МБДОУ детский сад 10 города Белово
Проект
Беловский городской округ 2022
Автор составитель: Гаськова Светлана Сергеевна, воспитатель
В данном описании проекта представлены рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.
Данный проект предназначен для педагогов ДОУ и рассчитан на 1 неделю.
Содержание
Паспорт проекта
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
2. Цели и задачи
3. Краткое описание проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Целевые группы проекта
6. Объем и содержание работ
Паспорт проекта
Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т. д. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
В виду того, что у младших дошкольников недостает жизненного опыта, они мало осведомлены о многообразии профессий. Для того чтобы восполнить эту нишу знаний, создается проект «Я выбираю профессию»
Наименование проекта |
«Я выбираю профессию» |
Основные разработчики проекта |
Воспитатели ДОУ |
Цель и задачи проекта |
Цель: - дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых. Задачи: - познакомить детей с различными профессиями взрослых. Формировать у ребят трудовые действия; - расширение и закрепление представлений о профессиях людей; - ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых; - уточнение, расширение и активизация словаря по теме; - развитие зрительного внимания и восприятия; - развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики; - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
Перечень основных мероприятий
|
- разработка плана поэтапного развития проекта «Я выбираю профессию»; - составление плана работы с детьми; - разработка рекомендаций, консультаций и памяток о профориентации детей дошкольного возраста; - подготовка сюжетно-ролевых игр по данной теме; - создание единого информационно-предметного пространства в процессе реализации проекта.
|
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Педагоги, воспитанники, родители. |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
В результате выполнения проекта будет достигнуто: - знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель; - понимание детьми значимости этих профессий; - умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; - проявление признательности и уважения к труду взрослых;
|
Этапы реализации проекта |
1. Подготовительный этап. Формирование проблемы; Определение темы, цели, задач; Изучение методической литературы по данной теме; Подбор сказок, стихов, пословиц и поговорок для детей 2-3 лет; Пополнить уголок «Кухня» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты. Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?», «Суп или компот». Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», К. Чуковский «Айболит». Внести в группу картины «Врач», «Повар», «Строители строят дом» Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор, т. д. подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях. 2. Разработка проекта. Составление плана работы над проектом; Определение тематики консультаций для родителей; Разработка учебно-тематического плана; Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (предметы народного быта и творчества, книги, фотографии и т.д.) 3. Внедрение проекта. Проведение бесед, сюжетно-ролевых игр, рисование, конструирование, экскурсий; Знакомство и чтение художественной литературы (стихи, сказки, пословицы и поговорки); Заучивание наизусть понравившихся произведений; Обновление материала в родительском уголке. 4. Итоговый (заключительный). Презентация «Как мы работали над проектом» Презентация деятельности детей на общем родительском собрании по теме «Ранняя профориентация в детском саду»; Оформление альбома «Все профессии важны, все профессии важны» Оформление выставки детских работ «Горд мастеров» Инсценировка сказки «Муха-цокотуха»
|
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.
Актуальность данного проекта обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
ДОУ является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны, своего города. Данное положение обусловлено следующими факторами:
- Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.
- Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного образования, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
2. Цели и задачи проекта
Реализация проекта «Я выбираю профессию» будет способствовать формированию первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей. Миром профессий, включению в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретению допрофессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).
Настоящий проект имеет:
Цель: – дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 2-3 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых.
К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта относятся:
- познакомить детей с различными профессиями взрослых. Формировать у ребят трудовые действия;
- расширение и закрепление представлений о профессиях людей;
- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
3. Краткое описание проекта по этапам
1 этап. Подготовительный.
На данном этапе проводится подготовительная работа. Определяются цели, задачи. А также изучается методическая литература.
2 этап. Разработка проекта
Составление плана работы над проектом. Определение тематики занятий. Разработка учебно-тематического плана. Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (предметы народного быта, народные костюмы, фотографии и т.д.)
3 этап. Внедрение (практическая деятельность).
Для успешной реализации проекта рекомендуется проводить беседы, сюжетно-ролевые игры с детьми, рисование, конструирование, экскурсий; чтение художественной литературы (былины, сказки).
Знакомясь с произведениями ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.), заучивать некоторые из них наизусть (понравившиеся произведения).
Регулярно обновляется материал в родительском уголке, который знакомит родителей с практической познавательной деятельностью детей на занятиях.
4 этап. Итоговый (заключительный)
На данном этапе проводится презентация «Как мы работали над проектом»;
Презентация деятельности детей на общем родительском собрании по теме «Ранняя профориентация в детском саду»;
Оформление альбома «Все профессии важны, все профессии важны»
Оформление выставки детских работ «Горд мастеров»
Инсценировка сказки «Муха-цокотуха»
4. Ожидаемые результаты
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
- Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель;
- Понимание детьми значимости этих профессий;
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
- Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
5. Целевые группы проекта
Проект «Я выбираю профессию» рассчитан для детей дошкольного возраста от двух до трёх лет.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников.
