Проект "Волонтерское движение в детском саду"
Оценка 4.6

Проект "Волонтерское движение в детском саду"

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
18.02.2022
Проект "Волонтерское движение в детском саду"
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Проект.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад « Светлячок»  п. Приаргунск

 

Принято

Педагогическим советом

МБДОУ « Светлячок»

«   »                            201…г.

Утверждаю:

Заведующий

МБДОУ « Светлячок»

_______________    

«     »                                          20 ..г.

 

 

 

 

 

Проект

«Волонтерское движение в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта: Ёлгина Т. А.

                              Продолжительность проекта:  ……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Волонтерское движение в ДОО»

«Из всех наук, которые должен знать человек,

 главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

                                                                                                       А.С.Макаренко

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «.. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Поэтому среди образовательных практик  меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения  – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.

На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике   состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.

В ходе работы возникают противоречия:

- необходимость формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;

- необходимость подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.

При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.

Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь.

Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника, через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Интерес ребенка к труду неустойчив.

Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.

Задачи:

- Развитие ценностного отношения к труду.

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- Привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;

- Создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

- Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:

развитие коммуникативных способностей;

опыт ответственного взаимодействия;

лидерские навыки;

исполнительская дисциплина;

инициативность.

Основные направления:

пропаганда здорового образа жизни;

привитие культурно — гигиенических навыков;

игровая деятельность;

трудовая деятельность;

театрализованная деятельность.

Основные принципы:

• принцип создания ситуации успеха;

• принцип творчества и сотворчества;

• принцип добровольности;

• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;

• принцип толерантности;

• интеграция проекта в разных видах деятельности

• развитие и самореализация;

• принцип партнерства и сотрудничества;

• правовое равенство.

Распространение информации о работе волонтеров.

1. Оформление материала о волонтерском движении на сайте МБДОУ.

2. Создание фотоальбома

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный)

- изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;

- установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;

- постановка целей, задач;

- разработка проекта волонтерского движения « Светлячок»;

- создание развивающей среды;

- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).

Второй этап (основной)

- интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста;

- поиск ответов на поставленные вопросы.

Третий этап (заключительный)

- подготовка и вручение благодарственных писем партнерам по реализации проекта, семьям, активно участвующим в проекте, педагогам;

- обобщение результатов работы.

Предполагаемый результат: развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Правила деятельности волонтера:

1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2. Будь ответственным!

3. Обещаешь – сделай!

4. Не умеешь – научись!

5. Уважай других людей!

6. Будь терпимым!

7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

1. Каждый становится волонтером добровольно

2. Мы готовы доказать на деле:

Здоровый дух – в здоровом теле!

3. Знаем сами и малышей научим,

Как сделать свое здоровье лучше!

4. Акции – нужное дело и важное.

Мы донести это хотим до каждого!

5. Кто тренируется и обучается,

У того всегда и все получается.

6. День волонтера имел успех.

Желающих много – берем не всех!

7. Ситуаций опасных подальше держись.

С нами веди интересную жизнь!

Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”

И помни, что выбор есть всегда!

 

 

 

Мероприятия волонтерского движения « Светлячки» на 2018-2019 учебный год

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ

 

сроки

мероприятия

 

сентябрь - май

 

Создание альбома: «Кладезь народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»

 

сентябрь

Организация работы волонтерского движения

Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение»

Составление правил деятельности волонтера и кодекса волонтеров

 

октябрь

 

Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»

Участие в районном спортивном мероприятии «Веселые старты»

Акция ко дню пожилого человека «Поделись своею добротой»

Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека»

День Здоровья

Сетевая добровольческая акция «Марафон добрых дел»

День пожилого человека.

День медицинского добровольчества.

День инклюзивного добровольчества.

День помощи животным.

День семьи и детей.

ноябрь

 

 

Обучающие занятия с волонтерами

Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо - плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации»

«День волшебства» 

Драматизация произведений (скороговорки, сказка «Репка», стихи)

Дети – волонтеры в гостях у малышей «Правила поведения в детском саду»

Оказание помощи в расчистке снега на участке группы

декабрь

 

 Организация и проведения благотворительных акций « Каждый может стать дедом Морозом».

Акция: «Друзья спорта» веселые старты совместно с группой  из других ДОУ

Социальная акция «Неделя Добра»

Помощь в украшении ёлочки малышам группы

Подарки для малышей (снежинки).

