Проект "Светлая пасха"
Оценка 4.8

Проект "Светлая пасха"

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитание
Детсад
16.06.2024
Проект "Светлая пасха"
Формировать у детей 6-7 лет представления о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», с историей его возникновения, обычаях и обрядах.
проект пасха подготы.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей №121

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект

«Светлая пасха»

 

 

 

 

В подготовительной  группе № 10

«Светлячки»

 

                                                                                   Автор проекта:

                                                                      Дементьева Е. С,

 

                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

Комсомольск-на Амуре                                                                                                                   2024 г.

 

Проект: краткосрочный, познавательно – творческий.

Срок реализации: с 06.05. 2024г. по 13.05. 2024г.

Участники: дети группы детского сада, родители, воспитатель.

Цель: расширение представлений детей о традициях русского народа: христианском празднике Светлая Пасха, средствами экспериментальной деятельности, литературы, музыки, изобразительной и двигательной активности.

Задачи:

1Формировать у детей 6-7 лет представления о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», с историей его возникновения, обычаях и обрядах.

2. Развивать познавательную активность, любознательность детей, интерес к культуре русского народа, вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.

3. Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).

4. Развивать художественные способности.

5. Содействовать развитию двигательной активности у детей.

6. Познакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта, вовлечь в работу над ним, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»; 
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

Актуальность темы: Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. В настоящее время дети, да и мы взрослые, мало знаем о русских обычаях, традициях, связанных с народными христианскими праздниками. Проблема будет решена, если мы, взрослые, будем интересоваться русской народной культурой и рассказывать о ней детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа. Если мы сможем сами принять ее, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции своего народа.

Проблема: Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у педагогов и детей, сложности с донесением информации до дошкольников и их родителей.

Ожидаемый результат:

  • У детей имеются элементарные знания о празднике светлая Пасха, о его возникновении, проявляется интерес к произведениям народного искусства (заклички, загадки, песни, колокольный звон).
  • Дошкольники понимают значимости праздника, обычаев и традиций.
  • У детей возникнет на основе имеющихся представлений интерес к истории христианского праздника Пасха, пасхальным играм, русским народным играм, они умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
  • Родители активно участвуют в работе по теме проекта.

 

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Разработка стратегии реализации проекта:

  • изучение методической литературы, Интернет-ресурсов;
  • постановка цели, задач;
  • выбор форм и методов работы с детьми;
  • определение содержания работы;
  • создание условий для совместной и самостоятельной деятельности;
  • формулировка ожидаемых результатов.

Основной этап: реализация проекта:

 

Образовательные области

Мероприятия

«Социально-коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (подготовка к Пасхе).

Этическая беседа «Как нужно поздравлять с праздником и дарить подарки.

Дидактическая игра: «Составь узор из мозаики для украшения яйца»,

«Поиск пасхальных яиц».

«Познавательное развитие»:

НОД Просмотр компьютерной презентации: «Светлая Пасха».

Виртуальная выставка: рассматривание старинных открыток и пасхальных яиц.

Экспериментальная деятельность: «Варёное или сырое?», «Украшаем яйцо (полиэтиленовый чехол).

«Речевое развитие»:

 

 

 

 

 

 

НОД: Рассказ воспитателя: «Почему мы красим яйца».

Чтение: С. Есенин «Пасхальный благовест», А. Усачев «Пасха», «Праздник Пасхи» И. Евдокимова, «Пасха», Г. Антипина.

фольклорных произведений (потешки, заклички, пословицы, поговорки).

Творческая мастерская: выбор самой красивой и интересной открытки, самого красивого яйца (с обоснованием выбора).

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование НОД «Красивое расписное яичко».

Лепка НОД «Яичко золотое».

Создание альбома «Старинные открытки, посвященные Светлой Пасхе»

«Физическое развитие»

Утренняя гимнастика «Солнышко играет».

Подвижные игры: «Горелки», «Карусель», «Ручеек».

Пасхальные игры: «Катание яиц», «Выбей яйцо».

 

Результативный этап:

  • Организация выставки детского творчества «Пасхальный вернисаж».
  • Создание альбома «Старинные открытки, посвященные Светлой Пасхе».
  • Создание компьютерной презентации к НОД «Светлая Пасха».
  • Конкурс семейного творчества: «Пасхальный кулич» (из папье маше).

 

Формы работы с родителями:

  • Оформление консультации в родительском уголке:

«Обычаи проведения пасхальной недели».

  • Поиск и разучивание дома с детьми закличек, песенок, стихов о празднике.
  • Конкурс поделок «Пасхальный кулич»

 

Приложение 2.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Рассказ воспитателя: «Почему мы красим яйца»

Цель: Знакомство детей с обычаями христианского праздника Светлая Пасха.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать интерес к событиям в общественной жизни страны, к традициям русского народа.
  2. Обогащать словарный запас детей («Пасха», крашенки, крапанки, драпанки, малеванки, «Благовест»).

