Проект урока по теме: «Г. М. Цыферов сказка «Зеленый заяц»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 119 с углубленным изучением отдельных предметов»
Автозаводского района
Ф.И.О. Ершкова Галина Николаевна_
Н.Новгород
2019
Технологическая карта урока литературного чтения
Общая информация |
|
Учебный предмет |
Литературное чтение, 1 класс |
УМК «Начальная школа 21 века» |
Автор учебника: Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова |
Тема урока |
Г. М. Цыферов сказка «Зеленый заяц» |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Цели и задачи урока: |
создать условия для - ознакомления со сказкой Г. Цыферова «Зеленый заяц»; - развития умения прогнозировать текст на основе заголовка; - раскрытия и понимания учениками позиций читателя и автора; - расширения и закрепления представлений детей о таких литературных понятиях, как «тема», «идея», «литературный жанр»; -ввести новое понятие «структурная модель художественного произведения» - «литературная карта» (из личного опыта); - формирования в сознании читателя нравственно - личностных категорий и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета; -развития коммуникативных способностей; - развитие монологической речи детей, воображения, расширения словарного запаса, способствовать развитию умения пользоваться разными информационными источниками.
|
Планируемые образовательные результаты |
|
Предметные |
-Расширять представления детей о таких литературных понятиях, как «тема», «идея», «литературный жанр». - Ввести новое понятие «структурная модель художественного произведения» - «литературная карта» (из личного опыта). - Развивать монологическую речь детей, воображение, расширять словарный запас, способствовать развитию умения пользоваться разными информационными источниками.
|
Метапредметные: |
|
|
· познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме, проводить сравнение, делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию; · коммуникативные: участвовать в инсценировке сказки, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в парной и групповой работе; учитывать и уважать чужое мнение и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль по результату и способу действия. · личностные: содействовать желанию высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, проявлять стремление преодолевать трудности, выражать желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда; способствовать восприятию важной жизненной установке «жить своим умом»; формированию устойчивого интереса к чтению.
|
Оборудование урока
|
Учебник, карточки с пословицами, цветные карандаши, клей, ножницы, конверты с заданиями для групп, презентация к уроку, объемные фигуры для построения структурной модели художественного произведения (литературной карты), маски для сценки (заяц, лягушки). |
План урока
№ |
План урока |
Время, отводимое на каждый этап |
1. |
Организационный момент. Мотивация. |
2 мин |
2. |
Актуализация опорных знаний. |
2 мин |
3. |
Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация. |
4 мин |
4. |
Физкультминутка |
1 - 2 мин |
5. |
Открытие нового знания. Первичное слушание произведения. |
5 мин |
6. |
Первичное закрепление во внешней речи. |
4 мин |
7. |
Физкультминутка |
2 мин |
8. |
Первичное закрепление. Этап глубокой проработки произведения. |
3 мин |
9. |
Самостоятельная работа в парах. |
2 мин |
10. |
Первичное закрепление в измененной ситуации. (Характеристика главных героев сказки) |
3 мин |
11. |
Творческое применение новых знаний работа в группах. Краткосрочный проект «Книжка-малышка» |
10 мин |
12. |
Повторение и включение новых знаний в систему знаний, введение понятия «литературная карта». |
4 мин |
13. |
Рефлексия. |
2 мин |
|
Итого: |
45 мин |
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
1 |
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Проверяет готовность к уроку Даёт положительный настрой на урок. Мотивирует на вдумчивое отношение к произведению, к книге. |
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на позитивную работу. |
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация Метапредметные Познавательные УУД: умение понимать смысл авторского высказывания |
|
|
- Ребята, я хотела бы узнать ваш настрой на урок литературного чтения. (Слайд 2) -Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке? -Давайте улыбнёмся друг другу и с радостным настроением возьмемся за дело.
Проверьте свое рабочее место и займите свои места.
Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай! Максим Горький (Слайд № ) Так сказал писатель Максим Горький. - Что он имел в виду?
- Что нужно для того, чтобы после чтения книги мы хорошо разобрались в том, что хотел сказать нам автор?
