Проект "Тайна маленького зёрнышка"

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Тайна маленького зёрнышка МОИСЕЕВА.doc

Исследовательский проект: 

«Проращивание семян фасоли в разных условиях»

Теперь  мы  знаем,  как  можно  вырастить  фасоль  в  условиях  классной

комнаты. Мы  проследили механизм прорастания семян и установили, какие

факторы  влияют  на  этот  процесс.  Исследуя  влияние  внешних  условий  на

проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на

практике убедились в том, что для прорастания семян необходима влага, свет,

тепло, воздух  и почва.

 

Проводя исследования по проращиванию семян, нами были выполнены

все поставленные цели. 

Фасоль  является  ценным  и  необходимым  продуктом  питания,

содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд.

Поэтому  мы  продолжим  ухаживать  за  нашим  растением  и  из  полученных

семян попробуем вырастить  фасоль на  пришкольном участк

5.  Список литературы

1.М.  Б.  Романовская  "Метод  проектов  в  начальной  школе",  издательство

«Педагогический поиск», 2014 г.

Интернет – сайты:

1. «Удивительный мир растений»  http://www.valleyflora.r/3.html

2. «Фасоль – полезные свойства и применение» http://*****/fasol. php

 

Скачать материал

 

Получить код

В России в начале ХХ в. многие учёные заинтересовались идеями Л.Н. Толстого о свободном воспитании. Н.В. Чехов, изучая достижения отечественной и зарубежной педагогики, стремился к созданию школ, в которых учебный процесс был бы освобождён от жёстких рамок. С этой целью он считал целесообразным упразднить жёсткие учебные планы, ввести в процесс обучения практическую деятельность и развивать сотрудничество между учителем и учеником.

Целесообразность проектного обучения в России доказана. Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.) и др.

Долгое время подобная организация учебно-познавательной деятельности

школьников, которая охватывала как учебное, так внеучебное время, носила название «метода целевого акта». Только в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден употребил слово «проект», говоря об инновационных методах, а в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект» применительно к образовательному процессу.

 

   В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. 

   Младший школьный период развития  ребёнка с особенностями в развитии имеет важное значение для его последующего просвещения в области экологии, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить особенности в развитии, обеспечивает полноценное познавательное, социальное, личностное, экологическое развитие.

  

 

Экология в школе – это не мода, не очередное увлечение. Экология для начальных классов носит подготовительный характер, поскольку  закладывает у детей первоначально элементарные знания об окружающем мире. Для детей с нарушениями слуха необходима особая организация воспитательно-образовательной деятельности, содержание, формы, методы адекватные им возможностям.

 

Важным аспектом экологического образования младших школьников с дефицитарным развитием  является расширение представлений об окружающих их предме­тах и явлениях общественной жизни, природы. Познаватель­ное развитие детей осуществляется в процессе дидактических и подвижных игр, в процессе озна­комления с окружающим миром, в различных видах тру­да, в ходе обучения изобразительной и конструктивной дея­тельности, в процессе участия в конкурса, олимпиадах различного уровня.

 

В школе-интернате младшие школьники  получают элементарные сведения о живой и неживой природе, о пространственном размещении элементов природы, временном развитии организмов и среды их обитания, роли и месте человека в природе, его влиянии на природу и зависимости от природы.

Главная цель обучения экологического образования -  формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребёнка к живой и неживой природе, к себе и окружающим людям, как части природы.

        Реализация  экологического образования осуществляется в формах, специфических для детей младшего школьного возраста, прежде всего в познавательной и исследовательской деятельности (ощупывание, сравнение, исследование), в форме творческой активности, обеспечивающей эстетическое развитие ребенка.

Задачи экологического образования:

развивать навык наблюдений в природе за объектами, способность анализировать их рост;

формировать первичные представления о таинстве природы;

побуждать  к действиям бережного и сознательного отношения к родной природе;

- формирование системных  экологических понятий и представлений о  природе и мире как  среде жизнедеятельности человека;

- иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо   запоминающимися примерами, доступными для восприятия и  осознания  в данной возрастной группе;

- воспитание чувства любви к родному краю

побуждение бережного и сознательлного отношения к родной природе

развитие творческих способностей, познавательного интереса, логического мышления

умения устанавливать причинно-следственные связи

воспитание экологической культуры и нравственности  как основы  взаимоотношений человека и природы;

воспитание бережного отношения к живой и неживой природе,  осознания ответственности за свои поступки;

- воспитание неравнодушия к  происходящему вокруг;

Вышеозначенные задачи позволяют более полно реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний о природе, обеспечивают более надёжные основы экологической ответственности у детей с нарушениями слуха.

