Гурьянова Маргарита
ПТИЦЫ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
2018 г.
Зерноград
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………….4
1.1.ОРНИТОЛОГИЯ- НАУКА О ПТИЦАХ……………………………………….4
1.2.BIRDWATCHING- НАБЛЮДЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПТИЦ…………………6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………..……….8
2.1. СОЗДАНИЕ ФОТОВЫСТАВКИ…….……………………………….………8
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
«ДОМИК НА ДЕРЕВЕ» (2016 Г.) И «ДОМИК ДЛЯ ДРУЗЕЙ» (2017 Г.)….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………………………….............17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………18
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
В Ростовской области обитает 300 видов птиц. Однако немногие из студентов первого курса колледжа смогли назвать пять - семь видов птиц, проживающих в черте города Зернограда, или на его окраинах, в степи, или около ближайших водоемов. Такая ситуация недопустима, так как наша будущая профессия – учитель начальных классов и воспитатель дошкольников. Педагоги должны хорошо знать природу, воспитывать детей и развивать у них любовь ко всему живому. Современные молодые люди мало интересуются окружающей природой, а видовое многообразие птиц изучается в школьном курсе биологи только в 7 классе. Очевидно, назрела необходимость актуализации знаний студентов колледжа по видовому многообразию птиц именно местных видов.
Проект, назначением которого было пробуждение интереса молодежи к окружающему миру, был тем более актуален в Год экологии.
Для знакомства студентов с местными видами птиц было решено задействовать самую эффективную форму - наглядное представление информации, оформление фотовыставки «Птицы моей малой родины» с включением в нее разделов: «Птицы города», «Птицы степи», «Птицы водоемов» (2017 год). В 2016 году фотовыставка оформлялась в виде плакатов и включала дополнительно разделы "Наша фотоохота" и «Домашние птицы».
Цель разработки – создание социального проекта «Птицы моей малой родины» и его популяризация среди молодёжи и жителей города.
Задачи:
- познакомиться с наукой орнитологией и её разделами;
- изучить особенности и опыт международного орнитологического движения Birdwatching, как примера повсеместного изучения птиц;
- наблюдать за местными птицами, фотографировать их, и определять виды;
- выбрать птиц, наиболее распространенных в нашей местности, подобрать изображения птиц для экспозиции на выставке;
- провести сбор, анализ и представление информации об экологии и повадках местных видов птиц;
- создать фотовыставку «Птицы моей малой родины» (в различном её оформлении и представлении материала);
- подготовить презентации-экскурсии в программе Power Point по отдельным разделам фотовыставки и представить их в рамках традиционной Недели экологии 2016-17 г. на экологических часах в параллельных группах первого и второго курсов, на экологических часах в школах-социальных партнерах.
- провести социальные акции «Домик на дереве» и «Домик для друзей».
Продуктом проекта являются:
- выставка плакатов «Птицы города», «Птицы степи», «Птицы водоемов» «Домашние птицы», «Наша фотоохота» (2016 год);
- фотовыставка «Птицы моей малой родины» с разделами «Птицы города», «Птицы степи», «Птицы водоемов» (в 2017 году);
- презентации-эскурсии в программе Power Point по разделам выставки с информацией о повадках и экологии местных видов птиц, представленные студентам колледжа в рамках традиционной Недели биологии в 2016-2017 году.
- социальные акции «Домик на дереве» (2016 г.) и «Домик для друзей» (2017 г.), организованные участниками, их одногруппниками и проведенные в рамках проекта в несколько этапов в детских садах города, на территории колледжа и улицах города.
- скворечники, синичники, дуплянки и домики для ежей и летучих мышей, изготовленные по правилам науки руками студентов колледжа и их близких для социальных акций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВНИЯ
1.1.ОРНИТОЛОГИЯ- НАУКА О ПТИЦАХ
Птицы - одни из самых замечательных наших «соседей по планете». Они украшают природные ландшафты, и, наполняя их своим пением, щебетом и красками, восхищают и дарят неповторимые эмоции человеку! Птицы имели всегда большое значение, так как были предметом охоты. В древние времена некоторые птицы обожествлялись.
По определению Большой Российской энциклопедии, орнитология-это направление в зоологии; изучает разнообразие птиц, их внешнее и внутреннее строение во взаимосвязи со средой обитания, особенности жизнедеятельности, эволюцию и практическое значение. Отдельной задачей орнитологии является систематизация и описание различных видов птиц. Термин «Орнитология» введён в конце 16 века У. Альдрованди (Италия).[1]
В 4 веке до нашей эры древнегреческий ученый Аристотель описал более 170 видов птиц. В эпоху Средневековья и Возрождения птиц описывали ученые разных стран, например, Леонардо да Винчи изучал полет птиц.
