Проект по развитию общения детей 5-6 лет "Мы-команда!"
Оценка 5

Проект по развитию общения детей 5-6 лет "Мы-команда!"

Оценка 5
docx
психологическая работа
18.10.2022
Проект по развитию общения детей 5-6 лет "Мы-команда!"
проект "Мы-команда!"
публикация проекта октябрь.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мы-команда!»

развитие общения детей 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: педагог-психолог

Полубоярцева

Любовь Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь, 2022

 

Содержание

 

 

1.     Пояснительная записка……………………………………………………3

1.1.      Актуальность проект……………………………………………3

1.2.      Цель и задачи проекта…………………………………………..4

1.3.     Ожидаемые результаты……………………………………...4

1.4.     Этапы реализации проекта……………………………………....4

1.5.      Условия реализации проекта…………………………………...5

1.6.      Методы и приемы, используемые при реализации проекта….5

 

2.     Содержание образовательной деятельности……………………………..6

2.1.      Календарно-тематический план проекта………………………6

2.2.      Организация совместной деятельности с родителями и педагогами…………………………………………………………11

2.3.      Материально-техническое оснащение………………………...12

 

Приложения…………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Тип проекта: долгосрочный, коррекционно-развивающий

Срок реализации: октябрь 2022 г.-апрель 2023

Участники проекта: педагог-психолог, дети 5-6 лет, родители, педагоги.

 

1.1.Актуальность проекта

С проявлениями агрессивного поведения мы встречаемся в детском саду, в школе, на улице, на работе. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).

В настоящее время агрессивное поведение у детей встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию.

В дошкольном возрасте агрессивность может, проявляется по-разному:

Ø физическая агрессия - конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает при помощи кулаков;

Ø устная агрессия – брань, крик, жалобы, унижения и оскорбления другого;

Ø разрушительность – ребенок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, разрушает продукты деятельности другого, уничтожает и портит чужие вещи и др.

Ø непослушание – своеобразный протест на требования. Просьбы взрослых и др.

Специфической формой агрессивности выступает обидчивость и малообщительность.

Таким образом, проблема исследования проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых задач, но недостаточно освещенных в теории и практике психологии.

Обследование детей на выявление признаков агрессивного поведения проводилось в старшей группе.  Участвовало в обследовании 21 воспитанник. Использовались такие методы исследования как анкеты для воспитателей и родителей на выявление признаков агрессивного поведения в условиях детского сада и дома. Педагогом-психологом проводились индивидуальные беседы с детьми, которая позволила выявить: знания детей о конфликте, причинах его возникновения и способов разрешения. Для определения эмоционального компонента готовности к разрешению конфликтов педагогом-психологом индивидуально проводился тест тревожности М. Дорки – В. Амена.

Результаты исследований показали, что у 5 (23%) детей из 22, наблюдаются признаки агрессивного поведения, проявляющиеся в разных формах.

1.2.          Цель и задачи проекта

В ходе разработки проекта были определенны цели и задачи.

Цель проекта: снижение признаков агрессивного поведения старшего дошкольного возраста.

Задача:

1.       формирование представлений о конфликте (в когнитивном плане);

2.       способствовать позитивному отношению к себе и другим (в эмоциональном плане;

3.       формировать способность к проявлению сотрудничества в конфликтных ситуациях и гибкость адекватного использования различных способов взаимодействия в конфликте и его разрешения – просьба, совет, договор, установление очередности, считалка, жребий, мирилка, разрешение с помощью посредника и т.д. (в поведенческом плане).

 

1.3.          Ожидаемые результаты

 

1.     Воспитанники имеют представления о конфликте, способах выхода и разрешения конфликтных ситуаций.

2.     Позитивно относятся к себе и другим.

3.     В общении со сверстниками используют просьбы, советы, договоры, установление очередности, считалки, жребий, мирилки.

 

1.4.          Этапы реализации проекта

 

Реализовать данный проект предполагается в 3 этапа.

1 этап. Вводный.

Для снижения агрессивного поведения, у выявленных детей, было принято решение (воспитателей, родителей, педагога-психолога и старшего воспитателя) о реализации в практической деятельности педагога-психолога программы по формированию готовности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций у детей подготовительной группы.

