Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации
Оценка 4.6

Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации

Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа
Детсад—7 кл
03.08.2024
Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации
Основная идея проекта заключается в создании особого образовательного пространства – сенсорной комнаты и разработки комплексной программы по сенсомоторному развитию, направленной на профилактику сенсорной депривации. Реализация программы в специальных условиях позволит улучшить качество психолого-педагогической работы в ДОО с детьми, родителями (законными представителями), педагогами.
3.Проект2024.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ    г. МУРМАНСКА    № 79

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ДОО

С УЧЁТОМ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 ЕВРО – АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

                                                                         

 

 

                                                                          Выполнил воспитатель 

                                                                          логопедической группы

                                                                          МБДОУ 79

                                                                          Города Мурманска

         Хохлова Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2024


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ. 10

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 10

ГЛАВА 2.   ПРОФИЛАКТИКА СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ.. 13

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

ЛИТЕРАТУРА.. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организм человека прочно связан с окружающей средой, полноценное биологическое функционирование и реализация потенциальных возможностей организма осуществляется в прямой зависимости от условий среды, которые в одних случаях обеспечивают нормальное развитие, а в других ситуациях, напротив, могут затормозить, исказить ход «биологических часов» организма, вызвать в нём целый ряд сдвигов, вплоть до возникновения патологического состояния [6].

Многочисленные исследования показывают, что климатогеографическая среда Кольского Севера оказывает выраженное негативное влияние на формирование здоровья в первую очередь детей.

Полярная ночь – тяжёлый и экстремальный период, который характеризуется наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессии, сонливостью. У детей ухудшаются многие жизненно важные показатели, в том числе умственная и физическая работоспособность, которая поддерживается за счёт высокого напряжения адаптационных механизмов [11].

Бедность цветовой гаммы окружающей среды во время длительного снежного периода оказывает негативное воздействие на психику ребёнка. Таким образом, можно говорить о сенсорной депривации детей в зимнее время в условиях Заполярья.

Сенсорная депривация описывается понятием «обед­ненная среда», то есть среда, в которой человек не получает до­статочное количество зрительных, слуховых, осязательных и про­чих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации", глава 7, статья 64: (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) гласит:

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1]

Таким образом, проведение профилактики сенсорной депривации в дошкольных образовательных организациях в условиях Арктических регионов, обусловленное особенностями климата, актуально и требует комплексного подхода к организации образовательного процесса и заботе о благополучии детей.

Основная идея проекта заключается в создании особого образовательного пространства – сенсорной комнаты и разработки комплексной программы по сенсомоторному развитию для детей, проживающих на территории регионов, которые входят в состав Арктической зоны.

Реализация программы в специальных условиях позволит улучшить качество психолого-педагогической работы в ДОО с детьми, родителями (законными представителями), педагогами. [2]

Гипотеза: создание особого образовательного пространства, разработка и реализация комплексной программы, направленной на обогащение сенсомоторного опыта детей в ДОО, способствует предотвращению и компенсации сенсорной депривации у детей, их разностороннему развитию и обеспечивает им благоприятную среду для здорового роста и развития.

Основные целевые группы, на которые направлен проект:

Участники образовательного процесса:

ü Дети раннего и дошкольного возраста

ü Родители (законные представители)

ü Педагоги дошкольной образовательной организации

Цель проекта: разработка комплексной программы по профилактике сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской федерации.

Задачи проекта:

1. Исследовать и проанализировать проблему:

ü    Провести исследование существующих ресурсов и подходов по сенсомоторному развитию детей раннего и дошкольного возраста

ü    Проанализировать степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта

2. Анализ потребностей целевых групп для разработки программы:

ü    Провести анкетирование родителей (законных представителей)  для выявления уровня самочувствия детей в период полярной ночи.