Современную орнитологию основал Карл Линней (ХVIII в.). В своем труде «Система природы» он предложил систематизацию птиц. Линней разделил птиц на 62 рода, дав описание 580 видов. [1]
До XIX века орнитология переживала описательный период: ученые лишь описывали разные виды птиц, их строение и образ жизни. С XIX века ученые начали изучать географию распространения различных видов птиц и пути их миграций.
В России участниками различных академических экспедиций также проводились описания птиц: (1733–43г.) С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер - около 150 видов птиц; (1768–74г.) П. С. Паллас и другие члены экспедиции стали в совокупности первоописателями около 100 видов птиц.
С орнитологией связаны такие биологические дисциплины, как популяционная биология, этология, частично генетика и селекция домашних птиц, экология. Орнитология имеет большое практическое значение для птицеводства, сельского, охотничьего и лесного хозяйства (биологические методы борьбы с вредителями), для аэронавтики, бионики, охраны природы и биологической защиты растительных ресурсов. Так как птицы являются распространителями ряда опасных инфекций и паразитов, их изучение имеет большое значение для медицины и ветеринарии.
Орнитология выполняет важную роль в предотвращении распространения птичьего гриппа – заболевания, чрезвычайно опасного для человека.
Орнитологические исследования ведутся скоординировано учеными- орнитологами разных стран, которые объединяются в национальные орнитологические общества и другие научные организации, обмениваются информацией и опытом исследований. В 1993 создан Союз охраны птиц России (СОПР), активно функционирует орнитологическая секция Московского общества испытателей природы. Профессора - орнитологи трудятся в институтах РАН: в Институте проблем экологии и эволюции (здесь же находится Центр кольцевания птиц), Зоологическом, Палеонтологическом и других институтах, в зоологических музеях, на биостанциях, в заповедниках и зоопарках.
Одновременно с изучением разнообразием птиц и музейных материалов самым важным методом орнитологических исследований являются наблюдения в природе. В этом отношении очень большую роль выполняю орнитологи-любители.
В наши дни, как утверждают учёные-орнитологи, класс птиц насчитывает более 10 000 видов. Птицы бывают хищными и растительноядными, морскими и горными, перелётными и оседлыми, а некоторые из них вообще не умеют летать.
Орнитологи выделяют такие устойчивые географические группы птиц, как "птицы таежных лесов", "птицы пустынь", "птицы влажных тропических лесов", "птицы центральной части России" и т.д.
Птицы юга России, а именно, виды, обитающие на юге Ростовской области стали предметом нашего интереса.
BIRDWATCHING - НАБЛЮДЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПТИЦ
Рядом с человеком давно живут многие виды птиц. В любом населённом пункте можно найти птичьи гнёзда, устроенные пернатыми в хозяйственных постройках, на балконах, под крышами жилых домов, в кустах, на столбах и иногда в самых неожиданных местах. Птицы адаптируются, подстраиваются под мир человека. Мы думаем, что хорошо их знаем, но они постоянно нас удивляют.
В конце XIX века, в Англии возникло новое орнитологическое движение – наблюдение за птицами. Свое название - Birdwatching («бёрдвотчинг»), движение получило в 1901 году. В ХХ веке в Западной Европе, в США и в России наблюдение за птицами в естественной среде обитания превратилось в популярное занятие, хобби. Это увлечение самых разных людей, является мощным научным движением. В России участники бёрдвотчинга называются спортивными орнитологами.
Группы спортивных орнитологов объединяются под руководством орнитологических организаций и помогают им в научной работе. Опытные орнитологи хорошо знают многие виды птиц, их отличительные признаки и повадки. Любители-орнитологи создают объединения [3,5], проводят экскурсии, организуют поездки в места массового скопления птиц. Наблюдатели фотографируют и определяют птиц, участвуют в подсчёте птиц во время сезонных миграций, составляют перечни видов определённой местности, строят кормушки и места для гнездования, следят за распространением редких видов, даже устраивают соревнования: кто больше заметит птиц разных видов за определённое время или на определённой территории. [3,5] Их данные становятся научным достоянием.
