«…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И.С.Тургенев
«Язык есть исповедь народа
В нём слышится его природа
Его душа и быт родной».
П.А.Вяземьский
Введение
Мы учимся языку всю жизнь. С детства мы усваиваем нормы языка, слыша вокруг звучащую речь и обучаясь чётко выговаривать слова, без ошибок строить фразы.
В школе учим правила, и исключения из правил, запоминаем нормы правописания, произношения, грамматики. Взрослыми людьми мы продолжаем расширять круг наших языковых знаний. Тот же, кто хочет полнее овладеть нормами русского языка, обращается к словарям, справочникам, книгам по грамматике.
Русский язык необыкновенно богат своим словарным запасом. Он гибок, пластичен. По мысли Михаила Ломоносова, русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского языков.
Язык – орудие в руках человека. Надо только умело пользоваться им. А.Н.Толстой считал, что «обращаться с языком кое – как, значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Свой родной язык каждый любит. Относиться к нему следует бережно, внимательно, с гордостью и тревогой за его будущее.
А как произошёл язык?
Древний человек наблюдал за жизнью природы. Подражал звукам дождя, грома, пению птиц, рычанию животных. Видя предмет, человек произносил звук. Произношение звука рождало в памяти предмет.
Чтобы считать себя грамотным человеком, надо разгадать все секреты правописания. Эти секреты особые – секреты «наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли.
Цель данной работы: через изучение истории возникновения письменности воспитать чувства бережного отношения к языку, культуре речи.
Поставленную цель мы реализуем через задачи:
Основным источником данной работы являются:
Основное содержание
На нашей планете живёт много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: «ОРФО», что означает «правильно», и «ГРАФО» - «пишу». Соединились эти корни, и получилось слово ОРФОГРАФИЯ. В переводе на русский язык оно означает «правописание».
Кто–то может подумать: «Нужны мне такие секреты! Ведь правила всё равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным». Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое – как: кому нужно, тот поймёт.
Давайте представим себе такую картину. Вы стоите на пороге праздничного зала, в котором ваши одноклассники собрались на бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка. К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, весёлые! И вдруг – о, ужас! – кто–то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало стыдно и неуютно среди этих весёлых «принцев» и «принцесс». Тем более что в глубине души вы знали, что всё произошло по вашей вине – из-за лени.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается им кое – как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот–вот найдут у него ошибку.
В одном фантастическом романе людей, которые всё делают кое – как, называют «коекакерами». Если вам не по душе это слово, тогда секреты правописания должны быть разгаданы все.
Можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. У моих дедушек и бабушек в детстве не было телевизора. К ним домой не приходили театр, кино, спортивные соревнования.
А можно ли представить себе жизнь без электричества? Тоже трудно. Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине.
А теперь попробуем представить жизнь без письменности. Вообразить это совершенно невозможно. Кто и когда изобрёл письменность? Как обходились без письма? А начинали всё медведи.
Было это очень – очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи. Но древние люди, каким – то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ, какие – то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили о стену свои когти. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое – то изображение.
Именно так представляют некоторые учёные начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что–то когтями на стенах, они оказали людям «медвежью» услугу. В этом рассказе о медведях и людях использованы выражения в прямом смысле и значении – медвежий угол – место обитания медведей; медвежья услуга – хорошая услуга, которую медведи, сами того не ведая, оказали людям. В настоящее время принято называть «медвежьим углом» отдалённое, глухое место, а «медвежья услуга» обозначает неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь». Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От удара человек умер: медведь оказал ему «медвежью» услугу.
Когда–то народы были бесписьменными. Кое – где такие народы существуют и в наше время. Как они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что–либо.
В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом тревоги. Сигналы в жизни людей значат много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Давным – давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет он поедал семь юношей и семь девушек. Жил Минотавр в лабиринте с запутанными коридорами и переходами, из которых невозможно было выйти. (Теперь слово «лабиринт» обозначает то, в чём легко запутаться и откуда трудно найти выход). И вот отважный юноша Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он отплыл на остров Крит на корабле с чёрными и белыми парусами. Тесей условился со своим отцом так: Цвет парусов, под которыми корабль вернётся, будет сигналом победы или гибели. Белый цвет – победа, а чёрный – гибель. Тесей победил Минотавра, выбрался из лабиринта. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл поднять белые паруса. Отец целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль. Увидев, издали корабль Тесея и, разглядев чёрные паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко, и умели «читать дым».
