МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»
Проект по ознакомлению детей с трудом и продуктом труда (товар) «Калейдоскоп профессий»
в группе компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием шестого года жизни
Воспитатель:
Свиридюк Н.Ю.
г. Мегион
Актуальность проекта
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Детям старшего возраста необходимо объяснить, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий, в том числе и через профессии своих родителей, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.
Тип проекта: информационный, групповой
Сроки реализации: Краткосрочный (3 месяца)
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели групп.
Цель проекта: создание условий для расширения представлений у детей о профессиях, в том числе и профессиях их родителей и показать взаимосвязь труда человека и результат труда.
Задачи:
1. Формировать целостные представления дошкольников о профессиях своих родителей, подчёркивать значимость их труда.
2. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
3. Развивать предпосылки ответственного отношения к порученному делу, коммуникативные навыки.
4. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться и стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Предполагаемый результат:
-вызвать интерес к окружающему миру;
-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
-помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
-поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
-обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий, предметах труда; товаре, торговле; деньгах.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта:
1 этап подготовительный:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
2. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
2 этап.
Разработка проекта:
1. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия; разработать консультации для родителей;
2. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
3. Составить план реализации проекта.
3 этап. Реализация проекта.
Перспективное планирование по образовательным областям проекта «Калейдоскоп профессий» в старшей группе.
Месяц |
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Октябрь |
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Беседа «За что родители получают деньги».
Трудовые поручения в уголке природы и экспериментальном. Д.И. «Магазин», «Парикмахерская» и др. |
Работа с презентацией «Все профессии нужны, все профессии важны».
Беседа «Труд взрослых - продавец».
Беседа «Товар и бережное отношение к нему».
Игры с пособием «Как товар приходит к человеку». |
Чтение: басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»,
сказки К.И. Чуковского «Телефон».
В. Маяковский «Кем быть?»
Вечер пословиц и поговорок о труде.
Разгадывание загадок о профессиях. |
Беседа «Труд музыкального руководителя». Конкурс рисунков «Профессия моей мамы». |
Досуг с родителями «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Ноябрь |
Встречи с людьми разных профессий: учитель, врач (с участием родителей группы).
Беседа о профессии полицейского (приход родителя).
Трудовые поручения по уборке территории участка.
«С. /р. Игры «На дорогах города». «Получаем медицинскую помощь» |
Дидактические игры: «Кто что делает», «Маршруты товаров», «Товарный поезд» и т. Д . Беседа «Путешествие в страну товаров»
Игры с пособиями «Профессии». |
Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», русской народной сказки «По щучьему велению», С. Писарева «Сказка о пропавших профессиях»
С. Михалков «Дядя Стёпа»;
Заучивание пословиц и поговорок о труде
НОД по развитию речи Путешествие в мир профессий |
Рисование на тему «Новые товары в супермаркете». Конкурс «кто мой папа».
|
Беседа о профессиях связанных со спортом (тренер, массажист, учитель физкультуры). Игровое занятие «Смелый полицейский» |
Декабрь |
Знакомство с профессиями: повар-кондитер, пожарник.
Посещение городской библиотеки, знакомство с профессией «библиотекарь».
Трудовые поручения посев семян цветов для выращивания рассады.
С/р. игра «Аптека», «Почтальон принес посылку», «Пожарные», «В библиотеке». |
Целевое посещение детей с родителями почты.
Просмотр м/ф «Трое из Простоквашино».
Беседа с детьми «Что такое товар и торговля».
Игры с пособием «Назови профессию». |
Чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»,
Русской народной сказки «Морозко»,
Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?»
НОД по развитию речи
«Товар и бережное отношение к нему».
|
Раскраски по теме «Профессии»
Знакомство с песнями, где указывается профессия. |
Поход в библиотеку. Досуг с родителями «Пожарные на учении». |
Работа с родителями
Формы и методы работы |
Сроки выполнения |
Консультация «Знакомство детей с профессиями» |
Октябрь |
Изготовление коллажа на тему «Калейдоскоп профессий» |
|
Привлечь к изготовлению атрибутов для С./р. игры «Библиотека», «Почта». |
Ноябрь |
Изготовление альбома загадки об орудиях труда, профессиях. |
Ноябрь |
Изготовление карточки о профессии |
Декабрь |
Составление книжек «Рассказы о профессиях родителей» |
Презентация проекта
1. Выставка дидактических игр.
2. Фотовыставка «Профессии моих родителей».
3. Выставка книжек «Рассказы о профессиях родителей»
4. Подборка книг о профессиях
5. Плакаты «Профессии».