Уровня  осведомлённости взрослых о сенсорной депривации и потребностях детей.                                                                                                                

ü    Провести наблюдение за детьми в процессе образовательной, свободной деятельности, в ходе режимных моментов

ü    Выявить потребности детей  по сенсорной депривации

3. Обогатить предметно-пространственную среду:

ü    Организовать создание сенсорной комнаты

ü    Приобрести оборудование для сенсомоторного развития

ü    Разнообразить стимульный материал  сенсорных зон в группах

 4. Разработать комплексную программу, направленную на профилактику сенсорной депривации:

ü    Составить структуру программы по разделам

ü    Определить функции в каждом разделе

5. Разработать рекомендации и практические советы родителям (законным представителям) для возможности самостоятельно заниматься с детьми профилактикой сенсорной депривации:

ü    Оформить информационный стенд

ü    Разместить информацию на сайте образовательной организации

ü    Проведение индивидуальных и групповых консультаций

6. Обеспечить возможности для обмена опытом в профессиональном сообществе:

ü    Разместить информацию о проведении мероприятий, о достижениях в ходе реализации проекта

 Объект: психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро – Арктических территорий Российской федерации

Предмет: профилактика сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро – Арктических территорий Российской федерации.

Методы реализации проекта:

Аналитический

ü    анализ нормативно-правовых документов

ü    изучение научных исследований по  сенсорному воспитанию и развитию  детей раннего и дошкольного возраста

ü    мониторинг сайтов дошкольных организаций, находящихся в Арктической зоне РФ (Чукотский автономный округ, республика Саха (Якутия), Красноярский край), на наличие программ по профилактике сенсорной депривации

Описательный:

ü    наблюдение за детьми во время образовательной и свободной деятельности детей

Анкетирование родителей (законных представителей) для выявления уровня осведомлённости и наличия проблем по сенсорной депривации у детей

Вербально-коммуникативный:

ü    беседы с родителями (законными представителями) о изменениях у детей эмоционального и физического состояния в период полярной ночи

ü    проведение опросов воспитателей и узких специалистов для выявления проблем сенсорной депривации у детей

Организация и проведение мероприятия «Круглый стол» для родителей (законных представителей), педагогов

 Средства реализации проекта

 Технические средства:

ü    Ноутбук, интерактивная доска, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, подвешенные подвижные конструкции, пузырьковые колонны, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии, библиотека релаксационной музыки, уличные осветительные приборы.

Сроки реализации проекта: ноябрь, 2024 –  январь, 2025

Партнёры проекта: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (ФГАОУ ВО «МАУ»).

Ожидаемые результаты проекта по количественным показателям:

1.Увеличение количества занятий и мероприятий, направленных на сенсомоторное развитие  у детей:

ü    включение заданий на для сенсомоторного развития в образовательную деятельность

ü    в режимные моменты

ü    в свободную деятельность детей

2. Привлечение большего числа родителей (законных представителей) к воспитательно-образовательному процессу ДОО

ü    размещение информации по проблеме сенсорной депривации на сайте ДОО, на информационных стендах в ДОО

3.Увеличение количества детей, проявляющих интерес и участие в различных видах занятий и игр, связанных с сенсомоторным развитием

ü    увеличение количества специального оборудования, пособий, игрового материала для сенсомоторного развития

ü    снижение количества случаев проявления признаков сенсорной депривации у детей

Ожидаемые результаты проекта по качественным показателям:

1.Улучшение психофизиологического состояния детей:

ü    снижение уровня стресса,

ü    улучшение настроения и общего самочувствия

2.Развитие чувствительности детей:

ü    повышение внимательности, концентрации внимания,

ü    развитие творческих способностей

3.Повышение социальной активности детей:

ü    улучшение взаимодействия между детьми

ü    развитие коммуникативных навыков, снижение конфликтов

4. Улучшение качества предметно-образовательной среды:

ü    создание стимулирующего пространства способствующего развитию детей

5. Повышение уровня удовлетворенности педагогического и родительского коллектива эффективностью проведения мероприятий по профилактике сенсорной депривации.

Новизна и значимость проекта:

Выявление и решение проблем сенсомоторного развития у детей раннего и дошкольного возраста рассмотрено в контексте влияния особых климатических условий Заполярья.

Организация комплексного подхода для проведения профилактической работы, направленной на сохранение психического и физического здоровья детей в ДОО, в период полярной ночи.

Это в свою очередь способствует  формированию саногенного мышления у детей [7].

При изучении вопроса по созданию комплексной программы, направленной на профилактику сенсорной депривации, выяснилось, что опыт работы по данной проблематике не нашёл широкого применения.

