Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 53 г. Новочеркасска
Проект:
«Мой город - Новочеркасск»
Составили:
Воспитатели Трофименко И.В; Пелипенко О.Т
Февраль 2024
Тип проекта: Социально-познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок реализации: 05.02.2024г. по 19.02.2024г.
База, реализации проекта: МБДОУ детский сад № 12 г. Новочеркасска.
Актуальность проекта
Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025г., тесно связывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего отечества».
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, родного края и города.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, играют значительную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурным, национальным, географическим, природными особенностями – формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Поэтому, актуальность проекта определяется стремление расширить познания дошкольников об истории родного города Новочеркасска, культуре, быте, его обычаях и традициях.
Гипотеза проекта
Если в ходе реализации проекта будет создана система работы по ознакомлению детей с родным городом, то, это позволит ребёнку понять, что каждый человек независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть Родина, близкие и дорогие ему места.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотизма у дошкольников. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, ознакомление с местными достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Противоречия
• У детей нечёткие, неясные, несформированные представления о родном городе Новочеркасске .
• В ДОУ недостаточная методическая база (д/и, презентации, видеоматериалы, конспекты занятий) по изучаемой теме.
• Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.
• Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.
• Недостаточно налажена система работы ДОУ с социумом и семьей
Задачи проекта:
Ø Развивать бережное отношение к городу его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Ø Развивать связную речь, обогащать и активизировать речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
Ø Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Ø Повысить интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
И так, можно выдвинуть гипотезу: Если в воспитательно - образовательное пространство ДОУ ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному патриотизма, тогда мы можем предположить, что предполагаемый результат будет таким:
Ø Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Ø Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Ø Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Ø Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Ø Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новочеркасска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Итоговым результатом является анализ результатов реализации проекта и определений направлений дальнейшей деятельности. При этом будет учитываться активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, играх и т.д.
Методы проекта: познавательно - игровые занятия, виртуальные экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, выставки детского творчества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыкам социального общения со взрослыми.
Механизм реализации целей и задач:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ детского сада №53 города Новочеркасска.
Ø с детьми в различных видах деятельности;
Ø с родителями в совместной деятельности;
Ø с педагогами в методической работе (консультации).
Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется:
Ø с помощью деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
Ø в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т.д;
Ø через создание условий для самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций г. Новочеркасска, памятников архитектуры, природы родного края, рассматривание альбомов, книг, обустройство уголков ряженья, мини музеи и т.д.
Ø повышение родительской компетентности в вопросах приобщения дошкольников к ценностям семьи, города, родного края; установление взаимодействия родительского сообщества с социокультурными и образовательными учреждениями.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
1 этап подготовительный - (с 05.02.2024г по 09.02.2024г.).
Цель: создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
ü постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
ü подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;
ü Разработка конспектов по ознакомлению детей с родным городом.
ü Подготовить выставку детских работ «Моя семья», «Мой любимый город», создание альбома совместно с родителями «Я и мой город», «Улица моего детства».
2 Основной этап. (12.02.2024г по 14.02.2024г) - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
Основное внимание уделяется изучению дошкольников истории и культуры родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
На этом этапе следует добиваться, чтобы эмоционально-положительный настрой перерастал в целостные отношения к культуре казачества. Тут не только проявляется любовь к народному творчеству, а и просматривается связь поколений – старшего, которое сберегает народные традиции, и молодого, которое приобщается к ним, и несет с собой в будущее.
· Проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания проекта
· Разучивание стихотворений, загадок, поговорок; игр.
· Работа с родителями (посещений с детьми музеев, мест культурных досугов, памятников архитектуры.);
· Организация выставки творческих работ детей и родителей.
· Создание презентации.
3. Заключительный этап. (с 15.02.2024г по 19.02.2024г).
Цель – анализ результатов реализации проекта, определений направлений дальнейшей деятельности.
- анализ результатов проекта;
- систематизация материал по реализации содержания проекта.
Представление результатов на городском уровне, в ДОУ.
И так, результативность проекта заключается в том, что в ДОУ:
- Создались партнерские взаимодействия детского сада и семьи воспитанников;
- Прошли выставки творческих работ детей и родителей;
- Создали презентацию данного мероприятия;
- Систематизировали материал по реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам социально-личностного и нравственного развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом города; разработать картотеки подвижных, казачьих игр; разработать картотеки дидактических казачьих игр; разработать цикл занятий; разработать и подготовить разнообразные презентации совместно с родителями (пополнение методического, дидактического материала); подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.