Для решения данной проблемы была изучена литература, отобран материал с учетом возраста и особенностей данной группы детей. Программа О. В. Нифонтовой «Учим детей разрешать конфликт»

 

 

2 этап. Основной.

Программа социально-психологического тренинга предполагает тренинга предполагает включение в группу не только детей с признаками агрессивного поведения, но и миролюбивого ребенка, который мог бы проявить свои знания о конфликте, продемонстрировать положительное самовосприятие и восприятие других людей, а также адекватные способы взаимодействия со сверстниками.

3 итоговый этап реализации проекта. Оценку эффективности по формированию готовности детей к разрешению конфликтных ситуаций можно отследить, анализируя повторные исследования агрессивного поведения, диагностируемые перед началом коррекционной работы.

 

1.5.          Условия реализации проекта

 

Оптимальный состав группы 5-6 человек. Совместную деятельность педагога-психолога и детей целесообразно проводить 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут. План состоит из 20 занятий.

В проекте участвует 2 подгруппы детей 5-6 лет.

 

1.6.          Методы и приемы

 

Основная часть встреч детей с педагогом-психологом направлена на формирование готовности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. Для этого сконструированы когнетивный, эмоциональный  и поведенческие блоки, состоящие из специально организованных методов и приемов.

Методы, направленные на формирование у детей знаний о конфликте.

Задача заключается в том, чтобы обратить внимание ребенка на причины возникновения и способы разрешения конфликтов, а значит научить его анализировать разнообразные конфликтные ситуации.

Методы, направленные на формирование позитивного отношения к себе и другим. Первоначально детям дается представление об эмоциональных состояниях. Ощутив различия в переживаниях, дошкольники постепенно начинают обращаться к собственному эмоциональному опыту, вспоминая где и когда они испытывали подобные чувства. Чтобы научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развивать потребность говорить о нем, широко используются рисуночные техники.

Методы, направленные на формирование сотрудничества в конфликтных ситуациях. Большие возможности для коррекции взаимодействия в конфликте представляет игротерапия. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, так как определяет формирование основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к окружающим, формы и способы общения со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание образовательной деятельности

 

2.1 Календарно-тематический план реализации проекта

В работе используется методическое пособие. Учим детей разрешать конфликт[Текст] Нифонтова, О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128 с.

 

Дата

Цель, название мероприятия

Примечание

 

1.Учить расслабляться.

Игра. «Лучики солнца»

2.Стимулировать интерес детей друг к другу

Игра «Микрофон»

3.Расширять представления о себе

Игра «На что похоже настроение?»

4.     Развивать умения использовать невербальные средства коммуникации. Игра «передай по кругу»

5.Дать общее представление о конфликтах. Игра «Поссорились»

6. Формировать способы отражения способы негативного эмоционального состояния. Рисование на тему «Ссора»

Стр.66-67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учить расслабляться, осознавать язык собственного тела. Игра «Мое любимое животное»

2. Развивать навыки эффективного общения, речь, формировать положительные чувства по отношению к другим. Игра «Вежливые слова»

3. Дать общее представление о конфликтах. Игра «Ссора-это…»

4.Развивакть внимательность, снять напряжение. Игра «слушай внимательно»

5. Обучать выходу из конфликтных ситуаций, освобождаться от негативных переживаний.

Стр. 67-70

 

1. Учить расслабляться, осознавать язык собственного тела. Игра «Цветок растет»

2. Стимулировать интерес друг к другу, развивать эмпатию к сверстнику. Игра «Ласковое имя»

3. Дать знания о причинах конфликтов «Почему бывают ссоры?»

4. Развивать умение использовать невербальные средства коммуникации. Игра «Зоопарк»

5. Обучать выходу из конфликтных ситуаций. Игра «упрямые козы»

Стр. 70-72

 

1.Учит расслабляться, развивать групповую сплоченность. Игра «Волны»

2. Проиграть ситуацию конфликта Игра «Кошка и собака»

3 Развивать умение анализировать конфликтные ситуации. Игра «Закончи предложение»

4.Знакомить с эмоцией радости Игра «Какая бывает радость»

5. Обучать выходу из конфликтных ситуаций, формировать способы отреагирования эмоциональных состояний. Игра «Поссорились-помирились»

6.Способствовать формированию представлений о себе. Игра «На какой цветок я похож?»

