Нагаева Светлана Николаевна, учитель математики МАОУ « Лицей №1» города Березники, Пермского края.
Проект урока по алгебре в 9 классе.
«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому» ( Д. Пойя.)
Тема урока: «Вывод формул для вычисления координат вершины параболы».
Цели урока: познавательные:
1. Создать условия для включения учащихся в проблемную ситуацию, принятия и разрешения возникшей проблемы.
2. Формировать учебно - интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, сравнивать.
3. Формировать умения применять ранее полученные знания о функции для получения новых знаний.
4. Нахождение нового способа определения координат вершины и оси симметрии параболы квадратичной функции . Метапредметные, в том числе: регулятивные: поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определить последовательность действий для решения поставленной задачи; откорректировать результат с учётом оценки самим обучающимся, учителем, учениками; осознать качество и уровень усвоения нового материала. Коммуникативные: научиться инициативному сотрудничеству в поиске решения поставленной задачи; научиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ожидаемый результат:
- осознание, принятие и разрешение проблемы учащимися;
-формирование способов получения новых знаний через сравнение и сопоставления фактов, способа от частного к общему;
- узнают формулы нахождения координат вершины и оси симметрии параболы для функций вида y = ax2+bx+c.
Тип урока: урок постановки учебной задачи. Методы обучения – наглядно-иллюстративный, словесный, обучение в сотрудничестве, проблемный, элементы технологии критического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, слайды презентации по теме: «Формулы для нахождения координат вершины параболы»; листы формата А3; цветные маркеры.
Технология - системно-деятельностный подход.
Этапы урока:
1. Психологический настрой(мотивация).
2. Актуализация опорных знаний(создание ситуации успеха).
3. Постановка проблемы.
4. Формулирование темы и цели урока.
5. Решение проблемы.
6. Анализ хода решения проблемы.
7. Применение результатов решения проблемы в последующей деятельности.
8. Подведение итогов урока (итог «глазами» ученика, итог «глазами» учителя.).
9. Домашнее задание.
Ход урока:
1) Психологический настрой.
Задача: Учится решать общую задачу и работать в коллективе(работа в группах по 5 чел.).
Ребята, на протяжении последних четырёх уроков мы занимались изучением квадратичной функции, но знания наши пока ещё не совсем полные, поэтому мы продолжаем изучать квадратичную функцию с целью узнать что-то новое об этой функции.
Мотивация учащихся к самостоятельной постановке темы и цели урока.
Функция и ее график. ; ; Не выполняя построения графика функций, можем ли мы ответить на вопросы: 1. Что является графиком функций? 2. Какая прямая является осью симметрии (если она существует)? 3. Есть ли вершина, каковы её координаты? |
||
Знаю 1. 2. 3. ….. |
Хочу узнать 1. 2. 3. ….. |
Узнал 1. 2. 3. ….. |
Таблица заполняется по ходу проведения урока.
2) Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Разминка. 1. Вынести за скобки старший коэффициент: 5x2 + 25x -5; ax2 + bx+c. 2.Выделить удвоенное произведение: ab; ax; b/a. 3.Возвести в квадрат: b/2; c2/a; 2a/3b. 4.Представить в виде алгебраической суммы: а – в; x –(- b/2a).
Объясните, как, зная вид графика функции y =ƒ(x), построить графики функций:
а) y =ƒ(x - a), - с помощью параллельного переноса на а единиц вправо вдоль оси х;
б) y =ƒ(x) + b, - с помощью параллельного переноса на b единиц вверх вдоль оси y;
в) y =ƒ(x - а) + b, ↔ на а единиц, ↕ на b единиц;
г) Как построить график функции y = (x - 2) 2 + 3 ? Что является ее графиком?
Назовите вершину параболы.
Графиком является парабола y = x2 с вершиной в точке (2; 3).
Назовите координаты вершины параболы: y =x- 4x + 5 (проблема). Почему нельзя определить координаты вершины параболы по виду функции? (другой вид имеет квадратичная функция).
