Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Васильдольская основная общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
Проект по православной культуре на тему:
«Сквозь дым веков. История славянской письменности»
2022 год
Тема проекта: «Сквозь дым веков. История славянской письменности»
Цель: Выяснить в чем состоял подвиг братьев Кирилла и Мефодия, возведенных в лик святых.
Задачи – этапы:
1. Провести исследовательскую работу по изучению способов и приемов общения древних племен до создания письменности.
2. Провести обзор литературы и сайтов в Интернете об истории появлении славянской азбуки.
3. Сравнить буквы кириллицы и современного алфавита, узнать, почему некоторые буквы исчезли из алфавита и в современной письменности не используются.
4. Найти в русской литературе произведения, в которых говорится об обучении грамоте, об истории книгопечатания на Руси, а также поэтические произведения и значении письменности, пословицы и поговорки о силе грамоты.
5. Выяснить, какую роль для славянских народов сыграло создание письменности.
Актуальность:
В 2017 году все прогрессивное человечество отмечает 1154 года со дня создания святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием первой славянской азбуки. До начала Х века все славянские народы имели собственную речь, культуру, традиции и обычаи. Не имели только одного – собственной азбуки. Исходя из этого, все исторические события, а также важнейшие вехи в жизни этих народов передавались только из уст в уста. Кирилл и Мефодий, греки по национальности, с особым уважением относились к культуре славян, поэтому и поставили перед собой невыполнимую по тем временам задачу – просвещение славянских народов.
Исследование:
1 этап:
Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным.
Подлинная история письма начинается с того момента, когда появляется письмо при помощи графических изображений. Но до этого люди общались на расстоянии и во времени весьма разнообразными доступными им способами и средствами. На основе этого со временем складывалось и преднамеренное использование указанных сигналов в качестве средств общения". То есть появились попытки фиксации отдельных сообщений. Но люди еще не научились записывать речь и потому для этой цели первоначально использовались разные предметы, которым придавались условное смысловое значение.
Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических для фиксации и передачи звукового языка.Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного места на другое, война, победа, голод…
Письмо рисунками называется пиктографией. Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография превратилась в видеографию.
Папирус сделал настоящий переворот в существовавшем тогда письме. Наступившая новая эпоха ознаменовалась, с одной стороны, развитием скорописи, а с другой - быстрым распространением письменности. Дело в том, что по сравнению с камнем и деревом, на которых высекались и вырезались иероглифы, папирус был более совершенным материалом для письма.
На Руси широко пользовались берёстой в качестве писчего материала. Даже когда на Русь пришёл пергамент, берёстой ещё долго продолжали пользоваться как дешёвым и доступным материалом.
Итак, до создания славянской древние славяне общались преимущественно при помощи предметов или особых сигналов. Было также письмо, зашифрованное, будто ребусы, поэтому не всем было под силу разгадать его.
2 этап:
Алфавит — это система букв, передающих звуки или фонемы языка.
В IX в. было известно государственное объединение западных славян — Моравское княжество, располагавшееся на территории нынешней Словакии.
В Моравию направлялись немецкие миссионеры для проповедей христианства на латинском языке. Это угрожало политической независимости государства. Стремясь сохранить независимость, дальновидный моравийский князь Ростислав отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию учителей, которые бы обучали жителей Моравии христианству на родном языке. Михаил III поручил моравийскую миссию Константину (монашеское имя — Кирилл) и его брату Мефодию. Братья были уроженцами города Солуни.
Константин был очень образованным для своего времени человеком. Еще до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трех лет, а затем отправились с учениками в Рим к Папе Римскому. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.
В Риме Константин постригся в монахи, приняв имя Кирилл. Там же в 869 г. Кирилла отравили. Перед смертью он написал Мефодию: "Мы с тобой, как два вола; от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь". Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся Паннонию, а позже в Моравию.
К тому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После смерти Ростислава моравским князем стал его пленник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Мефодия посадили в тюрьму, там он умирает в 885 г., и после этого его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Здесь создаются славянские школы, переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг, делаются новые славянские переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на старославянском языке.
3 этап:
Азбука была названа в честь Кирилла – КИРИЛЛИЦЕЙ, в ней 43 буквы, 19 гласных. Каждая имеет свое название, похожее на обычное слово. В целом буквы славянской азбуки – это своего рода молитва. А – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, ж – живете, з – земля и т.д. Из этих слов «аз» и «буки» - и получилось русское АЗБУКА.
Кириллица, изображенная на рисунке, по мере ее употребления в русском языке подверглась постепенному совершенствованию. Развитие русской нации в начале XVIII в., возникшие потребности в печатании гражданских книг вызвали необходимость упрощения начертаний букв кирилловской азбуки.
В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Петр I. В 1710 г. был утвержден образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской графики. Суть Петровской реформы заключалась в упрощении состава русского алфавита за счет исключения из него таких устаревших и ненужных букв, как "пси", "кси", "омега", "ижица", "земля", "иже", "юс малый". Была введена буква Э ("Э" оборотное), для того чтобы отличать ее от йотованной буквы Е, а также буква Я вместо юса малого йотованного. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й (и краткое) была введена Академией наук в 1735 г. Букву Ё впервые применил Н. М. Карамзин в 1797 г. для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных, например: нёбо, тёмный.
В XVIII в. в литературном языке звук, обозначавшийся буквой Ъ (ять), совпал со звуком [э]. Буша Ъ, таким образом, практически оказалась ненужной, но по традиции она еще длительное время удерживалась в русской азбуке, вплоть до 1917—1918 гг.
Реформой орфографии 1917—1918 гг. были исключены две буквы, дублировавшие друг друга: "ять", "фита", "и десятеричное". Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) — как разделительной знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.
В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 — согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Русский алфавит имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.
4 этап:
После принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность начала распространяться быстрее. Появились произведения древнерусских авторов – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и другие. В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Переписчик должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Есть и очень много пословиц и поговорок о силе грамоты. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тот маху не даст. Без грамоты — как без свечки в потёмках. Грамота — второй язык. Азбука — к мудрости ступенька. Сперва аз да буки (т. е. А и Б), а там и науки. Грамота — не болезнь, годы не уносит. Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота — чтобы знания черпать. Азбуки не знает, а читать садится. Смотрит в книгу, а видит фигу. Написал как курица набродила.
5 этап:
«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры — той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов.
«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека».
Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться.
Выводы:
1. В древние времена использовали: сигнализацию звуками, огнем и дымом, знаки у дороги, а также узелковое письмо и бирки с зарубками.
2. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак-рисунок передает не звуки языка, не слоги, а обозначает определенное понятие.
3. Одна из самых главных загадок русской письменности в древней Руси – черты и резы. Их наносили на изображение своих богов.
4.На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства в 988г. Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.
5. В кириллице было 43 буквы, 10 из них ушло за многие годы за ненадобностью.
6. Когда русские переписчики переписывали книги, то добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.
7. Сейчас кириллицей пользуются все славянские народы. Безусловно, в алфавите каждого народа есть свои черты и особенности, но все они имеют одни корни – славянскую азбуку, созданную Кириллом и Мефодием 1154 года назад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.