Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский институт управления
Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Волгоградской области
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Налоги
|
Проект выполнили: |
|
|
Субботина Марина Геннадьевна |
|
|
Пастух Елена Михайловна |
|
|
Митченко Лидия Николаевна |
|
|
Нагуманова Олеся Анатольевна |
|
|
Бородина Ольга Александровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старший методист РМЦ: |
|
|
к.э.н., доцент |
|
|
Брехова Ю.В. |
|
|
|
Волгоград
2021
Содержание
Введение |
3 |
1. Общая характеристика занятия |
5 |
2. Педагогическая характеристика занятия |
6 |
3. Методическая характеристика занятия |
9 |
Заключение |
11 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ |
12 |
Приложения |
13 |
Введение
Налоги - это неотъемлемая
необходимость существования государства. Каждый житель страны, который получает
доход и у которого есть движимое и недвижимое имущество, обязан по закону
платить налоги. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в
определенных законом размерах и в установленные сроки.
Мы все знаем, что налоги платятся с древних
времен. Тысячи лет назад люди уже понимали, зачем их платить и как это важно.
Не является исключением и наша страна. Большая часть государственного бюджета
состоит из налогов. А чем больше государственный бюджет, тем больше средств
вкладывается в улучшение жизненного уровня граждан. Государство платит
зарплаты, содержит больницы и школы, и все то, чем мы пользуемся бесплатно. Уплата
налогов налогоплательщиками – существенный вклад в укрепление государства, поддержание
его независимости. Кроме того, уплата налогов - гарантия собственного комфорта
и безопасности. Добросовестно исполнять свои гражданские обязанности - это
честно и порядочно.
Актуальность проблемы определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
В этой связи подготовка школьника к правильному пониманию сути налога, его функций и роли в жизни человека, как гражданина, особенно важна в курсе изучения финансовой грамотности в рамках школьной программы на первоначальном этапе в 5 классе. Поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Методическая разработка занятия на тему: «Налоги» отражает реализацию основной образовательной программы по финансовой грамотности.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения занятия – комбинированный урок, основной дидактической целью которого является реализация новых и усвоенных понятий и теорий в практической деятельности учащихся.
Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует логическое мышление и рациональное поведение учащихся. Занятие построено на методах моделирования выбора и поведения учеников, помогают находить решения поставленных задач в области управления, сохранения и защиты личных финансов.
Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые здесь такие понятия как виды налогов, их функции, налогооблагаемая база, налоговый период и прочие являются насущными и зачастую неизученными большинством добропорядочных налогоплательщиков, в связи с чем это вызывает трудности в период составления налоговых отчетностей и прочих документов.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате школьники в жизни смогут грамотно планировать и эффективно распоряжаться своими финансовыми ресурсами.
1. Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта
• Объект:
Место: г. Волгоград
Название образовательной организации:
МОУ СШ № 35 им. Дубины В.П. г. Волжского;
МОУ СШ № 14 “Зеленый шум” г. Волжский
МКОУ Даниловская СШ им. А.С.Макаренко
МОУ СШ № 1 Тракторозаводского района Волгограда
.Участники проекта:
Педагог:
Нагуманова Олеся Анатольевна, учитель начальных классов
Митченко Лидия Михайловна, учитель начальных классов
Пастух Елена Михайловна, учитель начальных классов
Субботина Марина Геннадьевна, учитель иностранных языков
Бородина Ольга Александровна, учитель начальных классов
Учащиеся: 3-4 классов
Другие (консультанты, родители)
• Название факультатива: Основы финансовой грамотности (школьный компонент)
• Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): изучение нового материала.
• Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
• Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 / 1
• Тип занятия: комбинированное занятие
• Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
• Учебно-методическое обеспечение
• Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:
• Методические материалы для учителя:
• Конституция РФ
• Налоговый кодекс РФ
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 400 с.: ил
2. Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Налоги»
Цели занятия: достижение не менее 80 % учащимися следующих образовательных результатов
Предметные образовательные результаты
- овладение основными понятиями по теме: «Налоги»;
- овладение основными различиями видов налогов и всех показателей, привязанных к ним.
Метапредметные образовательные результаты
Личностные:
· формирование эмоционально-ценностного отношения к гражданской ответственности по уплате налогов;
· понимание личной ответственности за собственные решения и благополучие своей семьи.