Анализ литературных источников показал недостаточное освещение вопросов, связанных с актуальностью проблемы  настоящего проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Поэтому, значение сенсомоторного развития у детей дошкольного возраста сложно переоценить. Именно в этом возрасте совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности, составляющих фундамент сенсорного развития ребёнка, является наиболее благоприятным.

Сенсомоторное развитие дошкольника является условием успешного овладения им любым видом практической деятельности, так как формируется оно на основе синтеза различных ощущений: зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных, кинестетических.

Сенсомоторное развитие, является одним из основных направлений дошкольного воспитания, так как развитие ощущений и восприятий создаёт фундамент для формирования других, более сложных познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения, и создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [8]

Среда, в которой ребёнок не получает до­статочное количество зрительных, слуховых, осязательных и про­чих стимулов описывается понятием «обед­ненная среда», то есть сенсорная депривация.

Подобная среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом воз­расте. Однако для ребенка она особенно губительна.

В целом, сенсомоторное развитие детей в Арктических регионах требует особого внимания к созданию стимулирующей и безопасной среды, способствующей разностороннему развитию всех сенсорных систем. Важно учитывать специфику окружающей среды и адаптировать методики обучения и игровые материалы под особенности климата и природы Арктических регионов.

Предупреждение сенсорной депривации в дошкольном возрасте имеет долгосрочные положительные последствия для развития детей. Это помогает им лучше адаптироваться к окружающей среде, развивать свои способности и умения, а также улучшает качество их жизни в целом.

Проект по профилактике сенсорной депривации у детей может существенно повысить качество жизни детей и способствовать их гармоничному развитию. Важно выбрать комплексный подход, учитывающий потребности каждого ребенка и создающий благоприятную среду для его полноценного становления.

В процессе теоретического исследования поставленной проблемы, можно сделать вывод, что существует необходимость в создании особого образовательного пространства, позволяющего максимально активизировать и стимулировать ослабленные сенсорные функции. Таким пространством является сенсорная комната.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори, с её точки зрения, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.

В целом сенсорную комнату можно определить, как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Сенсорная комната может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребёнка, специальное оборудование используется как для оказания успокаивающего и восстанавливающего воздействия, так и для достижения тонизирующего, укрепляющего и стимулирующего эффектов.

Оборудованная сенсорная комната состоит из двух основных зон: активной и релаксационной. Активная зона: оборудования со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные дорожки и мячи, подвешенные подвижные конструкции, сухой бассейн. Релаксационная зона: мягкие покрытия и мебель, сухой дождь, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки [4].

К обогащению предметно-развивающей среды было включено оборудование прогулочных площадок световыми лабиринтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.   ПРОФИЛАКТИКА СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Для более глубокого изучения проблемы был проведён мониторинг работы по проблеме проекта в дошкольных образовательных организациях Арктических регионов России: Ямало-Ненецкий Автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия). По результатам изучения сайтов дошкольных организаций можно сделать выводы, что нет единой комплексной программы, направленной на профилактику сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро – Арктических территорий Российской федерации

С целью организации благополучия и комфорта для участников воспитательно-образовательного процесса, было проведено анкетирование родителей (законных представителей)  Приложение 1.

Осуществлялось наблюдение за детьми в образовательной и свободной деятельности, в ходе режимных моментов. Проводились беседы с родителями (законными представителями), воспитателями групп, узкими специалистами дошкольной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  показали следующее:

- у всех детей наблюдается изменение  в настроении, общем благополучии в период полярной ночи

- у большинства детей присутствуют проблемы сенсорной депривации разной степени

- большинство родителей и педагогов не знакомы с проблемой сенсорной депривации   и методами работы по её профилактики.

На основании вышеизложенного было организовано планирование и реализация проекта, направленного на профилактику сенсорной депривации. В который также включены мероприятия, направленные на повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.

 Таким образом, было принято решение создать единую психологическую модель профилактики сенсорной депривации, которую можно применять на практике для работы с детьми, их родителями (законными представителями).

