Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Светлячок» п. Приаргунск
Принято Педагогическим советом МБДОУ « Светлячок» « » 201…г. |
Утверждаю: Заведующий МБДОУ « Светлячок» _______________ « » 20 ..г. |
Проект
«Волонтерское движение в ДОУ»
Руководитель проекта: Ёлгина Т. А.
Продолжительность проекта: ……….
Проект «Волонтерское движение в ДОО»
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
А.С.Макаренко
АКТУАЛЬНОСТЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «.. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.
В ходе работы возникают противоречия:
- необходимость формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;
- необходимость подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.
При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь.
Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника, через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Интерес ребенка к труду неустойчив.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
- Развитие ценностного отношения к труду.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- Привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- Создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:
развитие коммуникативных способностей;
опыт ответственного взаимодействия;
лидерские навыки;
исполнительская дисциплина;
инициативность.
Основные направления:
пропаганда здорового образа жизни;
привитие культурно — гигиенических навыков;
игровая деятельность;
трудовая деятельность;
театрализованная деятельность.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип добровольности;
• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества;
• правовое равенство.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление материала о волонтерском движении на сайте МБДОУ.
2. Создание фотоальбома
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
- изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
- установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;
- постановка целей, задач;
- разработка проекта волонтерского движения « Светлячок»;
- создание развивающей среды;
- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Второй этап (основной)
- интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста;
- поиск ответов на поставленные вопросы.
Третий этап (заключительный)
- подготовка и вручение благодарственных писем партнерам по реализации проекта, семьям, активно участвующим в проекте, педагогам;
- обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат: развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Каждый становится волонтером добровольно
2. Мы готовы доказать на деле:
Здоровый дух – в здоровом теле!
3. Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше!
4. Акции – нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
5. Кто тренируется и обучается,
У того всегда и все получается.
6. День волонтера имел успех.
Желающих много – берем не всех!
7. Ситуаций опасных подальше держись.
С нами веди интересную жизнь!
Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”
И помни, что выбор есть всегда!
Мероприятия волонтерского движения « Светлячки» на 2018-2019 учебный год
РАБОТА С ДЕТЬМИ
сроки |
мероприятия
|
сентябрь - май
|
Создание альбома: «Кладезь народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»
|
сентябрь |
Организация работы волонтерского движения Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение» Составление правил деятельности волонтера и кодекса волонтеров
|
октябрь
|
Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро» Участие в районном спортивном мероприятии «Веселые старты» Акция ко дню пожилого человека «Поделись своею добротой» Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека» День Здоровья Сетевая добровольческая акция «Марафон добрых дел» День пожилого человека. День медицинского добровольчества. День инклюзивного добровольчества. День помощи животным. День семьи и детей. |
ноябрь
|
Обучающие занятия с волонтерами Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо - плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации» «День волшебства» Драматизация произведений (скороговорки, сказка «Репка», стихи) Дети – волонтеры в гостях у малышей «Правила поведения в детском саду» Оказание помощи в расчистке снега на участке группы |
декабрь
|
Организация и проведения благотворительных акций « Каждый может стать дедом Морозом». Акция: «Друзья спорта» веселые старты совместно с группой из других ДОУ Социальная акция «Неделя Добра» Помощь в украшении ёлочки малышам группы Подарки для малышей (снежинки). Чтение стихов к празднику Показ театрализованного представления «Сказка о добре» Акция «Накормите птиц зимой» Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»
|
январь
|
«День радостной встречи со сказкой» (театрализованное представление «Рождественская звезда») Организация тематического правового занятия: «Я – Гражданин. Я и мои права, права других.» Помощь в умывании детям младшей группы |
февраль
|
«Волшебники в мире детей». Организация игровой деятельности с детьми разного возраста. Театрализация сказки «Теремок» Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А. ; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества «Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).
|
март
|
Проведение членами волонтерской команды ролевых игр «Неделя добрых дел» - помогать малышам - одеться на прогулку, убрать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице. «День искусства» Организация деятельности детей: лепка, рисование, аппликация. Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы» Театрализованное представление «Лесное приключение» «Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни
|
апрель
|
Изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем» Акция: «Мы за здоровый образ жизни» Благоустройство территории детского сада Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца. Акция «Ветеран живет рядом» (помощь ветеранам труда – пенсионерам, бывшим работникам ДОУ) «Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе. Театрализованное представление «Сказка про паучка»
|
май |
Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка» Акция: «Подарок ветерану» Изготовление с детьми подарков: к празднику 9 мая Социальная акция «Неделя Добра» Театрализованное представление «Мы за солнышком идем» «Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия |
июнь |
Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» «Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе Театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил» «Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни
|
июль |
«Веселые старты» - воспитывать потребность здорового образа жизни «Добрые дела» - воспитание трудолюбия Театрализованное представление «Кот и лиса»
|
август |
Акция «Уроки природы» «Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям "Радуга добрых дел"- воспитание трудолюбия Театрализованное представление «Волчья песня» "Быть здоровым – здорово!" - воспитывать потребность здорового образа жизни
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СРОКИ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
Сентябрь-май
|
Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту» Помощь детскому саду книгами, игрушками, пособиями для разных видов деятельности. Участие в акциях • «Дари добро» • «Марафон добрых дел» • «Посади дерево» • «День защиты детей»
|
январь
|
Фото - выставка «День здоровья в моей семье»
|
апрель
|
Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”
|
ноябрь
|
Спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
|
Сентябрь.
Октябрь.
-Изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование
организации культурной практики в ДОУ.
-Прослушать авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии
социализации дошкольников в образовательном комплексе»
-Семинар по технологиям социализации дошкольников
Ноябрь
-Беседа «Кто такие волонтеры?»
-Беседа «Возможно ли стать волонтерами?»
-Беседа «Чему мы можем научить малышей?»
-«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.
-Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»
Декабрь- Январь.
- Оказание помощи в раздевании и одевании малышам
- Помощь в умывании детям ясельной группы
- Подарки для малышей (снежинки).
- Чтение стихов к празднику
- Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп,
«Колядки»
Февраль – Март.
- Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней
группы
- Провести пальчиковые игры
- Рисуем вместе с малышами
Апрель - Май
- Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей
- Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе
- Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп
Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. На праздник "Коляда" одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили колядовать по младшим группам детского сада. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" Милана Железнова провела зарядку для детей средней группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В неделю "Космос" Артем Романенко показал презентацию и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.
Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.
Получены положительные эффект от волонтерства:
- Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.
- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.
- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".
Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.