В наше время жители одного из островов Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится далеко. Так люди «переговариваются» свистом. Однако, языки сигналов не могут передавать любые сообщения. Нужна была письменность.
Древние письмена представляли собой рисунки. Белый круг был знаком жизни. Чёрный – смерти. Звёзды – время ночи. Волнистые полоски – дождь, непогоду и т.д.
Некоторые рисунки имели смысл и читались целыми предложениями.
Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Рисунки каждый мог читать так, как их понимал. Да и выразить можно далеко не всё с помощью рисунка. Как изобразить рисунками: «Вчера я видел хороший сон», или «У моего друга прекрасный характер».
Пять тысяч лет назад правил в Египте фараон Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне. Днём и ночью трудились мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников. Но не могли передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут мастерам пришёл на помощь другой способ письма – иероглифы. Слово «иероглиф» обозначает «священные знаки», которое обозначает слово или его часть. Имя фараона изобразили так. По –египетски: «нар» - рыба, а «мер» - резец. Рыба над резцом обозначала Нармер.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Наше письмо устроено иначе. Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. А можно ли остановить звук? Многие народы искали способы «остановки» звука. Люди придумали фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка – это как бы застывший звук. Звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. В их языке эти можно было обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы отличили на письме «луну» от Лены, а ведро от выдры? Греки, используя буквы финикийского письма, разработали свой алфавит из 16 букв. В течение многих лет алфавит пополнялся новыми буквами. Так сложился греческий алфавит.
Сейчас и русский народ, и братские славянские народы имеют свою письменность, могут читать и писать на своих языках.
Более тысячи лет назад двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Это была или глаголица или кириллица. До нас не дошли рукописи того времени, когда жили Кирилл и Мефодий. Какой азбукой они пользовались нам неизвестно.
Итак, учёные изобрели значки, в которые как бы «одели» звуки, «сшили для них форму». Очень трудно было установить, для каких звуков нужно «сшить форму», обозначить значком. Может для всех, которые мы слышим? А сколько звуков мы слышим? И сколько вообще есть звуков в русском языке? На этот вопрос ответить нельзя. Звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит звуки бесконечно разные. Становится понятно, что не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё–таки определить, для каких звуков нужно изобрести букву. Учёные придумали.
Например, слово СОМ. В нём заменим первый звук, и получатся новые слова: дом, лом, ком, том, ром. Заменим второй звук, и получится: сам, сям (там - сям). Посмотрите: меняем один звук, а получается совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Имя у них – фонема. Произносить звук «н» надо твёрдо. Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые. Письменная речь не может точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. Вот какая история случилась однажды.
Пригласил как–то Незнайкин звуки и поставил 33 стула, обозначив каждый буквой. Какая началась неразбериха, когда пришли звуки! Пятнадцать мягких согласных не нашли себе места, стулья с буквами Ь (ерь) и Ъ (ер) никто не занимал, а неразлучные со дня рождения звуки «йя», «йу», «йо», «йэ» не знали, то им садиться вместе с буквами Я, Ю, Е, Ё, то ли расстаться и сесть на разные стулья. Поправил дело Знайкин. Он добавил ещё 9 стульев и на всех сорока двух обозначил в квадратных скобках звуки. На этом сложные отношения звуков и букв не кончаются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица, обозначая целых четыре звука. Вот посмотрите: буря (б), битва (бь), хлеб (п), дробь (пь), а гласные и, е, ё, ю, я показывают мягкость стоящего впереди согласного звука. Очень трудно иностранцу читать русские слова, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу: «Мальчик пил воду» - он может произнести так: «Малчикь пыль вёдю»!
А почему бы не писать так, как слышится? Всё было бы просто и никакой диктант не страшен. Такие «хорошие» мысли иногда приходят на ум каждому школьнику. Давайте подумаем, что из этого получится. Запишем несколько слов с приставкой ОТ: (атгадать, атхот, отьтепель, атделить). Не правда ли, лучше не писать так, как слышится. Для того чтобы нам было удобно читать и писать, устанавливаются единые правила написания слов «Орфография». Это греческое слово: «ОРФО» – правильный и «ГРАФО» – пишу.