 

 

Опыт с проращиванием завершился, результаты получены, выводы сделаны. Но нам стало любопытно, удастся ли в домашних условиях вырастить взрослое растение. Для этого мы приобрели пару цветочных горшков и пересадили в них все взошедшие ростки из предыдущей части. С момента начала эксперимента прошел ровно месяц. Наши ростки не просто выросли большими, на них уже появились первые цветы!

 

Паспорт исследовательского проекта

П/№

Содержание

Пояснение

1.

Название проекта

«Большая тайна маленького зёрнышка»

2.

Цель проекта

создание условий для выращивания фасоли в искусственных условиях – классной комнате

3.

Задачи проекта

Установить опытным путём вырастет ли фасоль в зимне-весенний период

Выявить пользу фасоли для организма человека

и ее пользе для организма, определить способ выращивания фасоли в домашних условиях

4.

Авторы проекта, возраст

обучающиеся 3 «А» класса в количестве 7-ми человек в возрасте 8 – 11 лет

5.

Научный руководитель проекта

Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, педагог-психолог, педагогический стаж – 40 лет

6.

Консультанты

 

Фролова Наталья Степановна – завуч по УР. Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии

7.

Тип проекта по доминирующей деятельности

исследовательский, чётко ориентируется на результат

8.

Тип проекта по предметно-содержательной области

экологический

9.

Тип проекта по характеру координации

со скрытой координацией (гибкий)

10.

По количеству участников

групповой

11.

По широте охвата содержания

 

межпредметный

12.

По времени проведения

Продолжительный (с 04 февраля по 17 апреля)

13.

По характеру контактов (степени охвата)

в рамках класса, частично - школы

14.

Образовательная область

ознакомление с окружающим миром

15.

Учебный предмет

природоведение

16.

Методы, использованные в работе над проектом

сбор информации, исследование, наблюдение

 

Форма представления проекта

буклет, презентация

 

Образовательное учреждение, адрес

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Томск, ул. Дзержинского, дом 19, 634041

 

Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта, Интернет-сайты

 

 

Словарь исследователя (понятийный аппарат).

деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

 

 

 

Учебно-исследовательская деятельность школьников предполагает наличие определенных этапов в ее подготовке и проведении, в том числе:

постановка проблемы,

формулировка цели и составляющих её задач,

определение предмета и объекта исследования,

формулировка гипотезы,

аналитический обзор литературы по исследуемой проблеме,

подбор методик исследования,

эксперимент (демонстрационные опыты),

анализ полученных результатов,

обобщенные выводы.

 

При разработке проекта обычно выделяют несколько фаз (этапов, шагов) для обеспечения лучшего управленческого контроля. Все фазы суммарно составляют жизненный цикл проекта.

Этапы проекта:

1.Анализ ситуации (выявление, уяснение проблемы).

2.Формулировка концепции (целеполагание)

3.Мобилизация ресурсов.

4.Реализация проекта (методы достижения цели)

5.Мониторинг проекта и оценка оказанного воздействия

6. Наращивание потенциала проекта (перепланирование)

Этапы проекта с 3-го по 6-ой - инструментальное обеспечение проекта. Детальная разработка этих циклов превращает прожект, утопию в социальный проект.

Введение

Новые принципы личностно-ориентированного образования потребовали, в первую очередь, новых методов обучения школьников, которые:

• формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

• развивали общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценки и др.;

• формировали не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

• были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 

Классификация проектов:

                         по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым;

Этапы проектной деятельности.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя несколько основных этапов: этап предпроектной подготовки, этап планирования; организационно-исследовательский этап; этап представления полученных результатов.

Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности участников работы над проектом: учащихся (студентов), учителей (педагогов), консультантов.

Этап предпроектной подготовки включает в себя:

                         формирование проектной группы;

                         выбор научных руководителей;

                         выбор и формулирование темы проектной работы;

                         формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;

                         обоснование методов исследования;

                         разработка плана и структуры исследования;

                         изучение источников и литературы по теме.

