МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»
«Волшебство в сказках или чудесные превращения»
Автор: Пашинский Павел,
ученик 2 «А» класса
Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов
Нижневартовск
Введение………………………………………………………………3-4
Основная часть………………………………………………………5
Раздел 1.Почему люди верили в волшебство? ………………….5
1. 1.Славянские боги………………………………………………….5-6 1.2.Духи……………………………………………………………….6-8
Раздел 2. Волшебство……………………………………………….8
2. 1.Какие волшебные предметы помогают героям сказок?………..8-9
2.2.Могут ли быть живые волшебные помощники?………………..9-10
2.3.Где и как герои находили этих помощников?…………………..10-11
2.4.Какие волшебные предмет стали реальными?………………….11
Заключение…………………………………………………….……..12
Библиографический список………………………………………...13
Совсем недавно Россия считалась самой читающей страной в мире, а в настоящее время очень мало детей любят читать книги, даже сказки. Ведь проще и быстрее просмотреть мультфильм или сказку по телевизору или поиграть в любимые игры на компьютере. Многие игры очень жестокие, чему они могут научить детей? А вот сказок злых не бывает. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, приходить всегда на помощь друзьям и близким. Лично я очень люблю читать книги, а особенно энциклопедии и сказки. Много сказок я прочитал сам, или мне рассказывали мама, сестра и заметил, что в волшебных сказках всегда чудеса исполняются при помощи волшебных помощников, предметов, магических заклинаний. Неужели люди были такими наивными? Или это потому, что в древние времена, когда сочинялись народные сказки люди, были настолько безграмотными, что верили во всякие чудеса? Я заинтересовался этим и попытался узнать все, что возможно об этих волшебных предметах и помощниках и выдвинул следующие гипотезы:
§ Мистическое отношение к волшебству возникло давно во времена язычества.
§ То, что не поддавалось объяснению, считалось волшебством.
§ Люди верили в существование волшебного мира, так как были малограмотными.
Цель данной работы: исследовать роль волшебства в авторских и народных сказках.
• Выяснить причины верования в разных богов и духов.
• Определить значение волшебных помощников и предметов в сказках.
Исследование сказок я начал с того, что решил найти волшебные сказки, в которых описаны различные чудеса, и ответить на вопросы:
1. Почему люди верили в волшебство?
2. Какие волшебные предметы помогают героям сказок?
3. Могут ли быть живые волшебные помощники?
Где и как герои их находили?
4. Какие волшебные предмет стали реальными?
Раздел 1. Почему люди так верили в волшебство?
1.1. Славянские боги
Читая книгу «Русские легенды и предания» я узнал, что славяне были язычниками, то есть верили, что богов много. Одни боги, думали славяне, добрые боги и любят людей. Другие боги – злые и делают человеку много вреда. Так, доброе солнышко грело и освещало землю, и славяне называли его добрым богом. Называли солнышко ещѐ Даждь-богом, потому что оно давало людям тепло и урожай.
Часто летом гром гремел на небе, и сверкали молнии. Страшно тогда становилось человеку! И славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь гневается на людей. Этого бога славяне очень боялись и приносили ему жертвы, чтобы он был добрее к людям.
Ещѐ славяне думали, что в каждом доме живѐт бог-домовой, который заботится о том, чтобы всѐ было хорошо в этом доме, добрых людей любит и делает им добро, а злых наказывает. Я нашѐл таких богов, в существование которых верили славяне:
|
Имя бога, духа |
Его предназначение |
|
1 |
Белбог |
воплощение света, божество добра, удачи, счастья, блага |
|
2 |
Велес |
бог хозяйской мудрости |
|
3 |
Дажьбог |
бог солнца |
|
4 |
Домовой |
хранитель домашнего очага |
|
5 |
Лель |
бог страсти сердца людей возжигал своим ярым пламенем |
|
6 |
Леший |
дух леса |
|
7 |
Мокошь (Макошь) |
богиня плодородия |
|
8 |
Морана (Морена) |
богиня бесплодной болезненной дряхлости, увядания жизни и смерти |
|
9 |
Мороз (Карачун) |
бог зимней стужи |
|
10 |
Овинник |
дух строений, где сушили снопы |
|
11 |
Перун |
|
творец небесного и земного огня |
12 |
Перуница |
|
копьеносица, одно из воплощений богини Лады |
13 |
Сварог |
|
верховный владыка Вселенной, родоначальник богов |
14 |
Святовид |
|
божество ясного дня |
15 |
Семаргл |
|
земное воплощение огня, небесный посланец |
16 |
Солнце, Звезды |
Месяц, |
первые божества древних славян |
17 |
Стрибог |
|
верховный владыка всех ветров |
18 |
Хорс |
|
божество лунного света |
19 |
Чернобог |
|
бог злоключений и бед |
20 |
Чур |
|
почитался покровителем и хранителем границ поземельных владений |
21 |
Ярило |
|
бог любви |
Вывод: Значит, получается, что славяне настолько были безграмотными, что все необъяснимые факты и явления они приписывали богам, которых было так много, и люди их очень боялись.
