Проект
«Творческая деятельность детей и родителей»
Авторы проекта- учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Саранина Елена Михайловна
и руководитель центра семейного досуга и
развития «Свет знаний»
Костарева Наталья Николаевна.
г. Пермь
2022год
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе».
Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.
Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
Сотрудничество с семьями обучающихся позволяет решить следующие задачи:
· Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.
· Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
· Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимной заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
В Центре семейного досуга и развития «Свет знаний» одной из форм взаимодействия семьи и детских объединений в интересах духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является организация и проведение совместных творческих мастер классов для учащихся и родителей.
Мастер класс, как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей, была апробирована в рамках работы объединения «Декоративная мастерская». В дальнейшем был создан клуб «Любители рукоделия» для организации совместных творческих вечеров для взрослых и детей.
В результате практической деятельности были определены цели, условия и структура совместной творческой деятельности.
Совместная деятельность учащихся, родителей и педагогов может быть успешной, если:
– учащиеся, родители, педагоги положительно настроены на
совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней
личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов
деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы;
– создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и
своей позиции в совместной работе;
– отсутствует навязывание, давление на учащихся и родителей; действия,
стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников
деятельности.
Тематика мастер классов формировалась в зависимости от:
· запроса учащихся и родителей на овладение той или иной техникой декоративно-прикладного творчества;
· праздника, накануне которого проводились творческие мастерские.
Цели проведения совместных творческих мероприятий:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– гармонизация межличностных отношений в семьях;
– формирование позиции «любящего родителя».
При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста, пожелания родителей.
Структура совместного творческого мастер класса
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
1. Подготовительно-организационный
Постановка цели и задач |
Прием гостей. |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым, помогая мастеру в организации занятия. |
2. Теоретическая часть |
Информационная часть. |
Сообщение педагогом информации из истории техники,
особенностях технологии и др. |
3. Практическая часть |
Выполнение работы. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
4. Игровая переменка |
Подвижные игры |
Выполнение правил игры |
5. Подведение итогов (рефлексия) |
Подведение итогов работы. |
Презентация творческих работ. |
На занятиях творческой
мастерской учащиеся и родители в совместной деятельности создают индивидуальные
или коллективные работы из различных материалов, с использованием разнообразных
техник изобразительного или декоративно-прикладного творчества.
В объединении «Декоративная мастерская» были проведены совместные мастер классы
по следующим темам:
· «Брошь ко Дню Победы»;
· «Новогодняя игрушка»;
· «Меховая брошь»
В рамках деятельности клуба «Любители рукоделия» проведены творческие вечера на темы:
· Лоскутное шитье. Мастер класс изготовление прихватки в технике «Французские окна»;
· Джутовая ваза;
· Ковры из шнуров;
· Блокнот в технике скраббукинг;
· Модная бижутерия – бусы в технике «лоскутное жмурение.
· «Декоративные свечи»
Опыт организации и проведения творческих вечеров и мастер-классов позволил педагогам и родителям возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Именно при объединении усилий педагогов и родителей учащемуся обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
В дальнейшем планируется продолжить работу по организации и проведению творческих вечеров и мастер-классов, как одной из эффективных форм совместной деятельности педагога, детей и родителей в
творческих объединениях.
Используемая литература
1. Активные формы работы с педагогами и родителями//Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2011, №2(68), с. 108-110
2. Балабанов С.С. Воспитательный потенциал семьи. /Малая соц. группа: Социокультурный и социологический аспекты Т.2 Н. Новгород. 2004
3. Березина В.А. Об итогах Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования детей. /Вешкольник 2003 №1 с. 8-9
4. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.