 

На этапе планирования:

                         определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);

                         дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

                         обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

                         определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

 

На организационно-исследовательском этапе:

                         расписывается последовательность выполнения проектной работы;

                         распределяются конкретные задания;

                         собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;

                         готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;

                         оформляются результаты исследования и готовится отчет.

 

Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.

Во введении:

 

Задачи:

собрать совместно с родителями и педагогом научный и практический материал по данному вопросу (узнать о значении фасоли как продукта питания, о благоприятных условиях выращивания фасоли в естественной среде);

исследовать технологию выращивания фасоли в домашних условиях.

Задачи проекта:

  • Уточнение условий для прорастания растений.
  • Поиск информации о растениях менее требовательных к долготе светового дня.
  • Выращивание фасоли в условиях искусственного лета
  •  

Гипотеза: Предположим, что фасоль можно вырастить не только на огороде, но и в домашних условиях. Гипотеза: Выясняя условия роста растений, мы предположили, что среди большого их разнообразия есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в условиях «искусственного лета».

Объект: семена фасоли.

Методы работы: В своем исследовании мы использовали широко известные методы: сбор информации, наблюдения, эксперимент.

 

Сначала приступили к поиску и отбору необходимой информации. Провели эксперимент по выращиванию фасоли в домашних условиях. Сделали выводы и оформили презентацию, чтобы можно было поделиться результатами исследования в детском саду.

 

Форма проведения:

Беседы, исследование, наблюдение, совместная и самостоятельная деятельность

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать) .

 

Ожидаемый результат:

Дети узнают:

-как можно больше о свойствах, пользе и применении фасоли

- значение семян в жизни человека;

-о диетическом питании с использованием фасоли

применении семян в медицине, кулинарии.

Познакомятся с условиями проращивания семян в искусственных условиях

- Изучат особенности выращивания семян в  искусственных условиях класса, ;

Практическая значимость:

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других общеобразовательных организациях

Предмет исследования:

Семена фасоли,

Цель проекта:

создание условий для выращивания фасоли в искусственных условиях – классной комнате

Задачи: Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

 

1. Обогащать и закреплять знания об особенностях роста и созревания фасоли.

2. Выяснить, можно ли получить урожай фасоли в искусственных условиях

3. Выяснить, какое место занимает кедр в жизни человека, и применение её в народной медицине.

4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники и информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи) .

5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе исследовательской деятельности и в составлении рассказа о фасоли.

 

Актуальность исследовательской деятельности:

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На странице учебника «Окружающий мир» 2 класса УМК «Перспективная начальная школа» был представлен цикл развития фасоли. Это и послужило основой проекта.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

 

Однажды мы с воспитателем пошли в лес на экскурсию, по пути нам встретился старый кедр. Ему наверно уже много лет. Ветки раскидистые. Кора дерева вся была потрескана. На кедре мы увидели много шишек и собрали те, которые упали на землю.

Нас заинтересовало, а сможем ли мы вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра, и какую пользу приносит кедр.

Постановка проблемы:

Можно ли вырастить росток кедра в группе?

6. Методическое обеспечение программы.

Оборудование, оснащение, дидактический материал:

 

  1. Оснащение: Телевизор, проектор, компьютер; фотоаппарат, фланелеграф, ширма.
  2. Оборудование: природный  материал, искусственные цветы, деревья; комнатные растения, глобус (карта земли), канцелярские товары (карандаши, клей, бумага, краски, ножницы и др.), гербарии растений, семена овощей и цветов.

3. Дидактический материал: учебники, книги, иллюстрации, рабочие тетради; игры, тематическое панно.

  1. Раздаточный материал:  таблички, муляжи продуктов, овощей, фруктов, Пластилин, доски для лепки, бумага белая, цветная, ножницы, цветной картон, клей,  нитки, проволока, пуговицы и др. 

  

 

Предполагаемый результат:

• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

 

Деятельность по реализации проекта:

Беседы

Экскурсии

Познавательные рассказы;

Интегрированные занятия;

Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, сказки, рассказы, скороговорки)

Использование иллюстративного материала (речевые карточки, плакаты, сюжетные картинки, рисунки и др.)

Показ презентации.

Деятельность детей

Исследование, наблюдение, опыты, речевые игры, подвижные игры,

Художественно продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной художественный труд) ;

Музыкальная, театрализованная деятельность;

Мероприятия по образовательным областям:

Познание.