1.2. Духи
Также я заметил, что кроме богов наши предки верили в разных духов. Мне стало интересно, почему действия происходят у огромного дуба, который стоит у воды, на берегу моря, озера обитает вся сказочная сила? Почему и лес полон чудес, и по воздуху колдун летает?
Древние люди весь окружающий мир населяли духами, с которыми очень хотели наладить хорошие отношения. Они считали, что и в небе и под землей тоже было много духов. Высокие мощные деревья соединяли Средний мир, где жили люди со своими домашними животными, с Верхним, небесным миром, где находились небесные светила и стихии, которыми человек не умел управлять, и Нижним миром, где жили подземные звери и духи (так как корни дерева уходили под землю). Каждому миру соответствовали свои животные:
Верхнему миру – птицы |
Среднему миру – домашние и дикие животные |
Нижнему миру – змеи, лягушки, рыбы |
Особенно опасными человек в период древности считал лес и воду (озера, моря, реки). Он считал, что там обитали духи, которым надо было приносить подарки – жертвы, чтобы не погибнуть на охоте и рыбалке и прийти с добычей. Поэтому для них любая дорога, которая вела от дома – представляла собой определенную опасность, потому, что она вела или через лес, или мимо реки, то есть в какой-то «другой» мир. Дремучий лес – это очень страшный, заколдованный лес. Это граница между царством людей и царством мертвых. Там живет Баба Яга – она всегда живет на границе. Баба-яга бывает и в живом, и в мертвом мире. У неѐ есть помощники. А значит, она всѐ обо всѐм знает.
Ещѐ я узнал, что главный хозяин, царь леса – это Леший (Лесной царь, Лесовик). Он мог принимать любой размер, превращаться в любого дикого зверя и птицу, представать в виде коня или ветра, встречаться в виде старика с длинными волосами и бесконечной зелѐной бородой. Подруга, жена Лешего, называется Лешачиха, Кикимора. (Хотя Кикиморой считается и жена Домового). Кики – Мора: Кики – от «кикать», что означает кричать (о птицах) и громко плакать (о людях), Мора – это женский дух. В человеческом (женском) облике кикиморы (лешачихи), живущей в лесу, есть черты и Бабы-Яги, и русалки, то есть и лесного, и водяного духа. Она может быть и безобразно уродливой, и привлекательной. Кикимору, которая, по поверьям, обитает в доме, часто представляют в виде огромной курицы или чѐрной кошки. (Кикарика – это и крик петуха, и сам петух). Основное занятие еѐ в доме, как и у Бабы-Яги - прядение: она прядет, определяя продолжительность жизни членов семьи. Кроме Лешего и Кикиморы люди верили в Моховика (Мохового – самого маленького по размерам лесовика, т. е. лесного духа, обитающего среди мха) и Подкустовника – лесного духа, обитающего в кустарнике и стерегущего ягоды). Также в русских сказках хозяйкой леса, повелительницей зверей и птиц выступает Баба-Яга.
Ещѐ я узнал, почему кот ходит по цепи кругом и говорит сказки. Оказывается, из всех домашних животных кот всегда считался не просто умным, но связанным с миром предков. Не случайно жену домового, кикимору, представляли в виде большой чѐрной кошки. Не случайно, заселяя дом, в него сначала «переносили» на лапте дедушку-домового, размещая его на печи, а потом запускали кошку, оказав, таким образом, уважение предкам, чтобы впредь заручиться их поддержкой. Одним словом, кот – это животное, умное не только тем умом, которое оно получает от человека, но и умом «другого» мира. Поэтому у всех народов мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках – в роли волшебного помощника героя.