Планирование проекта
Месяц
|
тема |
Цель и задачи |
Содержание работы |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
П. 18.12.17г |
«Каково в дому, таково и на Дону» |
Ц: развитие ценностно-смыслового отношения дошкольников к укладу жизни казаков. З: - приобщать детей к национальным ценностям: одежда, быт, культура казаков - совершенствование - умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. - развитие связной речи, речевого слуха - знакомить детей об устройстве казачьего жилья и предметов домашнего обихода - расширять представления о семейных традициях и обычаях казаков |
Посещение мини-музея ДОУ «Казачья горница» - «По одежке встречают, а провожают по уму» - просмотр презентации с целью ознакомления детей с казачьим костюмом» д/и «На казаке и рогожа пригожа», «Собери картинку»
Занятие: «Я – это кто?» - развитие патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культуре Донского казачества.
Прослушивание казачьих песен, - хороводная игра «Папаха» развитие координации речи с движением. Оригами: «Лазорев цветок» д/и «Назови ласково» |
Консультация педагогам «Казачьи игры» |
Фото-коллаж «Семейные традиции». |
ВТ. 19.12.17 |
«Дон - батюшка» |
Цель: Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире Донского края. Задачи: Расширять представления детей о быте казаков в прошлом; Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия. Приобщать дошкольников к культуре Донского края. |
Виртуальное путешествие по истоку реки Дон, рассматривание репродукций донских художников, прослушивание музыкальных композиций по теме. д/и «Сварим уху» работа с виртуальным гербарием донской природы. Игра: «Скажи одним словом – Дон какой?» п/и «Джигитовка» Художественное творчество: «Донские просторы» |
Пополнение картотеки: -загадки о животных и растительном мире донского края.
|
Создание творческих работ «Дон-батюшка», «Донские просторы» |
Ср. 20.12.17 |
«Новочеркасск - донская столица». |
Цель: Приобщать дошкольников к культуре донского края, развивать стремление изучать историю родного города. Задачи: - воспитывать детей на традициях казачьего фольклора (пословицы о казаках, стихи, песни, частушки, игры). - Воспитывать чувство гордости за свой народ. - Воспитывать чувство восхищения и любви к природе донского края - Развивать внимание, память.
|
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением г. Новочеркасска, а также природы родного края.
Беседа с девочками: «Одежда казачки. Как воспитывались девочки в семье»
Занятие «Где казак, там и слава» Игра: «Скажи одним словом – Новочеркасск, какой?» игровая деятельность. д/и игровая деятельность: «Мир птиц» (найди и назови птиц ростовской области; найди лишнее; перелетные и зимующие) |
Консультация «Они прославили наш город».
|
Подбор фотографий, иллюстраций с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и беседы о них (семейные экскурсии) |
Чт. 21.12.17 |
«Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
|
Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) воспитание интереса и уважения к народным обычаям и традициям донского казачества. Задачи: Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно. Формировать навыки работы с глиной. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края. |
Виртуальное путешествие в мастерскую ремесленника, рассматривание репродукций по теме.
Беседа в мини-музее ДОУ «Казачья горница» – народные промыслы
Занятие «Знакомство детей с народными промыслами»- познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.
Продуктивная деятельность: лепка (пластилин) «Птицы» |
консультация о народном прикладном искусстве |
Выставка творческих работ «Новогодняя мастерская» |
Пт. 22.12.2017г |
«Мой любимый город Новочеркасск» |
· Цель: пополнение имеющихся знаний обучающихся воспитанников о родном городе и его достопримечательностях; Задачи: · познакомить воспитанников с достопримечательностями родного города; · развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах; · расширять словарный запас, активизировать речь, слуховое внимание, воображение; · формировать положительные эмоции, любовь к своей малой Родине, доброжелательные отношения друг к другу. |
Виртуальная экскурсия по г.Новочеркасску. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме: «Мой город»
продуктивная деятельность «Построим город»
Художественная деятельность «Мой город Новочеркасск»
|
Представление буклета «Моя малая родина- город Новочеркасск»
|
Создание фото-газеты «Путешествие по родному городу» |
ВЫВОД. Проведенная работа показала, что с помощью педагогов и родителей в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном городе, родной природе. Через совместную деятельность формируются такие черты, как любовь к Родине, доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. |
Список используемой литературы:
1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков - 2002г.
2. Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие: в 2-х ч.- 2010г.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
5. Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошничеко Л.В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
6. Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек» - 2012г.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.