Стр.73-75

 

1. Формировать способы отреагирования различных эмоциональных состояний. Игра «Тренируем эмоции»

2. Расширять представления о себе. Игра «Я люблю…»

3. Развивать умение анализировать чувства и переживания человека в конфликтной ситуации. Игра «Что я чувствую во время ссоры?»

4. Обучать выходу из конфликтных ситуаций. Игра «Моделирование ситуации»

5. Развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»

6. Учит передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Рисование на тему «Радость»

Стр. 75-77

 

1. Помочь осознать язык собственного тела. Игра «Скульптор и глина»

2. Обучать умению слушать друг друга

3. Познакомить с эмоцией гнева. Игра «Какая бывает злость?»

4. Формировать способы отреагирования гнева. Игра «Три медведя»

5. Обучать выходу из конфликтных ситуаций. Игра «Моделирование ситуации»

6. Снижать агрессивность. Игра «Кляксы»

Стр.77-79

 

1. Развивать умение использовать невербальные средства коммуникации, формировать способы отреагирования различных эмоциональных состояний. Игра «Еж»

2. Сплотить группу, установить положительный контакт. Игра «Клубочек»

3. Формировать способы отреагирования гнева, агрессии через игру «Толкалки»

4. Обучать выходу из конфликтных ситуаций. Игра «Моделирование ситуации»

5. Развивать внимание к сверстнику. Игра «Опиши друга»

6. Расширять понятие о различных стилях поведения в конфликте. Игра «Сказка наоборот»

Стр.79-81

 

1.Учить расслабляться. Игра «Сломанная  кукла»

2.Развивать внимание к сверстнику. Игра Что я люблю делать

3.Обучать умению слушать друг друга. Игра «Кто внимательнее»

4.Обучатьвыходу из конфликтных ситуаций Игра «Моделирование ситуации»

5.Формировать способы отреагирования гнева, обучать приемам саморегуляции эмоциональных состояний.  Игра «Рассерженные шарики»

6.Помочь осознать и придумать варианты разрешения конфликта. Игра «Закончи сказку»

Стр.81-84

 

1. Формировать способы отреагирования различных эмоциональных состояний. Игра «Тренируем эмоции»

2.Развивать представления о себе. Игра «На кого я похож?»

3.Формировать способность к эмоциональной децентрации. Игра «Встань на его место»

4.Развивать умение анализировать возможные способы разрешения человеком конфликтных ситуаций. Игра «Как можно закончить ссору»

5.Помочь осознать и проиграть различные варианты разрешения конфликтов. Игра «Нападающий и защищающийся»

6.Развивать эмпатическое понимание. Игра «Успокой другого»

Стр.84-86

 

1. Формировать способы отреагирования различных эмоциональных состояний, снять эмоциональное напряжение. Игра «Хоровод»

2.Развивать способность видеть хорошее в других. Игра «Ты мне нравишься»

3.Учить находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Игра «Закончи историю»

4.Разширять представления о позициях взаимодействия «Воробышки»

5.Установить контакт между детьми. Игра «Новичок»

Стр.86-87

 

1.Формировать позитивную установку на окружающий мир. Игра «Мне нравится…»

2.Учитт находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Игра «Закончи историю»

3.Уточнять знания о конфликте и способов его разрешения. Игра «Разрешение ссоры»

4.Изучать гнев, обучать приемам саморегуляции эмоциональных состояний. Игра «Обзывалки»

5.Обучать выходу из конфликтных ситуаций. Игра «Жадина-говядина»

Стр.88-89

 

1.Научитьрасслаблятся.  Игра «кошечка»

2.Закреплять знания о позициях взаимодействия. Игра «Три зверя»

3.Установить контакт между детьми. Игра «Приглашение к игре»

4.Формировать способы отреагирования гнева, обучить приемам саморегуляции эмоциональных состояний. Игра «Сердитка»

5. Учить анализировать поведениечеловека в конфликте. Игра «Моделирование ситуации»

6. Научить расслаблятся, формировать готовность к общению. Игра «Да и нет»

Стр.89-91

 

1.Развивать невербальную коммуникацию (жесты,мимику,пантомимику), учить осознавать язык собственного тела. Игра «Волшебный мешочек»

2.Формироватьуверенность в себе. Игра «Я умею…»

3. Познакомить с обидой. Игра «Какаябывает обида?»