 Опираясь на специальное оборудование, была разработана комплексная программа по профилактике сенсорной депривации «Полярное сияние». Программа включает следующие разделы:

ü Предметно-развивающая среда

ü Взаимодействие со специалистами ДОО

ü Диалоги с родителями

ü Обмен опытом в профессиональном сообществе

Предметно-развивающая среда по профилактике сенсорной депривации:

 - сенсорная комната

 - сенсорные зоны в групповых помещениях

 - стимульный материал, пособия в логопедическом кабинете, в музыкальном зале, в спортивном зале, в кабинете педагога-психолога

- на прогулочной площадке световой лабиринт

Взаимодействие со специалистами ДОО:

- включение упражнений и игр по сенсомоторному развитию в структуру логопедических занятий

-  включение упражнений и игр по сенсомоторному развитию в структуру занятий по всем образовательным областям:

1. Физическое развитие

2. Познавательное развитие

3. Социально-коммуникативное развитие

4. Речевое развитие

5. Художественно-эстетическое развитие,

в режимные моменты.

Диалоги с родителями:

 - проведение собраний «Круглый стол» для повышения психолого-педагогической компетенции по сенсомоторному развитию

 - проведение мероприятий «День открытых дверей», посещение сенсорной комнаты, приобретение навыков проведения упражнений и игр с детьми, направленных на профилактику сенсорной депривации

 - проведение индивидуальных и групповых консультаций

 - рекомендации на информационном стенде

Обмен опытом в профессиональном сообществе:

 - размещение  на сайте образовательной организации информации об опыте работы и её результатах по профилактике сенсорной депривации

- проведение вебинаров

Каждый раздел включает свои виды деятельности, реализация которых позволяет достигнуть основной цели проекта.

Подробно деятельность по реализации проекта представлена в календарном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарный план реализации проекта

 

Этапы проекта

Название

Цель

Целевая группа

Ответственный

Сроки проведения

Качественные и количественные показатели реализации мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Подготовительный

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

1.Исследовать  и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ потребностей целевых групп для разработки программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ потребностей целевых групп для разработки программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Педагогический совет для решения организационных вопросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Организация предметно-развивающей среды в помещениях ДОО, на прогулочных участках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Разработка комплексной

программы «Полярное сияние», направленной на профилактику сенсорной депривации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Размещение объявления на сайте ДОО и на информационном стенде о включении в образовательный процесс программы «Полярное сияние»

 

 

 

 

 

 

 

8. Педагогический совет

1. Проведение исследования существующих ресурсов и подходов по сенсомоторному развитию детей раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Наблюдение за детьми в процессе образовательной и свободной деятельности, групповой, индивидуальной, в ходе режимных моментов

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анкетирование родителей (законных представителей),

беседы с воспитателями, узкими специалистами ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Согласование действий, распределение функций между сотрудниками для реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Создание особого образовательного пространства для обогащения сенсомоторного опыта детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Организация образовательного процесса, направленного на

формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

 

7. Информирование

родителей (законных представителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Ознакомление сотрудников с новой программой «Полярное сияние» для профилактики сенсорной депривации

1. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дети раннего и дошкольного возраста в ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дети дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, узкие специалисты ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Руководство,

педагогический коллектив ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Участники образовательного процесса: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), администрация, педагогический состав ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Родители (законные представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Администрация,

педагогический коллектив ДОО

 

1.Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Руководство ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Руководство,

воспитатели, узкие специалисты, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Педагог-психолог, старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Педагог-психолог, воспитатели групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Администрация ДОУ

01.11.2024-10.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.11.2024-10.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05.11.2024-10.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.11.2024-29.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.11.2024-28.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 25.11.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.11.2024

 

1.Количественные показатели:

Изученные источники: нормативно-правовые документы, научно-популярная литература, образовательные сайты, мониторинг сайтов ДОО, расположенных на Евроарктической территории РФ

Качественные показатели

Результат показал, что опыт работы в необходимом  направлении, не нашёл широкого применения

 

2.Количественные показатели:

Виды деятельности детей: образовательная, свободная, индивидуальная, групповая, режимные моменты

Качественные показатели:

Выявление индивидуальных особенностей у детей в сенсомоторном развитии

 

3.Количественные показатели:

Участие в анкетировании родителей (законных представителей) в количестве 15 человек

3. Качественные показатели:

Выявление изменения самочувствия детей в период полярной ночи, особых потребностей по сенсомоторному развитию