6. Коллаж «Калейдоскоп профессий»
7. карточки о профессии.
8. Театрализованное представление.
Методическая литература
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:
5.Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 г
6. . Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г
7. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.
8. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. М.: «Детская литература», 1986 г.
9. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.:ТЦ Сфера, 2005 г.
10. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998 г.
Приложение 1.
Загадки про профессии
Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо.
(Рыбак)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)
Есть у Андрюши старший брат
– Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой?
Пожарный
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Скорее, кто же мы?
(Пожарные)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
(Учитель)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(Строители)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.
(Шахтеры)
Кто у постели больного сидит?
— И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров,
— Разрешит погулять.
(Доктор)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.
(Фотограф)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ….
(Артист)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
(Пастух)
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.
(Воспитатель)
Встаю я очень рано, ведь моя забота
– Всех отвозить по утрам на работу.
(Шофер)
Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас ….
(Пилот)
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы.
(Пекарь)
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
(Мукомол)
В желтом море корабль плывет.
Кто корабль по морю ведет?
(Комбайнер)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – запомнит вас.
(Фотограф)
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит...
(шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит...
(пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...
(строитель)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его?
(Моряк)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи?
(Пилот)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает...
(юрист)
На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он?
(Милиционер)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник
— Делает нам стулья...
(плотник)
Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный...
(капитан)
По мосту чтоб мчался скорый,
Чинит он на дне опоры.
Целый день за разом раз
Вглубь ныряет...
(водолаз)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом...
(постовой)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется...
(военный)
Сказки о профессиях.
Сказка. 1
- Собрались однажды на рыбалку старые друзья: Иван - повар, Семен - столяр, Степан - ветеринар, Андрей - фокусник, Николай - электрик, Данила - пилот и Дмитрий – прокурор. Взяли они большую лодку, удочки и отправились в путь.
- Так и не заметили друзья, как добрались до реки. Сели в лодку, поплыли и завели разговор.
Повар:
- Пока не доплыли до нужного места, хочу я вам, друзья вот что сказать:
Профессия повар - лучше всех,
И в жизни моей принесла лишь успех.
Столяр:
Не согласен я с тобой.
Столяр - это вам герой!
В руки молоток возьму
Гвозди без труда забью,
Пилою доски распилю,
Стул и столик смастерю.
Ветеринар:
Вот устроили базар.
Лучше всех ветеринар!
Звери, птицы, все кто болен
Кто здоровьем недоволен
Всех зовёт ветеринар
Перевяжет, даст отвар!
Фокусник:
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивленье?
Это фокусник даёт
В цирке представленье.
Он настроение поднимает
Профессии лучше не бывает!
Электрик:
Стоп, друзья, не торопитесь,
В словах своих не ошибитесь.
Вот профессия моя
Лучше ваших всех она! .
Знают люди всей страны,
Как электрики важны!
Пилот:
В открытом небе я летаю,
Я самолёт отлично знаю,
Считаю лучший это тот,
Кто называется пилот.
Прокурор:
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
России нужны прокуроры
Поверьте мне, очень нужны!
- И так увлеклись наши друзья спором, что забыли про рыбалку и не заметили, как отнесло их лодку в открытое море. Но и в открытом море они продолжали спорить о том, чья профессия лучше. И вот в одно мгновение поднялась большая буря, и лодку с большой скоростью понесло по волнам, вот тогда-то и очнулись молодые люди.
- Через пару часов буря закончилась, и лодку прибило к берегу.
- Друзья, мы много спорили и попали в бурю. Скоро наступит ночь и нам нужно найти место для ночлега, а то мало ли кто водится на этом острове.
- «Да, я ведь могу построить дом, инструменты у меня с собой», сказал столяр.
- «Молодец. Семён, начинай, а мы тебе поможем», поддержал прокурор.
- «А, я проведу в дом электричество», добавил электрик.
- И закипела работа. Скоро дом был готов.
«Что-то кушать хочется после работы. Да покушать бы нам всем не помешало»,
наперебой заговорили работники.
-« Кушать захотели? А я для чего?», ответил повар.
Вас друзья накормлю.
Супчик вам сейчас сварю.
Я ведь повар хоть куда,
Там, где я всегда еда.
- Хорошо поужинав, друзья легли спать. Так прошёл первый день на необитаемом острове. На следующий день, все дружно отправились в обратный путь.
- Друзья возвратились домой и больше никогда не спорили, чья профессия лучше, а наоборот решили, что
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Сказка о пропавших профессиях. 2
Жили были две маленькие девочки – Катя и Лера. Они были сестрами и были очень любопытными. Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:
— А зачем?
— А как?
— А где?
