Проект "Подготовка к ЕГЭ" Тождества по теме Обратные тригонометрические функции"
Оценка 4.6

Проект "Подготовка к ЕГЭ" Тождества по теме Обратные тригонометрические функции"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
математика
11 кл
02.06.2021
Проект "Подготовка к ЕГЭ" Тождества по теме Обратные тригонометрические функции"
Подготовка к ЕГЭ Проект обучающихся 10А класса Востриковой Алёны и Агапова Данилы
Подгоовка к ЕГЭ.docx

Проект  «Подготовка к ЕГЭ»

Обучающихся 10А класса

Востриковой Алёны

Агапова Данилы

Учитель Зарьянцева Виктория Павловна

Тождества с арккосинусом, арксинусом, арктангенсом и арккотангенсом.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

·         Тождества, связывающие обратные тригонометрические функции и тождества, связывающие тригонометрические и обратные тригонометрические функции

·         Применение тождеств на несложных примерах и для вычисления выражений, включающих арккосинус, арксинус, арктангенс и арккотангенс

·         Применение тождеств с арккосинусом, арксинусом, арктангенсом и арккотангенсом для преобразования выражений.

Глоссарий по теме

Арккосинусом числа m https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/945f383f-89f6-4eea-8f91-86cc38b367fc.png называется такое число α, что: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/770990e4-4b79-4cd2-826f-57ecf5fa15b9.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/3012335a-e2b7-4d44-bfc5-be1fb914f919.png. Арккосинус числа m обозначают: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/bbc3f3d1-1994-47b7-a51b-8844d7c45b5b.png.

Арксинусом числа m https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/060ccbbc-7150-47eb-a30a-6b3013223974.png называется такое число α, что: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/81edd602-acbb-4159-a0ca-814a93a2fcb3.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/ce41953c-acdc-40d3-a101-60ffe5f2f74c.png. Арксинус числа m обозначают: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/269ed1d5-ddcb-4c14-af40-fa96708a12a8.png.

Арктангенсом числа m называется такое число α, что: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/a3c24d56-0148-41aa-a606-0785506bdaf8.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/213e64bd-d5df-4251-add1-cca2c279725b.png. Арктангенс числа m обозначают: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/5d688485-0d2d-4233-b951-6844e4cf8b16.png

Арккотангенсом числа n называется такое число α, что: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/03353912-a908-47a8-9a78-87532372b603.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/b4c6d6bc-0217-4c05-8e66-c333f35009ba.png.

Арккотангенс числа n обозначают: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/13476f81-4a15-48fe-bd8b-0e582c124afe.png.

Основная литература:

Фёдорова Н.Е., Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Шабунин М.И. под ред. А.Б. Жижченко. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020г. – 368 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025401-4, сс. 310-322.

Шахмейстер А.Х. Тригонометрия. М.: Издательство МЦНМО: СПб.: «Петроглиф»: «Виктория плюс», 2019. – 752 с.: илл. ISBN 978-5-4439-0050-6, сс. сс. 286-321, 327-354.

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На предыдущих уроках мы познакомились с понятиями арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса и с самыми простыми тождествами, которые связывают их с тригонометрическими функциями:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/3a58ea92-f303-4fc2-a312-2ebe6f56acaa.png для любого значения m:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/dab5ed90-1a4c-47a0-b754-b7ed6da9236e.png;

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/22b9f5dd-4fc4-40bf-8ccd-0218d70e8f33.png для любого значения m;

1.   https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/663531c1-5bb7-4e76-ba74-f0cc7533fc47.png для любого α: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/89a2d021-f21c-4499-b498-5d90e943da6f.png

2.   https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/03a2edc7-472d-40f3-91b2-7b056f86df0d.png для любого α: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/536a1025-572c-4e33-9993-542fba292eaa.png.

3.   https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/cfbd67d7-79e9-4b07-8c1d-b69dfe27ab99.png для любого α: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/292da2b0-dfc2-4a2b-9880-cf91f1f3d252.png.