 

4.Количественные показатели:

Привлечение к организации и реализации проекта узких специалистов, воспитателей ДОО

Качественные показатели:

Распределение обязанностей:

1. Воспитателям групп разнообразить сенсорные зоны в групповых помещениях

2. Старшему воспитателю организовать приобретение специального оборудования, пособий, игрового материала для организации сенсорной комнаты в ДОО

 

5.Количественные показатели:

Увеличение количества оборудования, пособий, игрового материала для сенсомоторного развития, привлечение большего количества детей

Качественные показатели:

Заинтересованность сотрудников в проведении занятий, результаты занятий качественно выше

 

6.Количественные показатели:

 Определение количества направлений в программе, количество участников

Качественные показатели:

комплексный подход для проведения качественного образовательного процесса

 

 

 

 

7.Количественные показатели:

Привлечение большего количества родителей к участию в образовательном процессе

Качественные показатели:

Заинтересованность родителей жизни детского сада

 

8.Количественные показатели:

Информирование педагогов о количестве мероприятий в ходе реализации проекта

Качественные показатели:

Распределение функциональных обязанностей

II.Основной

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Проведение праздника

 «Встреча Полярной ночи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Проведение с детьми занятий в сенсорной комнате

 [ ]

       Приложение 2

     

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Собрание для родителей «Круглый стол»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Проведение с детьми упражнений, игр, направленных на развитие зрительного восприятия  

          Приложение 3

 

 

 

 

 

13. Проведение с детьми упражнений, игр для развития слухового внимания

          Приложение 4

                

 

 

 

14. Проведение с детьми упражнений, игр для развития обоняния и вкуса

         Приложение 5

     

 

 

 

 

 

15.Проведение с детьми упражнений для развития проприоцептивной функции (кинестетические, вестибулярные ощущения)

         Приложение 6

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Проведение с детьми упражнений, игр на развитие тактильного восприятия

          Приложение 7

     

 

 

 

 

 

 

 

17.Проведение мероприятия «День открытых дверей» для родителей (законных представителей)

 

1.Консультация по сенсомоторному развитию детей

          Приложение 8

 

2. Косультация о значении цвета для детей, с примерами игр

          Приложение 9

 

18.Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста: «Виртуальное путешествие в гости к Полярной ночи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Оформление информационного стенда

педагога-психолога по теме:

Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро – Арктических территорий Российской федерации

 

 

21.Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблеме сенсомоторного развития у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Проведение праздника «Проводы Полярной ночи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Создание благоприятной атмосферы, позитивного эмоционального фона для детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Выявление проблем у детей по сенсорной депривации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам сенсомоторного развития детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Профилактика переутомления зрительного аппарата 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Стимуляция слухового восприятия, развитие фонематического слуха

 

 

 

 

 

14.Формирование умения дифференцировать запахи, вкусовые ощущения

 

 

 

 

 

 

15.Развитие произвольности и самоконтроля движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Повышение тактильной чувствительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Ознакомление родителей с условиями проведения занятий по профилактике сенсорной депривации в сенсорной комнате

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Расширение представления детей о таком природном явлении как полярная ночь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Информирование родителей (законных представителей) о значении профилактики сенсорной депривации у детей, проживающих в суровых климатических условиях

 

 

 

 

 

 

21.Составление индивидуальных консультаций по выявленной проблеме у ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Создание благоприятной атмосферы, позитивного эмоционального фона для детей

 

 

9.Музыкальный руководитель, воспитатели групп, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Родители (законные представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

14. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Дети раннего и дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Родители (законные представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Дети старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Родители (законные представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Родители (законные представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Дети дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Дети, родители (законные представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Педагог-психолог, воспитатели, узкие специалисты ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Воспитатели группы, узкие специалисты ДОО,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

13.Воспитатели группы, узкие специалисты, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

14.Воспитатели группы, узкие специалисты, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Воспитатели группы, узкие специалисты, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Воспитатели группы, узкие специалисты, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Воспитатели группы, узкие специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Музыкальный руководитель, воспитатели групп, педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

02.12.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02.12.2024-11.01.2025

Три раза в  неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06.12.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Ежеднево, утро-вечер, 1-3 минуты

в зависимости от возрастной группы и формы проведения

 

13.