— А почему?
И поэтому мама с папой называли их почемучками. И вот однажды маленькие девочки гуляли во дворе и весело играли. Катя достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Лера, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделала со своим фантиком то же самое. Девочки весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:
— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?
— Я буду принцессой! – сказала Катя
— И я буду принцессой! – подтвердила Лера.
— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.
— Профессию? – спросила Катя – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?
— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…
Но старичок не успел договорить – девочки хором перебили его:
— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!
Старичок снова печально покачал головой и стукнул своей метлой по земле три раза, а потом произнес волшебные слова:
Закрутись весь мир на месте,
Взвейтесь ветры надо мной,
Пусть профессии как звери
Убегут все до одной!
И в этот миг все вокруг стало кружиться вокруг девочек – летали дома, деревья, и даже качели с детской площадки. Катя и Лера от страха закрыли глаза ладошками и прижались друг к другу. Когда все стихло, они открыли глаза и увидели, что все стоит на своих местах, но что-то было не так.
На улице было много мусора, стоял ужасный запах…
— Фууу… — сказала Лера. – Почему тут никто не убирает?!
— Да, — ответила Катя – принцессам тут точно не место!
И девочки решили пойти домой – играть им уже не хотелось. Но дома их ждал неприятный сюрприз – дом был каким-то не таким – он был весь потрескавшийся, некрасивый, словно его давно никто не ремонтировал.
— Мам, а можно нам чего-нибудь вкусненького? – спросила Лера.
— Увы, сказала мама. Вы же знаете, что у нас в городе пропали все профессии. Больше никто не печет сладкие булочки, потому что пекарь совсем разучился печь. И на шоколадной фабрике больше никто не работает – все кондитеры забыли, как они делали шоколадки и конфеты. Да и в магазине больше ничего не купить – там нет больше продавцов, и его закрыли. Люди разучились делать полезные дела, они забыли свои профессии.
— Но неужели мы теперь не сможем ничего купить? – удивилась Катя.
— Не сможем… — грустно вздохнула мама. Ведь чтобы магазин снова заработал, нужен продавец – человек, который будет продавать то, что есть в магазине, брать у покупателей денежку и давать им то, что они хотят, выкладывать товары на прилавок. Да и продавать больше нечего. Раньше у нас был пекарь – он пек вкуснейшие пирожки и булочки, разный хлеб.
— И ходил в белом колпаке и фартуке! – закончила за нее Катя.
— Да, — ответила мама. – но больше он не умеет этого делать – его профессия куда-то пропала. И водитель, который управлял машиной и привозил в магазин продукты, разучился водить машину. Он ничего не может привезти.
Катя и Лера расстроились и пошли гулять – ведь дома было скучно. Город стал совсем другим. Никто не подметал дорожки, на клумбах не росли цветы, на детской площадке были сломанные качели и никто их не чинил.
К больным больше не приезжали доктора. Ведь доктор – это тоже профессия. Именно доктор лечит все болезни – и больное горло, и насморк, и если кто-то поранился. Доктора всегда спешили на помощь к заболевшим, а когда помощь нужна была очень срочно – приезжали на специальной машине, которая так и называлась – «скорая помощь». Девочки все это знали, и помнили, что на той машине еще всегда был нарисован красный крест. Но только сейчас они поняли, что доктор – это нужная и полезная профессия, без которой очень плохо.
По городу больше не ездили автобусы – всем людям приходилось ходить пешком, как бы далеко ни нужно было добираться. Ведь пропала и профессия водителя. Да, это те самые водители, которые каждый день управляют автобусами и возят много людей по городу.
Но самое страшное было то, что пропали и воспитатели в детском садике, и учителя – больше некому было учить детей полезным вещам и грамоте. Ведь учитель – это тоже профессия. Учителя учат детей считать, читать, писать, рассказывают им о том, как устроен наш мир, каким он был раньше, и многое другое. А воспитатели учат самых маленьких простым, но очень нужным вещам – лепить, рисовать, учить стишки, танцевать, и даже просто правильно вести себя и за столом, и на прогулке.
Катя и Лера посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.
— А что за профессия – принцесса? – спросила Лера Катю.
— Не знаю… — ответила Катя. – наверное это бесполезная профессия. И зря мы ее выбрали…
— Но как теперь вернуть все обратно? Ведь это из-за нас все люди разучились делать свою работу! – спросила Лера.
— Может, нам просто нужно исправить нашу ошибку? Помнишь, папа с мамой всегда говорили – если ты сделала что-то не так – надо просто попросить прощения и исправить свою ошибку? – ответила Катя
— Да, точно! – согласилась Лера. Бежим скорее! Нам нужно найти того старичка!