Вывод: Я выяснил, что кроме богов древние люди верили в разных духов и весь окружающий мир населяли такими духами, с которыми очень хотели наладить хорошие отношения. Им приносили подарки – жертвы, чтобы не погибнуть на охоте и рыбалке и прийти с добычей. Ещѐ я узнал, что в русских сказках хозяйкой леса, повелительницей зверей и птиц выступает Баба-Яга, а главный хозяин, царь леса – это Леший. Дремучий лес считался границей между царствами людей и мертвых, там живет Баба Яга. Она бывает и в живом, и в мертвом мире. У неѐ есть помощники.
2.1.Какие волшебные предметы помогают героям сказок?
Следующим этапом моей работы было исследование сказок, в которых присутствуют волшебные помощники. Я нашѐл много сказок, где есть добро и зло, добрые или злые помощники. Они представлены в данной таблице.
Волшебные помощники в сказках:
№ |
Сказка |
Волшебный помощник |
|
Творит добро |
Творит зло |
||
1 |
«Крошечка-Хаврошечка» |
корова |
|
2 |
«Сивка-бурка» |
Конь, кольцо |
|
3 |
«Гуси-лебеди» |
яблоня, молочная рекакисельные берега, печка |
Баба Яга, гуси-лебеди |
4 |
«Кот в сапогах» |
кот |
людоед |
5 |
«Двенадцать месяцев» |
Месяцы, колечко |
|
6 |
«Сказка о мертвой царевне» |
луна, солнце, ветер |
яблоко |
|
|
богатыри |
|
7 |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
золотая рыбка |
золотая рыбка |
8 |
«Мороз Иванович» |
печка, яблонька, золотые яблоки |
|
9 |
«Белоснежка и семь гномов» |
Гномы, яблоко |
зеркало |
10 |
«Конек-Горбунок» |
Конек-Горбунок |
|
11 |
«Золушка» |
Фея, волшебная палочка |
|
12 |
«По щучьему велению» |
щука |
|
13 |
«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» |
вода |
Ведьма, вода |
14 |
«Молодильные яблоки» |
яблоки |
|
15 |
«Снежная Королева» |
слѐзы |
зеркало |
16 |
«Волшебное кольцо»
|
кольцо, кот Васька, собака Журка. |
|
17 |
«Царевна-лягушка» |
Лягушка, медведь, селезень |
Кощей Бессмертный |
18 |
«Спящая Красавица» |
Добрые феи |
Злая фея |
19 |
«Сказка о царе Салтане…» |
царевна Лебедь |
|
20 |
«Маленький Мук» |
волшебные башмаки, фрукты |
|
21 |
«Алладин» |
лампа, Джин |
Магрибинец |
У славян волшебными считались дуб (на котором на цепи висит сундук, где смерть Кощея Бессмертного), яблоня («Гуси-лебеди») и вода (живая и мѐртвая) – это волшебный предмет: вода из копытца какого-то животного может превратить человека именно в это животное; ключевая вода оживляет.
Также помогают различным героям: золотое кольцо; волшебный клубочек, который указывает дорогу; скатерть-самобранка; печка; Луна, Солнце, Ветер; волшебные фрукты; волшебная палочка; молочная речка - кисельные берега; ступа, метла; сапоги-скороходы.
Например, в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» сестры спускаются в колодец (в подземный, а значит волшебный мир) и встречаются с представителями волшебного мира - печкой, яблонькой.
2.2. Могут ли быть живые волшебные помощники?
А были ли живые помощники, которые в сказках помогали своим хозяевам? Да, я нашѐл такие сказки, в которых помогают не волшебные предметы, а живые волшебные герои или помощники. К таким помощникам можно отнести следующих: Баба Яга, ведьма, фея, Мороз Иванович, гусилебеди, золотая рыбка, Коровушка, Конѐк-горбунок, кот, собака, щука, мыши.
Например, «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» встретили ведьму, которая была представителем волшебного мира, еѐ мог видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлѐночком, произошло его превращение из земного существа в волшебное. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит другую, волшебную сторону.
«Кот в сапогах» помог своему хозяину завладеть чужим замком. Коровушка помогала Хаврошечке выполнять трудную работу. Конек-горбунок – Иванушке Дурачку, щука – Емеле, феи – Спящей Красавице и Золушке, гномы – Белоснежке, золотая рыбка – старику.
Вывод. Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника? Нет. Герой там всегда побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – или с помощью волшебного помощника, или с помощью волшебного предмета.