- «Ваше величество -Сибирский кедр»-наблюдение за кедром.

-Занятие по экологическому воспитанию "Деревья не только Земли украшение"

- Интегрированное занятие «Деревья родного края»

- Познавательное занятие : «Все ли деревья сбрасывают листву? »

-Занятие «Кедровые орехи — дар сибирской тайги!

- Экскурсии в лес

Коммуникация.

- Беседы «Кедр в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».

- Беседа на тему: «Хвойные деревья Югры»

- Интегрированное занятие «Лесовик в гостях у ребят»

- Беседа по картине Т. Ряннеля “Горные кедры”.

- Заучивание стихотворения И. А. Бунина «Кедр»

Художественное творчество.

- Изготовление панно «Кедровая фантазия» (коллективнаяработа)

- Лепка «Кедровые ежата»

-Лепка «Кедровые шишки»

- Аппликация «Веточка кедра»

- Рисование «Сибирский кедр»

- Совместная работа с детьми «Кедровая сосна»

Чтение художественной литературы.

- Подбор и выставка художественной литературы

- Чтение сказки М. Скребцова» Обидчивый кедр»

- Чтение сказки П. Сигунова «Почему в Саянах падают кедры»

- Чтение сказки П. Сигунов «Сеятели кедров»

- Чтение, инсценировка сказки М. Скребцова «Ворчливые орешки. »

- Чтение сказки А. Лопатина «Волшебные карандаши. »

- Чтение сказки Лесной Орех - Наш щедрый друг"

- Чтение Сказки о звенящем кедре» Ирина Михашина Мир

- Чтение стихотворения И. А. Бунина «Кедр»

Труд.

-Сбор кедровых шишек для художественного труда.

- Уход за ростком кедра (поливка, рыхление земли, подкормка)

Взаимодействие с родителями.

- Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок, газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о кедре.

- Участие в оформлении и выставке продуктов проекта «Тайна кедровой шишки».

- Изготовление подделок к выставке

- Участие в коллективной работе совместно с детьми по изготовлению панно «Кедровая фантазия».

Продукт проектной деятельности:

- Выставка детских работ, поделок

-Вернисаж детских рисунков

- Изготовление альбомов:

«Сибирский кедр в народной медицине»

«Что такое сибирский кедр»

«Лечебные свойства кедровой смолы»

«Сказки о кедре»

- Оформление и показ выставки по теме для детей и родителей.

- Составление лозунгов о защите кедра всеми участниками проекта.

- Защита проекта: презентация «Тайна кедровой шишки»

Содержание проекта

1этап

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

-Подбор художественной и познавательной литературы

-Просмотр презентаций, фильмов о кедре

-Цикл наблюдений за кедром, беседы

- Чтение художественной литературы о кедре, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.

-Интегрированные занятия

- Совместная деятельность родителей с детьми дома (подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, скороговорок, народных примет, загадок, рецептов народной медицины)

2 этап

Основной

1. Узнать все о кедре:

Как выглядит растение в разное время года?

Какие у него характерные особенности?

Как дерево растет и размножается?

Какое назначение его частей (корня, коры, хвои, ствола)

2. Выяснить, чем кедр может поделиться с человеком?

3. Оформление альбомов о кедре.

4. Изготовление поделок.

3 этап

Заключительный

1. Создание презентации «Тайна кедровой шишки»

2. Создание книжек-малышек о кедре.

3. Презентация проекта

 

 

 

 

 

 

Много видов есть фасоли

И растёт она на поле

Или по верху плетётся

Где придётся, как придётся.

Хорошо когда на грядке

Она будет вкусной сладкой,

В винегретах и салатах

Витаминами богатых.

А огромные бобы люди любят как грибы.

 


Е. Голубенко Стихи про фасоль

А в стручке живёт фасоль.
Доказать? Ну, что ж изволь.
Расщепи две половинки.
Что внутри?
- Фасолек спинки!

 

.

Предполагаемый результат:

• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники должны знать:

- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- значение фасоли как продукта питания;

- сорта посадочного материала;

- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

Должны уметь:

- применять технологию выращивания фасоли;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности:

Создание альбома «Как вырастить фасоль на подоконнике? »

Мини-выставка продуктов детской деятельности.

 

Основной механизм реализации проекта:

Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно - научного цикла.

Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснила детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказала им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.