4.   https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/809dfbd3-a8b6-431d-93d7-23c9395b3540.png для любого α: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/80735659-4b37-487c-8be8-5c9053d2cddc.png

Однако, эти тождества не позволяют вычислять значения более сложных выражений, например, таких:

1)https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/84963ca5-d5be-4fda-a8b1-d7dc0b0a2cca.png

2)https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/943b15e0-3b8c-4ddd-bfc1-7d0205c4dc5b.png

3)https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/075ca413-9d0d-4c84-a179-d23ce2b90782.png

На этом уроке мы рассмотрим несколько тождеств, которые позволят нам вычислять значения выражений и преобразовывать достаточно сложные выражения с обратными тригонометрическими функциями.

Задание.

Попробуйте вычислить значение выражения:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/4468c403-9a86-4d3e-b724-6a6415a0ea61.png

Решение:

В этом случае мы не можем воспользоваться тождеством, так как https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/95dcff52-41e3-453b-8c5a-5671e0f58c7e.png. Но в этом случае мы имеем табличные значения:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/867a4979-aada-4924-b787-711f60b53dd3.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/7fa3930e-dfce-4b7d-a962-e1882a3353a2.png

Ответ:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f5eda8ce-9eaa-4d43-a60e-9b8ef0a30455.png

Задание

Вычислим значение выражения

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/07be49f2-2705-47d7-a46d-e3e5c4ee8483.png

Решение:

В этом случае мы также имеем табличные значения:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/9342522e-6a90-471d-8a70-54b023a0baa0.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/2b3abbcd-06ec-4ded-8309-4814bf21d06c.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f0e981fa-d4af-4686-a1aa-f5182a5992d1.png

1. Рассмотрим сначала задачи, связанные с вычислением табличных значений обратных тригонометрических функций.

Пример 1.

Найдите значение: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/a4166737-e788-4e91-a4c2-63e396e5d84f.png.

Решение:

При решении данной задачи будем пользоваться табличными значениями аркфункций тождеством:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e614e0a6-d853-44d4-9b47-c96201913ea8.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/c10a807e-60e0-4790-90ec-7a300a316a66.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/89eb935a-0f1a-4a81-9f0a-a88c7016dab1.png.

Пример 2.

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/dd1eba28-fb10-40fc-9a5d-4fe49562b6fd.png

Решение:

На первый взгляд, использование тождества приводит к получению ответа:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/905429bb-833a-476b-890f-826b5763b76c.png. Но заметим, что аргумент синуса не удовлетворяет промежутку https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/6015c031-4afd-4e69-8956-b0256c67718c.png. Поэтому ответ является неверным. Таким образом, нужно найти такое значение a , что:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/eda59ac9-59eb-4fef-b0fd-5c6e2fb7e434.png. Таким значением является https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/932d0fbb-defc-499c-a0ba-d135afedb8a3.png. Значит, ответом является число https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/a1771e14-e60d-47f9-aa92-0241e7235bb9.png.

2 вариант. Найдем численное значение https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/c727da7a-bc72-49d7-9047-1812d0f22cdf.png. Оно равно https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/67f13d24-e754-4055-9fe0-a2f2e8e9a47a.png. Теперь найдем https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/46b7b323-e7e2-4af8-bb09-3254818d2642.png. Оно равноhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e08212af-7b00-4c7f-84d1-39947d7f54f3.png.

Заметим, что второй вариант решения возможен в том случае, когда мы имеем дело с табличными значениями тригонометрических функций.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/245d85cd-8afd-40b9-90ff-2047efe20bc1.png.

Пример 3.