А из чего строятся слова? Все на свете состоит из чего–то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. А слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Вот, например, морфема «ш». Сразу не понятно, что она обозначает. А теперь прочитаем слова с этой морфемой: шла, прошла. Нетрудно понять, что корень «ш» обозначает движение. Причём не всякое движение, а движение человека пешком. А в одиночку этот корень ничего выразить не может. Правда, многие другие корни и в одиночку могут справиться с выражением смысла. Например, -дом-, -слон-, где очень хорошо работают морфемы вместе. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла, и получаются интересные, выразительные слова, а из слов складывается весь язык.
А с помощью приставок из одного слова «шёл» можно придумать целый рассказ, как Колобок ходил в гости. «Колобок вышел из дома. Пошёл по тропинке, перешёл через мостик. Подошёл к озеру. Обошёл его. И пришёл к дому друзей».
Большую строительную работу выполняют в словах и суффиксы. Даже две работы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и училище, и учение. А если отбросить суффикс, да ещё использовать приставку, тоже что-нибудь получится, например: неуч. Во-вторых, суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Сапожкин, Мулькин, Гулькин, Мордочка. По фамилии ясно, что это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Сапожищин, Штанищин.
А бывают суффиксы «дразнилки». Например, если вас обзовут словом, которое оканчивается на – юга, вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга и не зверюга.
Дениска Кораблёв – герой рассказов Драгунского – однажды придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова: «Рохля! Вахля! Махля! Прыгай сейчас же! Ну! А то и разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну, прыгай же! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!» И когда он обзывал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперёд и…прыгнул.
У окончаний тоже есть свои «смыслиночки». Они сообщают нам о том, сколько предметов – один или много: кошка – кошки. Окончание может рассказать, в каком роде стоит прилагательное: мужском, женском или среднем; в каком лице: глагол. С помощью окончаний образуются различные формы слова, а с помощью приставок и суффиксов – чаще всего новые слова. Количество форм для каждого слова можно легко назвать. А вот количество слов в русском языке так велико, что ни одна человеческая голова не в состоянии их держать в памяти.
А где же хранятся слова?
И школьникам и взрослым время от времени бывает нужно выяснить, как пишутся или что обозначает то или иное слово. Для этого люди создали словари. Словари бывают разные. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографический словарь. Если хотим уточнить значение слова, то обращаемся к толковому словарю и словарю иностранных слов, вошедших в русский язык. О происхождении слов рассказывают этимологические словари. И чем больше мы читаем и учимся, тем больше нам нужны словари.
В 1935 году начал выходить четырёхтомный «Толковый словарь русского языка», работу над которым возглавил Д.Н.Ушаков. В словаре Ушакова объяснены значения более 85 тысяч слов. Словарь получил большую известность. Однажды, когда учёный шёл домой, он услышал разговор двух школьников. Один сказал: «Гляди, Ушаков идёт!» Другой ответил: «Ты что? Ушаков – это словарь».
Затем был создан толковый словарь С.И.Ожегова, в котором собрано 52 тысячи слов. Создаются словари для специалистов. Они, как правило, большие. А есть специальные словари для школьников.
А в прошлом веке жил человек, который собирал не марки, а собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом - хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их, давал им толкования, т.е. объяснение. Это четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. Словарь называется «Толковый словарь живого великорусского языка».
В словарях громадное количество слов. Слова в них расположены по алфавиту. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.
Заключение
Язык – основное средство общения. Усвоение норм литературного языка не простое дело. Как и всякие правила их надо изучать, чтобы потом свободно ими владеть.
Знание русского языка необходимо людям всех специальностей. Правда, никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно, выразительно, если он сам этого не хочет. Но следует помнить, что неумение выразить свою мысль ограничивает общение с окружающими. А сколько недоразумений возникает из-за языковой небрежности! Так будем внимательны в использовании русского языка! Так не уроним же славы русского языка, передадим его нашим потомкам не только не испорченным, но и обогащённым всем тем прекрасным, что внесла в него наша эпоха.
Список литературы:
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.