Развивающие:

1. Развивать речевую и познавательную активность, любознательность детей, интерес к культуре русского народа, вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.

2. Развивать эстетические чувства и художественные способности.

Методу и приемы: словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

 

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к народным традициям и творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, «яйцо» из картона, цветная бумага, клей, салфетки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о христианском празднике «Светлая Пасха», просмотр компьютерной презентации «Как и чем окрашивают яйца к Пасхе», рассказы из личного опыта детей о том, как они дома с родителями готовятся к Пасхе, детско-родительский проект «Красим яйца с мамой», чтение произведений о Пасхе.

Ход:

1 этап. Вводная часть (2 мин.).

«Подари улыбку другу»

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся:

Я – тебе, ты – другу,

Пусть она идет по кругу! (Воспитатель улыбается стоящему слева ребенку, тот «передает» улыбку дальше, пока она не доходит до воспитателя. Затем дети рассаживаются полукругом перед экраном).

2 этап. Основная часть (15 мин.)

Раздается звон колоколов «Благовест».

Воспитатель читает стихотворение:

Пасха

Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!

Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.

(Галина Антипина)

Скоро мы будем встречать христианский праздник – Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни, о чем оповещает нас Благовест - колокольный звон. Раскрашивать яйца - обычай очень давний: Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что насекомые, мухи, тараканы, муравьи, змеи, черепахи, крокодилы, птицы - начинают жизнь с яйца: из яйца выходит живое существо. Кто еще вылупляется из яйца? (ответы детей). Однажды из яйца вылупился ярко желтый цыпленок, который вскоре превратился в курицу, несущую яйца - символ вечной жизни.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убираем дом, а потом красим яйца и печем куличи.

А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? Сначала, только в красный, потому, что он символизирует вечную жизнь и излившуюся кровь во имя человеческого спасения. Затем стали красить в разные цвета:

  • зеленый отождествляет крепкое здоровье и оживление всего живого с приходом весны;
  • коричневый – символ плодородной земли и благополучия;
  • желтый – солнечный, означает богатство, а также защищает от злых сил;
  • оранжевый – отсутствие тоски и уныния, которое не приветствуется;
  • синий олицетворяет небо и обитель ангелов.

Послушайте, как раньше красили яйца. Сначала они окрашивались только в красный цвет, поэтому её и называют «Красная Пасха» или «Красная горка». Позже их стали красить в разные цвета, рисовали на них картинки, узоры. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток: яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. (Показ на экране различных способов окрашивания яиц, озвучивание способа).

Раньше верили, что яйца, сваренные в крутую в Чистый Четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу закопать в землю на пастбище где пасли домашних животных, это надежно защищало их от сглаза и всяких несчастий.

Физминутка: подвижная игра «Вышла курочка гулять» (2 раза).

А теперь предлагаю вам самим создать крпанку: украсить «яйцо» мелкими кусочками разноцветной бумаги - крапинками (работа детей за столами: отрывают мелкие кусочки цветной бумаги и наклеивают их на «Яйца» из цветного картона).

3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (3мин.)

Воспитатель: Давайте разместим ваши работы на нашем большом хохломском подносе и полюбуемся ими (дети рассматривают, обсуждают способ работы). Ребята, самое главное, что вы должны запомнить: Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие, а свои работы подарите малышам.

 

Источники:

https://rupoem.ru/esenin/kolokol-dremavshij-razbudil.aspx

https://www.google.com/search?

 

 

Приложение 3.

«Художественное творчество»

НОД Рисование Тема: «Красивое расписное яичко»

Цель: развитие творческих способностей, интереса к традициям русского народа.

Задачи:

Образовательная:

Формировать умение рисовать овал.

Развивающая:

Развивать умение рисовать восковыми мелками, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, задумывать узор.

Воспитательная:

Воспитывать аккуратность, интерес к событиям в общественной и семейной жизни.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Материалы: ½ альбомного листа, фломастеры, иллюстрации с изображением раскрашенных пасхальных яиц.

Предварительная работа: презентация «Светлое Христово Воскресение. Пасха», рассказ воспитателя «Почему мы красим яйца», чтение произведений о Пасхе.

 

Ход:

1 этап. Вводная часть (5мин.).

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение «Праздник Пасхи»

Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Куличи, блины и чай.
Пасху весело встречай!

(Ирина Евдокимова)

Давайте посмотрим, какие красивые узоры наносят люди на поверхность яиц при окрашивании (рассматривают иллюстрации). Вспомните, как вы с мамами или бабушками красили дома яйца к Пасхе (2-3 высказывания детей). Сегодня мы с вами тоже будем готовиться к празднику: попробуем нарисовать и раскрасить «яйца» (дети рассаживаются на места).

