Проект
«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ»
.
Актуальность проблемы проекта
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
В своей Программной статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" Президент РК Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Отсутствие актуальных предметов, по мнению Главы государства, ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться к взрослой жизни и т.д. Лидер нации указывает на необходимость, изучения краеведения, называя любовь к родному городу - основой патриотизма. Связи с этим необходимо переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым
корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В начале работы над проектом в памяти всплыли воспоминания из детства,
когда мы ездили на экскурсию по памятным местам нашего города и можно сказать, что многие исторические события запомнились именно во время этой экскурсии и они сохранились в памяти на года, с годами они только расширились и добавлялись.
Актуальными по этому вопросу будут слова писателей:
Габита Мусрепова:
«На земле нет края лучше, чем где ты родился и вырос»,
К. Симонова: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал, ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал»,
стихи Касыма Аманжолова
Земля родная, золотая колыбель!
Когда б душа моя не пела, как свирель,
Когда бы камнем я лежал в твоем песке,
Ужель молчал бы? Безмолвствовал ужель?
Мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для всего общества в целом.
Цель проекта
Разработать серию занятий по патриотическому воспитанию с использованием различных актуальных для детей видов деятельности .
Задачи проекта
1. Изучить интеграции различных видов деятельности.
2. Сконструировать серию занятий по патриотическому воспитанию.
3. Разработать критерии отслеживания данной серии занятий.
4. Прописать план разработки и реализации данной серии занятий.
Тип проекта – долгосрочный
Вид проекта – социально – нравственный, групповой, информационный
Сроки проведения – сентябрь 2014 года – май 2015 года.
Возраст детей – 5- 6 лет.
Участники проекта:
- Дети старшей группы;
- Воспитатели группы;
- Родители воспитанников.
План реализации проекта по патриотическому воспитанию в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Здоровье».
Актуальные виды деятельности детей:
продуктивная;
игровая;
познавательная,
психо – коррекционная.
Серия занятий по ИЗО, образовательная область «Творчество»
Разделы: «Аппликация», «Рисование», «Лепка».
Тема : «Караганда – многонациональный город»
Сентябрь: «День языков народов Казахстана» - аппликация.
Октябрь: «Синтез этносов –церкви, мечети, храмы» - рисование.
Ноябрь: «Национальная одежда разных народов» - аппликация.
Декабрь: «Новогодний подарок» - лепка.
Январь: «Праздник Масленница »рисование.
Февраль: «Обряды разных народов» - аппликация.
Март: «Наурыз – праздник именитый» - лепка.
Апрель: «Национальные игры разных народов» - рисование.
Май: «Дружба народов Казахстана» - обобщающее интегрированное занятие.
Серия игр, образовательная область «Социум»
Подобласть «Игровая деятельность»
Тема: «Путешествие Ертостика по Караганде»
Сентябрь:
спортивные, подвижные игры: «Мы батыры»;
дидактические, словесные игры: «Куклы в национальных костюмах разных народов»;
театрализованные, с/ролевые игры: «День языков народов Казахстана».
Октябрь:
спортивные, подвижные игры: «Хоровод дружбы»;
дидактические, словесные игры: «Животный мир вокруг нас»;
театрализованные, с/ролевые игры: «Накроем дастархан»
Ноябрь:
спортивные, подвижные игры: «Мы спасатели»;
дидактические, словесные игры: «Растительный мир Караганды»;
театрализованные, с/ролевые игры: «Многонациональная семья».
Декабрь:
спортивные, подвижные игры: «Упражнения по программе Сары – арка. Покажи национальный казахский орнамент »
дидактические, словесные игры: «Где эта улица»;
театрализованные, с/ролевые игры: «Караганда встречает Новый год».
Январь:
спортивные, подвижные игры: «2 мороза, украинская игра»;
дидактические, словесные игры: «Достопримечательности Караганды»;
театрализованные, с/ролевые игры: «Сказочный калейдоскоп».
Февраль:
спортивные, подвижные игры: «Оксак – карга, узбекская игра»
дидактические, словесные игры: «Мой город»
театрализованные, с/ролевые игры: «День города»
Март:
спортивные, подвижные игры: «Сахреоба, грузинская игра»
дидактические, словесные игры: «Собери герб Караганды»
театрализованные, с/ролевые игры: «Праздник дружбы»
Апрель:
спортивные, подвижные игры: «Шапка канатоходца, киргизская игра»
дидактические, словесные игры: «В каком районе города ты живешь»
театрализованные, с/ролевые игры: «Моя улица»
Май:
спортивные, подвижные игры: «Хищник в море, чувашская игра»
дидактические, словесные игры: «Художники, писатели Караганды»
театрализованные, с/ролевые игры: «Музыкальная гостиная нашего города»
Содержание работы над проектом по этапам.
Первый этап – подготовительный:
· постановка целей и задач;
· предварительная работа с детьми и родителями;
· выбор оборудования и материалов;
· работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по темам);
· оформление книжного уголка;
· оформление экологического уголка;
· оформление альбома «Караганда» (фотографии детей во время экскурсии по городу);
· разучивание с детьми стихотворений о Караганде.
· подбор дидактических и подвижных, пальчиковых игр;
· наблюдения за трудом взрослых;
· экскурсии по микрорайону;
· разработка вопросов для бесед;
· технологические карты ОУД;
· памятки для родителей;
· сценарии развлечений;
· презентации на тему «Мой город».
Второй этап – основной.
План реализации проекта.
Виды деятельности:
№1.Познавательная
1. Оформление стендов, книжного уголка, организация выставки по теме «Воспитание у дошкольников любви к малой родине».