Но не все волшебные помощники делали своим владельцам добро. Были и такие, которые вредили. Например, Кощей Бессмертный, Кикимора, Баба Яга,
Змей Горыныч.
2.3. Где и как герои находили помощников?
Читая сказки, я заметил, что родители, умирая, оставляют своим детям волшебного помощника. Например, коровушка заменяет Хаврошечке матушку и выполняет за неѐ трудную работу (ей надо влезть в одно ушко, а вылезть в другое). Конек-горбунок достался от отца Иванушке Дурачку. Но даже им не обойтись без заклинания, которые имели свою магическую силу. После того, как
Иванушка 3 раза свистнул и крикнул заклинание, появляется конь Сивка-Бурка.
А чтобы вызвать Сивку-бурку, надо было выйти в поле и крикнуть: «Сивкабурка, вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой!» Отравленное яблоко погубило Белоснежку и Спящую Красавицу. Злая фея прокляла принцессу, и та спала 100 лет. Хаврошечка усыпляет девушек, но забывает о третьем глазе у Триглазки. Волшебных помощников нельзя показывать. Они принадлежат другому миру и предназначены только тому, кому их завещали. Они защищают от злых людей.
Цвета волшебного мира: золотой, серебряный, рыжий. В сказке «Крошечка-Хаврошечка» не случайно листья на яблоньке золотые, а веточки – серебряные – это признаки волшебного мира. Золото - это символ Солнца, символ волшебной силы: золотые яблоки, золотые волосы у Златовласки, золотая уточка, к которой все прилипали, золотая цепь на дубе. Сивка-Бурка рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая».
Вывод: Читая разные сказки, я заметил, что волшебные герои, предметы и помощники встречаются во всех видах сказок: волшебных, бытовых и сказках о животных; народных и авторских. Они нужны для того, чтобы исполнились заклинания, герой прошел испытания, превращения или добился своей цели.
2.4. Какие волшебные предмет стали реальными?
О многом мечтали древние люди. Иногда сказка может становиться былью. И многое из того, что они считали волшебством, у нас стало явью.
Я думаю, что сапоги – скороходы, ковер – самолет, летучий корабль – это наш самолет и вертолет; ступа и метла – это дельтаплан, аэроплан; чудо – зеркальце, яблочко на тарелочке – это телевизор, Интернет, видеотелефон; перо Жар-птицы – фонарь; волшебный клубочек – это компас или навигатор; Емелину печку можно сравнить с машинами; скатерть–самобранку с холодильником. А многие «волшебные» явления природы, в отличие от древних людей, мы можем объяснить законами физики.
Когда я начинал работать над этим проектом, то мало что знал о волшебных героях, предметах и помощниках. Но, прочитав различные книжки, я узнал, кто и когда придумал славянских богов, почему люди были язычниками. Также я выяснил, что особенно опасными человек в период древности считал лес и воду. Узнал, что славяне верили в домовых, леших, лесных и болотных духов, нечистую силу. А отголоски тех древних поверий остались до сих пор: я узнал, почему до сих пор заселяясь в новый дом или новую квартиру, сначала запускают кошку, а потом только заходит человек.
Выводы: я попытался доказать, что в сказках видна связь человека с мифологическим прошлым и с древнейшими представлениями о мифе и человеке: вера в силу магического слова; магия по аналогии; вера в существование волшебного мира. Опора на магию волшебства – это черта сказочного жанра. Работая над проектом, я выяснил, что волшебные герои, предметы и помощники нужны для того, чтобы исполнились заклинания, герой прошел испытания, превращения или добился своей цели. А для этого нужно произнести магические слова, выполнить какие-либо действия. Волшебных помощников нельзя показывать. Они принадлежат другому миру и предназначены только тому, кому их завещали. Они защищают от злых людей. Я заметил, что волшебство глубоко и прочно проникли в литературу, искусство и стало излюбленным как в мифах, так и в сказках.
Посмотрите на полки, сколько там лежит непрочитанных книг. Возьмите их и прочитайте! Пусть они научат нас быть добрее к людям и к своим друзьям.
И в заключение хочу прочитать стихи:
Нет, русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковер-самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет.
Библиографический список
1. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов. М.: Азбуковник. 2001.
2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992.
3. «Русские легенды и предания». М. 2000.
4. Живое слово. В. Волина. Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО». 1996.
5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.