Начала с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый? »

Дети предлагали самые разные варианты. Подвела их к идее, что сначала надо подумать.

Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь? » Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».

Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы. Ими стали несложные рисунки, буквы и специальные, изобретенные детьми знаки.

По мере участия в исследованиях потребность в этом возрастала, а вместе с ней росло и мастерство символического изображения фиксируемых результатов.

Обсудила с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, родителям.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

• работа воспитателя с детьми;

• самостоятельная исследовательская деятельность детей;

• работа с родителями.

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал и оборудование для исследований. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе и с нетерпением ждали поступления в группу нового вопроса, ответ на который нужно было найти.

Моей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.

Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса.

Например:

Что необходимо растению для роста?

Всем ли растениям необходима для роста вода?

А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? и т. д.

В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования.

Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто - отчитываться о проделанной работе.

Я на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняла обязанности консультанта исследователей. Помогала тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

После проведенного исследования дети отчитывались о проделанной работе, формулировали вывод по результатам опытов и экспериментов. Мы выделяли главное, рассказывали о последовательности проведенной работы:

Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?

Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны.

Результаты своих исследований дети зарисовывали при помощи символов и значков на листе бумаги. Способность изобретать их свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством развития детей.

Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить фасоль на подоконнике? ».

Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «? », посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

- Чем полезны овощи?

- Что можно приготовить из фасоли?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить фасоль на подоконнике? » с результатами нашей исследовательской работы.

Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию) .

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Содержание программы обучения

1. Вводное занятие. «Как вырастить фасоль на подоконнике? »

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить фасоль, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

Фасоль – представитель семейства бобовых. Горох, бобы, соя.

Сорта фасоли. Овощные, сахарные и зерновые сорта фасоли.

Знакомство с семенами фасоли (величина, форма, окраска, строение семян)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение фасоли как продукта питания. Продовольственная и кормовая фасоль.

Фасоль – зелёное удобрение.

Подготовка фасоли к посадке. Выбор сорта. Замачивание семян.

5. Исследовательская работа

Посадка фасоли в горшки:

№ 1 – почва с большим содержанием песка,

№ 2 – малоплодородная почва,

№ 3 – плодородная, богатая перегноем почва

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием фасоли в течение 8 недель. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

5. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

6. Заключительное занятие

Подведение итогов. Награждение детей.

Материалы:

• семена фасоли 3 видов, горшки с почвой:

• №1 – малоплодородной почвой,

• №2 – плодородной, богатой перегноем почвой,

• №3 – песком.

• Ящик для высадки семян фасоли, линейка, фотоаппарат, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, фломастеры.

 

Опыты и наблюдения по теме: «Семена фасоли»

ИССЛЕДУЕМ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Цель опыта – выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести.

Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки; песок, вата или фильтровальная бумага.

Постановка опыта.

Для опыта берём образцы семян, различающихся размерами и скоростью прорастания. Берём семена трёх сортов. В каждой пробе по 10–20 крупных семян. Семена проращивают в растильнях на влажной вате (фильтровальной бумаге). Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2–4 дня.

Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть у одного вида, но разных сортов растения.

Вывод: все семена проросли, у разных сортов фасоли разная продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.

ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.

Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые ванночки, почва.

Постановка опыта.

Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрываем картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».

Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки фасоли растут медленнее, они слабее.

ЗНАЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ СЕМЕНИ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта – показать, что рост и развитие проростков происходит за счет запасных веществ семени.

Оборудование: семена фасоли, влажная вата.

Постановка опыт:

На дно ёмкости наливаем немного воды, так чтобы вата была влажной. Ёмкость закрываем крышкой из двух слоев газетной бумаги. Проращивание семян осуществляют при температуре 20–22 °С.

Через прозрачные стенки видны изменения, происходящие при прорастании семени и развитии проростка, результаты наблюдений записываем в таблицу.

Вывод:

Зародыш в начале развития питается веществами, находящимися в клетках самого зародыша.

Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток.

Для посева следует отбирать крупные, здоровые, полновесные семена.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПОЧВЫ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ФАСОЛИ

Цель опыта – показать, что рост и развитие проростков фасоли зависит от почвы.

Оборудование: семена фасоли, почва трёх видов:

№ 1 – почва с большим содержанием песка,

№ 2 – малоплодородная почва,

№ 3 – плодородная, богатая перегноем почва

Постановка опыта:

Проращенные семена помещаем в разную почву. Наблюдаем за ростом фасоли. Замеряем высоту растений, делаем отметки о количестве листьев, цветов.