2 этап. Основная часть (12 мин.)

Перед вами лежат листочки белой бумаги, меня – такой же. Посмотрите, как я нарисую яйцо (рисует овал в середине листка). Мое яйцо будет ярким, расписным: писанка. Вы можете украсить свое разными способами: крапинками, полосками, можете просто закрасить одним цветом, получится крашенка. Посмотрите на картинки и подумайте, как раскрасите яйцо и приступайте к работе. (Работа детей, индивидуальная помощь при необходимости: показ способов на своем листке).

3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (3мин.)

Дорогие художники. Посмотрите, какое красивое хохломское блюдо стоит на столе. Положите свои работы на него и давайте полюбуемся яркими, расписными яйцами. (Дети рассматривают работы, рассказывают, как рисовали). Послушайте стихотворение Ирины Евдокимовой «Пасха».

Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!

Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...

 «Художественное творчество»

НОД Декоративная лепка Тема: «Яичко золотое»

Цель: развитие творческих способностей, интереса к традициям русского народа.

Задачи:

Образовательная:

Формировать умение самостоятельно планировать свою работу, обдумывать и творчески реализовывать замысел.

 Развивающая:

Развивать умение применять рельефную лепку на объемной форме.

Развивать умения и навыки в украшении пасхального яйца, используя знакомые способы (крапанка, писанка, малеванка).

Воспитательная:

Воспитывать чувство уважения к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

 

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

 

Предварительная работа: презентация «Светлое Христово Воскресение. Пасха», рассказ воспитателя «Почему мы красим яйца», чтение произведений о Пасхе, рассматривание старинных пасхальных открыток, рисование «Расписное яичко» .

Материалы: пластилин, дощечки, салфетки, иллюстрации с изображением раскрашенных яиц; образец: пластмассовое яйцо, украшенное пластилиновым узором (изготовлено ребенком подготовительной группы); дидактическая игра «Сложи яйцо».

 

Ход

1 этап. Вводная часть (1 мин.)

Организационный момент. Воспитатель вносит корзинку с раскрашенными яйцами и читает стихотворение «Пасха» А. Усачева

На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!

2 этап. Основная часть (15 мин.)

Посмотрите, что в моей корзинке (ответ детей). Зачем я покрасила яйца разными цветами? (ответы детей). Именно яйцо, как символ вечной жизни и возрождения, мы дарим друг другу во время Светлой Пасхи. Раньше люди верили, что если весной раскрошить пасхальное яйцо по полю, то урожай уродится богатый. В семьях существовала традиция: каждый член семьи старался украсить яйцо более красиво и необычно. Полюбуйтесь, сколько в моей корзинке красивых яиц, какими узорами и цветами они украшены (дети рассматривают раскрашенные яйца). А есть ли яйцо, которое не похоже на остальные? Да, вот это, украшенное пластилиновым узором. Его сделала Милана С. из подготовительной группы. А вы хотите тоже вылепить красивое пасхальное яичко?

Давайте поиграем, превратимся в маленьких желтеньких цыплят.

Цып, цып, цып, мои цыплятки.
Кто играет со мной в прятки?
Не найти и не поймать,
Невозможно сосчитать.
Разбежались кто — куда,
Не поймаешь никогда! (дети выполняют движения по тексту 2 р.).

(Л. Луканова, http://tanyakiseleva.ru/stixi-pro-cyplenka/)

Молодцы, а теперь превращаемся в детей и садимся за столы. Вы уже решили, какого цвета будет ваше яйцо? Начинаем! (Дети лепят овал, украшают его узорами (налеп, рельеф)).

3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (4мин.)

Посмотрите, какие необычные, яркие, чудесные пасхальные яички получились у вас. Разложите их на подносе и полюбуемся все вместе на них. Что вы хотите сделать со своим яйцом? (ответы детей).

Посмотрите, что это за конверты лежат на шкафу? (смотрят). Это разрезанные на части яйца. Давайте разобьемся на две команды и соберем целое яйцо. (Работа детей).

 

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №121

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №121

Проект: краткосрочный, познавательно – творческий

Проект: краткосрочный, познавательно – творческий

Этапы работы над проектом: Подготовительный этап:

Этапы работы над проектом: Подготовительный этап:

Результативный этап: Организация выставки детского творчества «Пасхальный вернисаж»

Результативный этап: Организация выставки детского творчества «Пасхальный вернисаж»

Ход: 1 этап. Вводная часть (2 мин

Ход: 1 этап. Вводная часть (2 мин

Раньше верили, что яйца, сваренные в крутую в

Раньше верили, что яйца, сваренные в крутую в

Словно яркая раскраска, К нам домой, явилась пасха

Словно яркая раскраска, К нам домой, явилась пасха

Предварительная работа: презентация «Светлое

Предварительная работа: презентация «Светлое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2024