Ежедневно 10-15 минут

 

 

 

 

 

 

 

14. Три раза в неделю

10-20 минут в зависимости от возрастной группы и формы проведения

 

15.Три раза в неделю 10-25 минут в зависимости от возрастной группы и формы проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три раза в неделю 10-25 минут в зависимости от возрастной группы и формы проведения

 

 

 

13.12.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.12.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.12.2024-20.12.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02.12.2024-11.01.2025

2 раза  в  неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.01.2025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Количественные показатели:

Привлечение родителей (законных представителей) к участию в мероприятии

Качественные показатели:

Ознакомление детей и взрослых с новым оборудованием на прогулочной площадке – световой лабиринт

 

10.Количественные показатели:

Увеличение количества детей, проявляющих интерес к занятиям по сенсомоторному развитию

Качественные показатели:

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, по выявленным потребностям

 

11.Количественные показатели:

Увеличение количества родителей (законных представителей) вовлечённых в образовательный процесс

Качественные показатели:

Родители прислушиваются к рекомендациям педагога-психолога

 

С 12 по 16 мероприятие:

Количественные показатели:

Регулирование количества упражнений по возможностям каждого ребёнка

12.Качественные показатели:

Снятие нагрузки на зрительный анализатор, обогащение зрительного восприятия стимульным материалом

 

 

13.Качественные показатели:

Снятие эмоционального напряжения, стимулирование активности (индивидуально оп рекомендации педагога-психолога)

14.Качественные показатели:

Обогащение запаса обонятельных представлений

Улучшение эмоционального состояния

 

 

 

15.Качественные показатели:

Дети приобретают навыки самоконтроля, учатся контролировать силу прикосновения.

Снижается мышечное напряжение,

стимуляция физической активности, снижение импульсивности, расслабление в зависимости от потребности ребёнка

 

16.Качественные показатели:

Систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия. Использование интерактивной песочницы.

Снижение уровня стресса

 

17.Количественные показатели:

Увеличение количества заинтересованных родителей

Качественные показатели:

Получение родителями позитивного настроения, налаживание доверительных отношений

 

 

 

18.Количественные показатели:

Включение в занятие упражнения и игры для всех видов восприятия. Заинтересованность большего количества детей в выполнении заданий по развитию сенсорной депривации

Качественные показатели:

Создание благоприятной атмосферы, позитивного эмоционального фона для детей

19.Количественные показатели:

Привлечение большего количества родителей (законных представителей) к решению проблемы.

Качественные показатели:

Повышение  компетентности родителей по вопросам сенсомоторного развития детей

 

21.Количественные показатели:

Доверительное отношение у большего числа родителей (законных представителей) к ДОО

Качественные показатели:

Приобретение родителями навыков проведения упражнений, игр с детьми на профилактику сенсорной депривации

 

Количественные показатели:

Заинтересованность большего количества детей

Качественные показатели:

при участии в играх, дети уверенней выполняют игровые задания

 

III.Заключительный

22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

Педагогический совет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Размещение информации на сайте ДОО о создании программы «Полярное сияние»

22. Подведение итогов по реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Описание опыта работы и результатов

22.Руководство, педагогический состав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Коллеги из других образовательных организаций, родители (законные представители), комитет по образованию города Мурманска

22. Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Руководство ДОО

13.01.2025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.01.2025

Количественные показатели:

Увеличение количества занятий и мероприятий, направленных на сенсомоторное развитие  у детей

Привлечение большего числа родителей (законных представителей) к образовательному процессу ДОО

Увеличение количества детей, проявляющих интерес и участие в различных видах занятий и игр, связанных с сенсомоторным развитием

Качественные показатели:

Улучшение психофизиологического состояния детей

Развитие чувствительности детей

Повышение социальной активности детей

Улучшение качества предметно-образовательной среды

Повышение уровня удовлетворенности педагогического и родительского коллектива эффективностью проведения мероприятий по профилактике сенсорной депривации.

 

23.Количественные показатели:

расширение круга общения по актуальным темам среди коллег

Качественные показатели:

проведение вебинаров, обмен опытом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая результаты, можно отметить, сто проведённая работа имеет высокую значимость для улучшения психофизического состояния детей, подверженных сенсорной депривации в суровых климатический условиях Арктических регионов.

