МКДОУ «Иковский детский сад общеразвивающего вида №1»
Проект
по ознакомлению с окружающим миром
подготовительной группы:
«Животные нашего края».
Авторы проекта:
Воспитатели: Новикова А.В.
Самочернова Е.С.
Иковка 2019.
Актуальность
В детстве ребенок открыт миру и готов получить новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщение детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребенка с животными родного края, формированием знаний о них.
Мы взяли для знакомства природу Зауралья, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.
Запланированные нами мероприятия развивают кругозор детей, способствуют воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Вид проекта: информационно-творческий, исследовательский.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта «Животные нашего края».
Задачи проекта:
Для детей:
· обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в природе и для человека;
· развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном;
· развивать познавательный интерес;
· развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность;
· развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
· формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;
· воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.
Для родителей:
· оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос;
· принимать участие в подборе материала для презентаций;
· принимать участие в создании страничек для альбома;
· оказывать детям помощь в изготовлении поделок-животных из разных материалов для макета.
Срок реализации проекта
краткосрочный (1 неделя).
Итоговые продукты
Совместное изготовление и оформление макета «Дикие животные»
Альбом "Животные нашего края".
Ресурсное обеспечение:
- План проведения проекта "Животные нашего края";
- Подвижные игры, дидактические игры, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки по теме проекта.
- Фоторепортаж о животных.
- Оборудование для сюжетно-ролевых игр "Зоопарк", "Больница", "Ветеринарная клиника".
- Мультфильмы "Король-Лев", "Крашеный Лис", "Три медведя", "Дюймовочка", "Лиса и заяц", "Умка ищет друга".
- Презентация "Животные нашего края".
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; составление плана работы;
- подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных;
- подборка энциклопедий: «Удивительные животные» (серия «Мир в картинках»), энциклопедия для детского сада «Животные России».
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- сбор фотоматериала.
Организационный этап погружение в тему проекта;
- проведение бесед;
- проведение непосредственно образовательной деятельности;
- проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек по теме;
- прослушивание песен по теме проекта;
- подбор материала к презентациям о животных;
- изготовление макета «Дикие животные» вместе с родителями.
Заключительный этап:
- выставка творческих работ;
- презентация детьми выбранного ими животного;
- создание макета из поделок животных, изготовленных вместе с родителями;
- оформление альбома "Животные нашего края"
Работа по проекту с родителями.
- помощь детям в подборе материала для презентации;
- создание макета и изготовление вместе с детьми поделок-животных для макета;
- оформление альбома " Животные нашего края";
Ожидаемый результат:
· Приобретение дошкольниками новых знаний о подготовке диких животных к зиме,
· составление описательных рассказов о животных.
· Формирование положительной и активной позиции по отношению к природе.
· Создание альбома "Животные нашего края".
· Применение полученных знаний в продуктивной деятельности.
· Развитие навыков взаимодействия родителей с детьми.
· Пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование
Образовательные области |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Социально – коммуникативное развитие |
Чтение произведений по теме проекта; решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…». Игровая деятельность "Зоопарк", "Больница", "Ветеринарная клиника"; дидактические игры «Назови признаки животных», «Угадай, чей хвост?», «Четвёртый лишний», «Помоги животным приготовится к зиме», «Весёлый зоопарк". Беседы о правилах поведения в лесу.
|
Познавательное развитие |
Просмотр презентаций о диких животных, рассматривание иллюстраций по теме. НОД "Дикие животные нашего края". Беседа с детьми о животных, о том, как называются их жилища; рассуждения детей на тему «Почему животные делятся на хищников и травоядных? Могут ли они поменяться местами? Если нет, то почему?»; беседа «Как животные готовятся к зиме?», разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Дикие животные нашего края» (загадки о животных). Рассказы детей о диких животных, которые им нравятся, которых они видели, чтение удивительных рассказов о диких животных. Проблемные вопросы: "Почему заяц зимой белый?". Проведение опытов.
