Проект: «Работа с родителями через дистанционный формат для качественного образования дошкольников»
Автор: Крюкова Анна Владимировна
Организация: МБДОУ «Детский сад №86 «Сударушка»
Смоленская область, г. Смоленск
Педагогический проект: «Работа с родителями через дистанционный формат для качественного образования дошкольников».
Срок реализации: 9 месяцев.
Актуальность проекта.
До сложившейся эпидемиологической ситуации в стране мы не однократно сталкивались с тем, что родители, ссылаясь на свою занятость, не всегда принимали участие в мероприятиях ДОУ, направленных на развитие и образование дошкольников.
В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ни при каких условиях, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир.
Перед педагогами стояла важная задача найти новые формы работы для мотивации родителей к дальнейшему сотрудничеству. Сотрудничество – это всегда выгода всех сторон.
Для вовлечения родительского сообщества к дальнейшим совместным действиям актуальными в наши дни становятся дистанционные образовательные технологии, оказывающие поддержку в работе с детьми и родителями.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, даст возможность для самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Технология дистанционного образования позволит родителям в доступной форме использовать материал, предлагаемый педагогом, использовать его в удобное для них время.
Проблема. Дистанционное образование, насколько это реально и как это может работать в дошкольном учреждении?
Новизна проекта. Дистанционные образовательные технологии в данный период времени становятся новыми средствами обучения детей-дошкольников, происходят изменения роли и функции участников педагогического процесса.
Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Здесь огромную роль играют взрослые – педагогу необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.
Гипотеза: предполагается, что дистанционное образование поможет дошкольникам получить необходимые знания, существенно повысить усвоение программных требований.
Цель: вовлечение родителей дошкольников в образовательный процесс в онлайн режиме, для качественного образования дошкольников.
Задачи:
- повысить знания во внедрении дистанционных технологий, для повышения качества и эффективности образования дошкольников;
- создать сайт группы;
- настроить каналы коммуникации с родителями в онлайн режиме;
- предоставить воспитанникам возможность закреплять программный материал в домашних условиях.
Участники: педагоги, родители, воспитанники подготовительной к школе группы.
Этапы и сроки реализации проекта.
Этапы |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Подготовительный этап |
Повышение педагогической компетенции в вопросах дистанционного образования дошкольников. Создание условий для работы с родителями и детьми в онлайн режиме. |
Сентябрь- 2020 |
Практический этап |
Подбор игровых заданий, для практического выполнения в домашних условиях. Создание обратной связи, фиксирование результатов при онлайн работе. |
Октябрь 2020 – апрель 2021 |
Обобщающий этап |
Подведение итогов педагогического проекта. Корректировка работы. |
Апрель 2021 |
Рабочий план реализации проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Использование дистанционных образовательных технологий позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям проводить с пользой время дома, получать больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Оценка эффективности реализации Проекта.
Удовлетворенность родителей, полученной информацией, заинтересованность детей деятельностью, повышенное желание выполнять новые задания.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в предложенных игровых заданиях.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
В ходе реализации проекта допустимы риски и неопределенности. Для того чтобы скомпенсировать риски проектной деятельности необходимо предусмотреть систему мер, направленную на снижение отрицательных последствий рисковых событий.
Риски |
Меры для минимизации рисков |
Страх перед новой формой работы |
Психологическая поддержка и сопровождение |
Низкая мотивация родителей дошкольников к дистанционному обучению |
Разобрать принципы формирования мотивации |
Отсутствие заинтересованности воспитанников к участию в проекте |
Применение эффективных игровых технологий, вовлечения детей в реализацию проекта. |
Отсутствие у родителей навыков работы в онлайн |
Подобрать понятную для родителей информацию. Дать подсказку. Оказать поддержку. |
Дефицит времени для осуществления проекта |
Разработать качественную систему мероприятий |
Уже сегодня делайте то,
о чем другие подумают только завтра
У. Черчилль
Современное общество определяет осознанное исполнение родительской роли, качество воспитания подрастающего поколения. Невысок процент родителей, имеющих достаточно педагогических знаний, чтобы применить их в домашних условиях. Важную помощь семье в развитии ребёнка оказывают педагоги и специалисты ДОУ. Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации.
В связи со сложившеюся эпидемиологической ситуацией в стране, возникает необходимость в нахождении эффективных форм для оказания родителям содействия и профессиональной помощи со стороны педагогов, нацелить на повышение родительской компетентности.
Поддержка повышения компетентности родителей отражена в ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации:
• «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273);
• предусмотрена задача «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.6.).