2. Рассматривание фотографий, слайдов, просмотр презентаций на тему: «Мой любимый город - Караганда».
№ 2 Художественная литература и речевое общение:
1. Чтение книг: Войеков А.А «Город солнечного камня»;
Могильницкий В. « Город в степи»;
Попов Ю.Г «Свидание с Сары – Аркой».
2. Заучивание стихов:
Сұлтан Қалиев «Қарағанды»;
Николай Заболоцкий «Город в степи».
Г. Можайский «Караганда».
3. Составление описательных рассказов с опорой на наглядность о нашем городе – Караганде.
№3. Психо-коррекционная
1. Пальчиковые игры, считалки на тему : «Менің отбасым»;
2. Этюд на выражение внимания и сосредоточенности «Красивый город» («Психогимнастика»);
3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка» («Психогимнастика»);
4. Физ-минутка «Я знаю 5 названий городов Казахстана».
№ 4. Игровая
1. « Логико – дидактический тренинг» - улицы Караганды. ТРИЗ.
2. Кубики по методике Н.А Зайцева для выкладывания названия города, названия улиц нашего города.
3. Дидактические игры:
«Где мы, угадай?», «На чем можно путешествовать по городу», «Назови, в честь кого названы улицы Караганды», «Узнай, памятник», «Узнай, где это находится», «Где, чей дом», «Назови природный и растительный мир Караганды», «Назови достопримечательности города», «Угадай, что изменилось?».
4. Цикл бесед об особенностях климата, природы, животного мира Карагандинской области.
5. Оформление стенда «Караганда – вчера и сегодня».
6. Изготовление макета «Улицы нашего города».
7. Игровые упражнение: «Составь изображение на фланелеграфе», «Дорисуй изображение здания», «Сложи из частей целое»,
«Нарисуй здание по точкам».
8. Праздники, развлечения:
Участие детей в конкурсе «Менің сүйікті қалам Қарағанды».
Игра – викторина «Знай и люби свой родной город Караганду»
(родители совместно с педагогами).
№ 5. Конструктивно-изобразительная
1. Составление из геометрической мозаики «Дома в городе Караганде».
2. «Сложи из частей целое» - складывание из 4- 6 разрезных картинок
изображений достопримечательностей Караганды.
3. Лепка: налеп, барельеф: «Мой город».
4. Рисование на тему «Моя Караганда», «Салют над Карагандой»
5. Аппликация на тему: «Главная магистраль Караганды».
№ 6. Музыкальная
1. Прослушивание произведений карагандинских авторов:
- Л.Мельниковой «Карагандинский вальс»;
- Видман «Жайляу».
2. Слушание и разучивание песни «Город мой Караганда»
слова и музыка Т. Бекишева
№ 7. Работа с родителями
1. Игра – викторина «Знай и люби свой родной город Караганду »
(родители совместно с педагогами).
2. Участие детей и родителей в организации выставки «Моя Караганда».
3. Викторина «Знай и люби свой край» (с родителями).
4. Спортивное мероприятие «Мы будущие олимпийцы»
5. Участие родителей в организации выставки на тему: «Мой город».
6. Групповое родительское собрание на тему «Мы- карагандинцы».
Третий этап заключительный
1. Организация выставки поделок и рисунков детей совместно с родителями на тему «Мой город - Караганда».
2. Оформление стенда в группе на тему «Шахтерская столица».
3. Оформление папки – передвижки - «Мы живем в Караганде».
4. Участие детей в конкурсе «Менің сүйікті қалам Қарағанды».
5. Презентация на тему: «Воспитание любви к малой родине»
Предполагаемый результат
1. Изучили методическую и научно-популярную литературу, архивные документы по теме.
2. Сконструировали серию занятий по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Разработали критерии отслеживания серии занятий по патриотическому воспитанию детей.
4. Составили план разработки и реализации данных занятий.
5.Благодаря усвоению детьми метода проектов будет создана целостная развивающая система, объединяющая учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей.
Возможные трудности:
· подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по теме «Мой город - Караганда»;
· недостаточно энциклопедических знаний об истории нашего города для детей;
· дети плохо знают историческое прошлое Караганды, не знают, в честь кого названа улица, на которой живут, не имеют представления о достопримечательностях нашего города;
· родители не проявят себя как партнеры и активные участники, для тог, чтобы показать детям пример и заинтересованность в таком важном деле, как воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Критерии отслеживания уровня сформированности знаний о родном городе.
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Караганды. Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Караганды.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Карагандинского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, моя Караганда».
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы быта казахского народа, назвать их, рассказать для чего их использовали. Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах Караганды; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели Карагандинской области»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Караганде?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Фамилия имя ребёнка
Контрольные задания
Родной город
Символика родного города
История народной культуры и традиций
Историко-географический и природный компоненты родного края
Личностное отношение к родному городу
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Караганды, может объяснить символику Карагандинского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес, герб города Караганды; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности.
- Нравственнопатриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Караганды;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в минимузее ДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий
- Практический материал по всем видам детской деятельности
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Краеведческий минимузей в ДОУ «Люблю тебя, моя Караганда»
- Уголок по краеведению в группе.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Караганды доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Литература
1. Назарбаев Н.А. Статья: «двадцать шагов к Обществу всеобщего труда»
2. Войеков А.А Город солнечного камня – Алма – Ата: Казахстан, 1977 г.
3. Могильницкий В. Город в степи: Художественно – документальная книга. Караганда: Казахстан, 1993 г.
4.Попов Ю.Г Свидание с Сары – Аркой. – Алма – Ата, 1980 г.
М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.