Деятельность учащихся:
Строят речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.
Обсуждение ответов. Сравнивают, сопоставляют с ранее изученными функциями, выбирают и записывают на доске знания и умения, которые им могут понадобиться для решения проблемы в столбик «ЗНАЮ»:
1.
2.
3.
4.
5. знаю, как построить графики этих функций
6. знаю, как найти координаты вершины этих парабол и ось параболы
В столбик «Хочу узнать»:вершину, ось симметрии параболы .
Учащиеся могут записывать в столбики «ЗНАЮ» и «ХОЧУ ЗНАТЬ» функции как в общем виде, так и частные случаи. Постановка учебной задачи: найти координаты вершины параболы, если квадратичная функция задана в общем виде y = ax+ bx + c. Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь тему и цель урока. (Вывод формул для вычисления координат вершины параболы. Научиться находить координаты вершины параболы новым способом – по формулам).
Решение проблемы.
Деятельность учащихся: Сравнивая «старые» знания с новыми знаниями учащиеся предлагают выделить полный квадрат. На конкретных примерах ; и получают соответственно ; . Находят координаты вершины и уравнение оси симметрии. Понимают, что с задачей справились, т.к. привели новую функцию к знакомому виду.
Учащиеся выделяют полный квадрат для функции ; , сравнивают полученный результат, делают вывод по данной функции. Находят координаты вершины и ось симметрии.
Сможете ли вы назвать вершину и ось параболы, если функция задана в общем виде , не выделяя полного квадрата? Как вы будете действовать в этом случае? И как применить ваш предыдущий опыт по нахождению вершины и оси параболы?
Деятельность учащихся:
Опираясь на уже имеющиеся знания, опыт учащиеся начинают понимать, что нужно идти дальше, от частного к общему, проводят доказательства в общем виде.
. Появляются новые затруднения. В группах появляется решение: . Анализ хода решения проблемы. Заслушивается один представитель от каждой группы.
Сравнивают, анализируют записи и , записывается в тетрадь одно общее решение поставленной задачи - формулы координат вершины параболы .
Учащиеся делают вывод: координаты вершины и ось параболы для функции можно найти рациональным способом.
Применение результатов по решению проблемы в последующей деятельности.
Деятельность учащихся:
Решение заданий из учебника №121; 123. Найдите координаты вершины параболы новым рациональным способом. Запишите уравнение прямой, которая является осью симметрии параболы.
Подведение итогов (рефлексия учебной деятельности на уроке).
Вернемся к таблице и заполним столбик «УЗНАЛ».
Итог урока «глазами» учащихся:
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
1. 2. 3. 4. 5. знаю, как построить графики этих функций 6. знаю, как найти координаты вершины этих парабол и ось параболы 7. метод выделения полного квадрата 8. как находить координаты вершин, ось параболы.
|
1. координаты вершины параболы
2. уравнение оси симметрии параболы
|
1. координаты вершины параболы 2 .как вывести формулу
3. рациональный способ нахождения оси параболы и координат вершины параболы
|
Итог « глазами учителя»:
1. Цель урока достигнута.
2. Учащиеся осознали, приняли и разрешили возникшую проблему.
3. В процессе решения учебно-проблемной задачи учащиеся не только приобрели новые знания: зависимость коэффициентов квадратного трехчлена и координат вершины параболы, уравнения оси симметрии, но самое главное на уроке – формирование обобщенных способов приобретения новых знаний, самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Домашнее задание: п.7 №122; 127(б); 128.
P.S.
На этапе «Применение результатов…» при решении заданий из учебника некоторые учащиеся начали понимать ценность своего «открытия»: более простого способа нахождения координат вершины параболы и уравнения её оси симметрии, а другие не скрывали радости, ведь не надо «мучаться» с выделением полного квадрата. Но самое главное – сделали все сами!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.