Вывод: в разной почве проростки фасоли растут по-разному.

Самое крепкое растение находится в плодородной почве. На нём раньше всех появились цветы.

Растение в малоплодородной почве слабее, на нём меньше листьев и позже появился цвет.

Самое слабое и низкорослое растение в почве с большим содержанием песка, на нём меньше всего листьев и цвет появился позже, чем на первых двух растениях.

Обобщение и подведение итогов работы:

Исследовательская деятельность за ростом и развитием фасоли проводилась с 24 октября по 30 декабря 2010 года.

За этот период удалось из семян фасоли вырастить новый урожай.

Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить фасоль, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

Ежедневные наблюдения и замеры роста фасоли наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого боба выросло растение высотой 40 см. На нём сначала появился цвет, а затем сформировался стручок. И как результат исследовательской деятельности – появление боба в стручке фасоли.

Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

• Беседы с детьми

• Изучение строения боба

• Знакомство с абиотическими факторами

• Исследовательская работа

• Уход за фасолью

• Занесение данных в таблицы

Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:

1. Фасоль можно вырастить не только на огороде, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.

2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.

3. Фасоли для роста необходимы:

• плодородная почва

• свет

• вода

• тепло

• уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание) .

4. Фасоль является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд.

5. Существует много разных сортов фасоли, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

 

Список литературы:

1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.

5. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.

6. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М. : Просвещение, 1990.

http://sadimvmeste.ru/ogorod/117-svojstva-fasoli-i-ee-vyrashhivanie-na-priusadebnom-uchastke.html

http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-fasol

http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki_pro_fasol/

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-ovoschi.html

http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/4949.html

http://playroom.ru/stihi-i-zagadki-pro-ovocshi/

http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/782-detyam-zagadki-pro-ovoshchi-fasol.html

https://www.stihi.ru/2011/06/09/87

https://www.stihi.ru/2009/06/02/3725

https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A4%D0

http://zagadka.pro/slovo-144.html

http://www.dityachi-zagadky.org.ua/tag/

https://otvet.mail.ru/question/86179018

http://zagadochki.ru/zagadka-ya-ne-goroh-hotya-struchki-imeyu.html

http://igraemirastem.ru/vozrast/do5/zagadki-s-gryadki-ovoshhi-i-zelen

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4437.html

http://my-school2070.ru/school/nashi-proekty/167-opyt-po-prorashchivaniyu-fasoli

Подробнее...

 

 

Роль учителя в проектной технологии

                        Ø Учитель формирует мотивацию участников,

                        Ø проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта,

                        Ø оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта,

                        Ø координирует действия всех участников,

                        Ø выступает в качестве эксперта на защите проекта,

                        Ø делает анализ проделанной работы,

                        Ø оценивает каждого участника проекта.

 

Как мы видим, роль учителя в проектной технологии очень велика, именно от него зависят и процесс, и результаты. Поэтому учитель должен владеть всем арсеналом, исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Все это позволит учителю поддерживать устойчивый интерес к выбранной теме проекта.

 

 

Учитель разрабатывает паспорт проектной работы, который будет являться своеобразной визитной карточкой индивидуального или группового проекта.

Методический паспорт проекта

Адресация

Обеспечение

Предполагаемые результаты

Статус учебного проекта

1. Постановка проблемы и обоснование ее практической значимости.

2. Определение целей: образовательных, воспитательных, развивающих.

3.Постановка задач.

4. Формулировка идеи реализации проекта.

5. Выбор группы учащихся с указанием их возраста.

6. Распределение обязанностей на каждом этапе проекта.

7. Время работы над проектом.

8. Режим работы.

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение.

2. Консультанты.

3. Знания, умения, навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы.

1. Развитие навыков:

-самостоятельной работы;

- мыслительной деятельности;

- творчества;

-ораторских навыков.

2. Новые практические приемы работы.

3. Новое содержание темы.

4. Расширение кругозора.

5. Воспитание толерантности.

1. Авторы.

2. Опыт использования.

 

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

 

- обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;

- определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа);

- формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы;

- описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;

- анализируются источники информации.

В основной части:

- описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;

- обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);

- описывается существо проблемы, проведенных исследований;

-обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.