Для того чтобы стать участником этого движения, необходимы определённые знания и несложная экипировка. В статье «Уроки бёрдвотчинга», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» № 9 за 2013 год авторы приводят рекомендации для желающих стать спортивными орнитологами. [5] Нехитрое оборудование: восьми- или десятикратный бинокль, блокнот, карандаш, неприметный костюм защитной окраски, кепка. Хорошим подспорьем для успешного бёрдвотчинга является фотоаппарат, однако, чтобы сделать хороший снимок, нужна определённая подготовка. В естественном укрытии нельзя шуметь. По ходу наблюдений необходимо делать записи о погоде, о месте, где находитесь, и фиксировать как можно подробнее другую важную информацию. В статье уточняется, что чем полнее будут заметки, тем проще впоследствии определить вид встреченной птицы - самостоятельно по атласу-определителю птиц, либо с помощью более опытного наблюдателя. [2,4] Необходимо помнить, что пение птиц является сигналом. Если птица издаёт звуки тревоги, это означает, что вы подошли слишком близко. Не приближайтесь к гнезду и тем более не берите в руки птенцов, это вынудит птицу его покинуть. А подражание птичьему пению может отвлечь её от какого-нибудь важного занятия, например кормления птенцов. Некоторые птицы, такие как лебеди или совы, способны атаковать, почуяв угрозу.
В России спортивных орнитологов организует Союз Охраны Птиц России. [2] Наша работа явилась только подготовительным этапом на пути к движению бёрдвотчинга.
Таким образом, в первой главе исследования мы представили некоторые результаты знакомства с наукой о птицах – орнитологией и пришли к выводу, что изучение птиц очень важно для экологического благополучия нашей планеты и экологии нашей малой родины – юга Ростовской области.
Изучив особенности и опыт международного движения Birdwatching, как примера повсеместного любительского изучения птиц, мы взяли на вооружение некоторые его положения, идеи и смогли применить в своей проектной исследовательской и социальной деятельности.
О результатах нашей проектной деятельности мы доложим во второй главе исследования.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. СОЗДАНИЕ ФОТОВЫСТАВКИ
Фотографирование птиц в природе, как уже было сказано в 1 главе, требует высоких профессиональных навыков в фотографии. А кроме того, чтобы получить изображения птиц в хорошем качестве необходима высококачественная фототехника, с многократным увеличением. Для успешной фотоохоты у нас отсутствовали навыки работы с фотоаппаратурой и опыт маскировки, а птицы в природе очень осторожны, некоторые из них имеют покровительственную окраску и незаметны. Удалась только «фотоохота» на домашних пернатых. Поэтому, в 2016 году на фотовыставке «Птицы моей малой родины» присутствовал плакат «Наша фотоохота», где были представлены фотографии, сделанные студентами фотоаппаратами и телефонами, правда, качество этих работ иногда было неудовлетворительным.
В 2017 году участники проекта наблюдали птиц в природе- в городе Зернограде и его пригородах, в станице Кагальницкой (Ростовской области). Помогали при наблюдениях родители, бабушки и дедушки, преподаватели. В результате наблюдений были определены некоторые виды местных птиц, грачи, серая ворона, сорока, копчик, белая цапля, вяхирь, удод, жаворонковые, перепелка, каменный воробей и другие ( всего 30-40 видов). После многократных неудач с фотографированием объектов, мы решили найти материалы для фотовыставки - фотографии птиц в сети Интернет. Чрезвычайно полезным для проекта оказался сайт http://www.rbcu. ru – Союз Охраны Птиц России и другие орнитологические сайты, которые содержали систематические каталоги с фотографиями птиц в высоком разрешении. [5]
В 2016 году студенты решили оформить разделы выставки в виде плакатов, выполненных в программе «Photoshop». Для этого осваивали программу, получали необходимые навыки. Выставка содержала плакаты: «Птицы города», «Птицы степи», «Птицы водоемов», «Домашние птицы», «Наша фотоохота». Плакаты, созданные для выставки «Птицы моей малой родины» в 2016 году, представлены в Приложении 1.
На традиционной Неделе экологии выставку посетили не только студенты колледжа, но и гости- участники ежегодных конференций, которые проходят на базе педколледжа, а также учащиеся школ города – наших социальных партнёров.
В 2017 году фотовыставка была представлена на стенде в аудитории колледжа в виде паспорту с фотографиями. Эту выставку подготовили члены экологической секции «Мудрая Сова» клуба «Истоки». Выставка содержала разделы: «Птицы города», «Птицы степи», «Птицы водоемов». Общий вид экспозиции выставки «Птицы моей малой родины» в 2017 году представлен в Приложении 2.
