Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Проект
«Театральная весна»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Музыкальный руководитель:
Туркина Евгения Константиновна
-Сыктывкар 2022 -
Актуальность
Театральная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Различную свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать:
· интересы и способности ребёнка;
· способствуют общему развитию;
· проявлению любознательности;
· стремления познания нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
· настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта;
· эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, театральная деятельность требует от ребёнка: решительности, трудолюбия, что в дальнейшем способствует формированию волевых черт характера.
Через частые выступления на сцене перед зрителями раскрепощают и повышают самооценку ребёнка, помогают ребёнку уверенно чувствовать себя на публике, а также управлять своим телом и голосом.
Чередование функций исполнителя и зрителя, который постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Через театральную деятельность, совершенствуется и речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии.
Объект проекта: процесс развития творческих способностей детей.
Предмет проекта: театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей.
Исполнители и участники проекта:
· музыкальный руководитель, дети старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: групповой, среднесрочный, творческий.
Срок реализации: март-апрель 2021
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей дошкольников, средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
· формировать и активизировать познавательный интерес детей;
· снимать сжатость и скованность;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, образное мышление.
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· развивать умение пользоваться различными жестами;
· пополнять словарный запас;
· научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный этап.
· изучение методической литературы;
· консультации с родителями;
· выбор сказки.
II Основной этап:
Тематический план занятий по театрально-игровой деятельности
Номер занятия |
Название занятия |
1 занятие |
Беседа «Что такое театр», знакомство с сказкой «Муха-Цокотуха» |
2 занятие |
Упражнение на дыхание «Проколотый мяч», театральная игра «Сказка, сказка приходи», игровые упражнения на имитацию движений насекомых из сказки «Муха-Цокотуха». |
3 занятие |
Логоримика « На горе-то, на горе» Импровизация сказки «Муха-Цокотуха». |
4 занятие |
Игра на имитацию «Представь себе», Репетиция сказки «Муха-Цокотуха», театральная игра «Превращения» |
5 занятие |
Работа над диалогической скороговоркой. |
6 занятие |
Игры и упражнения на речевое дыхание. Логоритмика «Как живёшь?» Репетиция сказки «Муха- Цокотуха» |
7 занятие |
Театральная игра «Заблудился в лесу», работа над диалогической скороговоркой, репетиция сказки «Муха - Цокотуха». |
8 занятие |
Упражнение на речевое дыхание «Свеча», театральные этюды «Болезнь куклы», «Новая кукла», театральная игра «Колобок». |
9 занятие |
Театральная игра «Кто я?», Разминка - игра «Гномики», Репетиция сказки «Муха-Цокотуха». |
10 занятие |
Знакомство со скороговоркой «Три круга», игра «Обезьянки», репетиция сказки «Муха-Цокотуха». |
11 занятие |
Театральный этюд «Сыщики», игра на имитацию движений «Курятник», повторение сказки «Муха-Цокотуха». |
12 занятие |
Игра «День рождения», Театрализованная игра «Путешественники», имитационная игра «Обезьянки» |
13 занятие |
Дыхательное упражнение «Свеча», инсценировка сказки «Вежливые слова». |
14 занятие |
Мини-сценка «Брусничка», пантомима «Муравей», « Прогулка в лесу», этюд «расскажите стихотворение, используя мимику и жесты» |
15 занятие |
Игра на развитие интонации, Репетиция сказки «Муха-Цокотуха». |
16 занятие |
Генеральная репетиция «Муха-Цокотуха». |
Организация работы с родителями:
Консультация: «Сказка, как средство социализации ребёнка»
Продукты проекта для детей: Показ сказки «Муха-Цокотуха»
Реализация проекта через разные виды деятельности:
· Театральная деятельность;
· Ролевые игры;
· Дидактические игры,
· Музыкальная деятельность;
· Художественная литература.
III этап Заключительный
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Исполнители проекта: дети, музыкальны руководитель, воспитатели, родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети становятся:
· более раскрепощёнными,
· более общительными;
· они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично:
· чётко и правильно говорить;
· грамотно строить диалоги;
· тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Для родителей:
Информированность о влиянии театрализованной деятельности на развитие дошкольников.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
· уважение к ребёнку, к процессу и результатам в сочетании с разумной требовательностью;
· комплексный подход при разработке занятий;
· систематичность и последовательность занятий;
· адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
· вариативность и последовательность занятий;
· повторность (цикличность повторения) материала.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Консультация для родителей
«Сказка, как средство социализации ребёнка».
Составитель: Туркина Евгения Константиновна
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальные и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебству, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных растений, в особенностях места действия и т.д.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функция сказки.
Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту;
Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию:
· пространственно-временное содержание (высота, ширина, длина, микромир, макромир, живая природа и человеческое общество)
· синестетический смысл слова (фундамент для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества);
· отображение глобальных проблем, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого ,света и тьмы, силы и слабости.
В-четвёртых, в сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечение, пристрастий, действий.
В-пятых, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка-как бы социальная память этноса.
В-шестых, лексико-образная функция сказки. Владение многозначностью народной речи, формирование языковой культуры личности, композиционно-сюжетная вариативность.
Сказка заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.