпийских зимних игр 2014

Активизация познавательных процессов

Формирование жизненных компетенций, основ здорового образа жизни

Р.И. Моисеева, учитель начальных классов

Т.А. Плисовских, учитель начальных классов

Т.П. Мурина, председатель МО

О.В. Григорьева,

Т.Н. Дутова,

Т.Я. Тихонова,

Учителя начальных классов

И.О. Шахмайкина – учитель информатики

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт

 

3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление деятельности (январь-февраль 2014) Цель: Определение динамики успешности учебной деятельности в условиях применения инновационных технологий с целью расширения языковой и речевой направленности,  образа жизни, культуры общения.

Задачи

Мероприятия

Дата

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Определить совокупность условий, способствующих

усвоению учебного и внеучебного материала по языковой и речевой направленности;

 Посредством анкетирования выявить уровень формирования речевых и языковых компетенций;

Решить проблемы пониженной обучаемости, слабой познавательной активности, через расширение языковой и речевой направленности;

Расширить речевые возможности детей,  закрепить с помощью информационных технологий.

 

Знакомство с олимпийским чемпионом – учителем физической культуры Егоровым В. (беседа, представление детям  высоких наград и др.)

 

Знакомство с олимпийской символикой и атрибутикой

 

Интегрированные уроки по физической культуре, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению с использование инновационных технологий, методической интернет-литературой

 

Внеурочные мероприятия

 

Обсуждение, анализ проведённых урочных и

внеурочных мероприятий

 (январь-февраль 2014)

Создание благоприятной атмосферы, способствующей развитию доверительных отношений взрослых и детей в процессе деятельности

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Выработка умения управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали)

Создание творческой, рабочей атмосферы, детско-взрослого союза

Осознание качества и уровня усвоения

Рабочая циклограмма распределения речевой, умственной, физической нагрузки и оздоровительных мероприятий в процессе проекта

Р.И. Моисеева, учитель начальных классов

Т.А. Плисовских, учитель начальных классов

Т.П. Мурина, председатель МО

О.В. Григорьева,

Т.Н. Дутова,

Т.Я. Тихонова,

Учителя начальных классов

И.О. Шахмайкина – учитель информатики

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт

 

4 этап ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ – обработка и оформление результатов проекта (февраль 2014) Цель: Выявление наиболее эффективных организационных, методических и оздоровительных форм, методов и средств работы  по внедрению аспектов языковой и речевой направленности;

Задачи

Мероприятия

Дата

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Разработать и выбрать наиболее приемлемые формы работы по языковой и речевой направленности;

Провести анализ деятельности всех участников педагогического процесса;

 Осветить опыт проектной деятельности на базе школы-интерната №15 посредством презентационного материала для методического кабинета;

Представить результаты деятельности через демонстрацию детского творческого труда

 

Работа над создание презентаций по результатам всей проектной деятельности

 

Анализ урочной и внеурочной деятельности

 

Анкетирование всех участников

Отчётное выступление на методическом объединении слабослышащего отделения школы

Выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.

(февраль 2014)

Наглядная пропаганда

Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий в речевом и физическом развитии

Повышение компетентностей педагогов и родителей в области речевого развития, сохранения и укрепления здоровья детей

Создание творческой, рабочей атмосферы

 

 

Р.И. Моисеева, учитель начальных классов

Т.А. Плисовских, учитель начальных классов

Т.П. Мурина, председатель МО

О.В. Григорьева,

Т.Н. Дутова,

Т.Я. Тихонова,

Учителя начальных классов

И.О. Шахмайкина – учитель информатики

И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт

 

5 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – обсуждение полученных результатов (февраль-март 2014) Цель: Обобщение, расширение и закрепление достижений, подведение итогов проектной деятельности.

Задачи

Мероприятия

Дата

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных;

Оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы;

Обсудить и проанализировать полученную информацию;

Проверить выдвинутую гипотезу;

Провести самооценку проделанной работы.

 

Анализ проведения всех мероприятий

Корректировка плана взаимодействия всех специалистов школы-интерната №15

Апробация и эффективность проведения оздоровительных мероприятий в рамках проекта

Обсуждение соотношения времени работы и отдыха в режиме дня

Система руководства организацией и контроля за речевым и физическим развитием детей с ОВЗ

 

 

 

(февраль-март 2014)

Разработки совместных мероприятий

Индивидуальные схемы по восприятию речевого материала с учётом особенностей детей

Анализ овладения детьми практическими речевыми умениями и навыками

Анализ педагогической деятельности педагогов и родителей

Система оздоровительных мероприятий

Система работы учитель-ребёнок-родитель

Гипотеза дала подтверждение – у детей пополнился лексический ряд, речь стала более насыщенной, красочной, понятной для окружающих

Приобретение опыта самооценочной, дифференцированной деятельности

Р.И. Моисеева, учитель начальных классов, педагог-психолог

Т.А. Плисовских, учитель начальных классов, социальный педагог

 

 

Система разработанных мероприятий по реализации проекта

1.                   Заполнение анкет.

2.                   Тестирование.

3.                   Практико-социальная деятельность (социализация и вербальная коммуникация);

4.                   Физкультурно-оздоровительная работа;

5.                   Практические задания в рабочих тетрадях;

6.                   Беседы;

7.                   Уроки с использованием компьютерных технологий:

 «Зимняя Олимпиада 2014» – автор Р.И. Моисеева;

«Паралимпийские игры в Сочи» – автор Т.А. Плисовских;

8.                   Виртуальная экскурсия  «Наша Олимпиада»;

9.                   Уроки трудового обучения:

 «Олимпийские кольца»;

«Символ Олимпиады – факел»;

10.               Урок «????»;

11.               Урок «????»;

12.               Комбинированный урок  «?????»

13.               Спортивная эстафета: «Равняемся на Вас, олимпийца»;

14.               Спортивный праздник: «Олимпийцы, мы с Вами»;

15.             Участие в конкурсах;

16.             Проектная, предметно-практическая деятельность;

17.             Ознакомление с сайтами сети Internet олимпийской направленности;

18.             Организация  вербальной коммуникации, диалоговой речи, на знание зимних видов спорта, экиперовки и др.

19.             Решение кроссвордов, ребусов, участие в викторине «Наши Олимпийцы»;

20.             Организация информационной деятельности родителей.

21.               Добавить……?????

 

Список литературы для педагогов

1.   Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.

2.   Ветер А. А. Выгодская Г. Л, Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

3.   Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.

4.    Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1 – 8. М

5.   Коноплева Л. Н.Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.

6.       Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.

7.   Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).

8.   Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. –  М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г.

9.   «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.

10.      Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.

11.      Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975.

12.   Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.

13.      Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей. — М., 1978.

 

Список литературы для родителей

1.     Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2.

2.     Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной ...planetadisser.com/see/dis_86378.html

3.     Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе» С.В.Машкова. 2006.

4.     Огурцова З. И. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8.

 

Список других источников информации

1.     Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство вос питания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — №8. 

2.     Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.

3.     Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9.

                                         

       


Скачано с www.znanio.ru