В заключении:

- формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы;

- формулируются пути решения проблем;

- характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности;

- анализируется процесс работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполнения проектной работы).

Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.

Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы:

                         подготовка презентации результатов;

                         публичная презентация проектной работы;

                         анализ работы, проделанной в течение проектного периода;

                         оценка работы проектной группы в целом и каждого еѐ участника.

 

Оценка работы.

Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество основного продукта, и качество процесса работы. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету.

При выставлении оценки должны учитываться следующие параметры:

 

Виды учебных проектов в образовательной практике

                        1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:

 

Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

1. Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта ученик:

- Структурирует проект в логике научного исследования,

- Включает в проект аргументацию его актуальности,

- Определяет объект и предмет исследования,

- Обозначает цели и задачи проектного исследования, Обозначает цели и задачи проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, Выводит методол - Конкретизирует источники информации, Выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения проблем,

- Осваивает новое опытным путем,

- Оформляет проект в виде выводов,

- Подтверждает или опровергает гипотезу,

- Выходит на новый спектр проблем.

Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода

С точки зрения методики развития исследовательских умений и навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы учащийся, начиная собственное исследование, четко словесно сформулировал проблему. Надо ли четко определять, что будет исследоваться, перед тем как начинать действовать? Если рассуждать формально, это совершенно необходимо. Формально верные рассуждения о том, что появление и ясное формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, лишь на первый взгляд кажутся верными. Реальный процесс творчества — это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Потому и сама

формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но даже «взрослый» исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге.

Выполняя эту часть исследовательской работы с учащимся, следует проявлять гибкость, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого словесного обозначения цели. Вполне достаточно ее общего, приблизительного описания. Это положение мы считаем принципиальным в деле формирования и развития навыков исследовательского поиска.

Не сложно заметить, что акт творчества будет существенно обеднен, если исследователь будет преследовать заранее намеченную цель. Конечный результат творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий и предположений.

Творчество — созидание нового или преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, творец одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему. Поэтому чаще всего в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. Ранняя вербализация проблемы исследования существенно ограничивает поле исследовательского поиска и может снизить степень креативности решения (Савенков А.И., 2005).

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то

 

                        2. по предметно-содержательной области:

                         монопроект, в рамках одной области знаний

                         межпредметный проект, на стыке различных областей

                        3. по характеру координации проекта:

                         непосредственный (жесткий, гибкий)

                         скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

                        5. по количеству участников проекта (индивидуальный (личостный) , парный, групповой, коллективный, массовый)

 

В групповом проетке очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

                        6. по продолжительности проекта (мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).

 

                        .).

Организация проектной деятельности учащихся

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности;

3 этап - осуществление деятельности;

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

погружение в проблему

Формулирует:

проблему проекта

сюжетную ситуацию

цель и задачи

Осуществляют:

личностное присвоение проблемы,

вживание в ситуацию,

принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

Организация деятельности

Предлагает:

спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)

при организации групповой работы - распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)

возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

планирование работы

разбивку на группы и распределение ролей в группе

выбор формы и способа представления информации

Осуществле-ние деятельности

Не участвует, но:

консультирует по необходимости учащихся

ненавязчиво контролирует

ориентирует в поле необходимой информации

консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

по поиску, сбору и структурированию необходимой информации

консультируются по необходимости

подготавливают презентацию результатов

Презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты

подводит итоги обучения

Оценивает

глубина проникновения в проблему;

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задачи

умение планировать и

 

 

3.Заключение

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в дошкольном возрасте и начальной школе необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Аспект экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Экологическое воспитание поможет сформировать у детей основы экологического мышления:

♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

♦ предотвращение появления агрессии по отношению к окружающему миру

 Разнообразные формы и методы работы будут способствовать развитию у детей с нарушениями слуха познавательного интереса, эмоционально-действенного характера, эстетического переживания, бережного отношения к природе.

 

Список литературы.

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6 статьи 11).

2. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

( 17.10.2013, публикации: 25.11.2013г., зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384)

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

 5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12

7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

 

Экология для младшего школьного возраста. Издание «Русич», 1998

Экология. Методические рекомендации для 1чителей 1-4 классов

По заказу ОБЛУНО Регионального компонента образовательных стандартов. Томск – 1996. 60 стр.