Логичным дополнением творческой части проекта стала подготовка авторами виртуальных презентаций – экскурсий по всем разделам выставки, так как только непосредственным знакомством с подробной информаций о повадках птиц и их образе жизни можно было пробудить живой интерес к проблеме.
В рамках Недели экологии-2017 авторы представили свои разделы выставки в группах 1 и 2 курсов, школах города на специально подготовленных экологических часах.
Виртуальные экскурсии по нашей выставке содержали не только изображения птиц, но и их голоса, видеоролики птиц в природе, интересные случаи из жизни пернатых.
Распечатка виртуальной презентации- экскурсии «Птицы города» приводится в Приложении 3.
Оформление фотовыставки Экологический час в 1 А группе
К радости авторов проекта, наши виртуальные экскурсии были горячо приняты студентами и учащимися школ. В аудиториях царил неподдельный интерес! Многие впервые увидели разницу между серой вороной, грачом и серой сорокой! Некоторых птиц, виденных ранее, узнавали и знакомились с их названиями. Многие слушатели выступали и рассказывали о своих случаях «контактов» с птицами.
С нашей точки зрения, мы провели очень нужную работу, обратив внимание молодежи на красоту и разнообразие окружающей природы.
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
«ДОМИК НА ДЕРЕВЕ» (2016 Г.) И «ДОМИКИ ДЛЯ ДРУГА» (2017 г)
В ходе наших наблюдений за птицами мы увидели, что птицы города, степи и водоёмов нуждаются в защите и помощи человека. Необходимо улучшать экологические условия для птиц в городе и они будут радовать нас своим пением и красотой. Смастерить домик для скворца, да еще и в соответствии с экологическими параметрами, мы можем. На выполнение этой задачи и была направлена акция «Домик на дереве». Совместно с родителями и близкими студенты изготовили домики для птиц - скворечники, синичники и даже экзотическую дуплянку.
На фото: подготовка к акции «Домик на дереве». Скабара Анна и Ковалева Алеся
На фото: подготовка к акции «Домик на дереве». Студенты 2 Б группы
Акция «Домик на дереве» проходила в несколько этапов. Студенты изготовили и установили эти домики в марте на территории детских садов – социальных партнеров нашего колледжа- «Сказка» и «Солнышко», а также на территории парковой зоны колледжа.
С большим энтузиазмом студенты колледжа участвовали в акции. В ходе акции всем желающим были представлены буклеты с эскизами и инструкциями по изготовлению домиков для птиц. Буклеты пользовались спросом. Студенты разбирали буклеты, чтобы дома, в районе и области, вместе с близкими построить жилье птицам. А инструкции просто необходимы. Если условия и размеры домика нарушены, то заселять его птицы не станут. Например, синички не будут жить в скворечнике, он для них будет большим. Не любят птицы и окрашенных домиков. Очень важно, чтобы размеры отверстия были правильными. В детских садах наша акция имела ошеломительный успех. Детвора с радостью наблюдала, как сотрудники сада помогают нам развешивать скворечники. На фотографиях мы видим этапы акции.
На фото: 2 Б группа на акции «Домик на дереве» в парковой зоне колледжа
На фото: Акция на территории колледжа Акция на территории ДОУ «Сказка»
На фото: акция на территории детского сада «Солнышко»
На фото: малыши детского сада «Сказка» и студенты педколледжа во время акции
В 2017 году в рамках проекта проводилась социальная акция «Домики для друга». Оказалось, что в правильно изготовленных домиках нуждаются и ежи, и летучие мыши.
Популяции этих животных чрезвычайно важны для биоценозов населенных пунктов.
Участники проекта составили буклеты-инструкции с эскизами и чертежами скворечников, домиков летучих мышей и ежей.
Для наглядности мы изготовили скворечник, домик для летучей мыши и макет домика для ежика с соблюдением всех необходимых параметров. И в этом снова нам помогали наши родители, близкие и друзья. Самим бы нам было никак не справиться!
На фото: выставка в холле колледжа Е. Андреева мастерит макет домика
Весной акция «Домик для друзей» состоялась.
В ходе акции на улице им. Ленина мы информировали прохожих зерноградцев и студентов колледжа о том, что не только птицам, но и другим диким животным города необходима помощь человека, демонстрировали готовые домики и раздавали буклеты.
На фото: студенты колледжа Е. Андреева и М. Дутенко проводят
социальную акцию «Домик для друзей» на улице г. Зернограда
На фото: студенты колледжа Е. Андреева и М. Дутенко
проводят социальную акцию «Домик для друзей»
На фото: студентка колледжа Е. Андреева демонстрирует
правила установки домика для ежа
Прохожие с удовольствием общались с нами, рассматривали домики, брали буклеты. Особенно удивлялись домику для ёжика. Интересовались правилами установки домиков и мы провели интерактивную демонстрацию: как правильно установить домик для ежика.