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Сегодня педагогическая практика в лице педагогов ДОУ как никогда нуждается в знаниях, современных подходах, новых способах педагогической поддержки и организации образования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Одной из действенных способов решения задач по педагогической поддержке, в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста, является дистанционное образование.
Дистанционное образование, насколько это реально и как это может работать в дошкольном учреждении?
В современном обществе значительно расширяются возможности организации эффективного общения с родителями через интернет - ресурсы.
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени становятся новыми средствами обучения детей-дошкольников, происходят изменения роли и функции участников педагогического процесса.
Когда мы говорим про общение ДОУ в формате онлайн, у нас возникают безусловно две составляющие части – это общение с родителями, и общение с детьми.
Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Здесь огромную роль играют взрослые – педагогу необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.
Поэтому перед педагогами основной целью является - вовлечение родителей дошкольников в образовательный процесс в онлайн режиме, для качественного образования дошкольников.
Очень важно наладить каналы коммуникации с родителями, позволить ему получать необходимые знания, чтобы стать проводником знаний малышу. Для этого нужно учесть, что доступность материала должна быть простой, но ёмкой.
Какие инструкции необходимо подобрать для родителей:
2.Практическая реализация проекта.
Работа с родителями началась с составления социального паспорта подготовительной логопедической группы. Очень важно познакомиться с детьми и родителями, чтобы выстроить дальнейшее сотрудничество.
На сегодняшний день списочный состав группы 14 детей.
Для дальнейшего сотрудничества и включенности родителей в работу ДОУ.
Провела анкетирование по теме: «Дистанционное сотрудничество датского сада и семьи».
Анализ анкет по теме: «Дистанционное сотрудничество детского сада и семьи»
В анкетировании приняло участие 14 родителей.
Анкетирование показало следующие результаты:
№ п/п |
Вопросы анкеты |
Результат |
1. |
Хотите ли вы общаться с педагогом дистанционно? |
«Нет» – 14%, «Да» - 86% |
2. |
Располагаете ли вы техническими средствами обучения вашего ребенка? В графе «Пояснения» укажите, чем именно располагаете (например, компьютер, ноутбук, планшет, телефон и др.) |
«Телефон» - 100%, «Компьютер, ноутбук» - 64%
|
3. |
Если ли у вас e-mail? |
«Нет» - 14%, «Есть» - 86% |
4. |
Зарегистрированы ли вы в социальных сетях и пользуетесь
ли мессенджерами? |
«WhatsApp» – 100% родителей, «VK, Instagram» - 50%, |
5. |
Установлена ли у вас на компьютере программа
конференц-связи Zoom? |
«Нет» ответили 21% родителей. «Есть» ответили – 57%, 21% ничего не ответили.
|
6. |
6. В какое время вам удобно выходить на конференц-связь для
общения? |
«Вечером указало большинство родителей» - 86% (с 19 до 20 часов) |
7. |
Какие вопросы, связанные с воспитанием и обучением вашего
ребенка вас интересуют? |
Родители написали разную информацию. |
8. |
Чем интересуется ваш ребенок, есть ли у него хобби? |
64% ответили «Есть хобби». 36% - ничего не написали.
|
9. |
Есть ли у вас возможность самостоятельно заниматься с
ребенком? |
«Есть» ответили – 64%. 36% - ответили «Когда как». |
Полноценное дистанционное обучение требует очень хороших каналов связи. В нашей местности возможность работать дистанционно через интернет есть не у всех родителей.
Информирование родителей в вопросах воспитания и образования детей проходило в основном, через сайт детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса ДОО, дошкольными традициями, узнаёт последние новости и таким образом находится всегда в курсе происходящих в детском саду событий.
Но на сайте ДОУ, невозможно дать рекомендации по определённой конкретно-изучаемой теме, что очень важно для закрепления знаний малыша.
В условиях сезонных эпидемий, болезней, индивидуальных ограничений перед педагогами и родителями нашей группы встала задача создать группу Вайбер, WhatsApp,которая позволит родителям получить требуемую информацию, задать любой вопрос по организации воспитательного процесса и многое другое.
Свою работу начали с информирования родителей о создании группы Вайбер, под названием “Логопедическая группа Колокольчик».
С родителями было решено не допускать комментарии в течении дня, чтобы не создавать лишний шум.
Договорились, что модератор группы передаёт информацию всегда в одно время, удобное для группы родителей (вечернее время с 19 до 20 часов). Один час наша группа открыта для переписки, в это время у родителей есть возможность задать интересующие вопросы и внести предложения.
