Проект "Орфограммы на фантиках"

  • Документация
  • docx
  • 06.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Иконка файла материала Орфограммы на фантиках (2).docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артемовского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 56

           с углублённым изучением отдельных предметов»       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта: «Орфограммы на фантиках»

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Бутакова Анастасия Сергеевна,

Полотова Анна Ивановна,

Франко Арина Сергеевна,

Ученицы:

5-Б класса МАОУ СОШ № 56

 

Научный руководитель:

Сомова Кристина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 56

 

 

 

 

 

 

 

2023г

Оглавление

Введение……………………………………………………………...........3

1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения фантиков……................................................4

1.2 Что изучает орфография?.......................................................................6

2. Практическая часть

2.1 Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках...................................................................................................................7

2.2 Результаты анкетирования……………………………..…………….9

Заключение…………………………………………….........................…11

Используемая  литература…………………..…………..………….......12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы очень любим конфеты. Однажды нам попалась конфета с интересным названием «Жи - Ши». В русском языке есть такое правило «Жи – Ши»  пиши с буквой «И». Мы решили поискать в названиях конфет орфограммы. Оказалось, что во многих названиях конфет «спрятались правила». Возник вопрос: помогут ли конфеты стать грамотными «сладкоежками»? Так появилась идея нашей исследовательской работы «Орфография в фантиках».

Цель  исследовательской работы: проверить, помогут ли конфетные обертки в изучении орфограмм русского языка или нет.

Задачи:

-  изучить литературу, узнать историю возникновения фантиков;

- собрать фантики от конфет;

- повторить изученные орфограммы русского языка, составить перечень орфограмм;

- исследовать фантики от конфет и выяснить, какая орфограмма «спряталась».

-  сделать выводы по результатам работы.

Объект исследования:  фантики конфет.

Предмет исследования:  орфограммы в названиях фантиков.    

Нами  была выдвинута гипотеза: если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно развить орфографическую грамотность и орфографическую зоркость. Все мы, обожаем конфеты, у каждого есть любимый сорт. Съедая конфету, мы выбрасываем фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Кажется, что интересного можно найти в фантике от конфет. Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет? Мы  попытаемся это сделать!

Актуальность: Основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?

В своей работе использовала следующие методы: изучение литературы и материалов сети Интернет, работа со словарями, анкетирование, наблюдение, классификация, описание.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения фантиков

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:

«Фантик - конфетная обёртка как предмет игры».

Истории фантика не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Фольга появилась в середине XIX века. А парафиновую бумагу - ту, которая лежит в обертке российской шоколадной конфеты, придумал великий изобретатель Томас Эдисон в 1872 году. Он порекомендовал применять в качестве обертки парафинированную бумагу, раньше конфеты не принято было заворачивать, их просто хранили в коробочках.

Это нововведение позволило продавать конфеты в развес, благодаря фантикам это стало гигиенично.

Фантики в России  появились при Петре I. На первых этикетках были указаны фамилии производителей, название и фасад кондитерских фабрик.

Однако, как и в Америке, до середины XIX века конфеты хранили в коробочках, вазочках, а брали их специальными щипчиками. К шоколадным конфетам было другое отношение, их заворачивали в фольгу, причем разноцветную. Для каждой начинки свой цвет фольги.

К концу XIX века, когда производство кондитерских изделий выросло, фантикам уделялась не меньшее внимание, чем театральным афишам. На фантиках творили выдающиеся художники, такие как: Константин Сомов, Иван Билибин, братья Васнецовы и многие другие. Выпускались серии конфет с загадками, с таблицей умножения, азбукой, гаданием, гороскопами.

После революции красивые обертки ушли в прошлое, оформлению не уделялось больше столько внимания. А в советское время на фантиках можно было увидеть отображение таких тем как: 8 марта, 1 мая, 7 ноября и полет в космос.

Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи, которые используют научный подход. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше.

 

1.2 Что изучает орфография?

Орфография  -  правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.

Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Слово состоит из двух греческих корней: «орфо» и «графо», что означает «правильный» и «пишу».

В учебнике Т.А.Рамзаевой «Русский язык» говорится, что «орфограммы» – это буквы, написание которой надо проверить или запомнить. Если орфограмму можно проверить – это проверяемая орфограмма. Если орфограмму надо запомнить – это непроверяемая орфограмма.