В заключение второй главы настоящей работы необходимо отметить, что в течение двух лет была проведена большая работа по сбору, анализу и презентации видового многообразия местных птиц. Был получен бесценный опыт наблюдения за птицами, фотографирования их и оформления результатов работы в виде творческого продукта – фотовыставки, которая произвела большое впечатление на студентов, сотрудников, школьников и жителей города. Мероприятия по популяризация знаний по биологии птиц: фотовыставки (выставки плакатов), в различном её оформлении и представлении материала, экскурсии- презентации по фотовыставке «Птицы нашего города», проведенные в рамках Недели экологии-2016 и Недели экологии-2017 на базе колледжа и в школах вызвали подъем интереса учащихся к окружающей природе, обогатили ценной информацией не только авторов проекта, но и зрителей.
На фото: ушастая сова днем на дереве во дворе жилого дома
Опыт проведения социальных акций «Домик на дереве» и «Домик для друзей» показал необходимость привлечения внимания и молодежи, и взрослых жителей города, и совсем маленьких малышей к созданию экологически благоприятной среды для диких птиц и животных, обитающих в черте города и его пригородах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я, как автор проекта получила бесценный опыт участия в исследовательской, проектной и социальной деятельности .Работа над проектом принесла мне новые умения, я получила огромное количество положительных эмоций. Приобрели практический опыт наблюдения за птицами в природе, пыталась быть фотоохотником, приобрела опыт оформления фотовыставки и представления сложного биологического материала в публичной лекции о птицах. Моё выступление - презентация- экскурсия, подобранный материал вызвали интерес у студентов, что и было главной целью. Опыт организации социальных акций и участия в них бесценен.
Моя работа в экологической секции «Мудрая сова» клуба «Истоки» будет продолжена. Не случайно секция названа в честь необыкновенной птицы. Дело в том, что наш город облюбовала большая популяция сов ( вид -Сова ушастая). Уже несколько лет зимой совы днем спят на деревьях в городе, а ночью улетают на охоту. Летом птицы живут в полях, ночуют на деревьях в лесополосах. А осенью возвращаются в город. Мы задумали ряд мероприятий в рамках деятельности экологической секции клуба. Возможно, объявим сову «Птицей года» в г. Зернограде, посвятим ей «Неделю экологии».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большая Российская Энциклопедия. Статьи. Изд-во «БРЭ»,2004-2014 г.
Официальный сайт Союза Охраны Птиц России www.rbcu.ru.-
Птицы агроландшафтов Европейской части России. http://server3.lpm.org.ru/birds/index.html
Суперхобби: бёрдинг - между наукой и спортом. https://www.pravda.ru/society/how/relax/07-05-2012/1114019-birdwatching-0/
Позвоночные животные России. Птицы. Информационно-поисковая система и база данных. http://www.sevin.ru/vertebrates/index.html?pre_birds.html
Урок бёрдвотчинга В. Бояркин, Ю.Нахимова, «Наука и жизнь» №9, 2013
http://www.birds-online.ru/wiki/index.php/
https://ptici.info/photo.html
http://ornitolog.net.ru/
http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/birds.htm
http://ornithology.su/birds/index.shtml
http://www.ornithologist.ru/statii/stories1.html
http://web-zoopark.ru/nauka_o_zhivotnih/ornitologiya.html
Экспозиция «Птицы моей малой родины» 2017 год
ЭКСКУРСИЯ- ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПТИЦЫ СТЕПИ» фрагменты
Наградные документы
Приложение 4
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Вид (лат.species) — основная структурная единица биологической систематики живыхорганизмов(животных, растений и микроорганизмов)[1]; таксономическя, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохими-ческимии поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённогоареалаи сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.
«Бёрдвотчинг», англ. Birdwatchinили -наблюдение за птицами («бёрдвотчинг», англ. Birdwatchinили. бёдинг», англ. birding - «птичничество») - любительская орнитология, которая включает наблюдение и изучение птиц невооруженным глазом, либо при помощи бинокля. Помимо визуального наблюдения данная деятельность также вовлекает прослушивание пения птиц.
Орнитология – область зоологии, объектом исследования которой являются птицы. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц. Отдельной задачей орнитологии является систематизация и описание различных видов птиц легче распознать по издаваемым ими звукам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.