В ходе проекта была составлена психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро – Арктических территорий Российской федерации.

Модель включает два взаимодополняющих компонента: особое образовательное пространство – сенсорная комната и комплексная программа по сенсомоторному развитию детей раннего и дошкольного возраста.

Преимущества программы заключаются в следующем:

 - возможность реализации программы в рамках образовательного процесса, не привнося дополнительную нагрузку для воспитанников и педагогов дошкольной организации

 - комплексный подход, заключающий в доступности, возможности удовлетворения индивидуальных потребностей каждого ребёнка

 - системности использования, что позволяет улучшить психоэмоциональное состояние детей, особенно  в период полярной ночи

 - включение в образовательный процесс родителей (законных представителей), повышение их психолого-педагогической компетенции.

Сенсорная депривация может негативно влиять на психологическое и физическое развитие детей. В ходе реализации проекта было выявлено следующее:

 - у всех детей наблюдалось изменение  в настроении, общем благополучии в период полярной ночи

- у большинства детей присутствовали проблемы сенсорной депривации разной степени

- большинство родителей и педагогов были  не знакомы с проблемой сенсорной депривации   и методами работы по её профилактики.

Раннее вмешательство и профилактические меры могут помочь предотвратить негативные последствия сенсорной депривации.

Разработанные  рекомендации и практические советы родителям (законным представителям),  открыли для них возможности самостоятельно заниматься с детьми профилактикой сенсорной депривации

Повышение уровня удовлетворенности педагогического и родительского коллектива эффективностью проведения мероприятий по профилактике сенсорной депривации, подчеркивают важность разработки и внедрения эффективных методов профилактики сенсорной депривации у детей для поддержания их полноценного психологического и физического развития.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что профилактика сенсорной депривации у детей раннего и дошкольного возраста, проживающих в суровых климатических условиях Арктических регионов, является важным направлением работы в дошкольных образовательных организациях.

Необходимо продолжать исследования и проводить мероприятия по созданию условий для полноценного развития сенсомоторных способностей детей.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации", глава 7, статья 64: (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024). – Текст : непосредственный.

2. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» . – Текст : непосредственный.

3. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; (пер.с англ.Юлии Даре). – М.: Теревинф, 2009. – 272 с. – Текст : непосредственный.

4. Баряевой, Ю. С.       Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007. – Текст : непосредственный.

5. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. / Т.В. Башаева - Ярославль: Академия развития, 1997. – Текст : непосредственный.

6. Белишева, Н.К., Петров В.Н. Проблема здоровья населения в свете реализации стратегии развития арктической зоны Российской Федерации /Н.К. Белишева. Труды Кольского научного центра РАН, №6(12), 2013. С. 152–173.Экология человека, №6, 2013. С. 42–48. – Текст : непосредственный.

7. Васильева,Т.Н. Формирование саногенного мышления младшего школьника: Учебное пособие. / Т.Н.  Васильева -- Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. - 48 с. – Текст : непосредственный.

 8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» / Л.А.Венгер - М.: Просвещение 1995. . – Текст : непосредственный.

 

9. Деготева, Т.В., Бережнова, О.К. "Сенсорная интеграция и сенсорная терапия у детей. Практическое руководство"./Т.В.Деготева  М.: Издательство СПбГУ, 2017. – Текст : непосредственный.

10. Джеймс, Д. "Сенсорный мир малыша: как помочь ребенку познать весь мир через касание, зрение, слух". Пер. с англ. / Д. Джеймс М.: Эксмо, 2015. . – Текст : непосредственный.

11. Другова, Л.А. Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №40, том 16, 2007. С. 393–397

12. Дубровина, И.В., Акимова М.К., Борисова, Е.М. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – Текст : непосредственный.

13. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 779-783.

14. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. /С.Л. Новосёлова –М.: Просвещение, 1985. – Текст : непосредственный.

15. Нюрнбергер, Я. "Сенсорная депривация и возможности ее преодоления". Психологический журнал, 2018, №3. – Текст : непосредственный.