- Правильно, ребята! Ведь нам всем важно услышать мнение каждого из вас. Вывод: если мы будем дружно работать на уроке, помогать друг другу, то научимся хорошо понимать художественное произведение, научимся самостоятельно думать и принимать правильные решения.
|
Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок, ведут диалог с учителем.
- Он хотел сказать, что мы должны думать, когда читаем книги, учиться, делать свои выводы из прочитанного.
- Нужно внимательно читать произведение, правильно выделять тему и идею, активно обсуждать прочитанное, не бояться высказывать свое мнение.
|
|
2. |
Актуализация опорных знаний |
Организует работу в парах по закреплению знаний о теме литературных жанров . |
Работая в парах, создают жанровые модели (рассказ, сказка, стихи ), соотносят модели с темами произведений. |
Личностные УУД: проявляют внимание и интерес к закреплению знаний и обнаруживают готовность к преодолению трудностей Метапредметные. Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: структурирование знаний.
|
|
|
- Ребята, но для того, чтобы наша работа сегодня была успешной и полезной, нам необходимо вспомнить литературные жанры и темы. Я предлагаю выполнить работу в парах.
Перед вами конверты с карточками-моделями литературных жанров. К ним нужно подобрать темы произведений. У каждой пары какой – то один литературный жанр. Вспомним о правилах работы в паре. (Слайд 3)
Конверты с моделями СТИХИ о Родине РАССКАЗЫ о детях СКАЗКИ о природе о животных приключения и волшебство
- Давайте проверим себя по эталону. Сделаем вывод о том, как поработали в парах, были ли ошибки (заслушать 3 пары о самоконтроле). |
Проговаривают правила со слайда Правила работы в парах. 1. Нужно уметь договариваться с другом 2. Любое мнение ценно. 3. Нужно интересоваться мнением друга. 4. Обращаться нужно по имени. Дети работают в парах. Проверяют по эталону, делают вывод. (Слайды № )
|
|
3. |
Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация. |
Создаёт условия для готовности уч-ся к активной мыслительной деятельности, знакомит с автором. |
Угадывают по описанию животного, попутно расширяют свои знания о нем, расширяют знания о происхождении и лексическом значения слова «заяц» формулируют цели урока. |
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация Регулятивные УУД: целеполагание, планирование своей деятельности
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание Регулятивные УУД: контроль своих знаний по эталону
|
|
|
Ребята, отгадайте о ком пойдет речь на уроке?
- Догадались кто это?
Считается, что слово «заяц»- это общеславянское слово и происходит от слова «заи», что обозначает «прыгун». Мы знаем зайца по сказкам и воспринимаем его таким робким, слабым и трусливым. Мы его очень любим и жалеем. Но мы знаем и другого зайца из мультфильма «Ну, погоди!». Там зайчишка очень обаятельный, ловкий и сообразительный. А главное смелый. - О ком же мы будем читать на уроке? - Прочтите название произведения (хором). (Слайд № ) - Как вы думаете, что могло произойти с зайчиком, что он стал зеленым? - Попробуйте определить литературный жанр этого произведения по его названию? - Как вы думаете, какой зайчик будет в этом произведении робким и слабым или смелым и сообразительным? - Что нам важно узнать на уроке о зайчике? Назовите цель урока.
…………………………. - А как можно поработать с этим текстом? Учитель читает цели со слайда. (Слайд № )
Учитель открывает слайд с кадром из мультфильма «Паровозик из Ромашково».- Ребята, кто знает, как называется этот мультфильм? - Кто из вас его смотрел? Эту добрую историю о паровозике и историю о зеленом зайце написал один автор- Геннадий Цыферов. Вот его портрет. (Слайды № ) Геннадий Михайлович Цыферов писал добрые сказки для маленьких детей. Герои сказок — цыплёнок, ослик, слонёнок, медвежонок, маленький великанчик и паровозик — всегда готовы прийти на помощь друг другу и защитить слабого. Они храбрые, любознательные, добрые и весёлые. Многие сказки Геннадия Цыферова стали мультфильмами. Паровозик из Ромашково, Лошарик , Лягушонок ищет папу и другие мультики малыши с удовольствием смотрят вместе с мамами и папами и даже бабушками и дедушками.