4. Формировать способы отреагирования эмоционального  состояния  обиды. Игра «Обиженная девочка»

5.Обучать навыкам прощения. Игра «Моделирование ситуации»

6. Обучать навыкам прощения. Игра «Кто больше знает мирилок?

Стр.91-93

 

1.Познакомить с различными эмоциональными состояниями. Игра «Цветик-семицветик»

2.Расширять представления о себе, формировать интерес друг к другу. Игра «Мое желание»

3. Формировать навыки взаимосвязи и взаимодействия, учить осознавать язык собственного тела и языка тела других. Игра «Согласованные действия»

4. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и их последствия. Игра «Ссора это хорошо или плохо?»

5.Формировать способы отреагирования гнева, агрессии через игру. Игра «Толкалки»

6.Обучать сотрудничеству. Игра  «Продолжи рисунок»

Стр.93-95

 

1.Формировать способы отреагирования уверенного поведения. Игра «Капитан»

2.Закреплять знания о различных эмоциональных состояниях. Игра «Закончи предложения»

3.Уточнять знания о способах выражения эмоциональных состояний (радости, гнева, обиды и др.). Игра «Дополни рисунок»

4.Развивать внимание к сверстнику, установить психологический контакт. Игра «Тень»

5. Обучать выходу из конфликтных ситуаций. Игра «Моделирование ситуации»

6. Развивать навыки сотрудничества. Игра «Рисуем домик»

Стр. 95-97

 

1.Развивать умение передавать свое настроение и эмоциональное состояние при помощи мимики. Игра «Волшебный мешочек»

2.Формировать навыки взаимосвязи и взаимодействия, учить осознавать язык собственного тела и язык тела других.

3. Расширять представления о вариантах разрешения конфликтных ситуаций. Игра «Как еще можно разрешить ссору?»

4.Обучать элементам посредничества в разрешении конфликтных ситуаций. Игра «Две подружки»

5. Формировать умение чувствовать другого, межличностное доверие.

Игра «Повадырь»

6.Развивать навыки сотрудничества. Игра «Рукавички»

Стр. 97-99

 

1.Закрепить знания об основных эмоциональных состояниях. Игра «Встреча эмоций»

2.Формировать умение чувствовать другого, межличностное доверие. Игра «Доверие»

3. Обучать элементам посредничества в разрешении конфликтных ситуаций. Игра «Моделирование ситуации»..

4.Обучать навыкам позитивного разрешения конфликта. Игра «кто знает больше считалок?»

5. Формирование конструктивного поведения в ситуациях отвержения сверстниками. Игра «Ворвись в круг»

6. Сплотить группу, коллектив. Игра «Угадай-ка»

7. Обучать сотрудничеству. Игра «Придумаем сказку»

Стр.99-101

 

1. Научить расслабляться, формировать самопринятие и принятие других. Игра «Обнималки»

2. Учить распознавать чувства других людей. Игра «Угадай чувство»

3. Формировать доверие. Игра «Качели»

4. Обучать элементам посренничества в разрешении конфликтных ситуаций.  Упражнение «Моделирование ситуации»

5. Обучать элементам посредничества в разрешении конфликтных ситуаций. Игра «Два друга»

6. Формировать умение выражать эмоциональное состояние в речи. Игра «Дай мне игрушку»

7. Обучать сотрудничеству. Игра «Строим дом»

Стр.101-102

 

1. Развивать невербальные средства коммуникации. Игра «Телефакс»

2. Вызывать умение договариваться друг с другом. Игра «Спина к спине»

3. Показать значение невербальных средств общения, развивать умение договариваться друг с другом. Игра «Сидящий и стоящий»

4. Закреплять знания об эмоциональных состояниях. Игра «Отгадай настроение»

5. Закреплять знания о позициях взаимодействия в ситуациях конфликта. Моделирование ситуации.

