Педагогический проект:
«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Тип проекта: социально — педагогический.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
По времени проведения: долгосрочный.
Актуальность:
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.
Цель проекта:
Знакомить детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой посредством устного народного творчества.
Задачи образовательные:
1.Знакомство детей с фольклором русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.
2.В разных видах деятельности применять народное слово.
3.Использовать в процессе театрализованную деятельность.
4.Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.
Задачи развивающие:
1.Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
2. Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.
3. Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.
4. Формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Участие родителей в проекте:
Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.
Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).
Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»
Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.
Этапы проекта:
I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта;
II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.
Подготовительный этап:
1.Создание библиотеки русского народного творчества
2.Создание развивающей среды и уголка развивающих игр
3.Подбор наглядных пособий, иллюстраций
4.Подбор методической педагогической литературы;
5.Подбор детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа
6.Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр
Формы совместной деятельности:
1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, пестушки, песенки).
2. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе.
3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
4. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.
5. Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
6. Пение народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах
7. Пальчиковые игры.
8. Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.
Основной этап:
Создание предметно-развивающей среды.
1. Иллюстрированный материал по сказкам;
2.Театральный уголок - герои русских народных сказок;
3.Уголок развивающих игр.
Совместная деятельность воспитателя и детей
№ |
Мероприятия |
Цель |
1 |
Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству. |
Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре. |
2 |
Чтение русских сказок «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса». |
Поддерживать интерес к русским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок. |
3 |
Подвижные русские игры «Жмурки», «Петушок», «Гуси-гуси», «У медведя во бору» |
Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры. |
4 |
Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка», «Расти, коса, до пояса», «Зайчик» |
Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. |
5 |
Дидактические игры по русским народным сказкам |
«Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки», «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр» |
6 |
Музыкальная деятельность |
Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах. |
7 |
Игра–драматизация «Репка» |
Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Обогащать и активизировать их словарный запас. |
8 |
Хороводные народные игры: «Каравай», «Заинька попляши», «У бабушки Маланьи», «Жили у бабуси», «Серенький козлик» |
Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений. |
9 |
Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки. |
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас. |
10 |
Логоритмика «Неваляшки», «Потешки», «Играем на народных инструментах» |
Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями по потешкам, по песенкам, по загадкам. |
11 |
Пальчиковый театр «Теремок» |
Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь. |
12 |
Слушание аудиосказок «Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» и др. |
Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать. |
13 |
Игра-драматизация «Репка» |
Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать и активизировать речь детей. |
14 |
Знакомство детей с колыбельными. |
Помочь заучить текст. |
Итог проекта:
Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности. Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.
Вывод: детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.