Проект: «Всё о дружбе и толерантности»
Актуальность проекта:
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают МО. Важнейшая черта МО - их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.
Сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, Дружный ли наш класс.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективно-групповой.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Цель: уточнить и расширить представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
– способствовать развитию дружеских отношений в коллективе;
– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
– способствовать развитию
эмоциональной сферы личности.
- продолжить формирование навыков групповой работы, умение учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
Доказать проблему проекта, что Данный проект способствует развитию дружеских отношений в классном коллективе, развивает коммуникативные способности, ассоциативное мышление, чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства, развивает чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект.
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, дружный ли наш класс. Учитель предложил детям провести на эту темы исследование.
Второй этап (планирование деятельности):
Дети разделились на пять подгруппы, каждая из которых проводила исследование в своей области, придумали название своей группе, распределили роли и в соответствии с ней обязанности в группе. Так в классе образовались пять команд: Хранители мудрости, Иллюстраторы, Эксперты, Законодатели, Сочинители. Хранители мудрости.
В каждой группе дети выбрали команду из 4-5 человек, которые будут представлять исследование группы на реализации проекта.
В команде дети распределили роли:
1. Организатор (координирует процесс исследования)
2. Эксперт (оценивает результаты)
3. Представитель (представляет результаты на итоговом мероприятии)
4. Творец (предоставляет идеи, реализовывает)
5.Помощник (помогает организатору и представителю). Роль педагога- наставник.
Третий этап (практически- деятельностный):
Задания по группам:
Хранители мудрости
1. В словарях найти определение слова «Дружба»
2. Подобрать пословицы о дружбе
3. Зачитать 4-5 пословиц, которые больше всего понравились
4. Провести с ребятами класса игру «Продолжи пословицу» - читается первая часть пословицы, а ребята должны её закончить (играют те ребята, которые не в вашей группе)-3-4 пословицы
5. Провести игру «Расставь правильно» - на доске в первом столбике на отдельных листах будут написаны 3 пословицы, во втором столбике вперемешку будут окончания этих пословиц- ребятам нужно будет расставить в нужном порядке.
6. Распечатать пословицы из первого пункта на листе; распечатать пословицы для игр.
7. Защитить свой проект на классном часе.
Художники-иллюстраторы
Организовать ребят из класса, чтобы они за выходные нарисовали рисунки о дружбе и принесли их в понедельник в школу.
Провести анализ рисунков, и выявить какие символы дружбы повторяются у большинства.
Из повторяющихся символов собрать и нарисовать эмблему Дружбы.
Доказать, почему именно эти символы раскрывают понятие «Дружба»
Придумать девиз к эмблеме Дружба
Подобрать загадки по теме «Дружба»
Защитить свой проект на классном часе.
Эксперты
1.разобрать две ситуации, ответить на вопрос:
– Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы.
2.Предложить разные ситуации группам и их обсудить: “Как бы вы поступили? (ситуации предлагаются по очереди каждой команде)
3.Провести анкетирование у ребят класса
4.Проанализировать анкеты, выявить количество детей, ответивших «Да», «Нет» по каждому вопросу.
5.Записать результат анализа анкет и отдать их классному руководителю.
6.Защитить свой проект на классном часе.
Законодатели
1. Найти лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре).
2. Слова-родственники (однокоренные).
3. Слова-друзья.
4. Слова-враги (в словаре антонимов)
5. Разработать свод законов о дружбе.
6. Защитить свой проект на классном часе.
Сочинители
1. Найти информацию о том, что такое толерантность
2. Ассоциации с понятием «друг»
3. Найти информацию о том, что такое синквейн.
4. Записать алгоритм составления синквейна
5. Сочинить своей группой 2-3 синквейна о дружбе, друге или близких людях.
6. Защитить свой проект на классном часе.
7. На классном часе провести с ребятами класса упражнение «Составь синквейн о дружбе»
8. Попросить 3-4 желающих прочесть написанный синквейн
4 этап – заключительный. Вывод о проделанной работе.
При проведении проекта будут учитываться возрастные особенности детей, их творческие и умственные способности. Дети могут готовиться к занятию в школе, дома. Такая деятельность должна создать положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысит речевую активность детей и сохраняет интерес на протяжении всего занятия.
Планирую в своей будущей педагогической деятельности проводить подобные мероприятия.
В ходе подготовки проекта я приобрела такие компетенции как
1) Понимать сущность и социальную значимость своей бедующей профессии, проявить к ней устойчивый интерес;
2) Организовывать собственную деятельность, определять методы, решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
3) Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимый для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития;
4) Использование информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
5) Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Представление результатов деятельности групп.
1 группа - Хранители мудрости.
Мы представляем результат работы группы “Хранители мудрости”. Наша группа работала со словарями, искала определение слова «Дружба».
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь».
В толковом словаре Ожегова мы нашли такое определение: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Наша группа подбирала различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
Всего нашли …56….. пословиц. Это пословицы разных народов. Мы хотим зачитать те из них, которые особенно нам понравились:
Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
А ещё у нас было задание подготовить и провести игру с другими группами. Игра называется «Закончи пословицу». Ребята нашей группы читают начало пословицы, а вы её должны закончить.
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Ещё мы вам предлагаем игру «Соедини части пословиц», работая в группах
Дружба – как стекло…… друг спорит/.
Недруг поддакивает, а …………..………../разобьешь – не сложишь
Кто любит лгать, ……… /чем коварный друг/.