Воспитание и образование детей происходит в тесном контакте с семьями дошкольников, согласно перспективному плану на год, разработанному с учётом годовых задач ДОУ, тем самообразования педагогов группы и запросов родителей.
Педагогическое просвещение родителей осуществляется через организацию систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи в социализации детей. При этом работа с родителями в нашей группе строится на следующих принципах: личностная ориентация; социальное партнёрство; социальное творчество; доброжелательный стиль общения; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество.
Взаимодействие с родителями через активные формы работы на начало учебного года.
Форма мероприятия |
Цель |
Срок проведения |
В рамках проекта «Я в детском саду», оформление фотоальбома «Моя семья» |
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность с детьми. |
Сентябрь, 2020 |
В рамках проекта «Домашнее животное», помощь в подготовке презентации «Мой домашний питомец». |
Помощь родителей в составлении сообщения о любимом животном. |
Октябрь, 2020
|
В рамках проекта «Любуемся золотой осенью», родители совместно с детьми изготовили поделки для выставки «Дары осени». |
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, активизация семейного творчества.
|
Октябрь, 2020 |
Вниманию родителей на сайте группы WhatsApp, представлен видеоролик «Осеннее развлечение»
Родителям удобно по ссылке было посмотреть мероприятие с участием своего ребёнка.
Название мероприятия |
Дата размещения |
Консультация «Скоро в школу» |
25.09.2020 |
Отчёт о проведении природоведческой прогулки «Секреты осени» |
03.10.2020 |
Рекомендации родителям в рамках тематической недели «Домашние животные» |
17.10.2020 |
Фотоотчёт о выставке совместного творчества «Дары осени» |
18.10.2020 |
Отчёт развлечения «Праздник осени» |
24.10.2020 |
Мониторинг реализации проекта.
Укрепление связи детского сада с семьями воспитанников, содействует качественному обновлению системы общественного и семейного воспитания дошкольников.
Включённость родителей в образовательном процессе за первый квартал, показали следующие результаты.
Количественный показатель участия родителей в мероприятиях.
Мероприятия |
2020 – 2021 учебный год |
|
сентябрь |
апрель |
|
Родительские собрания |
86% |
- |
Совместные мероприятия родителей и ДОО |
70% |
70% |
Консультации для родителей |
64% |
86% |
Помощь родителей в оснащении педагогического процесса |
70% |
70% |
Качественные показатели участия родителей в жизни группы (инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых).
Качественные показатели |
2020 – 2021 уч. год |
|
сентябрь |
октябрь |
|
Инициативность
|
57% |
86% |
Ответственность
|
64% |
93% |
Положительное отношение родителей к продуктам совместной деятельности |
57% |
78% |
Хочется отметить, что не все родители активно
включаются в мероприятия группы, направленные на развитие и образование
дошкольников, ссылаясь на свою занятость.
Чтобы активизировать родителей на сотрудничество в период сложившейся ситуации в стране и обеспечить психологическое и педагогическое развитие ребёнка в семье.
Вниманию родителей педагоги группы открыли доступ к простому сайту группы в конструкторе Googl, чтобы комфортно и чётко передавать родителям нужную информацию.
Сайт группы содержит следующие разделы: текстовая инструкция, видео для детей, наши успехи, обратная связь.
Данная форма работы позволяет предложить родителям вопросы для размышления, разместить рекомендации от специалистов и педагогов, актуальную информацию, задания для детей и т.д.
Надеемся, что данная форма работы будет удобна для родителей. В течении всего учебного года мы сумеем заинтересовать родителей и детей интересующей их информацией. Результатом станет активность родителей в образовательном процессе группы, в вопросах воспитания детей.
Заключение:
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню развития личности ребёнка. От участия родителей во многом зависит качество воспитания и образования подрастающего поколения. Семья является институтом, который оказывает наиболее сильное влияние на развитие ребенка в период раннего и дошкольного возраста.
Для вовлечения родительского сообщества к дальнейшим совместным действиям в работе с детьми мы используем технологии дистанционного образования. Одной из основных форм дистанционного взаимодействия родителей и педагогов являются: сайт детского сада, группа WhatsApp (вотсап), Вайбер
Как правило, на сайтах дошкольной образовательной организации и групп педагоги размещают не только текстовый материал, но также фото- и видеоподборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями, порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.
Таким образом, действенность системы работы детского сада с родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.
Дистанционное общение педагогов и родителей становится партнёрскими взаимоотношениями. Родители и педагоги, через интернет - ресурсы советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше поступить. Формальное общение исчезает, и как результат – новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети, чувствуя родительскую поддержку, становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в центре любой деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.