6. Объем и содержание работ
I.
Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
Цель и задачи: Изучить методическую литературу для последующего использования ее в работе с детьми.
II.
Составить план работы с детьми над проектом.
Цель и задачи: Выбрать наиболее эффективные приемы работы с детьми по ознакомлению с профессиями.
III.
Разработка рекомендаций, консультаций и памяток.
Цель и задачи: Выявить степень заинтересованности детей и родителей.
IV.
Понедельник.
Профессия «Повар».
Тема: «Кто готовит нам обед?»
Утро
1. Беседа «Профессия повар».
Цель: Познакомить детей с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами помощниками. Закрепить знания о столовой посуде.
Задачи:
- развивать кругозор;
- обогащать словарь по теме: «Профессия повар»
- воспитывать уважение к людям труда;
- воспитывать коммуникативные качества и уверенность в себе.
2. Экскурсия на кухню
Цель: дать представления детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы;
- закрепить умение узнавать и называть овощи и фрукты;
- познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию;
- развивать наблюдательность, развитие мелкой мускулатуры рук; развитие сенсорных способностей;
- воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сада по имени и отчеству;
- знакомство с источниками опасности (горячая плита, вода и т. д.)
- активизация словаря: овощной, половник, ножи, кастрюли, картошка, морковку, перец, лук, яблоко, сухофрукты.
3. Организованная образовательная деятельность
Художественно- эстетическое развитие. Рисование.
Тема: «Украсим тарелочку»
Цель: Учить рисовать нетрадиционным методом - украшение тарелки;
- Формировать умение рисовать ватной палочкой на круглой форме;
- Развивать мелкую моторику; чувство симметрии, восприятия, наглядно-образное мышление;
- Развивать, художественный вкус, чувство композиции;
- Воспитывать аккуратность, взаимоуважение, желание творить прекрасное;
Прогулка
Пальчиковые игры «Салат», «капуста»
Отгадывание загадок, чтение стихотворений.
2 половина дня
Сюжетно – ролевая игра: «Готовим обед для куклы Кати».
Цель: Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни.
Задачи: расширять представления о возможностях использования условий групповой комнаты; знакомить со способами приготовления простейших блюд; учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать);
обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, салат, компот и др.); употреблять в речи обобщающие слова (посуда, продукты); учить поддерживать порядок в групповой комнате; отражать в речи правила поведения (приготовили еду — нужно помыть посуду, поставить ее на место).
Оборудование: новые атрибуты в игровом уголке (продукты питания, предметы заместители, посуда.
Рассматривание иллюстраций по теме
Разукрашивание раскрасок по теме
Рассказы детей «Что готовит бабушка»
Работа с родителями
Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Повар»
Выставка «Любимые домашние рецепты»
Вторник.
Профессия «Строитель».
Тема «Что нам стоит дом построить»
Утро
1. Рассматривание картины «Строители строят дом»
2. Беседа «Кто построил детский сад?»
Цель: Познакомить детей с профессией строителя, его внешним видом, инструментами.
Организованная образовательная деятельность
Художественно-эстетическое развитие. Коллективная лепка
Тема: «Мы строим город»
Прогулка
Игра «Угадай, что я строю»
Постройки из песка «Прекрасный город»
Пальчиковая игра «Дом»
2 половина дня.
Конструирование «Построим дом кукле»
Задачи: Ознакомление детей с трудом строителей. Обучение детей устанавливать взаимоотношения в игре.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Дети играют в кубики».
Воспитатель предлагает вниманию детей картинку, рассказывает, что на ней изображено.
Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, уточняет, какие они: «Ворота желтые, а сверху красные».
Дети рассматривают красную башню, которую построил мальчик, мальчика в полосатой рубашке, который привез на грузовике кубики.
В заключение дети слушают следующий рассказ.
«Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершина острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. Бип-бип! — сигналит он детям. — Я вам еще кубиков привез».
После этого педагог предлагает детям распределить роли и поиграть в игру «Стройка».
Если дети затрудняются, то он спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для куклы Тани дом? А кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы для постройки дома? и т. д.». Затем воспитатель дает возможность детям играть самостоятельно.
Подвижная игра «Башенки».
Цель: развивать двигательную активность и внимание детей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям построить башенки, у кого выше получится.
Детям выдается по кубику, которые они кладут возле себя. По команде воспитателя дети подбегают к корзине с кубиками и берут по одному, возвращаются к своему кубику и ставят кубик на кубик. Дети бегают к корзине пока воспитатель не скажет «Стоп». Затем дети все вместе выясняют, чья башенка выше.
Художественно-эстетическое развитие «Домики с окошками». Коллективная аппликация
Просмотр виртуальной экскурсии «Мы на стройке»
Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»
Среда.
Профессия «Пожарный».