Научно-методический журнал «Экологическое образование и просвещение в Томской области // 1 (1), декабрь 2013, тираж 100 экз.

 

привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

эстетика оформления результатов проведенного проекта;

умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

осуществлять работу

найденный способ решения проблемы

Осуществляют

рефлексию деятельности и результатов

взаимооценку деятельности и ее результативности

 

Представление «конечного продукта» проектной деятельности учащихся

Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

                        §  

                        § Анализ данных социологического опроса;

                        §  

                        §  

                        § Пакет рекомендаций;

                        §  

                        § Публикация;

 

 

Выводы

Для роста растения очень важно, чтобы было много солнечного света, тепло и влага. Когда все три условия соблюдены росток очень быстро укрепляется в почве и за считанные часы раскрывает свои листья. С этого момента растение может самостоятельно добывать полезные вещества и воду через корневую систему и получать энергию через фотосинтез в листь

И вот, спустя 3 месяца после начала эксперимента, наступил решающий момент. Один из стручков вырос и засох. Мы решили его вскрыть и посмотреть, удалось ли нам вырастить новые фасолины в домашних условиях. Когда мы аккуратно разделили дольки стручка, то обнаружили внутри только одну фасолину примерно такого же размера, как исходные, но ярче по окраске. Мы предположили, что в стручке получилось так мало фасолин из-за недостаточно благоприятных условий для роста: большую часть времени во время эксперимента стояла пасмурная погода, цветочные горшки имеют маленький объем и земля в них очень быстро высыхает. Но самый главный результат мы получили – при должном уходе за растением, вырастить фасоль в домашних условиях возможно! На этом наш эксперимент завершается.
Спасибо всем, кто следил за нашим он-лайн репортажем на протяжении трёх месяце

Прошла еще неделя и мы обратили внимание, что на месте нескольких цветков появились крошечные стручки фасоли. Это значит, что наша фасоль самоопылилась! Будем дальше поливать и следить за ростом.

 

 

• реализовывали принцип связи обучения с жизнью.

                        § Дневник путешествий;

                        § Главы из несуществующего учебника

Оценивание проектных работ учащихся

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

- Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?

- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

- Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.

Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем возможные перечни критериев оценки проектных работ:

Вариант 1.

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта ;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Вариант 2.

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Ваши варианты…

 

 

 

Экспертный лист для оценки проекта

1. Название проекта: «Большая тайна маленького зёрнышка»

2. Авторы проекта (ФИО, класс): обучающиеся 3 «А» класса

3. Система оценки

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.

                        1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

                        2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.

                        3. Частично соответствует данному критерию –1 балл.

                        4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

 

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

 

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для еѐ решения знаний из разных областей науки и практики

 

3. Полнота и содержательность представленного проекта

 

4. оригинальность решения проблемы

 

6. Оформление проекта

 

Общая сумма баллов

 

 

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

баллы

 

                        1. Соответствие реализации задуманному проекту

 

 

 

 

 

      2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

 

 

 

 

 

      3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

 

 

 

                        4. Активность каждого автора проекта

 

 

 

 

 

 

 

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

баллы

 

      1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

 

 

 

                        2. Форма представления проекта

 

 

 

 

 

Главные достоинства проекта:________________________________________

Слабые стороны проекта: ____________________________________________

Основной вывод эксперта:___________________________________________

1 Подготовка учителя к уроку

2 Обратная связь, мастерство опрос учащихся

3 Умение объяснять материал: активизация, проблемность
структурность, разнообразие приемов, ТСО и т.д.

4 Развитие способностей учащихся, индивидуальный подход, работа с одаренными и слабо успевающих учениками

5 Развитие самостоятельности учащихся, их умение добывать знания, моделировать, решать оригинальные упражнения, использовать знания на практике и т.д. Развитие трудолюбия, любви к умственному труду

6 Воспитание в процессе обучения Приемы выработка убеждений, система требований, личный пример учителя, этика и т.д.

В области воспитательной работы эти вопросы другие:

1 Умение изучить личность ребенка, его способности, темперамент, характер, склонности, уровень культуры

2 Работа с коллективом учащихся

3 Организация воспитательного мероприятия

4 Методика проведения классного часа

5 Нравственное, эстетическое и физическое воспитание школьников

6 Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, активности в общественно полезном труде

7 Работа с активом учащихся и \"трудновоспитуемыми детьми\"

8 Работа с родителями


Скачано с www.znanio.ru