|
(Дети у доски рассказывают о животном – 4 человека) 1.Это животное живет по всему свету. Его не встретишь только на Мадагаскаре и в Антарктиде. 1. У него хорошее зрение и слух. 2. У него имеется коротенький хвостик до 6 см. 3. Эти животные не имеют проблем с питанием. 4. Зимою это животное белое, а летом серое.
- Это заяц.
-Мы будем читать про зайца. Читают название произведения хором. Высказывают свои предположения.
-Это сказка. Потому что …зайцы не бывают зелеными.
Высказывают свои предположения.
-Нужно узнать какой зайчик по характеру в произведении. - Можно почитать выразительно, пересказать, ответить на вопросы по тексту, определить тему и идею и т. д.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя. |
|
4. |
Физкультминутка |
Организует отдых детей. |
Делают гимнастику для глаз. |
|
5. |
Открытие нового знания. Первичное слушание произведения. |
Читает слова автора, идет работа по прогнозированию развития сюжета. |
Дети играют роли лягушек и зайца, высказывают свои предположения и догадки, слушают сказку, находят и считают спрятанных зацев на слайде. |
Познавательные УУД: Общеучебные: развитие монологической речи Регулятивные УУД: проверка своих предположений Коммуникативные УУД: строить понятное для слушателей высказывание, формулировать выводы
Личностные УУД: проявляют такие качества личности, как «сочуствие»
|
|
|
Инсценирование сказки при помощи детей с. 87 – читает слова автора учитель.
- Как вы думаете, что произойдет дальше с зайцем? (Предположения детей) Играют дальше с. 88 Обсуждение. - Понравилось ли вам произведение? - Чем? - Кого было вам жаль в произведении? - Почему? - Правильно ли поступил зайчик, когда послушал совета лягушонка? - А какой совет вы бы дали зайцу? - Значит, это произведение не только смешное, но и поучительное. - Какой это литературный жанр? - Почему?
- Ребята, вы очень внимательно слушали моих помощников – артистов. Давайте проверим вашу зрительную внимательность. Сосчитайте, сколько зеленых зайчиков спряталось на лугу? (Слайд № ) Молодцы, ребята! Какое у вас острое зрение! Всех зайчиков нашли.
|
- Понравилось. Зайчик смешной, зеленый. - Жаль зайчика. Потому что над ним все смеялись. - Нет.
- Оставаться таким какой есть. Никого не надо слушать, а то можно попасть в смешную историю. - Это сказка …..
Дети находят по слайду спрятавшихся зеленых зайчиков. |
|
6. |
Первичное закрепление во внешней речи. |
Задаёт вопросы по содержанию, подводит детей к самостоятельной формулировке темы сказки. Выясняют значение слова «корить» по толковому словарю. |
Отвечают на вопросы по первичному восприятию текста, формулируют тему. |
Предметные УУД: решают практическую задачу – выясняют лексическое значение слова «корить» и соотносят свои знания с определением по толковому словарю, определяют тему. |
|
|
Читают по цепочке. Обсуждают. - О чем эта сказка? - Назовите тему. - Прочтите предложение со словом корить. - Кто может объяснить значение этого слова?
- Где можно узнать значение слова, если мы не можем его точно объяснить? - Давайте обратимся к нему.
Корить - упрекать, попрекать. Корить за ошибки. – Толковый словарь русского языка (Слайд № )
|
Тема: «Как зайчик стал зеленым» (Слайд № ) или дети могут назвать «Зелёный заяц». - В толковом словаре.