Тема: «Пожарные спешат на помощь»
Утро
Просмотр слайдов «Огонь- друг, огонь – враг»
Разучивание русской народной песенки «Пожар» на стихи К. И. Чуковского
Организованная образовательная деятельность
Интегрированное занятие «Отважные пожарные»
Цель:
Прогулка
Игра – эстафета
«Мы смелые, быстрые, умелые!»
«Кто быстрее добежит до флажка»
2 половина дня
Д\и «Опасные предметы – источник огня»
Сюжетно-ролевая игра «Смелые пожарные»
Рассматривание сюжетных картинок «Я– пожарник»
«Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Игровое упражнение «Диалоги по телефону»
Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Путаница»
Работа с родителями
Консультация для родителей «Правила поведения при пожаре»
Наглядная агитация. Плакаты, иллюстрации в приёмной группы
Четверг.
Профессия «Водитель».
Тема «Кто сидит за рулем?»
Утро
Беседа «Профессия водитель»
Задачи: Учить детей логично отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя.
Воспитывать уважительные отношения к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам – машинам. Закреплять навыки культурного поведения «на дороге
Презентация «Водители и пешеходы» - правила поведения на дороге.
Организованная образовательная деятельность. Рисование «Зелёный огонёк»
Прогулка
Наблюдение за машинами, проезжающими мимо детского сада.
Наблюдение за пешеходным переходом
Игра «Воробушки и автомобиль»
2 половина дня
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Задачи:
Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя; диалогическую форму речи;
Приучать детей здороваться при встрече, прощаться при расставании;
Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения во время игры, ориентироваться в пространстве;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Посмотрите, какая у нас широкая, красивая улица города. Как называется город, в котором мы живем? (Ярославль) На ней много домов. Они разные – высокие и низкие.
Жители нашего города пошли каждый по своим делам: кто на работу, кто в магазин.
Место, где ходят люди, называется тротуаром. Тротуар – это дорога для людей. Как называется место, где ходят люди? (Тротуар).
- Посмотрите, все жители нашего города знают, что пешеходы должны ходить по тротуару. А где едут машины? (машины едут по проезжей части дороги). Проезжая часть
– это дорога для машин.
- Сейчас мы с вами отправимся в гости. На чем мы можем доехать?
- Мы с вами отправимся в гости на пассажирском транспорте. А какой пассажирский транспорт вы знаете? (Троллейбус, автобус, такси, трамвай). А как вы думаете, на чем мы с вами поедем? (На автобусе)
- А кто едет в пассажирском транспорте? (пассажиры)
- Перед тем, как выехать из гаража, необходимо проверить автобус. Можно ли на нем ехать. Подойдите и проверьте все ли у автобуса в порядке или что-то надо отремонтировать или добавить. Дети осматривают автобус, определяют и объясняют:
«нет колеса – без колеса автобус не поедет по дороге», «У меня нет руля – я не смогу управлять автобусом».
- Молодцы, готовы к отъезду, Миша, мы можем отправляться? (нет) Почему? (Надо заходить в автобус, садиться на свободное место, соблюдать правила поведения, покупать билеты)
- Да, в пассажирском транспорте надо: проходить в салон, садится на свободное место, соблюдать правила поведения, покупать билеты. А у кого мы покупаем билеты? (у кондуктора, Ульяна будет кондуктором, и будет давать нам билеты. Теперь мы можем ехать.
На улице нашей машины, машины, Машины малютки, машины большие, Спешат грузовые, фырчат легковые, Торопятся, мчатся, как будто живые.
- Долго водитель вез людей, устал. Где можно оставить автобус? (На автобусной остановке).
- Мы с вами прибыли.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Работа с родителями
Выставка совместных рисунков «Правила дорожного движения»
Пятница
Профессия «Врач»
Утро
Экскурсия в медицинский кабинет
Цель:познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.
Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»
ООД Аппликация «Скорая помощь»
Цель: учить различать транспортные средства, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Прогулка
Наблюдение за машиной «Скорая помощь»,проезжающей мимо детского сада
Сюжетно-ролевая игра «Пациенты»
Цель: Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к тем, кому требуется помощь.
2 половина дня
Презентация «В детской поликлинике»
Чтение сказки В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок»
Сюжетно- ролевая игра «Больница»
Игровая ситуация «Чтоб кусался зубок»
Лепка «Витаминки для мишки»
Работа с родителями
Информационно- профилактическое окно
Консультация «Профилактические меры по борьбе с туберкулёзом»
«Что делать, если ребёнок боится врача?»
V.
Презентация «Как мы работали над проектом»
Презентация деятельности детей на общем родительском собрании по теме «Ранняя профориентация в детском саду»;
Оформление альбома «Все профессии важны, все профессии важны»
Оформление выставки детских работ «Горд мастеров»
Инсценировка сказки «Муха-цокотуха»
Цель и задачи: Познакомить родителей с проделанной работой, показать важность данного проекта.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.