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/1aa4c405-fb20-4d49-ae29-f4968f2326a3.png

Решение:

В этом примере возможен только ход рассуждений по первому варианту, так как мы имеем дело не с табличными значениями косинуса. Очевидно, что число 10 не является правильным ответом, поскольку оно не принадлежит промежутку https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/eb06cf26-87b0-462b-9dc8-c05fdcad65e0.png. Таким образом, нам нужно найти такое число a из промежутка https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/5cf0803a-44be-4291-a51b-7900eec1868c.png, косинус которого равен косинусу 10. Таким значением a является число https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/285701eb-3cdf-42c4-97dd-cb5eac15bd4f.png, так как https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/07be195e-8059-4bab-9018-0068b9937b6b.pngзначит, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/1cd66c8c-e82e-4fdf-9ee3-f1c9ba82dde3.png и, с учетом формул приведения: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f7e23905-37b1-43d9-931e-51ac9cae88f8.png.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/beef33ca-dfe7-4e37-a990-a559260f6f15.png1

Тождества, связывающие тригонометрические и обратные тригонометрические функции

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/b030e887-27bf-4d8e-82af-46943dcc232f.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f0c5c956-3ad8-4a7a-9a1b-f72a784d122f.png, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e6f20315-0af8-4456-9fd7-658f522ff6c7.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f1e5d628-8af5-4b4b-ac60-812350a36d79.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/64033a76-5820-456b-a6e4-fbdbe327ab8b.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/73454e41-29c9-4023-a4a1-13e7d0e94e4b.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/897f17b2-ca4a-4c50-9956-856230ac8d53.png, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/eac336ab-3094-436a-aae0-17de7d8ac55d.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/cf86d668-b2b4-4a11-8c36-d3c9f7e74254.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/4fdbbd5b-1329-4e97-a451-77316a16623d.png, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/35efb47b-27a3-4127-9a3b-d20756b5bee7.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e91ad63b-8c0a-4128-bb0e-cb7e39f69eff.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/12c8076c-ce62-4e77-8185-40ba8e0c8bad.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/2b733a26-b8ad-4031-9618-b9f7192fe841.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/d8e697dc-2c71-4b4d-9284-a5eb0b46dc33.png

2. Рассмотрим некоторые тождества

С использованием тождеств, связывающих тригонометрические и обратные тригонометрические функции, рассмотрим решение некоторых примеров:

Пример 4.

Вычислите: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/1eccfbab-ca03-42bf-8ecc-88e48c0cd836.png.

Решение:

При решении этой задачи используется только знание табличных значений тригонометрических и обратных тригонометрических функций:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/4d74d2e2-4255-474d-bc76-6e349151a08f.png.

Ответ: 0.

Пример 5.

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/2a2d7df3-3d50-43bd-9955-1f248345828d.png

Решение:

Для вычисления значения данного выражения воспользуемся тождеством (22):

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/b26e473f-4544-467f-8294-67f16dd32080.png

Ответ: -3

Пример 6.

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e921aaeb-c2c6-419b-855d-ad652932aa2b.png

Решение:

Сначала воспользуемся табличными значениями обратных тригонометрических функций и заменим https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/31b48727-b144-4da6-a054-3272b2a51818.png. Теперь воспользуемся для преобразования формулой тангенса двух аргументов:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/0d71c1c9-c6bb-4ae6-b03d-6beb7aed47a8.png. Теперь, используя тождества для арктангенса и табличные значения тангенса, получим результат: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/c5f6dfdc-882b-4b01-81af-47f9fe8cfb0f.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/7828cd96-3eab-49bc-ad86-75ed64c57ad9.png

Решение задачи 2

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f58e0a45-dcae-4f3e-b5f8-6c4d94878c13.png.

Решение:

Данное выражение вообще не содержит табличных значений тригонометрических функций, поэтому при решении этой задачи будем использовать тождества второй группы. Но сначала воспользуемся формулой косинуса суммы аргументов. Таким образом, получим:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/9a57d49a-0c6d-4bb6-ba31-0f2919ce3f75.png

Ответ:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/52cacdcf-ee41-4b45-acbe-4a7daf08144c.png.

Решение задачи 3

Вычислить https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/a5c052d5-d7aa-4469-855f-7b76c1108145.png

Решение:

Воспользуемся для начала формулой синуса двойного аргумента и получим:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/68bf4845-3b03-4cbd-89bd-6e3327f26098.png.