|
Речевое развитие |
Разучивание стихотворений: "Лиса" Т.Патракеевой, "Волк" И.Мордовиной, "Хитрый крот" Н.Боровкова. Заучивание пословиц, поговорок по тематике проекта; отгадывание загадок. Выкладывание слов по теме при помощи магнитных букв; чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», чтение рассказа Е.Чарушина «Кто как живет?», В.Бианки «Сказки – несказки», рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал»; чтение сказки «Заяц-хваста"; рассматривание энциклопедий, журналов по теме; разучивание считалки «Белки зайцев угощали…». Театрализованные игры: обыгрывание р.н.сказки «Лиса и волк», фрагмента сказки К.И.Чуковского «Айболит», сказки «У страха глаза велики». Составление рассказов о диких животных по плану (развитие связной речи). Презентация детьми выбранного животного. Речевые игры. |
Художественно – эстетическое развитие |
Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных. Рисование на тему "Мое любимое животное", Аппликация "Животные" (техника обрывания), "Кто в лесу живет?" (силуэтная аппликация). Лепка по мотивам народных сказок "Бабушкины сказки"; лепка диких животных. Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов. Раскраски по теме «Дикие животные». Драматизация "Дружные зайчата". |
Физическое развитие |
Подвижные игры "Волк и зайцы", "Белкин дом", "Зарядка зверей", "Медведь и пчёлы", "Охотники и звери". Пальчиковые игры: «Дружат добрые зверята", «Этот мышонок в норке сидит», «Ёжик», «Белочки», «Жил-был зайчик». |
План реализации проекта
№ |
Срок |
Мероприятия |
1 |
Понедельник |
Пальчиковые игры: «Дружат добрые зверята" Подвижные игры "Волк и зайцы", Просмотр презентаций о диких животных, рассматривание иллюстраций по теме чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» С/р игра «Больница» |
2 |
Вторник |
Ситуативная беседа с детьми о животных, о том, как называются их жилища Пальчиковые игры: «Дружат добрые зверята" Лепка диких животных Подвижные игры "Волк и зайцы", чтение рассказа Е.Чарушина «Кто как живет?» |
3 |
Среда |
Ситуативная беседа «Почему животные делятся на хищников и травоядных? Могут ли они поменяться местами? Если нет, то почему?» Составление рассказов о диких животных по плану (развитие связной речи). Раскраски по теме «Дикие животные» Подвижная игра «Зарядка зверей» Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных», С/р игра «Зоопарк» |
4 |
Четверг |
Ситуативная беседа «Как животные готовятся к зиме?» Заучивание пословиц и поговорок о животных Аппликация "Животные" (техника обрывания), Подвижная игра «Медведь и пчёлы» Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал |
5 |
Пятница |
Ситуативная беседа «Правила поведения в лесу» НОД "Дикие животные нашего края". Презентация детьми выбранного животного. Пальчиковая игра «Этот мышонок в норке сидит» Подвижная игра «Медведь и пчёлы» чтение сказки «Заяц-хваста" Драматизация дружные зайчата С/р игра «Ветеринарная клиника» |
Достигнутые результаты.
Реализация проекта "Животные нашего края" в воспитательно-образовательном процессе способствовала развитию у детей любознательности, познавательной активности, дошкольники приобрели новые знания о повадках диких животных, об их подготовке к зиме. У детей сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой, они стали высказывать предположения и делать простейшие умозаключения. В процессе проживания проекта дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, привлекая своих родителей, проявляли чувство ответственности за себя и других. Родители повысили свою педагогическую компетентность, получив возможность из "зрителей" и "наблюдателей" стать активными участниками образовательного процесса. Они были активными участниками и помощниками в реализации проекта, проявили творческую инициативу при изготовлении поделок, предоставили фото материалы и рисунки к творческой выставке, участвовали вместе с детьми в играх, в конкурсах. Таким образом, участие родителей в проекте позволило повысить их психолого-педагогическую компетентность и подвести к пониманию ответственности за воспитание детей.
Список литературы
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковыепотешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
7) О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
8) С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
10) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.