Чтение стихов к празднику

Показ театрализованного представления «Сказка о добре»

Акция «Накормите птиц зимой»

Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»

 

январь

 

«День радостной встречи со сказкой» (театрализованное представление «Рождественская звезда»)

Организация тематического правового занятия: «Я – Гражданин. Я и мои права, права других.»

Помощь в умывании детям младшей группы

февраль

 

«Волшебники в мире детей». Организация игровой деятельности с детьми разного возраста. Театрализация сказки «Теремок»

Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А. ; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества

«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни

Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).

 

март

 

 

Проведение членами волонтерской команды ролевых игр

«Неделя добрых дел» - помогать малышам -  одеться  на прогулку, убрать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.

«День искусства» Организация деятельности детей: лепка, рисование, аппликация.

Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»

Театрализованное представление «Лесное приключение»

«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни

 

апрель

 

 

Изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем»

Акция: «Мы за здоровый образ жизни»

Благоустройство территории детского сада

Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.

Акция «Ветеран живет рядом» (помощь ветеранам труда – пенсионерам, бывшим работникам ДОУ)

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия

Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

Театрализованное представление «Сказка  про паучка»

 

май

 

Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»

Акция: «Подарок ветерану»

Изготовление с детьми подарков: к празднику 9 мая

Социальная акция «Неделя Добра»

Театрализованное представление «Мы за солнышком идем»

«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия

 

июнь

 

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе

Театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил»

«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни

 

 

июль

 

«Веселые старты» - воспитывать потребность здорового образа жизни

«Добрые дела» - воспитание трудолюбия

Театрализованное представление «Кот и лиса»

 

 

август

 

Акция «Уроки природы»

«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям

"Радуга добрых дел"- воспитание трудолюбия

Театрализованное представление «Волчья песня»

"Быть здоровым – здорово!" - воспитывать потребность здорового образа жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА С  РОДИТЕЛЯМИ

СРОКИ

МЕРОПРИЯТИЯ

Сентябрь-май

 

 Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»

Помощь детскому саду книгами, игрушками, пособиями для разных видов деятельности.

Участие в акциях

• «Дари добро»

• «Марафон добрых дел»

• «Посади дерево»

• «День защиты детей»

 

январь

 

Фото - выставка «День здоровья в моей семье»

 

апрель

 

Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”

 

ноябрь

 

 Спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

 

 

 

 

 

 

Сентябрь.

Октябрь.

-Изучение теоретических аспектов  детского волонтерства, проектирование  

организации  культурной практики  в ДОУ.

-Прослушать авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии  

социализации дошкольников  в образовательном комплексе»

-Семинар по технологиям социализации дошкольников

Ноябрь

-Беседа «Кто такие волонтеры?»

-Беседа «Возможно ли стать волонтерами?»

-Беседа «Чему мы можем научить малышей?»

-«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.

-Неделя «Наши игры и игрушки»  - акция «Игрушки для малышей»

Декабрь- Январь.

-  Оказание помощи в раздевании и одевании малышам

-  Помощь в умывании детям ясельной группы

-  Подарки для малышей (снежинки).

-  Чтение стихов к празднику

- Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп,

«Колядки»

Февраль – Март.

-  Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – зарядка для детей средней

   группы

-  Провести пальчиковые игры

-  Рисуем вместе с малышами

Апрель - Май

-  Неделя «Сказка вы гости к нам пришла» – рассказать сказки для малышей

-  Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе

-  Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп

Следующий этап - практический.  На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские акции проходили в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры подготовительной группы вместе с детьми второй младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. На праздник "Коляда" одевшись в традиционные для ряженых костюмы, ходили  колядовать по младшим группам детского сада. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" Милана Железнова провела зарядку для детей средней группы.  В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры  рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В неделю "Космос"  Артем Романенко показал презентацию  и рассказал о космосе для детей средней группы. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними, рисовали.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской  деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.

Получены положительные эффект от волонтерства:

 - Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

 Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект «Волонтерское движение в

Проект «Волонтерское движение в

Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе

Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе; -

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе; -

Второй этап (основной) - интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста; - поиск ответов на поставленные вопросы

Второй этап (основной) - интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста; - поиск ответов на поставленные вопросы

Мероприятия волонтерского движения «

Мероприятия волонтерского движения «

Показ театрализованного представления «Сказка о добре»

Показ театрализованного представления «Сказка о добре»

Изготовление плакатов : «Мы здоровье бережем»

Изготовление плакатов : «Мы здоровье бережем»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Помощь в умывании детям ясельной группы -

Помощь в умывании детям ясельной группы -

Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным

Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022