6. Закрепит навыки сотрудничества. Игра «Лепим сказку»

Стр.102-103

 

1. Формировать представление о себе, развивать чувство собственного достоинства. Игра «Ромашка»

2. Закреплять знания об основных эмоциональных состояниях. Игра «Лото настроений»

3. Создавать установку на бесконфликтное общение. Игра «Миролюбие-это…»

4. Закреплять умение действовать сообща с другими детьми, развивать навыки эмпатии, доверие к окружающим. Игра «Восковая палочка»

5. Упражнять в рисунке как дети представляют миролюбие. Изготовление коллажа из разных материалов»

Стр.104-105

 

Закрепление и отработка навыков бесконфликтного общения по итогам проведенных образовательных мероприятий.

 

 

2.2. Организация совместной деятельности с родителями и педагогами

 

С педагогами

Планируемые мероприятия

Месяц

1

Разработка рекомендаций для родителей по взаимодействию с агрессивным ребенком

сентябрь

2

Изготовление картотеки игр по снижению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

сентябрь

3

Индивидуальное консультирование педагогов

октябрь

4

Размещение информации на стенде «Агрессивное поведение дошкольников. Чем помочь?»

ноябрь

 

С родителями

Планируемые мероприятия

Месяц

1

Индивидуальное консультирование по запросу родителей, в т.ч через соцсети.

по запросу в течении года

2

Размещение информации в группах соцсетей «Конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста и способы снижения агрессивности»

февраль

3

Размещение информации на стенде «Взаимодействие с агрессивным ребенком»

октябрь

 

2.3. Материально-техническое оснащение

 

·                   Изготовление игры «Мирилка», «Мое настроение» и др. с рекомендациями для педагогов по использованию

В результате совместной работы педагога-психолога, воспитателей группы и родителей вырабатываются единые требования по отношению к ребенку, планируется и осуществляется коррекция агрессивного поведения дошкольников.

·     Список источников:

1. Денисова, Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 202 с.

2. Ковалева, И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей. Коррекционная программа [Текст] / И.В. Ковалева. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 48 с.

3. Кравцова, Т.Н. Агрессивное поведение детей и подростков [электронный ресурс] https://childdevelop.ru/articles/conflict/27/

4. Монина, Г. Б. Лютова-Робертс, Е. К. Игры на управление гневом Монина, Г. Б. Лютова-Робертс [Текст]. — СПб.: Издательство «Речь», 2011. —  48 с.

         5. Нифонтова, О.В. Учим детей разрешать конфликт[Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция.

1.     Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2.     Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3.     Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4.     Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5.     Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6.     Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7.     Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8.     Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9.     Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ =

Число эмоциональных негативных выборов

х100%

14


В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест "Рука" по методике hand test Вагнера

Основная цель методики состоит в уточнении уровня агрессивного поведения.

Стимульный материал к тесту состоит из 10 карточек: 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать её воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому даётся инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания ещё что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа, проставляется его обозначение со знаком х 4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это ещё не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

Инструкция к тесту руки Вагнера: Что, по твоему мнению, эта рука делает? Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые Вы себе можете представить.

Обработка результатов

При обработке каждый ответ испытуемого относят к одной из следующих 11 категорий.

1. Агрессивность. Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2. Директивность. Рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указания).

3. Страх. Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (кулак сжат, но не для удара).

4. Эмоциональность. Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям (дружеское рукопожатие; дарящая цветы, обнимающая рука).

5. Коммуникация. Рука общается, контактирует или стремится установить контакты, причем партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция, показывает дорогу).

6. Зависимость. Рука выражает подчинение другим лицам (просьба; солдат отдает честь; остановка попутной машины).

7. Демонстративность. Рука разными способами выставляет себя на показ (показывает кольцо; показывает тени на стене; рука в танце).

8. Активная безличность. Рука проявляет тенденцию к дей­ствию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (рука пишет, шьет, ведет машину).

9. Пассивная безличность. Проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения (рука лежит, отдыхая; человек облокотился на стол).

10. Ущербность. Рука деформирована, больна, не способна к каким-либо действиям (раненая рука; рука больного или умирающего).

11. Описание. Рука только описывается, тенденция к действию отсутствует (рука старого человека).

При категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории и, в случае сокращенной программы интер­претации, используемой главным образом в массовых обсле­дованиях и при недостатке времени, вычисляется суммарный балл агрессивности по формуле:

А = (Агрессивность + Директивность) — (Страх + Зависимость + Эмоциональность + Коммуникаця).