Регулятивные:
· умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
· выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные:
· слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
· выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Описание учебного процесса
Этап |
Продолжительность |
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
I. Орг. момент. Мотивация. |
2 мин |
Делятся на группы (4 группы). Вводная беседа. |
II. Изучение нового материала 1. Постановка цели |
4 мин |
Определяют темы урока. Учащиеся ставят цели занятия |
2. Работа с новыми понятиями |
8 мин |
Каждая группа выделяет проблему. Высказывают собственную точку зрения, аргументируют |
3. Знакомство с Налоговым кодексом и основными понятиями. Приведены примеры из истории налогообложения |
10 мин |
Учащиеся просматривают выдержки из (статьи) НК РФ, проверяют по нему определение налогов. Систематизируют виды налогов. |
4. Первичное закрепление |
6 мин |
Группы работают с карточками с заданиями. (Приложение № 1,2) Понимают значение элементов налогообложения. |
5. Закрепление |
10 мин
|
Учащиеся пытаются самостоятельно рассчитать налог, основываясь на условия из групповых карточек |
6. Домашнее задание |
2 мин |
Записывают домашнее задание «Придумай свой налог и приведи доводы в пользу его введения» (Приложение № 3) |
III. Заключение. |
3 мин |
Подведение итогов. Рефлексия в устной форме |
Этап |
Метод |
Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
I. Орг. момент. Мотивация. |
Словесный, наглядный |
Вводная беседа. |
II. Изучение нового материала. |
Словесный, наглядный, практический, |
Иллюстрации, карточки, памятки, статьи |
III. Заключение. |
Словесный |
Плакат : закончите предложения |
3. Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
1. элементы игрового моделирования;
2. визуализация;
3. работа в группах;
4. работа с понятием;
5. мозговой штурм.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
1. Подведение итогов, выявление степени усвоения понятия (анализ заполненных карточек, памяток).
2. Рефлексия
Сегодня на уроке я
1.Научился
2.Мне показалось важным
3.понял,что
4.Почуствовал,что
Заключение
Данное занятие по изучению нового материала по теме «Налоги» позволяет расширить знания учащихся о налоговой системе России, как системе экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д. Роль системы налогообложения - проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 400 с.: ил
5. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.
6. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г.
7. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 213с.
8. 4. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразовательных орагнизаций – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 2001. 191 с.
10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.- 361 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Решите задачи на вычисление налогов.
1. Представь, что Василий, проживающий в Волгоградской области, купил и поставил на учёт 5 февраля 2018 г. автомобиль с мощностью двигателя 200 л. с.
28 декабря 2019 г. Василий продал свой автомобиль. Ставка транспортного налога в Волгоградской области для автомобилей с указанной мощностью – 20 руб. с лошадиной силы. Рассчитать сумму налога с продажи автомобиля.
2. Дмитрий устроился на работу в компанию «Радуга»
1 марта 2018 г. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 15 000 руб. С 1 мая 2018 г. заработная плата повысилась до 20 000 руб., такой она оставалась до конца года. Кроме того, за декабрь 2018 г. Дмитрий получил премию в размере 5000 руб.
Какую сумму подоходного налога удержал и заплатил работодатель как налоговый агент Дмитрия за 2018 г.?
Приложение 2
1. Годовой доход семьи Кости складывается из зарплат родителей и пенсии бабушки и равен 1 млн 140 тыс. руб. Пенсия бабушки составляет 15 тыс. руб. в месяц. Какую сумму подоходного налога эта семья заплатит государству?
2. 2. У семьи Петровых есть вторая квартира, которую они сдают за 15 тыс. руб. в месяц. Какую сумму семья Петровых должна уплатить в качестве налога на доходы физических лиц за месяц и за год?
Приложение № 3
Домашнее задание для обучающихся
«Придумай свой налог и приведи доводы в пользу его введения»
Для примера такого налога может послужить «Налог на отходы».
Обоснование: В настоящее время планета стоит на грани экологической катастрофы, поэтому введение подобного налога поможет минимизировать загрязнение окружающей среды – с одной стороны, с другой – за счет уплаты данного налога в политике государства появятся новые статьи расходов, направленные на улучшение экологической обстановки в стране и мире в целом.
Налогоплательщики: все собственники, в результате деятельности которые появляются те или иные отходы (предприятия, фирмы и пр.);
Объект н/о: все отходы (параметр измерения – объем отходов);
Налоговый период – 1 год;
Характеристика налога: косвенный, т.к чем больше отходов, тем больше сумма налога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.