Читает из словаря 1 ученик и повторяют хором со слайда. |
|
7. |
Физкультминутка |
Включает музыкальный ролик «Песня лягушки». |
Выполняют танцевальные движения |
|
8. |
Первичное закрепление. Этап глубокой проработки произведения.
|
Подводит детей к формулированию идеи произведения, создает условия для понимания авторской позиции. |
Читают сказку по цепочке, анализируют произведение с помощью учителя, выводят, идею, делают вывод о том, «скрытая» идея или «открытая». |
Познавательные УУД: Общеучебные: развитие монологической речи Регулятивные УУД: осознание качества усвоения глубокого смысла произведения Коммуникативные УУД: строить понятное для слушателей высказывание, формулировать выводы, умение вести диалог с партнером. Личностные УУД: усваивают важную жизненную установку «жить своим умом»
|
|
|
Самостоятельное чтение в парах по цепочке и работа по вопросам на с. 88 Проверка Работа над вопросами с. 88 1. Как ты думаешь, почему зайчик послушался лягушку? 2. Всегда ли ты делаешь то, что тебе говорят другие? - Что произошло, когда зайчик стал зеленым? (Лягушки стали над ним смеяться.) -Какие чувства по – вашему испытал зайчик, когда его все увидели зеленым?
Вывод: Ребята, помните, когда вы захотите посмеяться над человеком, оказавшемся в нелепой ситуации, вспомните об этом зайчике и его чувствах.
3. Хорошо ли, что мы все разные? Должны ли быть все одинаковыми? Почему? - Какой совет вы бы дали зайцу? Этот совет выражает тему или идею произведения? - Прочтите, какой совет я бы дала зайчику.
Идея: «Нельзя жить чужим умом» (Слайд № )
- Есть ли в сказке вывод, к которому мы пришли? - Значит идея в произведении была для нас открыта или скрыта? - Для чего так сделал автор?
|
-Он сам не подумал и растерялся. - Он еще маленький. - Да. Нет.
-Лягушки стали над ним смеяться.
-Ему стало стыдно и неловко. - Людей.
-Прежде, чем что-то сделать, нужно самому подумать. - Это идея.
-Нет.
-Хотел нас заинтересовать. Хотел нас заставить подумать.
|
|
9.
|
Самостоятельная работа в парах.
|
Дает задание парам. |
Обсуждают в парах заголовок, сравнивают его с темой и идеей и выбирают пословицу, подходящую к идее. |
Познавательные УУД: Общеучебные: проблемно – творческий отбор информации логические: анализ и синтез, подведение под понятие Регулятивные УУД: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества
Личностные УУД: применяют приобретенные навыки в практической деятельности |
|
|
- Что помогает нам иногда делать вывод в произведении? -Продолжаем работу над произведением . Обсудите в парах заголовок и ответьте на вопрос: - К теме или к идее он близок? Докажите свое мнение. Подберите подходящую пословицу к произведению. Пословицы. Глуп тот, кто живет чужим умом. Ум имей хоть маленький, да свой. Ворона и за море летала, а умна не стала.
Учитель слушает ответы детей. (Слайд № )
|
- Пословицы. |
|
10. |
Первичное закрепление в измененной ситуации. (Характеристика главных героев сказки) |
Проводит работу по составлению представления сказки покадрово (словесное рисование картин). Выясняет, как дети усвоили характер персонажей. |
Читают сказку по абзацам, рисуют словесные картины, дают характеристику зайцу и лягушонку, работают с интерактивной доской. |
Предметные УУД: получат возможность научиться различать характеры персонажей Познавательные УУД: Общеучебные: смысловое чтение, структурировать и фиксировать свои знания наглядно
|
|
|
(Работа с интерактивной доской.)
Давайте прочитаем выразительно по абзацам эту сказку и составим покадровое словесное изображение. 1 абзац- Что можно увидеть на 1 кадре? 2 абзац – Что можно увидеть на 2 кадре? 3 абзац – Что увидим на 3 кадре? - Сколько всего кадров в сказке получилось? (3) - Какой зайчик в произведении? –
-Какой вы увидели лягушку в сказке?
Давайте подберем точную характеристику зайчику на доске.
|
- Неуверенный, доверчивый, робкий, глупенький.
-Уверенная, не сомневается в своей правоте.