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассмат­риваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспо­собиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспо­собление к социальной среде, вероятность агрессивного пове­дения незначительна.

Таким образом, первый член формулы характеризует агрес­сивные тенденции, второй - тенденции, сдерживающие агрес­сивное поведение. Остальные категории в анализе не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения неоднозначно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23», корпус 1

 

 

Табель посещаемости детьми 5-6 лет образовательных мероприятий

проекта «Учусь бесконфликтному общению»

в 2022-2023 учебном году

 

 

Дата

 

Ф.И.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«___» __________________ 20___ г.

 

Педагог - психолог:    __________  Полубоярцева Л.О.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23», корпус 2

 

 

Табель посещаемости детьми 5-6 лет образовательных мероприятий

проекта «Учусь бесконфликтному общению»

в 2022-2023 учебном году

 

 

Дата

 

Ф.И.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«___» __________________ 20___ г.

 

Педагог - психолог:    __________  Полубоярцева Л.О.

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №23», корпус 1

 

 

Карта мониторинга освоения детьми 5-6 лет образовательных задач

проекта «Учусь бесконфликтному общению»

в 2022-2023 учебном году

от: _____.2022 г.                   Руководитель проекта:                         Полубоярцева Л.О.

 

 

 

 

Ф.И. воспитанника

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

 

Тест "Рука" по методике Р.Вагнера

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 

2.      Тест "Рука"

Высокий уровень агрес­сивных тенденции,

Средний уровень агрессивных тенденций, сдерживающие агрес­сивное поведение.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №23», корпус 2

 

 

Карта мониторинга освоения детьми 5-6 лет образовательных задач

проекта «Учусь бесконфликтному общению»

в 2022-2023 учебном году

от: _____.2022 г.                   Руководитель проекта:                         Полубоярцева Л.О.

 

 

 

 

Ф.И. воспитанника

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

 

Тест "Рука" по методике Р.Вагнера

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 

4.      Тест "Рука"

Высокий уровень агрес­сивных тенденции,

Средний уровень агрессивных тенденций, сдерживающие агрес­сивное поведение.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………3 1

Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………3 1

Пояснительная записка Тип проекта: долгосрочный, коррекционно-развивающий

Пояснительная записка Тип проекта: долгосрочный, коррекционно-развивающий

Для определения эмоционального компонента готовности к разрешению конфликтов педагогом-психологом индивидуально проводился тест тревожности

Для определения эмоционального компонента готовности к разрешению конфликтов педагогом-психологом индивидуально проводился тест тревожности

Оценку эффективности по формированию готовности детей к разрешению конфликтных ситуаций можно отследить, анализируя повторные исследования агрессивного поведения, диагностируемые перед началом коррекционной работы

Оценку эффективности по формированию готовности детей к разрешению конфликтных ситуаций можно отследить, анализируя повторные исследования агрессивного поведения, диагностируемые перед началом коррекционной работы

Содержание образовательной деятельности 2

Содержание образовательной деятельности 2

Развивать умение анализировать конфликтные ситуации

Развивать умение анализировать конфликтные ситуации

Учить расслабляться. Игра «Сломанная кукла» 2

Учить расслабляться. Игра «Сломанная кукла» 2

Установить контакт между детьми

Установить контакт между детьми

Развивать умение передавать свое настроение и эмоциональное состояние при помощи мимики

Развивать умение передавать свое настроение и эмоциональное состояние при помощи мимики

Развивать невербальные средства коммуникации

Развивать невербальные средства коммуникации

Размещение информации в группах соцсетей «Конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста и способы снижения агрессивности» февраль 3

Размещение информации в группах соцсетей «Конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста и способы снижения агрессивности» февраль 3

Приложение 1 Тест тревожности (Р

Приложение 1 Тест тревожности (Р

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»)

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»)

Приложение 2 Тест "Рука" по методике hand test

Приложение 2 Тест "Рука" по методике hand test

Активная безличность. Рука проявляет тенденцию к дей­ствию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие…

Активная безличность. Рука проявляет тенденцию к дей­ствию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23», корпус 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23», корпус 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23», корпус 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23», корпус 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23», корпус 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23», корпус 1

Детский сад №23», корпус 2

Детский сад №23», корпус 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022