Девочки побежали обратно во двор, но старичка там не было. Только горы мусора – ведь мало кто бережет труд дворника, и многие просто бросают мусор на землю.
Катя и Лера увидели, как среди всего этого мусора лежат и их бумажки от конфет. Лера подняла свою бумажку, выбросила ее в мусорное ведро, и сказала:
— А вот я, когда вырасту, стану поваром!
— Почему именно поваром? – спросила Катя, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.
— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!
— Это здорово! – сказала Катя. – А я буду художницей и буду рисовать самые красивые картины, чтобы у каждого в доме было красиво!
И тут случилось чудо. Все вокруг снова закружилось и завертелось, и через минуту все вернулось обратно, как будто ничего и не было.
И девочки взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они больше не хотели быть принцессами, они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!
Автор: Писарева Светлана
Приложение 2.
Консультация для родителей - знакомство детей с профессиями
Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.
Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Чтение книг
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Мультфильмы и специальные видеоролики
Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Дидактический материал: детям о профессиях Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.
Как следует знакомить ребенка с профессиями
Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что зачем следует делать:
Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.
Обучайте малышей играя!
Приложение3
Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»
Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.
Ход игры
Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят:
Что ты делаешь — не знаем.
Поглядим и угадаем.
Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.
- Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.
Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие — посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.
В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Нужно уважать людей всех профессий, ценить их труд.)
Давайте сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Не пропусти профессию»
Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.
Ход игры
В. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.
- А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой — строителем, третий — космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.)
В. Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он — мастер своего дела».)
- Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.
На свете много профессий разных,
И все они людям нужны,
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.
С. Масинчер
Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.
В. Давайте вспомним о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)
Занятие «Путешествие в мир профессий»
Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий: продавец, шофёр, строитель, писатель.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение.
Ничто никогда не выходит само:
Само не приходит к нам на дом письмо,
Само не способно смолоться зерно,
Само стать костюмом не может сукно,
Само не умеет свариться варенье,
Само не напишется стихотворение.
Мы делать всё это обязаны сами,
Своей головой и своими руками.
В. Лунин
О чём говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей.)
Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях.
-А вы знаете, что обозначает слово «профессия»?
(Ответы детей.)
Какие профессии вы знаете? Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий. Кто ухаживает за детьми и воспитывает их?
(Воспитатель, помощник воспитателя.)
Кто готовит пищу для детей?
(Повар.)
Кто стирает бельё?
(Прачка.)
Кто убирает территорию детского сада?
(Дворник.)
Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы?
(Ответы детей.)
Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)
Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.
В. Вы садитесь в автобус, кто им управляет?
(Водитель.)
Вы входите в дом. Кто его построил?
(Строители.)
Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её?
(Писатель или поэт.)
Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.
Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам: продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Сюжетно-ролевая игра «Получаем медицинскую помощь»
Цель: знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки, воспитывать уважение к этим профессиям, воспитывать заботливое отношение к людям, расширять словарный запас детей – ввести понятия «аптека», «фармацевт», «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт». Оборудование: халаты, шапочки (медицинские), набор «лекарств», аптечный лоток, витрина для лекарств, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними, игрушка – доктор Айболит.
Ход игры: в разных местах комнаты стоят столы с табличками, где написано название учреждений – «Аптека», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь». В гости приходит доктор Айболит и начинает осматривать и лечить больных зверюшек. Но он так долго добирался до детского сада, что очень устал. Ему нужно отдохнуть. Воспитатель предлагает выбрать помощника – Врача, который будет вести прием больных. Вместе с детьми он уточняет обязанности врача. Затем все вместе выбирают Медсестру, закрепляют знания о ее обязанностях – она выписывает рецепт, назначенный врачом. Таким же образом по желанию выбирают сотрудников для работы в аптеке, больнице и в станции скорой помощи. Остальные дети выступают в роли Пациентов, приводящих на прием к врачу больных кукол, зверюшек. Скорая помощь активно участвует в игре, оказывает помощь больным, отвозит их в больницу. По назначению Врача больные идут в аптеку за лекарствами, отдают рецепт, а Фармацевты делают эти лекарства и продают их. В ходе игры необходимо обращать внимание на то, что все медицинские работники очень внимательно относятся к своим пациентам, а те, в свою очередь, не забывают благодарить за оказанную помощь. Наконец-то все больные выздоравливают, вместе с ними радуется и доктор Айболит. Он внимательно следил за работой своих помощников и остался очень довольным. Теперь он сможет спокойно уехать в другой город, чтобы там вылечить больных зверюшек.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Ход игры:
проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.