Один ученик (работает с интерактивной доской) выбирает характеристику главному герою из группы качеств характера
|
|
11. |
Творческое применение новых знаний работа в группах. Краткосрочный проект «Книжка-малышка» |
Объясняет задания в группах над проектом, организует и координирует деятельность учащихся. |
Работают по группам (1 группа – моделируют обложку книжки, 2, 3, 4 группы – выбирают нужный кадр, раскрашивают картинку, выбирают текст для кадра, вырезают и наклеивают под картинкой. |
Познавательные УУД: Общеучебные: смысловое чтение, проблемно – творческий поиск информации логические: анализ и синтез Логические: подведение под понятие Регулятивные УУД: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества Личностные УУД: применяют приобретенные навыки в практической деятельности |
|
|
Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Мы будем по сказке «Зеленый заяц» выполнять коллективный проект. Будем раскрашивать рисунки к сказке и собирать «книжку-малышку». - Как мы уже определили в сказке 3 кадра, 3 картинки. С этими картинками и текстом вы будете работать. Задания для групп. 1 группа – составляет обложку (Литературный жанр, автор, заголовок) Остальные группы выбирают каждая свой кадр, раскрашивают картинку, подбирают правильно текст, вырезают его и наклеивают под картинкой. 2 группа – выбирают 1 кадр. 3 группа – выбирают 2 кадр. 4 группа – выбирают 3 кадр. - Повторим правила работы в группе.
Проверка у доски и сбор книжки – малышки. (1 картинка – лягушки на лугу сидят одни, 2 картинка – пришел серый зайчик, 3 картинка – зайчик зеленый, он обиделся и уходит)
|
Правила работы в группе. Ø Говори спокойно и ясно; Ø Говори только по делу; Ø говори по очереди; Ø обращайся к другу по имени.
|
|
12.
|
Повторение и включение новых знаний в систему знаний, введение понятия «литературная карта».
|
Создает условия для закрепления изученного материала при помощи объемных моделей, знакомит с понятием «литературная карта». |
Повторяют фамилию автора, заголовок, тему, идею, значение нового слова «корить», усваивают новое понятие «литературная карта» |
Предметные УУД: освоение алгоритма работы с художественным произведением по моделям Познавательные УУД: Общеучебные: развитие монологической речи Логические УУД: подведение под понятие
|
|
|
- Моделирование структуры произведения при помощи объемных фигур. - Какое произведение изучили на уроке? (Сказку о животных) Выходит ученик к доске, берет модель. - Кто автор? - Что запомнили про заголовок? (Заголовок «Зеленый заяц» выражает тему) - Назовите тему. (…..) - Идея сказки? (…) - Значение какого слова мы уточняли по словарю? (Корить) -Объясните значение этого слова. Вывод: ребята, все что мы сейчас делали с этими моделями будем называть в дальнейшем «литературной картой произведения». Посмотрите как она выглядит. (Слайд № ) Спасибо за работу, садитесь.
|
Дети выходят по одному к доске, берут модели и составляют «литературную карту»
Выходит ученик к доске, называет автора и берет модель А .
Т И Корить |
|
13. |
Рефлексия. |
Направляет детей к самоанализу своей деятельности. |
Строят монологическое речевое высказывание по первоначальным конструкциям. |
Регулятивные УУД: осознание качества уровня усвоения знаний Личностные УУД: построение Я- суждения, ценностно – смысловая ориентация
|
|
|
Расскажите, как прошел наш урок. - Какие мысли у вас теперь будут появляться, когда вы услышите словосочетание «зеленый заяц»? - Мне было интересно …. - Мне было трудно …… - Я расскажу сестренке, брату, маме, папе о ….
|
- Нужно жить своим умом. - Нужно всегда думать, Прежде чем что-то сделать. ……. |
|
Литература:
1. Учебник «Литературное чтение» для 1 класса Автор учебника: Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова УМК «Начальная школа 21 века».
2. Рабочая Программа 1-4.
3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» под ред. Деменевой Н. Н., Издательство «АРКТИ», 2014
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.