Теперь, используя тождества и преобразуя полученное выражение, получим окончательный результат:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/ef81a949-a78d-4fe2-85cb-cbf3387d41c7.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/5045eb42-d757-4f91-982b-3a046ab0ce79.png

3. Рассмотрим более сложные задачи.

Пример 7

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/eb1e13d7-7c7a-4be1-a168-183442fc8194.png.

Решение:

Найдем https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/ac7e782b-967d-4971-abf7-81a9fe8f7a46.png. Для этого воспользуемся формулой тангенса суммы аргументов:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/adbc7ac2-f70f-4838-aede-6e3199e971cd.png

Поэтому сумма арктангенсов – это такое число, тангенс которого равен -1. Для того чтобы найти окончательно это число, определим, какому промежутку оно должно принадлежать.https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/052d3b14-d678-40ab-8343-396b527c6d33.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/4691b778-1bf0-46ad-a5f4-1adcf929b3ba.pngпринадлежат промежутку https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/96313234-f27d-447a-838f-a07a9e3259ca.png, поскольку в силу монотонности функции арктангенс (он монотонно возрастает) каждый из рассматриваемых арктангенсов больше чем https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/9f8648ca-f9b3-4f54-ae13-7064f47b31a2.png, который равен https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/5587db7e-d9b7-4855-8be2-1a1bb0c23866.png. А в силу ее ограниченности каждый из них меньше чем https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/d1ea060c-7ad7-4370-9907-e7d1f86cc0c9.png. Поэтому сумма этих арктангенсов принадлежит промежутку https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e319ef38-318f-4136-92bd-78dbeb32d10e.png. В этом промежутке содержится единственное число, тангенс которого равен -1. Это https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/234a88cb-518f-4f16-9c9a-34d94d401870.png. Таким образом значение выражения равно: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/fe3b2575-45bd-4099-8f3a-bf1fbffa8a32.png.

Ответ: 0,75

Пример 8

Найдите https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/dbb8bc50-a9e5-4ae0-9ad5-53b1eae6d19d.png в виде целого числа, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/1944ef4b-b4f4-4741-9a52-ec6e1a302cae.png.

Решение:

Сначала воспользуемся формулой, связывающей значения тангенса и котангенса одного аргумента:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/baa25291-437b-4f82-85bd-956c1131892c.png. Это позволяет вычислить https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/890b10ed-76ae-4ca9-bda9-2592c0f3ddd0.png. Теперь, подставив найденное значение в выражение, значение которого нужно найти, получим искомый результат:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/fb8b6c4d-1e56-46fe-ae9d-e8d7af6e9c74.png

Ответ: 5.

Пример 9

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/c43f26c4-e78f-419b-bd17-63f1be5df155.png

Решение:

При вычислении значения данного выражения прежде всего воспользуемся формулами синуса двойного аргумента, выражающего его через тангенс, и тангенса половинного аргумента:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/577837aa-6a23-4eca-9f02-9f6a2d694abc.png.

Теперь воспользуемся тождеством (19) и получим окончательный результат:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/373ec1e4-feb5-4954-a4aa-a3201719e80e.falsehttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/eb523b55-68c5-420c-ab3e-58cb48a4f503.png

Пример 10

Вычислить: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/ed2a7729-fe1e-4897-9b17-36d8068ea6fd.png

Решение:

Заметим, что при вычислении значения данного выражения можно использовать формулы котангенса суммы и разности аргументов, а затем формулы котангенса половинного аргумента. Но мы будем использовать другой путь. Один из аргументов https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/e2565ee8-c932-4da8-ad92-8a7f8f9c644e.png и другой https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/f3fa76af-5ecb-4d79-ab23-ceaa04fcee52.png. Сумма и разность аргументов представляют собой очень привлекательные выражения: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/61a8db98-279c-411b-a0ff-be45224258b3.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/1990bfb9-c08f-431e-a1e9-d81bd0bae26b.png. Попробуем это использовать. Преобразуем данное выражение, воспользовавшись формулой суммы котангенсов: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/98f49612-32ad-4b93-acd9-fdd81ddb2c34.png. И далее используя в знаменателе формулу преобразования произведения синусов в разность косинусов:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/0aae9d92-150f-43be-9547-5218b1ab7b7d.png. Таким образом получим: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/3a88f6e8-08e4-43e2-8015-dcf3ee066686.png