Лучше честный враг, ,…………../ того нельзя в друзья брать/
Не бойся врага умного, ……….../ и я скажу, кто ты/
Скажи мне, кто твой друг.………/ ………./бойся друга глупого
Не тот друг, кто на пиру гуляет……………………………… что дерево без корней
Человек без друзей,………………………… а тот, кто в беде помогает.
(Сверим схему, выучим пословицы в группах .Члены группы по очереди подходят к другим группам , рассказывают свои пословицы, все хором полушёпотом повторяют.
2 группа ребят – Художники - иллюстраторы.
У нас были следующие задания: Мы организовали ребят из класса, чтобы они за выходные нарисовали рисунки о дружбе и принесли их в школу. Мы провели экспертизу рисунков, и выявили какие символы дружбы повторяются у большинства.
Из повторяющихся символов собрали и нарисовали эмблему Дружбы.
Докажем, почему именно эти символы раскрывают понятие «Дружба»
Во многих рисунках повторяются: двое и более детей, взявшиеся за руки; улыбки; совместные игры: голубые облака, парящие птицы, во всех рисунках присутствует солнце и от этого от рисунков исходит теплота, радость, хорошее настроение, хочется обнять весь мир и дружить со всеми, то есть быть дружелюбными.
Придумали девиз к эмблеме «Дружба» «Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить.
А ешё наша группа подбирала загадки к слову «дружба»
1) Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская... (дружба)
2) На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
3) Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)
4) Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю... (помириться) и т.д.
3 группа – наши эксперты.
Нашей группе экспертов было предложено разобрать две ситуации, ответить на вопрос: Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. Вот что у нас получилось.
Первая ситуация:
Два друга готовятся к контрольной по окружающему миру. У одного из них, Александра, лекции (записи в тетради) в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить записи у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
1. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо. На первый раз можно помочь, но не в ущерб себе, а потом объяснить, что так и неучем можно остаться.
Вторая ситуация
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
Могут ли друзья познаваться в радости?
2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху своего друга.
– А сейчас, ребята, мы предлагаем вам в группах обсудить ситуации: “Как бы вы поступили? (ситуации предлагаются по очереди каждой команде):
Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты идёшь по улице. Два твоих друга забрали у твоей одноклассницы шапку. Ты спешишь к подруге (другу) поиграть на компьютере, а навстречу тебе идёт группа одноклассников делать генеральную уборку в классе. Как ты поступишь?
Выступление учащихся от каждой команды.
Наша группа проводила исследования, хорошие ли друзья, ребята нашего класса. Нужно было подчеркнуть тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным (тест).
Проанализировали анкеты, выявили количество детей ответивших «Да», «Нет». Подавляющее большинство ответили «Да»
Вывод: ребята нашего класса - хорошие друзья.
4 группа – наши “законодатели”
Лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре).
В толковом словаре Ожегова мы нашли такое определение: Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, человек способный к дружбе, лицо, пользующееся сердечным расположением
Слова-родственники (однокоренные): друг, дружок, дружище, дружеский, дружественный, дружелюбный, подруга, дружка, дружить, дружиться
Слова-друзья (в словаре синонимов): приятель, товарищ, друган, френд, сторонник, собеседник, одноклассник, кореш, старина, союзник, наперсник, побратим, соратник, союзник, доброжелатель.
Слова-враги (в словаре антонимов): неприятель, недруг, противник, соперник
Законы дружбы: Мы достаточно долго разрабатывали свод законов о дружбе. Сначала нам показалось, что это достаточно легко, но это не так. Мы их несколько раз переделывали и вот что у нас получилось
- Не предавай друга; Выручай, если что-то произошло, откликайся на просьбу друга; Не обманывайте друг друга; уважайте интересы друг друга; Преодолевайте препятствия, которые могут разрушить дружбу; не ябедничай; Не смейся над другом, если он попал в неловкое положение; Умей прощать друга за ошибки. Мирись; Не бойся попросить прощения; Не груби; Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи;
5 группа Сочинители».
Нашей группе «Сочинители» было дано задание:
1.Найти информацию о том, что такое толерантность
2.Найти информацию о том, что такое синквейн.
3.Сочинить своей группой 2-3 синквейна о дружбе, друге или близких людях.
4.Провести с ребятами класса упражнение «Составь синквейн о дружбе»
5.составить ассоциограмму к слову ДРУГ.
Толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Толерантность – это благосклонность и уважение к другому.
Толерантность – это способность признавать отличные от своего собственного мнения.
Мы все разные: кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом. Кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы.
У нас в классе кроме ребят русской национальности, но нам хорошо вместе, и мы будем продолжать дружить. Мы разные, но мы – вместе.
Синквей от французского слова – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам: Его форма напоминает ёлочку.
1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека
2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных
3-я строка – описание действия – 3 глагола
4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.
Дружба
Крепкая, долгая
Помогает, выручает, заботится
Серёжа – ученик четвёртого класса
Одноклассник
Друг
Работа в группах. Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение и оформить его на своих проектах.
Учащиеся сочиняют синквейн и по желанию их зачитывают.
(На доске на цветной бумаге написано слово – ДРУГ) Продолжите фразу «Друг – это…»
друг – это человек, с которым тебе интересно играть,
друг – это девочка или мальчик, с которым можно посекретничать о чем-то,
друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,
друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо,
друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»
друг – это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т. д.).
4 этап – заключительный.
Выводы: Данный проект способствует развитию дружеских отношений в классном коллективе, развивает коммуникативные способности, ассоциативное мышление, чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства, развивает чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу
Этот проект заставил нас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.