Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
Проект
«В союзе с природой: мусор – до свидание!»
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Автор: Овчинникова С.Г.
воспитатель
высшая квалификационная категория
г. Ижевск
Проблема:
Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты.
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом. На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски.
Нашествие одноразовой тары превратилось в настоящее мусорное бедствие для России. Обращает на себя внимание то, что с каждым годом растет количество бытовых отходов. И если подсчитать, то только на одного жителя нашего города приходиться 262 кг бытового мусора и 77 кг крупногабаритного мусора в год.
Нашествие мусора ощутили города, сёла, в том числе и наш родной город Ижевск. Люди очень часто устраивают свалки прямо около своих домов. Маленькая кучка мусора кажется незначительной, но, соединяясь с другими - становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит не эстетично, он отравляет нашу жизнь. Накапливается огромное количество твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета, люди чаще болеют.
В связи с большой загрязнённостью нашего города и довольно низкой экологической культурой населения, мы решили создать проект «Мусор – до свидание!», направленный на работу с родителями и детьми, посещающими дошкольное учреждение. С особым вниманием уделяем взаимодействию ДОУ с родителями воспитанников. Если родители проникнутся данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес к родному городу, стремление к поддержанию чистоты на улицах и во дворах, соблюдение правил поведения в природе. Уверены, что родители своим примером смогут донести до своих детей важность проблемы содержания окружающей природы в чистоте, а мы постараемся им в этом помочь.
Тип проекта
Долгосрочный, фронтальный, творческий
Участники проекта
- дети ДОУ
- педагоги ДОУ
- родители воспитанников ДОУ
Цель: Воспитание гуманной, сознательной личности, способной понимать и любить окружающий мир, и бережно относиться к нему, через ближайшее природное окружение.
Задачи проекта:
- формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников;
- создавать условия для совместной практической природоохранной деятельности детей и родителей;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Принципы реализации проекта:
- природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, тан и внешним условиям.
- системности, достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций
Предполагаемые результаты:
- Активное участие родителей в воспитательном процессе.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе совместной работы.
- Создание экологической среды в ДОУ.
- Использовать мусор как вторичное сырье
Всё зависит от тебя - чистота и красота
Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре.
Природные объекты и явления, которые человек использует, называются природными ресурсами.
К ним относятся:
- атмосферный воздух,
- вода,
- почва,
- полезные ископаемые,
- солнечная радиация,
- климат,
- растительность и животный мир.
По степени их истощения они делятся:
- исчерпаемые,
- неисчерпаемые.
Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и не возобновляемые.
К не возобновляемым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К таким относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.
Возобновляемые природные ресурсы — почва, растительность, животный мир, а также такие минеральные соли, как глауберова и поваренная, осаждающиеся в озерах и морских лагунах. Эти ресурсы постоянно восстанавливаются, если сохраняются необходимые для этого условия, а скорость использования не превышает темпы естественного возрождения.
Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические.
Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют соленые воды Мирового океана, но их пока мало используют. Пресная вода — исчерпаемый природный ресурс.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.
План действий по реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Определение ожидаемого социально-значимого результата.
2 этап. Собственно исследовательский.
Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях детского сада и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Создание экологической развивающей среды в детском саду и на территории:
- корректировка экологической тропы и объектов наблюдения для всех возрастных групп.
- корректировка уголка леса на территории ДОУ. Уход за саженцами.
- посадка и уход за однолетними и многолетними цветами.
-изучение флоры и фауны родного края через различные виды деятельности.
- пополнение в группах познавательно-экологической среды.
Акция «Пусть всегда будет чисто»
- Экологический плакат «Мы не хотим жить на свалке!»
- Десант чистоты и порядка в детском саду «Зеленые ладошки земли»
- Экологический турнир «Жили, были рыбы, птицы, звери»
- Участие в конкурсе социальной рекламы «Вместе сделаем Ижевск лучше»
- Выставки рисунков «Любовь моя «Ижевск»
Акция «БЕРЕГа»
- Агит - акция около родника на ул. Труда
- Изготовление плакатов и листовок « Природа просит быть внимательнее к ней».
- Экологический десант по уборке и блогоустройство территории около родника ул. Труда.
Акция «Я рисую добро!»
- Альбом «Красная книга Земли»
Акция «Вторая жизнь»
- Выставка поделок из бросового материала
« Вторая жизнь ненужных вещей»
- Экологическая мода
- «Разделяйка»
Акция «Сделаем мир ярче!»
- Эко - путешествие «Загадочный мир цветов»
- Квест– игра «В царстве Флоры»
- Эко - микрофон «Мусор – до свидание!»
- Фотовыставка «Цвети, мой город!»
- Флешмоб «Аленький цветочек»
Акция «Доброе сердце»
- Экологический праздник «Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей»
3 этап. Обобщающий.
Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Анализ достижения целей и результатов проекта. Педагогический Совет по итогам проекта: обобщение результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Заключение.
В ходе работе над проектом обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов, при этом использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны и организованы различные конкурсы, игры, акции, праздники и др. В период работы над проектом дети с интересом высказывали своё отношение к объектам живой и неживой природы, сформировалось ценностное представление об организации природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод
Пусть на планете Земля все живое пропоет
Пусть на планете Земля будет счастлив человек –
И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.