Изучив материалы учебников, мы выписали, какие орфографические правила должны знать дети начальной школы и составили перечень орфограмм.

Перечень  орфографических правил и орфограмм, которые изучаются в начальной школе:

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова;

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова;

Правописание  непроизносимых согласных в корне слова;

Буквы и, у, а после шипящих;

Разделительные ъ и ь;

Обозначение мягкости  согласных с помощью мягкого знака;

 

2. Практическая часть

2.1 Классификация орфограмм в названиях конфет

 Последнее время мы стали обращать  внимание на названия конфет, напечатанные на обертках. В названии многих из них встречаются правила, которые мы изучаем в школе. Значит, фантику можно вернуть его образовательную роль новым способом. 

Для исследования мы использовали 60 различных наименования конфет, которые распределили следующим образом: на фантиках встретились 57 имен существительных, 7 имён прилагательных.

Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное, наименее употребляемая  - имя прилагательное.

Внимательно рассмотрев все представленные названия, мы выделили несколько тем по русскому языку, при изучении которых можно использовать названия конфет.

Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении словосочетаний.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, распределили их на группы. Получилось несколько групп:

- Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

1. Банан

2. Лимонная вилла

3. Лимон

4. Ромашка

5. Халва

6. Лакомка

7. Чёрная смородина

8. Космос

9. Ореховая  страна

10. Козиначки

11. Белая черемуха

12. Молочный шоколад

13. Москвичка

14. Туесок

15. Крошка картошка

16. Шоколадная

17. Ермолинка с арахисом

18. Вкус манго

 

- Проверяемая безударная гласная в корне слова

1.Марсианка-марс

2. Золотая лилия- золото

3. Рожок - рог

4. Ломтишка- ломтик

5. Мишки в лесу- лес

6. Ореховая страна- страны

7. Доярушка- доят 

8.Морской бриз - море

9. Светаево - свет

 

- Парные и удвоенные согласные в корне слова.

1. Коровка – корова

2. Сказки Перро

3. Детский сувенир

4. Красный мак

5. Фундук

6. Лимонная Вилла

7. Волшебный саквояж

8. Яшкинская картошка

9. Гламурный отдых

10. Золотой ключик

11. Маффин

12. Россия

13. Крокант

14. Зачарованные

15. Морской бриз

16. Чизкейк

17. Сливки щасливки

 

- Разделительный Ь; мягкий знак, как показатель мягкости

1.Птичье молоко

2. Темная ночь

3. Испанская ночь

4. Сеньор Метеор

5. Мягкая карамель с печеньем

6. Дольче груша

 

- Имена собственные

1.Левушка

2. Аленка

3.Москвичка

4. Джек

5.Испанская ночь

6. Россия

7. Сказки Перро

8. Степашка

9. Папа Коля

10. Александровские конфеты

 

- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ,ШК

1. Мишка косолапый

2. Ласточка

3. Черноморочка

4. Красная шапочка

5. Козиначки

6. Ромашка

7. Ломтишка

8. Молочная

9. Батончик

10. Воздушный

11. Фундучная

 

- Буквы и, у, а после шипящих.

1. Жи- ши

2. Скрепыши

 

- О, Ё после шипящих

1. Электро шок

2. Волшебный сундучок

3. Петушок, масляна головушка

 

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», а наименьшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих.

 

2.2 Результаты анкеты

По исследуемой теме мы провели опрос  ребят нашего класса. Задания выполнили – 20 учащихся.

Одноклассникам было предложено ответить на четыре вопроса:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

3. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?

 На диаграмме представлены  результаты опроса.

 

Диаграмма 1 «Результаты анкетирования»

 

Из проведенного анкетирования можно сделать выводы. Большая часть ребят любят конфеты, а также обращают внимание на оформление фантика и название конфет. И только половина обращает внимание на правописание

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы мы узнали много нового о фантиках.

В ходе исследования фантиков, мы выявили, что все изученные нами названия конфет – это части речи, которые мы уже изучили и продолжаем изучать на уроках русского языка. Поскольку имя существительное - это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно оно встречается в названиях конфет

Таким образом, цель достигнута, но моя  гипотеза не подтвердилась.

Но, возможно, яркие  конфетные обертки помогут в изучении орфограмм.

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Рамзаева Тамара Григорьевна Москва Просвещение 2021г.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. Под редакцией чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.-20-е изд,-М.: Рус. яз., 1989

3. Фантики от конфет

4. Интернет -ресурсы