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Упростить выражение: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/0b10921b-b0bd-4d46-876e-d7bcfa65228c.png, где https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/baa0a374-c0f9-4aeb-b7db-585b75967017.png

Решение:

При выполнении преобразования данного выражения воспользуемся формулой синуса двойного аргумента, а также тождествами, позволяющими выразить https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/feac0ec4-9430-46ec-8e75-7906245157b6.pngиhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/5fa16468-7964-4b52-8f84-a5ff392b770b.png. В результате получим:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/8443df8f-28b9-4083-b67d-ee93effa7895.png.

Ответ: 2.

2. Упростите выражение: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/c9f52a03-2346-47f1-a827-ec266a459c10.png.

Решение:

Воспользуемся формулой преобразования косинуса суммы аргументов, а затем тождествами:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/164449bd-6272-4a09-92de-377b3d9dbaa1.pngОтвет: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/56cb2330-b743-4384-8f68-9bbd8bc32e92.png.

3. Найдите значение выражения: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/a00768b5-31c0-4caa-a434-50c377bb19c3.png

Решение:

С одной стороны, можно попытаться воспользоваться тождеством: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/25294e91-7973-4abe-8353-f221de909272.png. Но в этом случае мы получим в качестве значения выражения: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/fbc8318e-a26c-4bb3-8201-2e2eb2b61192.png, значение которого вычислять не очень удобно. Поэтому мы будем действовать другим способом: сначала вычислим значение https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/d45baab2-88b8-4fb7-82f3-41ea6c3074f8.png, а затем – значение косинуса в найденной точке.

Для вычисления https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/230c1f0e-3e41-4619-bdf5-4e83be720d0f.png воспользуемся выражением косинуса через котангенс половинного аргумента: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/db3279dd-cb23-45db-bf51-f4774413e79b.png. Используя этот результат, получим:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/6f0db4b7-cfa2-4730-9b69-028126ac9114.png

Теперь найдем https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/3382f86d-1ceb-445f-87fb-514766b5bffe.png, Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6322/20190314110827/OEBPS/objects/c_matan_10_44_1/ff1b9d64-31d5-4ba0-91a3-554ae5821eca.png


 

Проект «Подготовка к ЕГЭ»

Проект «Подготовка к ЕГЭ»

Фёдорова Н.Е., Колягин Ю.М., Ткачёва

Фёдорова Н.Е., Колягин Ю.М., Ткачёва

Задание. Попробуйте вычислить значение выражения:

Задание. Попробуйте вычислить значение выражения:

Пример 1. Найдите значение:

Пример 1. Найдите значение:

Пример 3. Вычислить: Решение:

Пример 3. Вычислить: Решение:

При решении этой задачи используется только знание табличных значений тригонометрических и обратных тригонометрических функций:

При решении этой задачи используется только знание табличных значений тригонометрических и обратных тригонометрических функций:

Теперь, используя тождества для арктангенса и табличные значения тангенса, получим результат:

Теперь, используя тождества для арктангенса и табличные значения тангенса, получим результат:

Воспользуемся для начала формулой синуса двойного аргумента и получим:

Воспользуемся для начала формулой синуса двойного аргумента и получим:

Это . Таким образом значение выражения равно:

Это . Таким образом значение выражения равно:

Теперь воспользуемся тождеством (19) и получим окончательный результат:

Теперь воспользуемся тождеством (19) и получим окончательный результат:

Заметим, что при вычислении значения данного выражения можно использовать формулы котангенса суммы и разности аргументов, а затем формулы котангенса половинного аргумента

Заметим, что при вычислении значения данного выражения можно использовать формулы котангенса суммы и разности аргументов, а затем формулы котангенса половинного аргумента

Ответ: . 3. Найдите значение выражения:

Ответ: . 3. Найдите значение выражения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021