16. Остоновкин, А.Д. "Основы сенсорики: сенсибилизация для дошкольников"./ А.Д. Остоновкин М.: Народное образование, 2009. – Текст : непосредственный.

17. Пилюгина, В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. /В.А.Пилюгина – М.: просвещение. АО «Учеб. Мет» 1996. – Текст : непосредственный.

 

 

18. Сиротюк, А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 80 с. – Режим доступа: по подписке. –

 URL: https://lib.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238366 (дата обращения: 06.06.2024). – ISBN 978-5-4458-8861-1. – DOI 10.23681/238366. – Текст : электронный.

19. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А., Разенкова, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. – Текст : непосредственный.

20. Сумнительная С.И., Сумнительный, К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2 - 4 г». / С.И. Сумнительная, К.Е. Сумнительный. // Изд. «Карапуз дидактика» 2006 г. – Текст : непосредственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Организм человека прочно связан с окружающей средой, полноценное биологическое функционирование и реализация потенциальных возможностей организма осуществляется в прямой зависимости от условий среды, которые в…

ВВЕДЕНИЕ Организм человека прочно связан с окружающей средой, полноценное биологическое функционирование и реализация потенциальных возможностей организма осуществляется в прямой зависимости от условий среды, которые в…

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного…

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного…

Цель проекта: разработка комплексной программы по профилактике сенсорной депривации в

Цель проекта: разработка комплексной программы по профилактике сенсорной депривации в

Проведение индивидуальных и групповых консультаций 6

Проведение индивидуальных и групповых консультаций 6

Организация и проведение мероприятия «Круглый стол» для родителей (законных представителей), педагогов

Организация и проведение мероприятия «Круглый стол» для родителей (законных представителей), педагогов

Ожидаемые результаты проекта по качественным показателям: 1

Ожидаемые результаты проекта по качественным показателям: 1

Анализ литературных источников показал недостаточное освещение вопросов, связанных с актуальностью проблемы настоящего проекта

Анализ литературных источников показал недостаточное освещение вопросов, связанных с актуальностью проблемы настоящего проекта

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО

Предупреждение сенсорной депривации в дошкольном возрасте имеет долгосрочные положительные последствия для развития детей

Предупреждение сенсорной депривации в дошкольном возрасте имеет долгосрочные положительные последствия для развития детей

Релаксационная зона: мягкие покрытия и мебель, сухой дождь, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки [4]

Релаксационная зона: мягкие покрытия и мебель, сухой дождь, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки [4]

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА СЕНСОРНОЙ

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА СЕНСОРНОЙ

Результаты показали следующее: - у всех детей наблюдается изменение в настроении, общем благополучии в период полярной ночи - у большинства детей присутствуют проблемы сенсорной депривации…

Результаты показали следующее: - у всех детей наблюдается изменение в настроении, общем благополучии в период полярной ночи - у большинства детей присутствуют проблемы сенсорной депривации…

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие со специалистами

Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации

Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации

Календарный план реализации проекта

Календарный план реализации проекта

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Исследовать и проанализировать проблему, степень освещённости вопросов, связанных с проблемой настоящего проекта 2

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Проведение праздника «Встреча

Педагогический совет 23

Педагогический совет 23

III .Заключительный 22. 23

III .Заключительный 22. 23

Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации

Проект "Психологическая модель профилактики сенсорной депривации в ДОО с учётом климатических условий Евро-Арктических территорий Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщая результаты, можно отметить, сто проведённая работа имеет высокую значимость для улучшения психофизического состояния детей, подверженных сенсорной депривации в суровых климатический условиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщая результаты, можно отметить, сто проведённая работа имеет высокую значимость для улучшения психофизического состояния детей, подверженных сенсорной депривации в суровых климатический условиях

Раннее вмешательство и профилактические меры могут помочь предотвратить негативные последствия сенсорной депривации

Раннее вмешательство и профилактические меры могут помочь предотвратить негативные последствия сенсорной депривации

ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон от 29

ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон от 29

Джеймс, Д. "Сенсорный мир малыша: как помочь ребенку познать весь мир через касание, зрение, слух"

Джеймс, Д. "Сенсорный мир малыша: как помочь ребенку познать весь мир через касание, зрение, слух"

Сиротюк, А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие /

Сиротюк, А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2024